|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие обществознания в эпоху Нового времени«Новое время» - историческая эпоха, пришедшая на смену эпохе Возрождения. Начало Нового времени – конец 16 века. 17 век – качественно новая страница в истории Европы. С одной стороны бурные общественные потрясения сопровождали переход к капитализму, но также произошло развитие научного знания, которое распространилось на сферу социальных явлений. Европейская цивилизация переходит в индустриальную фазу развития. Общей тенденцией в политике того времени была борьба с абсолютизмом. Для Голландии это также борьба против испанского владычества. Борьба с абсолютизмом в Англии была внутренним и общим делом. Полемика происходила во время английской революции. Впоследствии, теории, созданные в Англии и Голландии распространились по всей Западной Европе. Их отличала общая терминология (например, естественный закон, общественный договор)… Кардинальные изменения произошли в духовной сфере. Наука приобретает самостоятельность, формируется научное мировоззрение. Мировоззренческий переворот, знаменовавший наступление Нового времени, был связан с научной революцией 16-17 веков. Н. Коперник формулирует гипотезу, что Земля движется вокруг Солнца, к близким результатам приходил Тихо де Браге, который считал, что Солнца и Луна вращаются вокруг Земли, а остальные – вокруг Солнца. Кеплер открыл законы движения планет…Итог: отказ от геоцентрической системы мира и юлианского календаря и замена их гелиоцентрической системой и григорианским календарем. Создание классической механики и оптики, переход от физики Аристотеля к физике Галилея, Декарта, Н Ньютона. В математике развиваются такие отрасли знания как алгебра, аналитическая геометрия (Декарт), исчисление бесконечно малых величин (Лейбниц и Ньютон). Рождались научная химия, биология, создаются телескопы, микроскопы, барометр….. Вывод: благодаря вере в способность осваивать мир и воздействовать на него были совершены эти открытия. Научная революция Нового времени - не переворот в имеющихся науках, а революционный переворот в методах познания, в стиле мышления, т.е. мировоззренческий переворот. Суть переворота в том, что произошел отказ от теоцентризма и антропоцентризма. Новое мировоззрение испытывало сильнейшее влияние науки, ее главных отраслей. Существовало 2 направления: 1) Эмпиризм (представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) Эмпирики выводили знания из чувственного опыта. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма. Сенсуализм опирается прямо на наше зрение, слух, обоняние, осязание, и вкус. Он считает, что все, что мы можем знать, ограничивается нашими ощущениями. То есть высказывание сенсуалиста примерно следующее: "Я знаю, что сахар сладкий, так как когда я пробую его, я чувствую сладость". Эмпиризм уже чуть более абстрактен, и опирается на так называемый чувственный опыт. То есть это не сами ощущения, а тот опыт, который мы приобретаем посредством восприятия. Эмпирик, не тот, кто считает опыт единственным возможным источником знания, но тот который считает, что опыт должен быть до логического рассуждения о природе вещей. Высказывание эмпирика: "Я не вижу различия между этими двумя зелёными шарами, значит они одинаковые". Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж. Локк: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы через чувства». Эмпиризм наряду с чувственным познанием предполагал активную работу разума по обобщению опытного материала. Был предложен индуктивный метод (от частного к общему) 2) Рационализм (представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц). Рационалисты считали, что решающую роль в процессе познания играет способность человека рационально мыслить, обобщать. Разум способен упорядочить данные чувства и дать наиболее точные знания. В основе рационализма предположение, что мир устроен логично, поэтому логическое мышление отражает устройство мира. Рационалисты разрабатывали дедуктивный метод (от общего к частному) Философы Нового времени вернулись к проблеме субстанции. Мир, по Гоббсу, - единая материальная субстанция и другой нет. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Доказать существование Бога нельзя, но можно верить. Отсюда вытекает явление материализма. Идеалистическую концепцию разработал Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он считал, что мир плюралистичен, что его основа – множество субстанций – монад (с греч. единица, простая сущность). Монады – «духовные атомы» мироздания. Лейбниц выстроил иерархию гармонически связанных монад: - высшая монада – Бог - человеческие монады - животные монады - «голые» монады На стыке двух позиций взгляды Бенедикта Спинозы, который создал монистическую концепцию: основа мира и единственная субстанция – Бог, которого он отождествлял с природой….. В Новое время в онтологии произошло изменение трактовки роли Бога. Бэкон и Лейбниц выдвинули концепцию деизма, Бог в их теории первичная разумная первопричина мира, создав его, он предоставил возможность миру свободно развиваться…
В 17 веке наиболее актуален вопрос о сущности и происхождении государства, о его формах, о способах организации власти и общественного управления. Пересматривалась роль религии в жизни общества, менялись экономические взгляды. Ориентация на принципы естественных наук обусловила особое внимание обществознания к законам и принципам, которые вытекают из общего миропорядка.
Выражение «естественное» имело троякий смысл: 1) то, что противоположно сверхъестественному, что происходит с обычным порядком природы 2) естественное – это разумное, основанное «на естественном свете разума» (Декарт) 3) естественное понимали как согласующееся с механико-математическим естествознанием, т.к. законы механики – основные законы природы.
Наиболее ярко смысл понятия «естественный закон» выразил Дж. Локк: «Естественный закон выводится из устройства мира, в котором все подчиняется определенному закону, определенному способу организации». То, что указывает каждой вещи ее форму, способ и меру существования и функционирования и есть закон. В тоже время, закон может быть описан как проявление божественной воли, указывающей на то, что не согласуется и что согласуется с разумной природой, и этим повелевающий или запрещающий нам нечто.
Понятие «естественное право» зародилось в Древней Греции, а в обиход его ввели римские юристы. В античности под естественным правом понимали существующую от природы справедливость. Это понятие противопоставлялось праву, реально существующему (положительному, как некий абсолютный образец). Естественное право мыслилось, как единое, общее для всех людей. Его источник – природа и божество, в то время как положительное право создано людьми, и у каждого народа оно своё. От римских юристов естественное право было усвоено средневековыми мыслителями. В Новое время понятие «естественное право» потеряло свое теологическое содержание и рационализм. Естественное право разумно, коренится в природе человека, в нем по-прежнему видели источник как морали, так и собственно права.
С помощью понятия «естественное состояние» мыслители объясняли сущность происхождения государства. Представления о естественном состоянии у разных людей разные. Существует 3 подхода: 1) Естественное состояние – антипод гражданского общества и государства; это догосударственное состояние, когда нет никакой политической организации, общепризнанной власти, законов и суда, делений на сословия. Существуют только семьи, полное равенство, полная социальная однородность 2) Естественное состояние – состояние неограниченной свободы, все имеют право на всё. Отношения между людьми регулируются естественными правами и законами 3) Естественное состояние – догосударственное состояние: нет городов, науки, искусства, религии… Все мыслители при различии походов соглашались, что выход из естественного состояния – приход к государству (или, как говорил Локк, к «политическому обществу»), и совершается этот выход через общественный договор
Критика – понятие естественного состояния, указывающее на то, что это скорее абстракция, чем действительность, но ценность в том, что она позволяет понять природу происхождения государства.
Вместе с понятием «естественное состояние» понятие «общественный договор» служило для объяснения происхождения государства, а также для критики существующей формы государства и обоснования новых форм. Суть общественного договора в том, что люди добровольно организуют свою свободу, ради взаимной безопасности, гарантий собственности и других общих выгод. Люди отказываются от части своих естественных прав, которые они передают на определенных условиях одному лицу (группе лиц), т.е. суверену с тем, чтобы он осуществлял власть в интересах всего общества. Таким образом, общественный договор в самой своей идее исключал деспотическое господство, т.к. суверену передается только часть прав и на условиях общей пользы. Значение общественного договора в том, что посредством него учреждается государство и на смену хаоса естественного состояния приходит политическая организация, возникает общепризнанная власть.
Френсис Бэкон (1561-1625) – крупнейший английский философ, родился в семье лорда-хранителя печати. В 12 лет поступает в Кембриджский университет на юридический факультет. По окончании университета избран в Палату Общин. В начале 17 века делает быструю карьеру и достигает должности лорд-канцлера. Палата Лордов обвиняет Бэкона в коррупции, суд приговаривает его к уплате штрафа. До решения короля, Бэкон заключен в Тауэр и лишен права занимать государственные должности. Благодаря милости короля, его освободили из Тауэра, где он провел 4 дня, а также освободили от уплаты штрафа. Однако он все еще не мог заниматься политической деятельностью, поэтому занялся наукой и философией. Главный труд – сочинение «Новый Органон» (в сочинении Аристотеля «Органон» его понимание науки, а Бэкон, вводя слово «новый», предлагает новое понимание науки)
1) Основная задача науки – покорение природы. Основное средство – знание. «Знание – сила» (stientia est potentia) т.е. наука и философия не должны стремиться уничтожить природу в умозрительные схемы, выгодные для человека. Наука должна отказаться от созерцательного отношения к природе и следовать за природой, её законами.
2) Бэкон – эмпирик, прославился тем, что разработал теорию индукции.
3) В рамках своей философской концепции Бэкон описал основные источники заблуждений, которым подвержен человек. Бэкон назвал их «идолами». Чтобы преодолеть их, ученый и философ должны помнить о критическом отношении к тем знаниям, которые уже есть. 4 разновидности идолов: 1. «Идолы» пещеры – индивидуальные особенности людей, их склонности. Любой человек склонен понимать события внешнего мира так, как привык. 2. «Идолы» театра – вера в авторитеты 3. «Идолы» площади – связаны с общением между людьми и несовершенством языка 4. «Идолы» рода – особенности, присущие человеку, как биологическому виду – самый опасный источник заблуждений
4) Продолжая традицию эпохи Возрождения, Бэкон создает первую технократическую утопию – «Новую Атлантиду». Он описывает вымышленный остров Бенсалем, где есть только власть знания. Во главе – научно-техническое сообщество – коллективный разум. В своей утопии Бэкон предвосхитил множество технических изобретений
Рене Декарт (1596-1650) – французский философ, рационалист, родился в знатной семье, военная карьера его не привлекала, но зато в нем обнаруживаются прекрасные математические способности. В 1629 году Декарт переехал в Голландию (20 лет занимался наукой). Декарт прославился картезианским сомнением. Сомнение – способ достижения истины: истинность какого-либо положения можно проверить, поставив его под сомнение. В результате постановки всего под сомненье, он пришел к выводу, что любому сомнению есть предел, и предел – мышление. «Я сомневаюсь; поэтому, учитывая, что сомнение – акт мышления, можно сделать вывод, что я мыслю, а поскольку я мыслю, значит я существую». «Cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Картезианская этика исходит из принципа приматоразума (первичности) как в мысли, так и в действии. Надо использовать действие, чтобы усовершенствовать действие и наоборот.
Бенедикт Спиноза (1632-1677) – голландский философ, обобщил и развил идеи Декарта. Сам Спиноза рассматривал свою философию как завершение картезианской. Он отрицает субстанциональность единичных вещей и отождествляет субстанцию с Богом (с природой). Субстанция у него обладает мышлением и протяженностью, а также бесконечным числом атрибутов. Согласно Спинозе, душа человека – идея человеческого тела, т.к. человеческая душа не является самостоятельной субстанцией, то Спиноза отрицает способность человека что-то изменять, а, следовательно, отрицает человеческую волю как самостоятельную силу. Если свободы и есть у человека, то состоит она в том, чтобы познавать необходимость. Под необходимостью Спиноза понимает законы, которые управляют миром. «Свобода есть осознанная необходимость». Этика Спинозы вытекает из его понимания свободы, воля становится тождественной разуму, и основная задача человека – подчинение чувств человека велениям разума. Спиноза не считал монархическую форму правления наилучшей. Он утверждал, что граждане должны принимать участие в управлении государством, а высшая задача государства – защита неотъемлемых прав человек и прежде всего – свободы.
Блез Паскаль (1632-1662) – французский ученый, религиозный философ и писатель, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии. Ещё около 1652 года Паскаль задумал создать фундаментальный труд — «Апологию христианской религии». Одной из главных целей «Апологии…» должна была стать критика атеизма и защита веры. Он постоянно размышлял над проблемами религии, его замысел менялся с течением времени, но приступить к работе над трудом, который задумывался им как основной труд жизни, мешали различные обстоятельства. Начиная с середины 1657 года, Паскаль делает фрагментарные записи для «Апологии…» на отдельных листах, классифицируя их по темам. Своими планами он поделился с отшельниками Пор-Рояля осенью 1658 года, на создание книги Паскаль отводил себе десять лет. Болезнь помешала ему: с начала 1659 года он делал только отрывочные записи, врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать всё, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале. Позднее он не смог даже диктовать и прекратил работу. После смерти, его отдельные рукописи были собраны и изданы под названием «Мысли». В них он предлагает разгадку природы человека, сочетающего в себе слабость и силу, низменное и возвышенное. Каким бы ни был человек, он всегда сохраняет в душе частицу высокого достоинства, а достоинство – в его способности мыслить. «Человек – это думающий тростник»
В Новое время особенно актуальны вопросы о сущности и происхождении государства, о способах организации власти и общественного управления. Пересматривается роль религии, меняются экономические взгляды. Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель. Сторонник короля, монархии. В произведении «Левиафан» (1651) он обосновал право короля на абсолютную власть. В Библии, Левиафан – огромное чудовище, а Гоббс так назвал государство, которое уподобляется искусственному человеку. Государство – Левиафан, его душа – власть, его члены – правители, его кровь – деньги. Революция – смерть государства, но после этой смерти появляется новый Левиафан. Гоббс – материалист, искал собственные причины событиям, включая явления общественной жизни. Свои философские взгляды изложил в трилогии «Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине»). Основные свои идеи Гоббс развивает в трактате «Левиафан». Т. Гоббс считал, что до образования государства в естественном состоянии люди, в силу греховной природы человека, жили в постоянной войне друг с другом. По мнению Гоббса, человек эгоистичен, для его эгоизма нет естественных ограничений. Латинское изречение: «Человек человеку – волк». Отсюда он сделал вывод, что природные свойства человека – источник множества пороков, заставляющих людей враждовать друг с другом. В естественном состоянии нет земледелия, искусства, науки, ремесла, а есть «вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти», жизнь человека одинока, бедна, скучна и беспросветна. Все это потому, что нет власти, которая положила бы конец войне всех против всех. Таким образом, Гоббс объясняет происхождение государства не божественным вмешательством, а необходимостью взаимного ограничения человеческого произвола. Желая остановить это, люди заключают «общественный договор», согласно которому «ограничивают свободу и передают суверену власть над собой, а тот обеспечивает порядок и безопасность. По мнению Гоббса, власть правителя должна быть абсолютной, наилучшая форма государства – абсолютная монархия, но он допускает возможности аристократии и т.д. Главное – абсолютная власть. По Гоббсу, свобода - право делать все, что не запрещено законом. Джон Локк (1632-1704) – известный английский политический философ, предвосхитивший идеи правового государства. Локк является основоположником либерализма. Главная работа по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме». Отсюда следует, что он эмпирик. В девяностые годы 17 века вышли его «Два трактата о правлении». В первом Локк опровергал теорию божественного происхождения королевской власти (священное право королей). Во втором он выстроил свою теорию государства. Как и Гоббс, он – защитник монархии, но, в отличие от первого, он за ограниченную ее форму. По мнению Локка, правитель не должен нарушать естественных прав человека, выраженных в «естественном законе». Суть его в том, что, поскольку все люди равны, ни один из людей не должен наносить ущерба свободе, здоровью и собственности другого. Естественное состояние по Локку – жизнь по законам, состоящим из Божественных велений. Смысл заключения общественного договора и образования государства в закреплении права собственности, поэтому собственность в государстве должна быть неприкасаема, и власть не должна иметь права ни на какую часть собственности без согласия владельца. Но власть обязана защищать право собственности, в том числе с помощью смертной казни. Государство получает ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения личных и общественных целей, суть которых: жизнь, свобода и ответственность. Верховная власть должна соблюдать законы и контролироваться обществом, которое всегда может сменить неугодную ему власть, потому что «общественный договор», заключенный по поводу этой власти не единовременно заключенный, а непрерывно возобновляемый. Для наилучшей организации власти и защиты прав граждан необходимо установить разделение властей на: законодательную, исполнительную и федеративную. Отличие федеративной власти от исполнительной в том, что исполнительная власть исполняет муниципальные законы общества внутри него самого, а федеративная осуществляет руководство внешней безопасностью и интересами общества. Локк считал, что, если суверен нарушает принципы общественного договора, граждане вправе не подчиняться власти. В «Опыте человеческого разума» Локк выступил с критикой утверждений Декарта о врожденных идеях. Локк считал, что сознание новорожденного – чистая доска («tabula rasa»), которая при контакте с действительностью (в результате опыта) «покрывается письменами разума». Такой способ объяснения формальных знаний о мире получил название сенсуализм. Человека Локк рассматривал как существо социальное.
Джамбаттиста Вико (1668-1744) – итальянский философ, был придворным историографом Неаполитанского королевства. Одна из центральных идей его творчества – мысль о своеобразии истории как науки, которая не должна строиться на принципах материального естествознания. История, отличие от природы, есть все, что сделано человеком (социальные институты, включая государство, торговлю, обычаи…). Самосотворенность не закрывает дорогу к познанию общества. История должна стать научным объяснением событий происходящих.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |