АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековая философия

Читайте также:
  1. XVIII век: философия Просвещения
  2. Английская философия XVII века
  3. Античная философия
  4. Античная философия
  5. Аристотелевская философия. Введение
  6. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).
  7. Библия и философия
  8. Викинги: Миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов
  9. ГЛАВА I - ФИЛОСОФИЯ ДУШИ
  10. ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
  11. ГЛАВА XIX. ФИЛОСОФИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ
  12. Древнеиндийская философия.

Средневековьем обычно называют период развития общества от Древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы это с 5 до 15 века.

Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником становится Священное писание. Поэтому знание об обществе носило религиозный характер, это был христианский взгляд на человека и историю.

Перед средневековыми религиозными мыслителями стояли как теоретические, так и практические задачи. Теоретически важно было создать христианскую концепцию социальных процессов, а практически – обосновать верховенство духовной власти над светской.

В средневековой философии принято выделять 3 периода:

1) Период формирования, или Патристика (2-6 века н.э.) Патр (лат. отец)

Патристика – система теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновали и разработали идеи христианства. Представители: Оригена, Григорий Низкий, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст

2) Период спора между номинализмом и реализмом по поводу идеи творения мира по Слову и Его воплощения в мире (7-10 века)

В Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было от Бога». По этой причине слово было одной из наиболее важных проблем средневековой философии.

Реализм – философское учение, согласно которому, подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (мире опыта и чувств)

Средневековый реализм был близок к учению Платона об идеях. Универсалии существуют до вещей, они представлены в Божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум способен познать сущности вещей, т.к. эти сущности и есть универсалии. Отсюда следует, что познание возможно только с помощью разума, т.к. только разум способен постигать общее.

Представители реализма: Ансельм Кентерберийский.

Номинализм – это философский принцип, согласно которому, общие понятия только имена, названия, не обладающие никакой самостоятельностью. Они образуются нашим умом, путем абстрагирования, единичные вещи облдают собственным бытием.

Представители: Росцелин. Вильям Оккам, Николай из отрекура.

 

Имя Вильяма Оккама часто связывают с термином «бритва Оккама».

«Бритва Оккама» - методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости»

Пример: В числе известнейших примеров применения этого принципа служит ответ, который дал императору Наполеону создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас. Наполеон спросил, почему слово «Бог», беспрерывно повторяемое Лагранжем, в его сочинении не встречается вовсе, на что Лаплас ответил: «Это потому, что я в этой гипотезе не нуждался»

 

 

3) Схоластика («школьная философия») (11-14 века)

Схоластика постепенно соединила теологию и философию, её целью было рациональное, опирающееся на доводы разума, обоснование веры. «Отцом» схоластики считают Ансельма Кентерберийского. Расцвет схоластики приходится на 13 век. Представители: Роджер Бэкон, Фома Аквинский.

 

Особенности средневековой философии:

1) Теоцентризм мировоззрения (Первопричина всего сущего – Бог, значит, высшее знание – теология, а философия призвана обслуживать ее интересы. Фома Аквинский: «Философия – служанка теологии»)

2) Принцип креационизма (от лат. creation – создание), согласно которому вселенная сотворена Богом

3) Принцип провиденциализма (от лат. проведение, божий промысел). Все происходящее в земной жизни, в истории человечества предвидено и предустановленно Богом

4) Основной способ познания мира – мистический: познание через божественное откровение (если высшим бытием является надприродный Бог, то познать его рациональным путем невозможно. Отсюда следует, что единственный путь познаня Бога – вера и откровение, т.е. знание которое получают не путем логических рассуждений, а через веру.

***

 

Исходным принципом познания для периода патристики был принцип «Верить, чтобы знать» (сформулирован Августином Блаженным), однако схоластика переосмыслила этот подход и провозгласила принцип «Знать, чтобы верить»

 

Крупнейшими мыслителями средневековья считаются: Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.).

 

Августин Аврелий (354-430 гг.) – епископ, один из «отцов» христианской церкви, считается крупнейшим христианским религиозным деятелем. Родился в семье язычника и крестьянки. Главные произведения: «Исповедь», «О Троице», «О Граде Божьем» (В дальнейшем исповедь была также у Л. Н. Толстого и у Жана Жака Руссо). В своих произведениях Августин борется с языческой философией.

Идеи:

1) Человек – существо сотворенное Богом по своему образ и подобию, но отклонившееся от Бога в силу греха. Грех вверг человека в рабство и зло. Человек может спастись (обрести блаженное бессмертие) Божьей благодатью.

2) Исторический процесс – по сути, расплата человека за грех Адама и лежит через бедствия. История воспринималась линейно и ограничено, как имеющая начало и конец. Началом Августин Блаженный считает сотворение человека, а конец – страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, праведные станут блаженствовать в раю, а грешники – страдать в аду. Историю между началом и концом Августин разделил на 6 этапов: пять первых связаны с Ветхим заветом, а шестой должен закончится страшным судом и пришествием Христа.

3) В социальной жизни, историю рассматривает как продукт общественного провидения, а общественную жизнь как борьбу двух противоположных миров, которые он называет двумя царствами: Град Божий и Град Земной. Град Земной – мир, созданный любовью людей к себе, т.е. мир, построенный на эгоизме. Это видимый мир людей с его обычаями, социальной ориентацией, это материальный мир, погрязший в грехах. Люди, живущие в этом мире, не любят себя и не любят Бога. Град Божий сосуществует с Градом Земным. Град Божий составляют люди, которые любят Бога. Это незаметная среди людей общность праведников, которых бог установил спасти. Люди Града Божьего спасутся после страшного суда. Таким образом, Град Божий, выраженный в церкви, преобладает над Градом Земным, представленным светским государством. Отсюда следует, что церковная власть приоритетна по отношению к светской.

Взгляды Августина оказали большое влияние на развитие религиозной философии.

Фома Аквинский (1225-1274) – монах-доминиканец, крупнейший средневековый философ-схоласт, систематизатор средневековой религиозной философии, основатель томизма (учение в схоластической философии и теологии, существует в наши дни в форме неотомизма), канонизирован католической церковью. Основные труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Фома Аквинский выступал сторонником незыблемости социальной иерархии.

1) Наилучшей формой правления считал монархию, но не тиранию. Власть добродетельного монарха в государстве должна быть отражением власти Бога в мире. Государь должен заботиться о благе подданных, но высшее их благо – достижение небесного блаженства, а это уже задача церкви. Отсюда Аквинский сделал вывод, что власть церковная выше власти светской.

2) Фома Аквинский разработал своеобразное правовое учение.

Он выделил 4 типазаконов:

а) Вечный закон (Божественное провидение)

б) Естественный закон (вытекающий из разумной природы человека закон, который занимает промежуточное место между волей Бога, выраженной в Вечном законе, и человеческими законами. Суть естественного закона: «Делай добро и избегай зла». В частности, этот закон предписывает жить в мире, в согласии с другими людьми, т.к. это – благо для человека.)

в) Человеческие законы (обычные правовые системы)

г) Божественный закон

Важно знать, что человеческий закон не может противоречить Божественному, а если он противоречит, то ему можно не подчиняться. 3) Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога (теодицей):

* В мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения, но должен быть и перводвигатель

* Бытие – совокупность причинно-следственных связей, значит должна быть причина всего существующего

* Мир подчинен определенным закономерностям. Законов множество, творцом первого закона мог быть только Бог

* Мир устроен иерархически: каждая следующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим абсолютным совершенством является Бог.

* Мир един, его развитие направленно на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

Учение Фомы Аквинского – высшая, наиболее развитая классическая форма схоластики. После смерти Фомы, его учение становится официальной доктриной католической церкви, на основе которого развивается неотомизм.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)