АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия

Читайте также:
  1. XVIII век: философия Просвещения
  2. Английская философия XVII века
  3. Античная философия
  4. Античная философия
  5. Аристотелевская философия. Введение
  6. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).
  7. Библия и философия
  8. Вопрос 33. Классическая школа менеджмента: характеристика, значение
  9. ГЛАВА 2. Классическая обзорная экскурсия по городу.
  10. ГЛАВА I - ФИЛОСОФИЯ ДУШИ
  11. ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
  12. Глава II. Классическая физика

Немецкая классическая философия хронологически охватывает период с последней

четверти XVIII по первую треть XIX в. Ее выдающейся заслугой было преодоление созерца-

тельного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятель-

ного субъекта, разработка диалектического метода познания. Наиболее видными предста-

вителями немецкой классической философии явились И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг,

Г. Гегель и Л. Фейербах.

В рамках немецкой классической философии происходило обоснование нового статуса

философии и создание ряда ее вариантов, ставились гносеологические проблемы, опреде-

лялись место и роль науки как особого способа отражения человеком мира, исследовались

этические и эстетические проблемы, а также государственно-правовые вопросы.

Основоположник немецкой классической философии – Иммануил Кант (1724–1804).

В творчестве Канта принято выделять два периода:

– докритический (до 70-х гг. XVIII в.);

– критический (с 70-х гг. до начала нового столетия).

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

В докритический период Кант был больше известен как естествоиспытатель. Его при-

влекала астрономия. И. Кант высказал предположение о происхождении Солнечной системы

из туманности, изучал зависимость приливов и отливов от вращения Луны. Главным трудом

этого периода была «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

Непосредственные философские изыскания относятся ко второму периоду в творче-

стве Канта, когда им было написано три основополагающих гносеологических труда: «Кри-

тика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способно-

сти суждения» (1790).

Кант, обратившись к теории познания, поставил вопрос: познаваемы ли «вещи в себе»?

«Вещами в себе» мыслитель называл объективно существующие явления окружающего

мира. На их познание претендуют математика, естествознание и метафизика (философия).

Их претензии обусловлены тремя познавательными способностями:

1) чувственностью, которая используется при конструировании математических поня-

тий. Условием этого конструирования является наличие пространства и времени как субъ-

ектных и априорных (доопытных) форм;

2) рассудочным познанием, характерным для естествознания, активно использующим

возможности опытного познания и конструктивную роль категорий как априорных форм по

упорядочиванию опытного материала. При этом то и другое должны быть связаны друг с

другом, ибо без понятий опыт слеп, а без опытного содержания понятия пусты;

3) разумным познанием, представляющим собой стадию метафизических размышле-

ний о мире, о Боге и душе. Инструментами этого размышления являются идеи. Характер-

ной особенностью этой познавательной деятельности является трансцендентальность, опыт

нельзя применить к решению мировоззренческих вопросов о конечности или бесконечности

мира, о его сложности или простоте, и т. п.

В процессе метафизических размышлений человек приходит к антиномиям – нераз-

решимым противоречиям. Например, можно аргументировать тезис, что мир конечен, но

также можно аргументировать и антитезис, что мир бесконечен.

Следовательно, делает вывод Кант, человеческое мышление заходит в тупик, то есть

«чистый разум» не способен понять сущность «вещей в себе». Выход для человека из сферы

антиномичных метафизических рассуждений Кант видит в области «практического разума»,

то есть в сфере морали и нравственности. Здесь человек свободен. Он волен сам определять

свои поступки. Однако человек живет среди других людей, а потому ему необходимо при-

держиваться определенного правила, которое философ назвал «категорическим нравствен-

ным императивом». Его можно сформулировать так: «поступай так, чтобы принцип твоего

поведения мог стать принципом общего законодательства». Это своеобразная перефрази-

ровка библейской заповеди: поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы

поступали по отношению к тебе. Главное, человек не должен наносить вреда окружающим

– в этом проявился гуманизм воззрений Канта.

Философ считал познавательные способности человека ограниченными. Мы можем

знать, полагал он, только то, что сами создаем. Мы можем знать нечто не как объектив-

ное, то есть не «вещи в себе», а их явления для нас. Этого мыслителя можно причислить

к агностикам, то есть философам, утверждающим принципиальную непознаваемость мира.

Систему Канта также можно охарактеризовать и как субъективный идеализм. Философ очер-

тил начальный круг проблем, рассматриваемых в немецкой классической философии.

Ученик Канта Иоганн Готлиб Фихте (1772–1814) также построил свою систему в рам-

ках субъективного идеализма. Основные идеи Фихте: процесс познания представляет собой

взаимодействие сознания человека «Я» с «не-Я». Под «не-Я» Фихте понимал все объекты

мира: материальные и духовные (и в том числе других людей). В процессе познания каждый

человек стремится к максимальному знанию («абсолютному «Я»), но этот идеал недости-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

жим, так как по мере достижения цели идеал все больше удаляется. Основной вклад Фихте

в философию заключается в том, что он выявил аспекты «деятельностного», активного под-

хода человека («Я») к миру («не-Я»).

В противовес субъективному идеализму Канта и Фихте, Шеллинг и Гегель создали уче-

ния, определяемые обычно как объективно идеалистические. Фридрих Вильгельм Шел-

линг (1775–1834) основное внимание уделял проблемам философии природы (натурфи-

лософии). Он сделал вывод, что в природе все находится в постоянном усложняющемся

развитии. Шеллинг изучал возможности применения диалектического метода познания к

природным объектам.

Вершиной развития немецкой классической философии явилось творчество Георга

Фридриха Вильгельма Гегеля (1770–1831). Исходный вопрос в философии Гегеля тот же,

что и у Канта, – гносеологический: познаваемы ли «вещи в себе»? В отличие от Канта, Гегель

утвердительно отвечает на этот вопрос, за что его причисляют к гносеологическим оптими-

стам. По мнению Гегеля, «вещи в себе» проявляют себя в явлениях, которые находят отра-

жение в мышлении человека.

Исходной посылкой философии Гегеля была идея о тождестве мышления и бытия. Сле-

довательно, чтобы узнать законы бытия, необходимо выявить законы мышления. Применив

к мышлению диалектический метод познания, Гегель так определил логическое содержание

основных законов диалектики:

1) закон перехода количественных изменений в качественные выражает взаимосвязь

качества, количества и меры;

2) закон взаимопроникновения противоположностей выражает процесс формирования

противоречия (тождество – различие – противоположность – противоречие), являющегося

источником саморазвития;

3) закон отрицания отрицания раскрывает последовательность фаз развития: исходная

неразвитая фаза и ее одностороннее отрицание последующей фазой. Развитая фаза завер-

шает процесс, восстанавливая положительные моменты предыдущих фаз.

Разработка законов диалектики считается основным вкладом Гегеля в философию, но

использованный им диалектический метод пришел в противоречие с его же системой. Пер-

воосновой сущего, по Гегелю, является дух, который самораскрывается в природе и челове-

ческом мышлении. Мыслитель считал, что он уловил момент самораскрытия Абсолютной

идеи. Поэтому его система является истиной в последней инстанции (абсолютный идеа-

лизм), а место и время его жизни являются идеальными. Отсюда националистические воз-

зрения Гегеля, считавшего, что будущее за Германией, поскольку другие европейские страны

уже выполнили свою историческую миссию.

На противоречия и слишком, по его мнению, вольные допущения Гегеля указывал в

своих критических сочинениях еще один представитель немецкой классической философии

Людвиг Фейербах (1804–1872). Для его взглядов характерны антропоцентризм и материа-

листическое видение мира, отчего его система приобрела черты антропологического мате-

риализма. Л. Фейербах предпринял попытку с философских позиций обосновать происхо-

ждение религии. Религия создана человеком. Она исторична. В меру своего разумения, по

своему образу и подобию в разные эпохи человек «творил» себе богов. Он наделил их сво-

ими лучшими качествами, что со временем стало стеснять самого человека, привело к отсут-

ствию веры в свои способности. Поэтому необходимо свести религию к ее земным корням,

вернуть человеку утраченные качества. Будущая религия – братская любовь.

Итак, в последней четверти XVIII – первой трети XIX в. в Германии сложился целый

ряд оригинальных философских учений, представленных в трудах Канта, Фихте, Шеллинга

и Гегеля. Несколько позже работал Фейербах. Эти философы разрабатывали диалектический

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

метод изучения действительности, формулировали логические законы, оказавшие огромное

влияние на последующее развитие философии.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)