|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мораль как компонент культурыЛюбое общество располагает определенной нормативно-регулятивной системой. В нее входят право, традиции, обычаи, административные положения, технические норма- тивы, правила грамматики и многое другое. Иначе говоря, нормативная регуляция в обще- стве – это совокупность различных решений, указаний, инструкций, директив, приказов, программ, которые предъявляют к человеку конкретные требования в отношении выполне- ния им своих жизненных обязанностей (функций, ролей). Особое место в этой системе зани- мает мораль как совокупность норм, принципов, оценок, регулирующих поведение людей в обществе. Специфика морали состоит в том, что в буквальном смысле места у нее нет. Мораль трудно, просто невозможно локализовать. Не существует собственно моральных отношений или действий, нет особой моральной сферы жизни. Мораль неуловима, потому что она везде, и под ее суд подпадает вся жизнь человека. Она представляет собой специфический способ упорядочения общественных отношений, не зависящий от их предметно-содержательного наполнения. В морали фиксируется то общее и основное, что составляет культуру межлич- ностного общения людей. Мораль не имеет определенных институтов (установлений). Этим она отличается от права, чьи нормы имеют формальную определенность, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями. Моральные нормы складываются в процессе жизнедеятель- ности общества, они, как правило, неписаны, стихийны. Действенная сила морали основы- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» вается на превращении ее требований в личные убеждения и мотивы поведения индивидов – превращении, совершаемом в процессе их социализации, т. е. приобщения к многообразию жизненных ролей: труженика, потребителя, собственника, гражданина и т. д. Моральная регуляция – это прежде всего саморегуляция, т. е. способность личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответ- ственности перед обществом направлять, контролировать, оценивать и эмоционально пере- живать свое поведение. Обобщенное выражение этой способности называется совестью. Иногда совесть отождествляют с нравственным чувством, которым наделила человека при- рода. Это положение по меньшей мере спорно: морали, нравственности в природе нет. Совесть – не природа, а уж скорее общество, «сидящее» внутри нас. Кроме совести, своеобразного внутреннего авторитета, у морали есть еще и внеш- ний авторитет – это общественное мнение. Оно выполняет в структуре моральной нормы роль, аналогичную роли государства в политической системе. Как государство принуждает к исполнению нормы правовой (юридической), так общество принуждает к исполнению нормы моральной. Но методами принуждения они пользуются разными. Моральное осу- ждение не уступает иногда, впрочем, по силе государственному принуждению. Осуждение – только оценка, за ней следуют и определенные действия. Так, дворянин, нарушивший кодекс чести, не только осуждался дворянским обществом, но и фактически ставил себя вне этого общества. Более того, моральное осуждение порой беспощаднее осуждения государствен- ного, правового, ибо оно захватывает всего человека, проникает в самые потаенные уголки его внутреннего мира. Мораль, ее ценности, нормы и идеалы поддерживаются также силой массовых привы- чек, велений и оценок, традициями совместного бытия людей. Мораль не только неинституционна, но принципиально неформализуема, ей свой- ственна неформальность. Ее адресат – целостный человек, личность, а не, скажем, гражда- нин или физическое лицо. В морали нет служебной субординации, разделения на началь- ников и подчиненных. Выполнение требований морали контролируется всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Неформальность морали позволяет ей по-своему регулировать очень тонкие, интимные отношения между людьми, такие как товарищество, дружба, любовь. В отличие от других социальных норм, прежде всего норм технических, моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных результатов, а только следование общим правилам и принципам поведения, в которых отражается громадный исторический опыт многих поколений, вся накопленная культура межличностных отноше- ний. В этом смысле мораль словно бы нецелесообразна, нерациональна. Однако это не совсем так. В ней содержится высшая рациональность – обеспечение выживания рода чело- веческого. Нецелесообразной мораль представляется и с другой точки зрения. Она часто «невыгодна», не гарантирует благополучия тем, кто ее придерживается. Нецелесообразна мораль, наконец, и тем, что в ней невозможно отыскать обычные причинно-следственные связи, ответить на вопрос «почему?» Найти причины, объясняющие, например, человече- скую слабость или бесчестный поступок, иногда не так уж трудно. Труднее бывает отве- тить на вопрос, почему человек поступает по совести, делает добро людям. Добро возможно только ради самого добра. Мораль по определению бескорыстна. Творя добро, нельзя прямо рассчитывать на ответную благодарность «прямо сейчас». Добро вернется к тебе, если общество, частью которого ты являешься, примет его как моральную норму. Связь между совестью и мора- лью хорошо понимали в древности, в частности на Востоке, где к истине, науке, мудрости допускали только высоконравственных, честных и благородных людей, успешно выдержав- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» ших соответствующие испытания. Видимо, поэтому там было меньше разного рода злоупо- треблений. Мораль участвует в процессе познания. Она отражает общее, типичное в разнообраз- ных поведенческих актах людей, накапливает и закрепляет опыт межчеловеческого обще- ния. Однако специфическая функция морали состоит не в том, чтобы давать людям знания (такая задача стоит перед этикой как наукой о морали), а чтобы регулировать посредством оценки их поведение. Многообразны взаимоотношения морали и искусства. У них одна общая забота – чело- век, его духовные искания, его всестороннее и гармоничное развитие. То, что мораль при- знает добром и злом, искусство изображает как прекрасное и безобразное. Искусство с его образностью, чувственной конкретностью является действенным средством воспитания человека, формирования нравственных качеств личности. С другой стороны, и мораль вли- яет на искусство, поскольку нравственные ориентации человека, несомненно, сказываются на его эстетических оценках, художественных воззрениях, отношении к красоте в целом. Много говорят и пишут о соотношении морали и политики. Действительно, полити- ческая практика трудно совместима с моралью. Победителей в политике действительно не судят, а если и судят, то не всегда это бывает суд справедливости. И все же совсем бес- чувственной к моральному фактору политики не бывает. В той или иной степени политика вынуждена считаться с господствующей в обществе моралью. Без морального оправдания оказывается невозможной легитимизация политической власти. Можно надеяться, что по мере укрепления и развития демократии мораль будет становиться все более важным фак- тором политической жизни общества. Каждое общество с древности до современности всегда оказывалось «морально само- достаточным», а потому недоступным или малодоступным для критики со стороны. Только внутри, между собой, среди своих членов. Появились пословицы вроде: «В чужой мона- стырь со своим уставом не ходят». Однако в последние десятилетия, когда мир все больше становится единым, возникла потребность выработать моральные нормы, объединяющие все человеческое сообщество. Они получили название общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие моральные ценности были и остаются проблемой для общество- знания. Их выявлением и четкой формулировкой занимаются многие исследователи. Обоб- щая уже наработанный в этой области материал, американский ученый Луис П. Подж- ман очень убедительно представил десять «кандидатов» в общечеловеческие ценности. Эти базовые моральные принципы таковы: 1) не убивай невинных людей; 2) не причиняй ненужной боли и страданий; 3) смягчай, облегчай боль и страдания, где это возможно; 4) выполняй обещания и договоры; 5) не покушайся на свободу другого человека; 6) будь справедлив, относись равно к равным и неравно к неравным; 7) принимай с благодарностью оказываемые тебе услуги, отвечай взаимностью; 8) будь правдивым и искренним; 9) помогай другим людям; 10) соблюдай справедливые законы. Принципы эти действительно могут стать основой для диалога и взаимопонимания между людьми и народами в сфере морали, нравственного бытия. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |