|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цивилизации Древнего ВостокаПервой ступенькой цивилизационного развития были древние цивилизации (IV– III тыс. до н. э. – V в. н. э.). Цивилизации Месопотамии (шумеро-аккадская, вавилонская, ассирийская), Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Финикия, Палестина и некоторые другие принято называть древневосточными цивилизациями. Основные особенности цивилизаций Древнего Востока можно свести к следующим: 1. Это были «речные цивилизации». Первые очаги земледелия, ремесла, государствен- ности зародились в Египте – в долине реки Нил, в Двуречье (Месопотамии) – между реками Тигр и Евфрат, в Индии – в долинах Инда и Ганга, в Китае – Хуанхэ и Янцзы. 2. В силу засушливого климата здесь возникла ирригационная система земледелия, поддержание которой было под силу только государству. Вследствие этого на Востоке существовала общинно-государственная экономическая система, частная собственность на землю отсутствовала. В производстве использовался рабский труд, но он не играл опреде- ляющей роли в хозяйстве. 3. На Древнем Востоке сложилась особая форма правления – деспотия. Деспотия – особый тип неограниченной государственной власти, характеризующийся жесткой органи- зацией и сильной централизацией. Во главе такого государства стоял правитель, обладав- ший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. В своей деятельно- сти он опирался на широко разветвленную административную систему, предусматривавшую тотальный контроль чиновников над всем населением страны. Царь стоял во главе армии во время войны, был организатором ирригационных работ, верховным жрецом и высшей судебной инстанцией. 4. Монарх считался воплощением бога на земле. Египетский фараон именовался «сыном Солнца», китайский император – «сыном Неба». Правитель в буквальном смысле считался богом в человеческом образе. Эта вера вобрала в себя первобытные ритуалы, когда вождь племени был одновременно и жрецом, создающим из хаоса мировой порядок. В древ- них цивилизациях долго сохранялась вера в то, что царь (вождь) обладает магической силой, от которой зависит благополучие народа. 5. Особенностью древневосточных обществ была их строгая иерархичность. Суще- ствовала жесткая социальная структура. Таков был, например, кастовый строй в Индии. Человек полностью зависел от государства, его статус определялся местом в социальной структуре. Каждый социальный слой и каждый принадлежащий к нему индивид имели четко очерченные обязанности, права и привилегии. Такое общество часто изображают в виде расширяющейся книзу пирамиды. Наверху находится правитель, далее идет высший слой знати, под ним слой многочисленных чиновников. В древневосточных обществах особая социальная группа занималась торговлей (купцы). Важную роль в обществе играли воины, жившие за счет государственного жалованья, а также разграбления захваченных ими же земель. Особую категорию составляли ремесленники. Нижние слои пирамиды образовы- вали общинники, занятые сельскохозяйственным производством, и рабы. 6. Для древневосточных цивилизаций характерна этническая однородность. Абсолют- ное большинство населения составляли свободные общинники-крестьяне. Сельская община уходила корнями в глубокое прошлое и состояла из больших патриархальных семей, полу- чавших наделы из общины. Все члены общины были родственниками, несли коллектив- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» ную ответственность за состояние ирригационных сооружений, выплату налогов. В случае войны община выставляла воинов. Общинники осуществляли самоуправление в пределах своей территории, были относительно независимы в экономическом отношении, исповедо- вали местные культы. Изгнание из общины нередко было чревато для ее члена тяжелыми последствиями. Ведь в обществе проводилось строгое деление на «своих» и «чужих». 7. В духовной жизни общества важную роль играли традиции и обычаи, поклонение предкам, преобладал авторитарный стиль мышления. 8. Цивилизации Древнего Востока отличались стабильностью и консерватизмом. На Древнем Востоке сложились религиозно-философские учения, приобретшие позд- нее исключительное влияние на общественную жизнь. 800-е – 200-е гг. до н. э. немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем», поскольку в эту эпоху сложились инду- изм и буддизм в Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, зороастризм в Иране, иудаизм в Палестине. Цивилизации Древнего Востока оказали большое влияние на античность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |