АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние философии просвещения на социально-политическое развитие Франции XVIII века

Читайте также:
  1. CCXVIII
  2. Chapter XVIII
  3. CHAPTER XVIII ADJECTIVE
  4. CHAPTER XXVIII COMPOUND SENTENCE
  5. CLXVIII
  6. CLXXVIII
  7. CLXXXVIII
  8. CXXVIII
  9. CXXXVIII
  10. II. Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии.
  11. III. Возникновение и развитие профсоюзов в Германии.
  12. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
Французское Просвещение. В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось подэгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философыэтого столетия были просветителями. Наименование "философы" явилось первымпо времени и до конца века оставалось их наиболее общим обозначением.Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологи, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось.Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителямисамого Просвещения. Просвещение как широкое культурно идеологическое движение общественноймысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные чертывыразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью.Зародившись в середине 10-х годов XVIII века, оно развивалось в обстановкекризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годыцарствования Людовика XIV (1661-1715), нараставшего в период регентства(1715-1723), правления Людовика XV (1723-1774) и Людовика XVI, при которомв 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году ксвержению монархии и достигшая своей демократической кульминации во времяякобинской диктатуры 1793-1794 годы. В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собойидеологическую подготовку Великой французской революции. По характеристикеЭнгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещалиголовы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинствопросветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономическинаиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьегосословия" (так официально определялся статус более 90% французскогонаселения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированнымсословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных иэксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следуетподчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности,просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересывсего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченнымиидеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественногоразвития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековыечаяния трудящихся (не могущие быть реализованными в условиях победыбуржуазной революции) о полной социальной справедливости и свободе отвсякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая частьпросветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоевсельского и городского трудящегося населения, обосновывая идеалыутопического коммунизма. Французские просветители подняли престиж философии на небывалую преждевысоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию прирешении вопросов, волнующих человечество. С позиции разработанной ими новойфилософии они произвели глобальное переосмысление мировоззренческойпроблематики и принципов социальной жизни людей. Свободомыслие в самомшироком значении этого слова приобрело у просветителей поистинереволюционный размах и революционную остроту. Энгельс подчеркивал, чтофранцузские просветители не признавали "никаких внешних авторитетов какогобы то ни было рода... Религия, понимание природы, общество, государственныйстрой - все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно былопредстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либоотказаться от него... Все прежние формы общества и государства, всетрадиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старыйхлам..." Критическо-деструктивная направленность Просвещения выступала вединстве с выработкой его представителями четких позитивных альтернатив покаждому рассматриваемому вопросу.Явившись "философской революцией" французское Просвещение представлялособой новый мощный подъем философского творчества. Опираясь на наследиеноваторов XVII века, просветители оказались способными пойти в разработкефилософских проблем значительно дальше этих выдающихся мыслителей. В лоне французского Просвещения произошло эпохальное изменениесоциальной ориентированности новоевропейского материализма, английскиеосновоположники которого (Ф.Бэкон, Т.Гоббс) были сторонниками королевскогоабсолютизма, роялистами, идеологами аристократии. Во Франции XVIII векаматериализм был преобразован так, что стал служить обоснованием решительнойборьбы с феодализмом, и "его революционный характер вскоре выступилнаружу": "французские материалисты отнюдь не ограничивались в своей критикеобластью религии: они критиковали каждое политическое учреждение своеговремени". Констатируя, что благодаря деятельности просветителей "в той илииной форме, - материализм стал мировоззрением всей образованной молодежиФранции". Во время великой революции это учение дало теоретическое знамясамым последовательным республиканцам и текст для "Декларации правчеловека". Разоблачение религиозного освящения феодально-абсолютистскогостроя, произведенное просветителями на базе материального отрицанияреальности божественного откровения, позволило с полной ясностью осознатьполитическо-правовые задачи революционной борьбы против данного строя.Энгельс указывал, что в силу зависимости идеологии Великой французскойреволюции от материалистического учения она явилась первым восстаниемевропейской буржуазии, которое "совершенно сбросило с себя религиозныеодежды, и в которой борьба была проведена на открыто политической почве". Сэтой детеологизацией передового общественного сознания Энгельс прямосвязывал радикальность французской революции: "Она была также первымвосстанием, в котором борьба была действительно доведена до конца, дополного уничтожения одной из борющихся сторон, именно аристократии, и дополной победы другой, именно буржуазии". Материализм впервые оказалсявовлеченным в исторически грандиозное дело прогрессивного социальногопреобразования, и философия именно на материалистической основе началастановиться существенным фактором социального прогресса. К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Онстал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело пониманиенеобходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силойантифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур,купцы и предприниматели.Благодаря поддержке буржуазии в стране получили широкую известность трудыидеологов просвещения, в которых подвергалось критике феодальноемировоззрение, клерикально-абсолютийский произвол, сословные привилегии,средневековое суеверие и мракобесие. Реакционной идеологии просветителипротивопоставляли новое политическое мировоззрение. Они доказывалинеобходимость серьезных государственных правовых преобразований надемократической основе.В 1788 году Францию поразил глубокий экономический кризис. Вследствиеочередного неурожая крестьяне большей части страны оказались под угрозойголода. В городах свертывалось производство и тысячи горожан остались безработы. Начались народные волнения.В этих условиях правительство вынуждено было созвать Генеральные штаты,которые не собирались уже более 150 лет. Депутатами от третьего сословиябыли избраны представители крупной буржуазии. 17 июня 1783 года депутатытретьего сословия объявили себя Национальным собранием, а спустя месяц -Учредительным собранием. Тем самым они заявили о своем праве. Выступая отимени французского народа, отменять старые и принимать новые законы. Такначалась Великая французская буржуазная революция. Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно –демократические революции XVII – XVIII веков, которые выдвинули широкийнабор прав человека и принцип формального равенства, ставший основойуниверсальности прав человека, придавший им подлинно демократическийхарактер. Философской же основой этого правового института является учение освободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самойжизни. Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческогообщества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясныепредставления о содержании свободы и ее соотношении с государством.Если рассматривать Просвещение как этап истории философской мысли, то мывынуждены будем признать, что он не был богат яркими открытиями,принципиально новаторскими идеями. Философы-просветители восприняли иразвили наследие своих великих предшественников XVII в. Их воззрения наприроду опирались на физику Декарта и Ньютона, метафизику Спинозы,гносеология - на локковский сенсуализм, социальная философия - на доктриныГоббса и Локка. И все же эта философия оригинальна и даже уникальна. Онаоказала грандиозное влияние на умы современников, изменила мировоззрениеобщества и стала прелюдией к тем грандиозным преобразованиям, в результатекоторых родилась современная западная цивилизация. Просветителями всегда называли тех, кто несет людям новое знание, обучаети воспитывает. Просвещением же с большой буквы называется культурноедвижение, охватившее в XVIII в. все страны Европы, Северную, а отчасти иЮжную Америку и ставшее важной вехой в духовной истории западного мира.Философия в культуре Просвещения играла столь важную роль, что понятия«просветитель» и «философ» считались синонимами. Человек мог бытьматематиком, врачом, свободным литератором, государственным чиновником, ноего называли философом, если он был просветителем, т. е. критическимыслящим человеком. Философы Просвещения подвергли критике не только устаревшие знания, но иустаревшие общественные порядки. Свою классическую форму культура Просвещения обрела во Франции.Вольтер (Франсуа Мари Ариэ), Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Леронд'Аламбер, Жюльен Офрен де Ламетри, Жан-Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, КлодАдриан Гельвеции, Мельхиор Гримм -вот только некоторые, самые известныеимена из блестящей когорты французских просветителей. Это люди, которыеимели мужество пользоваться своим собственным умом открыто, публично встране, которая оставалась одним из самых крепких оплотов средневековья вЕвропе. Здесь король мог сказать: «Государство - это я», поскольку ужеоколо ста лет не собирались Генеральные штаты (собрание представителейдворянства), а буржуазия, игравшая все более заметную роль в экономикестраны, вообще не имела политических прав. Не имело их и крестьянство (23из 25 млн. чел. населения страны). Католическая церковь, устоявшая переднатиском Реформации, приговаривала к галерам, порола и даже казнилапротестантов. Всякое печатное и устное слово подвергалось цензуре,парижский парламент за- трещал и одну за другой сжигал книги передовыхмыслителей. Крестьяне нищенствовали и вымирали от «народной болезни» (такназывали голодную дистрофию). «Мы приближаемся к эпохе кризиса, к векуреволюций», - писал Руссо в 1767 г. Прежде чем началась Великая французскаяреволюция, она совершилась в умах людей. Вначале было слово... Философыговорили о революции как о крайне опасной и крайне нежелательнойперспективе, но вольно или невольно они готовили Францию к штурму Бастилии.Просвещение свидетельствует, что слово философа способно иной разпревращаться в дело. Явление достаточно редкое для истории философскоймысли. Просвещение объединило людей разнообразных философских взглядов иполитических убеждений, среди них встречаются материалисты, деисты,скептики, пантеисты, сторонники просвещенного абсолютизма и республиканцы,воинствующие безбожники и последователи «естественной религии». ВнутриПросвещения никогда не стихала полемика. Но как бы ни были великиразногласия между философами, их: воззрения имели общую идейную платформу,формировались в русле единого мировоззрения и стиля. Они были едины покрайней мере в следующем.• В своей оппозиционности к официальной Франции. Существующие в странепорядки расценивались ими как неразумные, несправедливые и безнравственные.• Они считали свое время переломной эпохой• Философы верили, что история возложила на них особую миссию -распространять и пропагиадировать научные знания. Эта вера отличала их отмыслителей XVII в. и делала просветителями. Влюбленные в науку, они былиубеждены в ее всемогуществе и все свои рассуждения о прогрессе строили наэтих предпосылках. Задача, поставленная просветителями, определила форму их философскихсочинений: это были не только традиционные для Нового времени объемныетрактаты, но и философские диалоги, романы, памфлеты, драмы и комедии,стихи. Это была популярная литература, переводившая сложные философскиеабстракции на язык здравого смысла и делавшая их доступными для среднегочитателя. Никакой организации, которая объединяла бы философов; и придавала ихдеятельности планомерный характер, не существовало. Эта эпоха характеризовалась появлением нового класса – буржуазии, котораяоткрыто, заявила о своих претензиях на экономическую и политическую власть,остро критиковала деспотических правителей и засилье католической церкви. Революционное движение, несущее на своих знаменах идею прогресса,возглавили во Франции просветители. От них и сам век стал именоватьсявеком Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольдбах, Гельвеций идругие сформулировали общепонятным языком историческую задачу, вставшуюперед обществом, облекли смутные догадки и чаяния своих современников вдостаточно стройные революционные теории. Широкое умственное движение, вошедшее в историю под именем Просвещения,росло и крепло вместе с нарастанием революционной ситуации во Франции. Чемболее назревала необходимость революционного переворота в обществе, темгромче раздавался голос просветителей, тем внятнее этот голос протестабыл широчайшим народным массам. В совершении общественного переворота нуждалась французская буржуазия, онапервая и воспользовалась плодами этого переворота. Но в революциинуждались в большей степени трудящиеся массы деревни и города,на плечикоторых ложились тяготы экономического застоя страны. Поэтому буржуазиявыступала от имени всего народа, и, создавая иллюзию всеобщегоблагоденствия, которое якобы должно наступить после революции,онаиспользовала грандиозные революционные силы трудящихся масс. Просветители были идеологами буржуазии в период подготовки революции 1789г., "вожаками буржуазии", как называл их В.И. Ленин. Идея революции не пришла сразу. Она вызревала постепенно. Дажекрупнейшие деятели французсского Просвещения вряд ли созновали, что делодойдет до баррикад, до уличных боев, до гильотины, под которой падетголова одного из Бурбонов. Талантливые пропагандисты нового мировоззрения, они выступили на штурмпрежде всего идеологических основ феодализма. Они создали эпоху в историиобщественной мысли Франции, ее общественного движения, в истории еекультуры. Просветители действовали единым фронтом, когда дело шло о ликвидациифеодализма, но за пределами этой исторической задачи пути ихрасходились. Они спорили и подчас до открытой вражды. В стане просветителей более умеренных политических взглядовпридерживались Вольтер, Монтескье, Бюффон, д'Аламбер, Тюрго. Другие,связанные с наиболее демократическими слоями населения Франции(Руссо,Мабли, Морелли), шли дальше их: они поднимались уже до критикичастной собственности. Имелись серьезные разногласия между просветителями и в вопросахфилософии. Наиболее последовательными материалистами были Дидро,Гольбах, Робине, доходившие до атеизма. между тем Руссо в философиисклонялся к идеалистическому истолкованию мира. Просветители чрезмернопреувеличивали силу идей. Они полагали, что идеи могут сделать чудеса вобщественной устройстве, произвести переворот в сознании людей, а вследза тем и в материальной жизни общества. Это послужило причиной многих ихзаблуждений. Первым из таких заблуждений была вера в идею просвещенноймонархии. Просветители действовали как восторженные мечтатели. Ни тени корысти небыло в их лестных письмах к вельможам и венценостным особам. Не все просветители, однако, были сторонниками идеи просвещенноймонархии. Руссо определенно высказался за республику, но и он не исключилвозможности просвещенной монархии при идеальном государственномустройстве. В политической программе просветителей ключевым было слово "закон". Отнего как бы лучами расходились знакомые нам, часто туманные по смыслу, новсегда ярко расцвеченные и притягательные слова "Свобода, Равенство,Братство". "Свободу" просветители понимали как добровольное подчинениезакону. При соблюдении ключевого принципа, а именно законности, формыгосударственной власти уже не имели для просветителей принципиальногозначения. Просветители высказали по поводу морали суждения, которые привели ввеликое негодование всех лицемеров, привыкших прикрывать своиэгоистические, корыстные побуждения толками о христианском человеколюбии исамоотречении. Просветители откровенно признали, что всеми поступкамичеловека движет личный интерес, что все его симпатии и антипатии, всеоценки и суждения зависят от того, что ему выгодно и что ему невыгодно.Интерес становится стимулом поступков не только отдельной личности, но ицелого сословия и даже всего народа. Сам же интерес диктуется физическойприродой человека. Просветители ставили перед собой практические цели: воздействовать на умыи подвигнуть их на совершение социальных преобразований. Искусствопредставлялось им наиболее действенной формой борьбы против феодализма.Они сами указали на подчиненную роль своего творчества, несколько неогорчаясь этим обстоятельством, а, наоборот, подчеркивая его. Отсюда основным принципом просветительской эстетики было требованиеактивного вмешательства художника в общественную жизнь. Художник не толькобытописатель, он - судья, он карает преступников на троне, угнетателей-тиранов, он возвеличивает и прославляет нравственную доблесть народа.Произведения просветителей были принципиально тенденциозными. Театр был трибуной просветителей. Вольтер писал для театра в течении 60-ти лет. Его трагедии и комедии шли на сценах почти всех европейских театровXVIII столетия. Просветители в своей публицистической деятельности избрали формукороткой, отточенной, остроумной политической или философскойброшюры,которую можно было массовым дешевым изданием распространять средишироких читательских кругов.). Острые, яркие, без тяжеловесной учености искучного педантизма, эти брошюры просветителей читались с захватывающиминтересом, вызывая в народе тот революционный подъем, к которомусознательно стремились просветители. Просветители создали особый жанр художественной публицистической прозы -философский роман Просветители стремились реформировать дворянское искусство, приблизить егоко времени, демократизировать его. Однако они не отвергли и достоинствклассицизма, заставив его служить новым идеям. Классицизм с его героическимпафосом был очень ко времени в дни революции. Что касаетсясентиментализма, то и он нашел себе благоприятную почву во Франции.Просветители воспользовались им для своих целей. Дидро ввел"чувствительность" в драму, Руссо построил целую философию чувства.Бальзак в XIX веке отметил как важное достоинство литературы просветителей"обилие фактов, трезвость образов, сжатость и точность, короткие фразыВольтера; особое - отличающее главным образом XVIII век - чувствокомического". Просветители ратовали за точность и ясность языка писателя. Вольтер ввел вупотребление короткую, отточенную, как стрела, фразу. Великие французсскиереалисты XIX столетия Стендаль и Бальзак не раз одобрительно отзывались обэтом, особенно Стендаль, который боролся против туманной, велеречивой прозыШатобриана, столь модной в первой четверти XIX века. Сочинения просветителей при их жизни запрещали, подвергали казни (сжигалирукою палача), устраивали публичные судилища, авторов сажали в тюрьмы. Как ни сильна была еще католическая церковь, оплот феодализма, какимкрепким не казался государственный аппарат (армия, полиция, суд),стоящий на страже старого, отживающего, как не усердствовали идеологиреакции, - новое неудержимо росло и заявляло о себе и в конце концоводержало победу.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)