|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формационный подход. Основоположниками этого подхода стали Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих ЭнгельсОсновоположниками этого подхода стали Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Центральное понятие – общественно-экономическая формация (ОЭФ). ОЭФ – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Господствующий способ производства образует базис – основу общества. Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы возникают в результате деятельности людей, они непреложны. Например, неизбежна смена формаций друг другом. Основу исторического познания должно составлять изучение закономерностей общественного развития. Решающая роль в жизни общества принадлежит материальным факторам (прежде всего производству). Общественное бытие определяет сознание. Исто- рический процесс – закономерная, объективно обусловленная смена формаций. Марксисты используют для описания истории общества понятие «естественно-исторический процесс». Общество развивается от более низких ступеней к более высоким ступеням. Главный крите- рий прогресса – совершенствование производственных отношений, которые на определен- ном этапе приходят в противоречие с производительными силами. Производственные отно- шения, согласно марксистскому учению, – это отношения людей в процессе производства и распределения материальных благ. Производственные отношения отражают существующее разделение труда и определяются уровнем развития орудий производства. Производитель- ные силы – это люди с их навыками труда и средства производства, то есть орудия труда, техники и технологии, используемые человечеством в определенную эпоху. Исторический процесс направлен к определенной цели – коммунизму. Коммунизм – это общественно-эко- номическая формация, следующая за индустриальной (капиталистической). Она характери- зуется всеобщим равенством перед законом, изобилием потребительских благ, отсутствием глубокой социально-классовой дифференциации в обществе, широким участием населения в управлении. При коммунизме исчезает противоречие между городом и деревней, труд облегчается механизмами и приобретает творческий характер, мужчины и женщины имеют равные возможности для самореализации. Карл Маркс пришел к выводу, что исторически существовали общественно-экономи- ческие формации трех типов: 1) первичная (архаичная); 2) вторичная (экономическая); 3) коммунистическая (будущая). И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» В советское время, в СССР и других странах «социалистического лагеря», была при- нята так называемая «пятичленка», произведенная из марксистских положений. Количество общественно-экономических формаций возросло до пяти: 1) первобытная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая (социализм – переходная ступень от капитализма к коммунизму). Все описываемые последователями К. Маркса формации, кроме первой и последней, строятся на противопоставлении двух классов. Однако это не означает, на что указывал еще сам Маркс, что структура общества двоична. В структуру реального общества входят классы и социальные группы, являющиеся остатками, рудиментами существовавших ранее форм общества, а равно и начинающие формироваться, совсем новые. В марксистских построениях нельзя обойтись без понятия «надстройки». Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом, то есть семья, государство, идеология. Часто утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована эконо- мическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в концепции Маркса не так жестко. В частности, он считал, что такие социальные инсти- туты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, что про- является в существовании у них своих закономерностей развития, но и могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится к тому, что ее характер в значи- тельной мере зависит от экономических интересов господствующего класса. К. Маркс разработал особую концепцию социальных изменений. Он полагал, что клас- совая борьба является основным двигателем истории. Это означает, что трансформации эко- номической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство. В данном случае Маркс заимствовал идею из диалектики Гегеля, влияние которого на формирование своих взглядов никогда не отрицал, согласно которой всякое явление заключает в себе силы для собственного изменения. Произ- водительные силы, по Марксу, представляют собой активный элемент структуры общества. Формационный подход имеет как плюсы, так и минусы. Плюсом является логичность, теоретическая завершенность формационной схемы, при которой все прошлое человечества выглядит закономерным эволюционным процессом. По мнению критиков формационного подхода, его основной недостаток состоит в схематизации движущих сил истории, недостаточном учете всего многообразия факторов, влияющих на естественно-исторический процесс. Формационная схема малоприложима к оценке истории ряда восточных стран, в которой значительно бо́льшую, нежели в Европе, роль играли природно-географические, религиозные, традиционные и этнопсихологические механизмы, плохо вписывающиеся в сформулированную Марксом модель взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Понятие же последней, завершаю- щей «пятичленку» формации – коммунистической, в силу ее явной утопичности в послед- нее время, особенно после распада СССР, утратило свою теоретическую и практическую актуальность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |