АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные проблемы философии Раннего Нового времени

Читайте также:
  1. Chef project skill secrets поможет Вам в запуске нового проекта.
  2. I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КАТАЛИЗА
  3. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  4. I. Философско-нравственные проблемы
  5. I. Экологические проблемы современного общества
  6. II. КРИТИКА: основные правила
  7. II. Основные модели демократического транзита.
  8. II. Підготовка до вивчення нового матеріалу.
  9. III. Вивчення нового матеріалу.
  10. III. Высота времени
  11. III. Изучение нового материала.
  12. III. Основные задачи Управления

ХVII век – принципиально новая страница в истории Европы. Происходят кардиналь-

ные изменения во всех сферах жизни. С развитием капитализма складывается новая соци-

альная структура общества. Аграрные отношения перестают быть господствующими обще-

ственными отношениями. Европейская цивилизация переходит в индустриальную фазу

своего развития. Кардинальны изменения и в духовной, мировоззренческой сфере. Наука

как особый способ познания человеком мира приобретает самостоятельность, стремится

сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Веками продолжавшееся

накопление научных знаний принесло свои плоды. Меняется и место философии. Она видит

свою роль не столько в метафизических построениях, сколько в решении гносеологических

и методологических проблем науки, а также в переосмыслении места, роли и функций госу-

дарства, общества и человека. Изменяется и религиозное мировоззрение. Теизм и провиден-

циализм окончательно уступают место пантеизму и деизму.

Первое место в философских учениях XVII в. несомненно принадлежит гносеоло-

гическим и методологическим проблемам. По мнению французского философа Рене

Декарта (1596–1650), «мысль должна начинать с самое себя».

В рамках гносеологии (учения о познании) сложились два течения философии Нового

времени: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон) выводили знание

из чувственного опыта. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма (от лат. sensus – воспри-

ятие, чувство, ощущение). Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж. Локк: «Нет

ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства». Эмпиризм наряду с чувствен-

ным познанием предполагал активную работу разума по обобщению опытного материала.

Был предложен индуктивный (от лат. inductio – наведение) метод познания – от частного

к общему. Наиболее видными представителями эмпиризма стали английские мыслители

Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк.

Рационалисты (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц) полагали, что реша-

ющую роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать,

рационально мыслить. Разум способен упорядочить данные чувств, дать наиболее точные

знания. Однако разум не безграничен. Кроме того, он способен заблуждаться, так как окру-

жающий мир двойственен и противоречив. Рационалисты сделали ставку на дедуктивный

(от лат. deductio – выведение) метод познания действительности – от общего к частному.

Философы Нового времени вернулись к проблеме субстанции, одной из важнейших

проблем онтологии (учения о бытии), занимавшей, как ранее отмечалось, за две тысячи лет

до них античных философов. Мир, по Гоббсу, – это единая материальная субстанция, и ника-

кой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и

исчезают. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить.

Философы XVII века разрабатывали и материалистические, и идеалистические тео-

рии. Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632–1677) создал монистическую концеп-

цию, согласно которой основой мира считалась единственная субстанция – Бог. Бог ото-

ждествлялся с природой. Воззрения Спинозы были пантеистическими. Философ полагал,

что все формы действительности – это проявления единой субстанции. Основными формами

субстанции он называл материальную и духовную. Они тесно связаны друг с другом, луч-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

шим подтверждением чего служит человек. Поэтому учение Спинозы некоторые философы

относят к числу материалистических учений.

Идеалистическая концепция XVII в. представлена в трудах Готфрида Лейбница

(1646–1716), который считал, что мир плюралистичен, т. е. его основу составляет множе-

ство субстанций – монад (от греч. монос – единственный). Монады – это «духовные атомы»

мироздания. Существуют различные монады, гармонично связанные друг с другом. Лейб-

ниц выстраивал монады в иерархическом порядке:

– высшая монада – Бог (у Лейбница пантеистическое понимание Бога);

– далее следуют человеческие монады;

– монады животного мира;

– низшая группа («голые монады») – монады неживой природы.

В Новое время в онтологии произошло изменение трактовки роли Бога. Ф. Бэкон

и Г. Лейбниц выдвинули концепцию деизма (от лат. deus – бог). Бог в их теориях – безлич-

ная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно

развиваться.

Итак, философы XVII в., который часто называют Ранним Новым временем, активно

разрабатывали гносеологические, онтологические и методологические проблемы филосо-

фии и науки. Новое время продолжалось до начала XX столетия, но в XVIII столетии «центр»

философских исканий переместился из Англии во Францию.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)