АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материальная и духовная культура

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. Адукацыя і культура.
  4. Адукацыя і культура.
  5. Адукацыя, навука, культура.
  6. Адукацыя, навука, культура.
  7. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.
  8. БЛИЗОСТЬ НЕВЕСТЫ И ДУХОВНАЯ ВОЙНА
  9. Быт и культура болгар в XV-XVII вв.
  10. Ведическая культура, современность и будущее человечества.
  11. Ведическая культура.
  12. Вопрос 1. Минойский Крит. История и культура Крита III-II тыс. до н.э.

В период становления культурологии как самостоятельной научной и учебной дисци-

плины было принято различать культуру духовную и культуру материальную. На сегодняш-

ний день такое различие признается несколько устаревшим, однако все еще используется

исследователями. Материальная культура представлена предметами ремесел, производства,

техникой, сооружениями, орудиями труда. Все физические объекты, созданные или преобра-

зованные человеком, получили название артефактов. К артефактам, например, мы относим

часы, предметы одежды, домашних кошек, садовые яблони и компьютеры. Артефакты обла-

дают определенной смысловой нагрузкой, общественной значимостью, могут иметь сим-

волическое значение. Другими словами, они являются воплощениями смыслов, понятных

всем носителям данной культуры.

Духовная (нематериальная) культура включает в себя все то, что не имеет непосред-

ственного материального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материаль-

ной культуры. Это язык, идеология, знания, ценности, обычаи. Элементы, входящие в нема-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

териальную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и

постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия людей в обществе.

Между духовной и материальной культурой нет четко проведенной границы, они явля-

ются как бы разными сторонами одной монеты. Скажем, любое произведение искусства

является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это касается

даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи). Но в то же время любое

произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражаю-

щих ценности и идеологию общества либо, напротив, противостоящих общепринятым цен-

ностям.

Современные культурологи считают более продуктивным рассматривать культурные

явления и формы не с точки зрения разделения их на объекты материальной или духов-

ной культуры, а с точки зрения принадлежности к сферам культурной статики или культур-

ной динамики. Культурная статика – это внутреннее строение культуры, совокупность эле-

ментов, которые ее составляют, и связей между ними. Культурная динамика описывает те

изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический

аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Категория «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникаль-

ного и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская

культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур.

Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются при культурных

контактах.

Однако в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы куль-

турными универсалиями. Культурные универсалии – это такие нормы, свойства, традиции,

обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они

находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж

Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он предложил считать культурными универса-

лиями погребальные обряды, различия между людьми по возрасту, использование натель-

ных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и

другие культурные феномены. Всего Дж. Мердоком было выделено около 70 универсалий.

Постепенно сложилось два подхода к локальным культурам, в основе каждого из кото-

рых лежит свое отношение к культурным универсалиям:

1) релятивизм, исходящий из положения о равной с точки зрения историко-культур-

ного процесса значимости всех локальных культур. «Каждую культуру нужно восприни-

мать, исходя из ее ценностей и норм». Каждая культура имеет право на существование,

сколько бы носителей у нее ни было: несколько десятков человек или несколько миллионов;

2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура – лучшая, а остальные –

так себе». Сторонники этого подхода считают нормы, ценности, традиции той культуры, к

которой принадлежат, некими образцами, эталонами. Естественно, такой подход возможен

и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует росту понимания

между культурами и их носителями.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности культурологии как науки?

2. Какие методы исследования используют культурологи?

3. В силу каких причин определений понятия культуры известно много?

4. Какое определение культуры используется в разделах школьных учебников истории,

посвященных культуре разных периодов?

5. Какие подходы к рассмотрению культуры приняты в современном обществознании?

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

6. Охарактеризуйте подходы в изучении феномена культуры ученых А. Кребера, К.

Клакхона, У. Гуденау.

7. Могут ли понятием «артефакт» обозначаться живые существа?

8. Связано ли понятие культурных универсалий с понятием субкультуры?

9. Чем отличается этноцентризм от социоцентризма?

10. Почему деление культурных явлений на явления, относящиеся к сфере материаль-

ной и духовной культуры, сегодня признается недостаточным?

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)