|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории происхождения и сущности праваТеории происхождения права, предлагавшиеся различными учеными, столь же мно- гообразны, как и теории происхождения государства. Дискуссионным в настоящее время остается вопрос о причинах возникновения писаного права, а также их соотношении. Здесь можно выделить два основных подхода: 1) Теория естественных прав личности. Ее авторы, в частности Т. Гоббс и Дж. Локк, рассматривали право как систему правил поведения, регулирующих поступки конкретного человека, при этом на первый план выдвигалась идея о том, что человек от рождения имеет ряд неотчуждаемых, естественных прав, прежде всего право на жизнь, свободу и собствен- ность – тем самым делался вывод, что право возникло раньше государства и имеет несо- мненный приоритет перед ним; 2) Теория насилия, сформулированная в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каут- ского, объявляла право вторичным по отношению к государству, а его возникновение объясняла необходимостью закрепления привилегированного положения господствующего класса. Разновидностью этой теории является теория права К. Маркса. Разница заключается лишь в том, что, по Марксу, возникновение права и государства – одновременный, парал- лельный процесс, в ходе которого реализуются одни и те же классовые цели – обеспечива- ется закрепление власти и привилегий эксплуататоров мерами принуждения (чему служит институт государства) и законодательными мерами (посредством права). В теориях сущности права можно выделить 4 основные концепции правопонимания: а) ценностная школа (в ее основе лежит естественно-правовая теория Гоббса и Локка; в настоящее время ее сторонниками являются в основном французские ученые-правоведы). Данная школа считает, что в основе права лежат идеи, ценности, духовно-нравственные начала и принципы и прежде всего изначальные, естественные права человека; правовые нормы и отношения лишь отражают и воплощают эти идеи, иногда истинно, иногда ложно; закон и право – разные понятия, закон не всегда может быть правовым, т. е. справедливым; б) нормативистская школа разработана немецким юристом XIX в. Г. Кельзеном в работе «Теория чистого права» и была широко распространена в Германии первой половины XX в. и в СССР времен И.В. Сталина. Ее ярым сторонником и пропагандистом являлся А.Я. Вышинский – лидер и непререкаемый авторитет советской юридической науки сталинской эпохи. Основные положения нормативистской школы сводятся к следующим положениям: право – это система норм, регулирующих человеческое поведение; право сводилось к зако- нодательству государства, действующему в данный исторический период, т. е. право и закон отождествлялись, следовательно, любой закон является правовым и справедливым и гра- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» 222 ждане обязаны его выполнять. Именно это положение делало нормативистскую школу осо- бенно популярной при тоталитарных режимах в Германии и СССР; в) социологическая школа представлена в трудах американского юриста XIX в. Е. Эрлиха. Эта школа и в настоящее время является наиболее популярной в США. Ее основ- ные положения: право – это не система абстрактных норм или абстрактных идей, а «живой порядок», совокупность конкретных правоотношений, складывающихся стихийно в обще- стве; правовые нормы лишь закрепляют сложившиеся правоотношения; право и закон – это не одно и то же, закон может быть и неправовым, если не отражает или ложно отражает реальные правоотношения. В настоящее время все три теории понимания сущности права являются односторон- ними и неполными, так как рассматривают только какую-то одну сторону права, не давая полной картины этого сложного понятия; г) интегративная школа восполняет указанный выше недостаток первых трех школ, в настоящее время является господствующей не только в России, но и в большинстве стран мира. Она стремится объединить наиболее теоретически значимые и функциональные эле- менты данных теорий. Интегративная школа рассматривает право как сложное понятие, про- являющееся и в форме правосознания населения, идей, ценностей, доктрин, представлений о праве; и в форме правовых норм, существующих в данном обществе в конкретный исто- рический период; и в форме общественных отношений, порождающих эти нормы и испы- тывающих воздействие правовых норм. Тем самым интегративная школа объединяет луч- шие положения из ценностной, нормативистской и социологической школ и дает наиболее объективную картину понимания сущности права. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |