АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция № 5. Евразийские взгляды казахских просветителей (Ш.Уалиханов, А.Кунанбаев, А.Букейханов, М.Шокай и др.)

Читайте также:
  1. EUCALYPTUS COLLECTION Коллекция ЭВКАЛИПТ
  2. FOUR SEASONS COLLECTION Коллекция ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА
  3. Взгляды А.А.Гусейнова
  4. Взгляды на истину: дуализм и недвойственность
  5. Взгляды на конфликт в истории психологии.зарубежные и отечественные взгляды.
  6. Взгляды на проблему спроса экономистов классического направления.
  7. Взгляды Тимура на устройство мира.
  8. ВОСЬМАЯ ЛЕКЦИЯ
  9. ВОСЬМАЯ ЛЕКЦИЯ Базель, 22 сентября 1912 г.
  10. ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ
  11. ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ Базель, 16 сентября 1912г.
  12. Глава 31. Разные взгляды на реальность

Цель: рассмотреть взгляды и деятельность казахских просветителей.

Задачи: изучитьевразийские убежденияЧ. Валиханова и его исследования

Евразийство в мировоззрении Абая

Евразийские взгляды Ы.Алтынсарина

евразийская идея деятельности и трудах тюркской интеллигенции

Основные понятия: тюркизм, комплиментарность, джадидизм.

В развитии тюркской мысли в России, в Евразийском регионе с сере­дины XIX века, со времен Чокана Валиханова существенное место занимает национальная казахская мысль. Феномен Ч.Валиханова в конце 1850-х - первой половине 1860-х годов свидетельствует, что мысль европеистской направленности стала развиваться в казахском обществе даже раньше, чем мысль аналогичной направленности у других тюркских народов. Так как Ч. Валиханов, например, старше И. Гаспринского на 16 лет. И когда Ч. Ва- лиханов в 1859-1860-м годах, достигнув известности, жил и творил в Петер­бурге, И. Гаспринский восьмилетним мальчиком еще только начинал свою учебу в традиционном мусульманском мектебе.Каковы были пути развития тюрко-казахской мысли в начале XX века? В каком соотношении находятся воззрения казахской интеллигенции с евро­пеизмом, тюркизмом, с евразийскими идеями?

В 1910 году лидер общественно-политического движения казахского народа Алихан Букейханов опубликовал в Петербурге, в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» обобщающую ра­боту «Киргизы»54. Он указывает, что с началом 1905 года «вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движе­ния». Указ Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веро­терпимости и вероисповедальной принадлежности» «еще более приподнял настроение». В результате на летних стоянках и степных ярмарках начались «политические съезды», на которых «обсуждались местные нужды и нужды 170 всей киргизской народности», где «киргизы обсуждали и подписывали, по­данные потом на Высочайшее имя, петиции».

В связи с летними съездами казахов 1905 года А. Букейханов характери­зует расклад идейных сил в казахском обществе и отмечает, что в дискусси­ях того времени, в составлении петиции принимали участие представители двух мыслительных течений. С одной стороны, это «интеллигенция, воспи­танная на русской литературе, верующая в европейскую культуру, видящая счастье родины в здравом претворении плодов западной культуры и считавшая религиозные вопросы второстепенными, при наличии обещанной 17 апреля свободы веротерпимости». С другой стороны, пишет он, «вы­ступала и интеллигенция, воспитанная в духе восточной ортодоксии и национально-религиозной исключительности. Эта последняя выдвига­ла религию на передний план: в мусульманской схоластике она видела и продолжает видеть науку, которой никто и никогда не превзойдет; киргизский народ, и вообще магометан, она ставит выше всех других народов, искренне и сознательно отождествляя религиозное единство с единством национальным»55.

Были ли эти тенденции в казахском обществе чем-то совершенно но­вым? Здесь можно вспомнить, что Г.Н. Потанин, вспоминая еще рассказы Ч. Валиханова и осмысливая ситуацию в казахском обществе, сложившую­ся к середине' XIX века, отмечал, что «степь тогда разделилась на две пар­тии: русскую и национальную» и что «антагонизм двух партий являлся во всех проявлениях жизни», даже в состязаниях певцов-акынов56. Несмотря на схематизм такого подхода, эти интеллектуальные тенденции в той или иной форме продолжали иметь место и в последствии, во второй половине XIX века. При этом, как отмечает С. Зелинский, к концу XIX века влияние собственно «промусульманских казахских лидеров не увеличилось».

Таков, с точки зрения А. Букейханова, расклад сил в казахской интелли­генции, характерный, надо сказать, не только для казахского общества, но для многих азиатско-сибирских этносов конца XIX - начала XX века. Ис­следователи отмечают, что приобщение традиционных обществ к «западной модели цивилизационного развития приводит к социокультурному расколу внутри формирующихся национальных элит, отстаивающих альтернатив­ные варианты национального самосознания»57. В целом, следует согласить­ся с данной позицией, хотя со второй половины XIX века па востоке Рос­сийской империи происходит не просто «раскол», но формирование новых мыслительных, культурных тенденций, само параллельное сосуществова­ние которых имело глубокий позитивный смысл для развития националь­ной общественной мысли. Важно то, что часть традиционной элиты делала «сознательный выбор» в пользу ориентации «на западную цивилизацию». Именно такой личностью, не случайно попавшей в водоворот истории, а со­знательно сделавшей свой выбор и был A. Букейханов. Он же сам стал и первым интерпретатором путей развития казахской общественной мысли.

Свои оригинальные доктрины евразийства выдвигали в это же время и первые казахские просветители, такие как Чокан Валиханов и Ибрай Алтынсарин. Молодые казахи могли получить в середине XIX века начальное образование в мектебах, которые имелись при каждой мечети, естественно, только для мальчиков. Следующая ступень обучения — медресе — позволяла продвинуться в изучении арабского языка, древнетюркской и персидской литературы. Создание в Степи русских или «русско-киргизских школ» мотивировалось утверждением здесь русского и православного влияния. Но казахские просветители тянулись не к православию, а к русской культуре. Они не хотели и не могли полностью порвать с исламом. Им были близки как русская азбука, так и арабский алфавит.

Приобщение к современной европейской культуре было возможно для народов прикаспийских и заволжских степей только через русский язык и русскую культуру. Другой великий казахский просветитель Абай Кунанбаев, памятник которому стоит сегодня и в Москве на Чистопрудном бульваре, писал: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре, стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Просвещение полезно и для религии (Там же, с. 12.). Говоря о религии, А. Кунанбаев имел в виду, конечно же, ислам, но ислам «рациональный». А так же среди них были казахские общественные и политические деятели, публицисты такие как Ыбрай Алтынсарин, Шакарим Кудайбердиев и др. Ярким представителем своего времени был Мустафа Шокай.

Список литературы:

Гумилев Л.Н. Черная легенда.-М.,Айрис-Пресс, 2007.-576 с.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)