АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

CLXVIII

 

 

Ты говоришь: "Он -- мой сторонник, мы с ним можем сотрудничать. А этот

всегда возражает мне, естественно, что он -- мой противник, с ним я могу

только воевать".

Поступая так, ты растишь и укрепляешь своих врагов.

А я говорю тебе "враг" и "друг" -- слова, и ничего больше. Что-то они,

конечно, определяют и помогут тебе разобраться, если встретитесь вы на поле

боя, но невозможно уместить человека в слово, у меня есть враги, которые мне

ближе друзей, враги, которые мне всех нужнее, враги, которые меня чтят

больше друзей. Я влияю на человека независимо от того, что он говорит. Я бы

даже сказал, что влияние мое ощутимее для врага, чем для друга: идя в одну

сторону, мы реже сталкиваемся, реже говорим, тогда как враг -- он идет

против меня и не упустит ни одного моего движения, ни одного слова -- он от

них зависит.

Разумеется, слышит меня каждый по-своему ибо каждый несет

унаследованный груз прошлого, который никому не под силу изменить. Например,

на моей земле течет река и рядом высится холм, обороняя мою землю, я не

горюю, что есть холм и река течет на юг. Не станет горевать об этом и

завоеватель, если он в трезвом рассудке. Есть холм -- я им пользуюсь, есть

река -- я пользуюсь рекой. Хотя, может быть, было бы куда лучше, если бы

холм располагался в другом месте, и мощный союзник был бы выгоднее мне, чем

сильный противник. Но что сожалеть попусту? Сожалея, что не родился в другое

время, в другом месте, -- ты даже не мечтаешь, ты набиваешь себя гнилью.

Есть только то, что есть, и только с существующим я должен считаться -- и

вот я влияю на друга и на врага. Влияние мое на друга более или менее

положительно, влияние на врага более или менее отрицательно. Делом или силой

я стараюсь уравновесить весы, убирая груз с одной чаши, добавляя к другой.

Но ты принялся разбирать и судить всех с точки зрения нравственности;

для дела, которым ты занят, нравственность ни при чем -- однако ты отстранил

обидчика, оскорбителя, предателя, вынуждая их и завтра обижать тебя,

оскорблять и предавать. А я -- я поручу предательство тому, кто меня предал,

роль его в шахматной партии определилась, и я могу опереться на него,

готовясь победить. Разве знание, каков он, мой противник, плохое оружие? И

если победа моя неоспорима, разве не будет у меня времени его вздернуть?

 

CLXIX

 

 

Ты упрекнул жену:

-- Как это так? Я ждал тебя, а тебя не было?!

-- Не было, потому что я зашла к соседке, -- отвечает жена. И правда,

она зашла к соседке. Ты упрекнул врача:

-- Как это так? Тебя не было, когда спасали захлебнувшегося ребенка?!

-- Не было, потому что я сидел у больного старика, -- ответит тебе

врач.

И правда, он лечил старика. Ты упрекнул одного из своих сограждан:

-- Как это так? Ты не служишь нуждам своего царства?!

-- Я служу другим его нуждам, -- ответит он тебе.

И правда, он служит ему по-своему.

Но имей в виду: за людскими поступками и делами ты не видишь, как

растет дерево. Брошенное в землю семечко задало работы и твоей жене, и

врачу, и слуге царства. С их помощью уже создается то, что ты намеревался

создать. Для кузнеца, чей символ веры -- ковка гвоздей, неважно, какие

ковать гвозди. Может он ковать гвозди и для корабля. А ты отойди чуть в

сторону, чтобы лучше рассмотреть, и увидишь не беспорядок, а растущий

корабль.

Нет в жизни правоты, нет неправоты, каждый, кто живет жизнь, ее не

знает, ибо нет языка, который бы ее вместил. Каждый судит о ней с помощью

своего обособленного наречия.

Жизнь не упускает возможностей. Всюду находит себе пищу,

распространяется, завоевывает. Живя логикой своей ступеньки, можно позабыть,

что живешь. (Дом для женщины -- трата времени, а не осуществление себя.)

Но где в жизни утечка жизни? Любое дело в ней оправданно. Оно может

быть и благородным, и низким, смотря как на него взглянуть. Может быть

утечка жизни в человеке, человек может выпасть из жизни. У него могут

появиться благородные основания не следовать общему течению жизни.

Благородные и логичные. Но значит это одно: жизнь слабо тянет его за собой.

Или, например, кузнец бросил ковать гвозди и отправился ломать камень. Он

предал корабль.

Что мне в твоих доводах, если у нас нет больше общего языка? Князь

теперь говорит одним языком, строители -- другим, прорабы -- третьим,

кузнецы -- четвертым, рабочие -- пятым.

Ты оплатил ваятелю статую. Заплатил ему дорого, и он почувствовал

благодарность, не за воздаяние -- за признание его заслуг. Статуе нет цены,

как нет цены жизни, которой рисковали, -- сколько бы ни заплатить, не

переплатишь. Статуя стоит того, чтобы быть купленной.

Заплатив деньги, ты купил не только статую -- душу скульптора.

Хорошо, если почтенным кажется тебе занятие, которым ты живешь. Твоя

работа -- хлеб для твоих детей. Как оно может быть низким, раз превращается

в детский смех? Посмотри, он служит деспоту, но деспот служит детям.

Поступки человека двоятся, не можешь и ты однозначно судить о нем.

Ты можешь осудить лишь того, кто предал жизнь, она позвала его за

собой, но он среди множества шагов не выбрал того шага, что ведет к ней.

Под палящим солнцем человек кладет на камень камень. Такая у него

работа. Столько ему за нее платят... Ох, как он от нее устает... Усталость

-- вот все, что он получает, укладывая камни, он принял свою усталость и не

ропщет. Не в чем его упрекнуть, если только он строит не храм.

Ты взращивал любовь к храму, чтобы она взрастила любовь к укладыванию

камней.

Ибо жизни нужны питающие соки, чтобы расти и облагораживаться.

Чтобы узнать, что такое жизнь, нужно перевидать немало людей. Самых

разных. Ты словно бы узнаешь, что же такое корабль, при помощи гвоздей,

парусов и досок.

Разуму жизнь недоступна. Суть ее в том, чтобы длиться и

распространяться. Превращаясь в действия и поступки, она сопрягается с

разумом. Но не сразу, а постепенно. Иначе как выжить ребенку? Он так слаб

перед лицом мира! Кедру не выстоять против пустыни. Кедр рождается вопреки

пустыне и живет, ее поглощая.

Никогда не руководит тобой рассудок. С помощью рассудка ты оправдываешь

свое поведение. Не ищи разума и в поведении своего противника, он ничуть не

разумнее тебя. Не благодаря логике твое творение распространяется в

пространстве, длится во времени. Почему распространяется оно так, а не

иначе? Почему вожатым стало одно, а не другое? Случайность? Но почему

случайности не расточили дерева в прах -- укрепили его против весомой

тяжести мира?

Обдумыванием ты порождаешь то, чего еще не было. Ты определил и,

значит, помог родиться. Порожденное тобой ищет пищи, стремясь утвердиться и

вырасти. Оно трудится, чтобы сделать собой чужеродное.

Тебя восхитили сокровища этого человека. И он почувствовал себя

богатым, хотя до этого не ощущал своих богатств, занятый накапливанием

своего сокровища. Зато теперь оно стало для него определением. Не

перекрещивай человека в иного, чем он есть сейчас. Видно, есть настоятельная

необходимость, против которой тебе ничего не поделать, быть ему таким, а не

другим. Но ты можешь изменить направление его витальной силы, ибо человек

переполнен жизнью, в нем есть все. Твое дело -- найти в нем то, что тебе по

нраву И прорисовывать, не спеша, пока твой рисунок не станет очевидным для

всех -- и для этого человека тоже. Увидев его, он согласится с ним, потому

что соглашался и вчера, но равнодушно, никак ему не помогая. Теперь портрет

обозначился, получил имя и заживет жизнью любого живого существа, ища пищи,

стремясь утвердиться и вырасти.

Хозяин задает рабам и работу, и неработу. Жизнь тоже вынуждает тебя

работать то больше, то меньше. И если тебе понадобилось, чтобы работа

вытеснила досуг, скажи человеку: "Как ты мудр, взваливая на себя работу,

несмотря на тяжесть ее и горечь, только благодаря работе обретешь ты

собственное достоинство, ибо она -- возможность творчества. Как ты прав,

пользуясь любой возможностью творить. И что за беда, если начальник у тебя

такой, а не этакий. Не горюешь же ты, что родился теперь или что родился

среди холмов..."

Ты не потребовал от него, чтобы он работал больше, не отяготил спором с

самим собой. Ты заронил в него истину, что примирила в нем тяжущиеся

стороны, и он отдал предпочтение той, в которой ты был заинтересован. Истина

приживется, разрастется, и человек потянется к работе.

Или ты хочешь, чтобы было отдано предпочтение досугу. Ты скажешь:

-- Ведь ты из тех, кто вопреки принуждению и тирании куска хлеба отдает

работе лишь ту необходимую крупицу времени, без которой бы умер. Как

мужественно ты поступаешь! Как ты мудр, ведь, если хочешь избавиться от

деспотизма начальника, ты заранее должен чувствовать себя победителем.

Отказываясь от соглашательства, ты спасаешь душу. Не житейской логике

распоряжаться творчеством!

Ты не потребовал, чтобы человек работал меньше, не отяготил спором с

самим собой. Ты заронил в него истину, что примирила в нем тяжущиеся

стороны, и он отдал предпочтение той, в которой ты был заинтересован. Истина

приживется, разрастется, и человек потянется к бунту.

Поэтому нет у меня врагов. Во враге я выискиваю друга. И враг

становится моим другом.

Я беру все лоскуты разом. Не заменяю одни другими -- сливаю с помощью

нового языка. И та же самая жизнь движется по-иному.

Что бы ты ни принес мне из нажитого, я сочту его добротным и подлинным.

Печалит картина, которую ты сложил из него. Если моя уложит его лучше, --

моя картина, которую я создал своим творческим произволом, -- ты будешь

моим.

Потому я и говорю: ты прав, построив стены вокруг своего колодца. Но

оглянись: есть и еще колодцы, которые ты не защитил. Теперь ты живешь тем,

что разрушаешь свою стену, чтобы построить новую. Новую ты строишь вокруг

меня, я стал семечком внутри твоей крепости.

 

CLXX

 

 

Я осуждаю в тебе тщеславие, но не гордость. Если ты танцуешь, то для

чего тебе принижать и хулить себя, равняясь на дурного танцора? Гордость --

это любовь к совершенному танцу.

Любовь к танцу -- это совсем не любовь к себе, танцору. Ты набираешься

смысла, танцуя изо дня в день, но то, что ты стал танцором, ничего, совсем

ничего тебе не прибавило. Твое дело танцевать, пока жив, -- сбываются только

в смерти. Тщеславица исполняется довольства и останавливается посреди

дороги; залюбовавшись собой, она замерла, обожая себя. От тебя ей нужны

только овации. Мы презираем только самодовольство, мы -- вечные номады на

пути к Господу, ничто в нас самих нас не насытит.

Тщеславица остановила сама себя, решив, что сбылась раньше часа смерти.

Ей больше нечего получить, нечего отдать, она -- труп.

Смирение сердца требует от тебя не приниженности, а открытости. В ней

ключ к взаимообменам. Иначе как сможешь ты отдавать и получать? "Отдавать",

"получать" -- я не умею отделить одно от другого, то и другое -- единый

путь. Смириться -- значит быть послушным людям, значит слушаться божества.

Камень подчиняется не камням -- храму. Служа, служишь созиданию. Мать

смиренна перед ребенком, садовник -- перед розой.

Я, король, не стыдясь, послушаюсь работника. В работе на дворе он

смыслит больше короля. Я благодарен ему за науку, моя благодарность не

роняет меня в его глазах. Ибо естественно, что умение трудиться приходит от

работника к королю. Но я ненавижу тщеславие. И запрещаю ему себя

славословить. Ибо естественно, что суждение, что хорошо и что плохо,

приходит от короля к работнику.

Ты встречал в жизни женщин, что сотворили из себя кумира. Чего ждет эта

женщина от любви? Всего. Твоя радость видеть ее -- для нее почесть. Но

дороже почестей жертва: твое отчаяние будет для нее куда слаще.

Она пожирает, не насыщаясь. Прибирает к рукам, чтобы сжечь в свою

честь. Она словно печь крематория. Жадна и всегда готова захватить добычу,

не сомневаясь, что грабежами добывают счастье. Она наживает лишь прах и

пепел. Воистину, воспользоваться отпущенными тебе дарами -- значит проторить

с их помощью дорогу к другому, а не заманить ими в плен.

Твои чувства для нее -- заклад, своих она на тебя не потратит. Лишив

тебя воздуха, обделив пламенным горением, она тщится тебя уверить, что

лишения и есть знак твоей причастности к высокой любви. Но это знак ее

неспособности любить, а вовсе не высота чувства. Если ваятель пренебрегает

глиной, под руками у него ветер. Если любовь обходится без проявлений любви,

под предлогом полноты, она -- слово из словаря. Нет, если ты полюбил, я хочу

от тебя и клятв, и даров. Что значит -- ты любишь свою землю, если как от

ненужного избавляешься от мельницы, отары, дома? Как различить лицо любви,

что мелькает за полотном жизни, если нет полотна и нечем его прорисовать?

Откуда взяться храму, если нет зримого уклада для камней?

Что значит любовь, если нет ощутимого уклада любви? Душу, дерево я

обрету постепенно, медленно, упорядочивая землю при помощи того уклада,

которому ее подчиняют корни, ствол, ветви. И вот оно, дерево. Это дерево, а

не другое.

Тщеславица пренебрегла ответными дарами, пренебрегла собственным

рождением. В любви она искала добычи, которую можно захватить. И любовь

перестала быть любовью.

Ей кажется, что любовь -- подарок, который можно припрятать. Что если

ты любишь ее -- значит, она заполучила тебя в свое распоряжение. Она

запирает тебя в себе, и ей кажется: она обогатилась. Но любовь не алмаз,

которым можно завладеть, любовь -- обязательства друг перед другом. Плод

взаимно принятого для исполнения уклада. Добротность дороги, по которой

ездят туда и обратно груженые повозки.

Тщеславице никогда не родиться. Корни рождения в связующих нитях. Она

пребудет бесплодным, бессильным зерном, иссыхая душой и сердцем. Она

состарится, и мрачна будет ее старость среди тщеты ее добычи.

Потому что ты ничего не в силах присвоить. Потому что ты не сундук. Ты

-- узел, связавший воедино собственную разноречивость. Ты -- подобие храма,

придающего смысл камням.

Отвернись от нее. У тебя нет надежды сделать ее красивее или богаче.

Твой алмаз станет украшением ее скипетра, короны, знаком ее власти. Чтобы

залюбоваться алмазом, мало одного алмаза, нужно еще смиренное, благодарное

сердце. Эта не любуется, она завидует. Восхищение приуготовляет любовь,

зависть приуготовляет пренебрежение. Во имя того алмаза, которым она

наконец-то завладела, она будет пренебрегать всеми остальными алмазами

земли. И ты еще ненамного отдалишь ее от мира.

Не приблизится она и к тебе, твой алмаз вовсе не дорога от тебя к ней и

от нее к тебе, он -- дань твоего рабства.

Вот почему каждый дар, каждая жертва делают ее еще более жестокой и

одинокой.

Скажи ей:

"Да, я спешил к тебе и радовался встрече. Исполнял твои прихоти.

Одаривал подарками. Сладостью любви был для меня твой произвол, во власть

которого я себя отдал. Я дал тебе право на все, чтобы почувствовать себя

связанным. Мне нужна связь, корни и ветви. Я позволил тебе распоряжаться

собой, чтобы быть тебе в помощь. Так распоряжаются мной розы, которые я

выращиваю. Я в подчинении у моих роз. В служении моем нет ничего

оскорбительного для моего достоинства. Им я обязан моей любви.

Я не боюсь обязательств, напротив -- прошу их для себя. По своей воле

выбрал я эту дорогу, ибо ничто в мире не понуждало меня. Но ты ошиблась,

когда сочла мое служение зависимостью, зависим я не был. Я был великодушен.

Ты считала, сколько я сделал шагов, идя к тебе. Питала тебя не моя

любовь, а благоговение моей любви. Ты пренебрегла корнем, питавшим мою

щедрость. И я от тебя ухожу. Любовь моя послужит смиреннице, озарив светом

ее жизнь. Я в помощь только той, что в помощь моей любви. Ухаживая за

хромцом, я не подольщаюсь к нему, я служу его здоровью. Мне нужен путь -- не

стена.

Ты требуешь не любви, а обожествления. Ты перегородила мне дорогу. Ты

встала на ней как кумирня. Мне нечего делать с ней. Я пойду по другой тропе.

Я не божок, которому нужно кадить, и не раб, которому нужен хозяин. Кто

бы ни притязал на меня, я отстраню его. Я не вещь в закладе, и ни у кого нет

закладной на меня. Нет и у меня ни на кого подобных притязаний. Та, что

любит меня, дарит не считая.

У кого ты купила меня, чтобы считать собственностью? Я не твой осел.

Может, Господь и обязывает меня хранить тебе верность. Но перед тобой у меня

нет обязательств".

Если долг солдата -- отдать жизнь за царство, долг у него перед

Господом, а не перед царством. Господь распорядился, чтобы человек наживал

суть и смысл. Суть и смысл этого человека в том, что он -- воин царства.

Долг дозорных -- отдавать мне честь. Мне ли они служат? Я -- предлог,

чтобы у дозорных существовал долг. Я -- узел, связавший обязанностями моих

дозорных.

И любовь -- если долг, то перед Господом.

Я увидел скромницу, она краснеет и запинается; чтобы научить ее

смеяться, нужно радовать ее подарками, они для нее -- ласковый морской

ветер, а не вожделенная добыча. Я проторю к ней дорогу и выведу ее на волю.

Мне не надо ни унижаться в любви, ни унижать любовью. Я окружу ее,

словно простор, втеку в нее, словно время. Я скажу ей: "Не торопись узнавать

меня, во мне ничего не поймаешь. Я -- пространство и время, где ты можешь

сбыться".

И если я необходим ей, словно земля семечку для того, чтобы стать

деревом, я не пресыщу ее своим изобилием.

Я воздаю ей почести не ради нее самой. Цепко ухватятся за нее когти

моей любви. Любовь моя станет для нее орлом с могучими крыльями. И не меня

она будет открывать, но с моей помощью -- долины, горы, звезды, богов.

Не во мне дело. Я только тот, кто несет вперед и вперед. Дело не в

тебе, ты -- тропинка к лугам на заре. Дело не в нас обоих, мы оба -- путь к

Господу, Ему однажды понадобится наше поколение, и Он возьмет его.

 

CLXXI

 

 

Не стоит ненавидеть несправедливость: все в пути, она еще станет

справедливостью.

Не стоит ненавидеть неравенство, ибо оно -- зримая или незримая

иерархия.

Не стоит ненавидеть пренебрежение жизнью, ибо, если ты жертвуешь жизнью

большему, чем ты сам, жертва твоя становится взаимодарением.

Ненавидь нескончаемый произвол, который уничтожает смысл любой жизни,

ибо смысл жизни в том, чтобы потратить себя на ту вещь, которая сделает тебя

долговечнее.

 

CLXXII

 

 

Нащупай в настоящем животворное семя, что пребудет и завтра. Обозначь

его. Благодаря ему люди ощутят себя значимыми, их труды осмыслятся. В

настоящем тебе не нужно от них ничего сверх того, что они дают и так, что

отдавали вчера. Не нужно ни большего мужества, ни меньшего; ни больше

жертвенности, ни меньше. Не нужно учить их, и не нужно клеймить то, что

сейчас им присуще. Не нужно ничего в них менять. Нужно только выразить их

как можно лучше. Из уже существующих камешков ты можешь сложить желанную

мозаику. Люди тоже хотят складывать мозаику, они не знают, что им делать с

насыпанными в них камешками.

Выразив человека, ты сделался ему хозяином. Ибо направил того, кто

искал для себя пути, искал решения и не мог найти. Дух торит дороги.

Не будь им судьей, будь божеством, что направляет. Отыщи каждому место

и помоги сбыться. Все остальное сложится само собой. Так ты заложишь

жизненную основу. А она будет питаться, расти и понемногу изменит весь мир.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.)