|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Материя и сознаниеВ определении материи решается один из основных вопросов философии – вопрос о соотношении материи и сознания. В философии «материя» является наиболее общей катего- рией, в которой фиксируется материальное единство мира. Главное свойство окружающего нас мира, которое отражается в понятии «материя», – это самостоятельное существование мира, не зависимое от нашего познания и ощущений. Термин происходит от лат. materia – вещество. В современной философии материей называют бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Категория «материя» появилась с началом развития древнегреческой философии. Ею пользовался Платон. По его мнению, материя – это некий лишенный качеств материал, из которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя обладает определен- ными характеристиками: она бесформенна, неопределенна, отождествляется с простран- ством, принимает форму любых геометрических фигур. В последующих философских системах материя связывалась с конкретными свой- ствами: массой, энергией, пространством; отождествлялась с веществом, атомами и т. д. В Новое время материю сводили обычно к конкретной физической, химической и т. п. сущ- ности. К XIX в. философы задачей своего осмысления стали полагать характеристику мате- рии во всем ее бесконечном многообразии, а равно и разграничение категорий материи и сознания. Материалисты, которых в Новое время было немало, особенно после знакомства общества с трудами Л. Фейербаха, а чуть позже и К. Маркса, трактовали материю как объ- ективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне и независимо от человеческого сознания. Такая формулировка позволяет говорить о материи безотноси- тельно к возможному открытию ее новых, еще неизвестных свойств, видов и форм. Неотъемлемыми свойствами материи являются: субстанциональность, т. е. материя рассматривается как главная составляющая, пер- вооснова всего сущего на Земле; неисчерпаемость (и это свойство подтверждается современным естествознанием) – возможность перехода материи на новые уровни, генетически связанные, находящиеся в определенной иерархии между собой (от менее сложных форм (неживая материя) к более сложным (живая, а также социальная материи). На сегодняшний день в философии признаются «многоуровневость» существования материи, ее системность и структурность. Способом существования материи является дви- жение. Дискуссионным является вопрос о развитии как способе существования материи. К числу атрибутов (неотъемлемых свойств) материи относятся не только движение, но и про- странство и время. Многие современные авторы пространство, движение и время рассма- тривают не самостоятельно, а относительно друг друга. Считается, что не существует абсо- лютного пространства или времени, пространство и время возникают в результате движения и взаимодействия материальных тел. В то же время сами материальные тела могут рассма- триваться как искривление пространственно-временного континуума. Сознание еще с глубокой древности было предметом пристального внимания филосо- фов. К нему не применимы многие характеристики чувственно воспринимаемой объектив- ной реальности (пространство, время), его нельзя измерить, количественно выразить, ощу- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» щать или наблюдать. Наконец, оно не обладает массой, энергией, формой в том смысле, который применим к физическим явлениям. Сознание существует – это факт, но проявляется опосредованно через язык и целепо- лагающую деятельность людей. Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. 1. Досократовское – сознание отождествлялось с неким первоначалом (огонь, воздух и т. д.), было безличностно, т. е. не отождествлялось с человеком. Таким образом, в доклас- сический период развития древнегреческой философии мыслители нередко разделяли пред- положение Гераклита, что душа человека может быть наполнена огнем или водой. 2. Сократовское – проводится грань между материальными явлениями и идеаль- ными. Например, у Платона сознание ассоциируется с определенным типом бессмертия души. Душа до рождения человека находится в мире вечных идей, затем приходит в тело – «темницу души». Платон делил психические явления на принадлежащие миру чувств (ощущение, восприятие), миру интеллекта (рассудок, мыслительные операции) и миру «ума» (чистые идеи). Таковы были представления, сложившиеся о сознании в классический период развития Античной философии. 3. Средневековое: сознание – это дар Бога как надмирового начала (идеалистическая трактовка). В средние века существовала и материалистическая трактовка сознания в трудах Аверроэса, Дунса Скота, Сигера Брабантского: сознание выводилось из мыслящей материи. Сознание теперь понималось не только как знание внешнего мира, но и как осмысление человеком его собственного внутреннего мира. Так возникает проблема самосознания. 4. Новое время: сознание – центральная проблема философии. Формируются самые разнообразные представления о сознании. Воззрениям Декарта присущ дуализм: сознание он понимает как особую мыслящую субстанцию. При этом человеческое индивидуальное сознание – ее часть – противостоит материальной субстанции. Впоследствии сформирова- лись две традиции понимания сознания. Ряд исследователей вслед за Гоббсом и Локком пытаются сводить психические про- цессы к физическим, а духовное к материальному. Представители вульгарного материализма (Фохт, Молешотт) рассматривают сознание как физиологический процесс: мозг выделяет мысль, как печень – желчь. Другие философы исходят из посылки о примате духовного, то есть в данном случае – сознания, над материальным и физическим. С позиций субъективного идеализма эту идею развивали Беркли и Юм. На воззрениях объективного идеализма основана система Гегеля. Гегель, в частности, считал, что сознание – это одна из форм развития Абсолютной идеи. 5. Современная философия: сознание – это процесс работы человеческого мозга, выступает как его функция, не обнаруживает себя в отрыве от него; сознание – это результат эволюционного развития живого вещества; сознание – это высший тип отражения, т. е. воспроизведение признаков, свойств и отношений отражаемого объекта на всех уровнях организации материи: 1) в неживой природе отражение характеризуется простыми формами и пассивным характером (изменения физических и химических характеристик: след на песке, фото, зер- кальное отражение); 2) в живой природе: биологическая форма отражения – раздражимость, т. е. способ- ность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды; 3) в процессе эволюции живой природы у сложно организованных существ появляется чувствительность – психическая форма отражения. Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений и более сложных форм нервной дея- тельности. В отдельных случаях у высших млекопитающих можно говорить о восприятии – И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» складывании целостного образа ситуации на основе комплекса ощущений. У них возможно и образование представлений, то есть чувственно-наглядных, обобщенных образов, кото- рые воспринимаются и сохраняются в идеальной форме без непосредственного воздействия внешних объектов. Таков образ хозяина у собак; 4) сознание – высший уровень отражения существует только у человека и проявля- ется в идеальных формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В сфере сознания выстраивается логическая зависимость между суждениями. Сознание – выс- шая форма отражения. Сознание связано с трудовой деятельностью, т. е. целенаправленным изменением окружающего мира, и языком, средством коммуникации. Особенность лично- сти – самосознание (оно эмоционально и ценностно окрашено). Таким образом, в ходе развития философии представления о сознании существенно эволюционировали. На сегодняшний день сознание рассматривается как высшая форма отражения, неразрывно взаимосвязанная с языком и социальной сущностью человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |