АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Буддизм

Читайте также:
  1. Буддизм
  2. Буддизм и вероисповедная политика правительства Российской империи (по материалам Российского Государственного Исторического Архива)
  3. БУДДИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  4. Буддизм.
  5. Буддизм. Живое учение Будды
  6. Возникновение буддизма. Сиддхартха Гаутама как его основатель
  7. Возникновение и основы вероучения буддизма
  8. Отношение к животным в буддизме и христианстве
  9. Под влиянием буддизма в архитектуре, например, главная место заняли замки, палацы, и павильоны для чайной церемонии.
  10. Религиозная политика Хубилая и его последователей: буддизм
  11. Религия: буддизм и джайнизм

Буддизм возник в VI–V вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем буддизма был

Сиддхартха Гаутама, сын правителя небольшого государства на севере Индии. Он вырос,

женился, у него родился сын, но царевич не успел узнать тяжелых сторон жизни почти до

тридцати лет. Жизнь его протекала во дворце и окружавших дворец садах. Но наступил день,

когда Гаутама покинул дворец и в поселении увидел дряхлого старика. Мысль о неизбежно-

сти старости пришла к нему. Встреча с больным повергла его в смятение: значит, не вечно и

ему быть здоровым. Встреченная похоронная процессия натолкнула на мысль о неизбежном

печальном конце всего живущего. Так гласит предание. Оно сообщает также, что в 29 лет

Гаутама неожиданно для всех оставил семью, дом, богатство и, став отшельником, начал

поиск Истины. Шесть лет странствий, наполненных лишениями, искушениями, сомнени-

ями, но главное – глубокими размышлениями, не пропали даром и завершились успехом.

Однажды, сидя под огромной смоковницей (деревом Бодхи), в глубокой задумчивости, Гау-

тама исполнился вдруг светом Истины, обрел Мудрость, ему открылся путь спасения чело-

вечества.

Так он стал Буддой, т. е. просветленным или пробужденным, постигшим высшую

истину. Ему открылись все законы мироздания. Эту истину потом Будда проповедовал по

всей Индии. У него появились ученики и многочисленные последователи.

В III в. до н. э. в правление царя Ашоки буддизм получил государственную поддержку.

Была создана единая буддийская организация и догматика, началось активное распростра-

нение буддизма по всей Азии. В течение многих веков учение Будды передавалось изустно.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

В I в. до н. э. оно наконец получило письменное закрепление в виде «Трипитаки» («трех

корзин закона», «трех корзин» пальмовых листьев, на которых записаны откровения Будды).

Ядро буддийского учения составляют «четыре благородные истины»: 1) всякая жизнь

несет с собой страдания; 2) страдания имеют своей причиной эгоистические желания чело-

века; 3) только освободившись от этих желаний можно прекратить страдания; 4) к прекра-

щению страданий ведет «благородный срединный восьмеричный путь» (восемь ступеней,

или шагов).

Согласно буддизму корень всех страданий – в нашей чувственной привязанности к

миру, в желании, жажде наслаждений и удовольствий, в стремлении к власти, богатству, дру-

гим жизненным благам, вообще к обладанию. Человек, следовательно, страдает не потому,

что не удовлетворяется какая-то его жизненная потребность, а потому, что возникает, появля-

ется сама эта потребность. Не будь потребности, жажды, не было бы и связанных с ее удо-

влетворением страданий. «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его

не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склон-

ность к желанию».

Сторонники буддизма верят, что душа со смертью тела не исчезает, а воплощается,

обретает новое тело. Ненасытность человеческих потребностей толкает душу ко все новым

и новым перерождениям, к перевоплощению души из одного тела в другое (человека, живот-

ное, растение или даже предмет неживой природы). Добрыми мыслями и делами можно

облегчить свою участь – добиться лучшего перерождения. Но нельзя, оставаясь в рамках

бесконечного круговорота рождений и смертей, избавиться от страданий. Новые рождения –

новые старость и смерть – новые страдания. Нужно вообще покончить с перевоплощением,

перестать вновь и вновь рождаться на этой земле. Освобождение от перерождений, согласно

буддистскому вероучению, – основная цель человеческой жизни.

Вырваться из заколдованного круга рождений и смертей позволяет «восьмеричный

путь», путь Будды, состоящий из следующих звеньев, или ступеней: 1) праведное воззре-

ние (признавать «четыре благородные истины»); 2) праведное намерение (ориентироваться

на истинные ценности, исключающие насилие, ненависть и т. п.); 3) праведная речь (воз-

держиваться от лжи, грубости и сквернословия); 4) праведное действие (не причинять зла

живому); 5) праведный образ жизни (держаться твердых моральных принципов, жить чест-

ным трудом); 6) праведное усилие (бороться с соблазнами и дурными мыслями, умножать

добро и пресекать зло); 7) праведное самообладание (усмирять свои страсти, в особенности

стремление к удовольствию); 8) праведная концентрация, или медитация (прозревать суть

вещей, быть способным сосредоточиться на главном в жизни).

Пройдя восьмеричный путь, человек достигает святости. У него уже не остается ни

желаний, ни страстей, все земные привязанности преодолены, впереди – нирвана. Под нир-

ваной буддисты понимают высшее просветление духа, внутреннее проникновение в истин-

ное бытие мира, абсолютный, ненарушимый покой. Нирвана освобождает человека от стра-

стей, а одновременно и от своего «Я». Без этого не было бы окончательного освобождения

от перерождений.

Восьмеричный путь открыт всем верующим, но одолеть его в действительности могут

лишь монахи-отшельники. Для мирян достаточно быть щедрыми на подаяние монахам и

соблюдать пять моральных правил, или заповедей: 1) не убивать живых существ; 2) не брать

чужого; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять наркотических веществ и

спиртных напитков.

Большое место в буддизме отводится практической морали, соблюдение моральных

норм приобретает для буддиста особую значимость. Вся мораль пронизана духом ненасилия.

Ненасилие – это закон сострадания или сочувствия, одинаково распространяющийся на тело

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

и душу человека. Негативно оно определяется как воздержание от причинения вреда или

боли, а позитивно – как любовь ко всему живому, благоговение перед жизнью вообще.

Молитву в буддизме заменяет медитация – углубленная умственная сосредоточен-

ность, удаляющая человека от внешних объектов, эмпирического мира и приобщающая его к

миру духовному. Она обуздывает страсти, останавливает мысль, обеспечивает внутреннюю

уравновешенность человека. Непременные атрибуты медитации – благовония и четки.

Сегодня в мире насчитывается около 500 миллионов буддистов. Они живут в основном

в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Китае,

Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Бирме, Таиланде, Лаосе, Монголии. Современный буд-

дизм имеет довольно много течений и школ. В Монголии, как и в Тибете, буддизм распро-

странен в своей ламаистской разновидности.

На территории Российской Федерации районами, населенными буддистами, являются

Тува, Бурятия и Калмыкия. Буддийские общины есть и в странах Европы и США.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)