|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МРАМОРНЫЙ ГЕНИЙ
О вода, — рев пены, о серебряное кружево! Над бассейном, как птица сквозная, ты брызнула лётом. Брызнула лётом: стала хрустальным щитом. Изнемогла, ниспадая трескучим хрусталем. Ах, хрустали! Гремите, гремите, хрустали золотые! Громче гремите, хохочите громче, гремите громче — падайте фонтаном, падайте! И брызгами смеха оплакивайте восторженно. Из-под сквозных хрусталей, кружевных, кружевных, сквозных, белая грустная голова, замирая, плыла над брызгами мраморной глыбой. Из-под хохота, водного хохота, хохота он восставал, точно рок, обезумевшим лицом. Белый ниспавший хитон, расшитый фонтанными перлами, точно струился на старом. Из-за перлового водного тока он выплывал большой головой, белой, в горьком порыве, как неизменное время, восшедшее смехом мгновенных потоков: водяных, вверх взлетевших, мгновений. Спереди казался мраморным императором, увенчанным серебряным венцом лавров. Широкое чело вверх убегало лысиной, с темени метущей струйные снеги седин. Громадный его силуэт в сверкающем бледном хитоне, как геройское изваяние, снежно тускнел из водометного тока. Из-за трескучего плеска бледно веяла седина, бледно веяла шапочка: бледно веяла шапочка одуванчика императора мгновений. Из-под вздернутого носа, из-под широких ноздрей улыбались блеклые губы туманному времени. Безусый напудренный лик не то женщины, не то гения, как томный утренний месяц, взошел над фонтанными брызгами. Отраженный измученный лик, воздушно упавший в плески и стекла, там мертво плясал и там кивал насмешливо. Стальной зубец, копье времени, сжатое пальцами, перьями сверкало светлых блесков, и у стального зубца, копия, вздыхала мертвая голова. Воздушная груда годов отпылала на перлах, а он стоял, неизменный, а он стал тот же, в перловое время облеченный. В пурпуре, в пурпуре роз, тускло горевшем из перлов, как в ореоле огня, лицо мертвенело, лицо: горькое, его мертвенело, как лик воздушного месяца, бесполезно лазурью пропитанного летним деньком, и как горсть оледенелого снега, обтаявшего лазурью по краям. Фонтан — мраморный лебедь, разметнувший крылья и из зева бьющий хрустальным временем. Лебединая песня хрустального времени. Смех изливаемых слез, серебринок, слезинок; детская грусть, и переливная, вечная грусть. Фонтан — мраморный лебедь, разметнувший крылья, чтоб из зева струить в поднебесье хрустальное время. Полковник Светозаров стоял там, как гигант, в утреннем халате, испещренном пятнами света, и с копьем вместо трости. Из-под черных, темных бровей серые горькие очи уходили в пространство: тонули уныло; грустный, он казался сбоку щукой, из воды глядящей на солнце: не простой, а среброперой. Из-за вод, из зеленых кустов, из-за пурпуровых кистей спереди он возникал и, как большой мраморный зверь в металлическом венке, он бросался в водопад солнца. И казалось, это — время, это — туманный триумфатор: — вот что тянулось из перлов, из плесков, из солнечных листьев. Вот что. Слезные тучи цветов (тучи старинных порывов) рукой обрывал полковник и перстнем чертил на кусте алмазный зигзаг. У мраморной арки сидела его мать, склонясь над вязаньем, — столетняя женщина, многолетняя. Казалось, что это — пунсовое платье и шаль из пуха. Казалось, что это — багряная с головой одуванчика карла. В скорби, поникла она пунсовым лоскутом, лепестком, о, раздавленный на песке настурций! Там перед ней, как большие аккорды, как большие взлетели колонны: колонны мраморной арки, озерною синью бесполезно оясненные. Бледнел месяц — грустил сквозной одуванчик, сквозил бесполезно лазурью летним деньком. Свистки ветра — гульливые колокольчики — колкими над пихтою вились пчелками, над пихтою вились. Взвизгнула укушенная пчелой, сквозная, от старости кружевная, старушка. Хлестнула огненной лопастью и над раздавленной колючкой, мертвяная, изогнулась. Из-под хрустального тока над миллионами брызг опрокинулся старый полковник, как старинная старина над безысходным исходом. Из-под лебединого зева хрустальный фейерверк, плача золотым водометом, низвергался на мрамор. Из-под застывшей жизни старый Светозаров, как большой горюн, руки любви протянул. Из-под складок времен любви его выплыл лик, ее лик: как из облака солнце. Манил и звал. Манил и звал. Из-под хрустального кружева брызг в водопад из ветра и солнца он бросался ловить ее взгляды, улыбки. Видел — в сверкающих струнах солнца в вышине понеслись перистые клоки бледноозаренными лилеями: в вышине ее руки неслись, ее. Так: она играла на солнечной арфе. Так: неслась мимо ее, мимо, струнная песнь. И старушка скорбно поникла там вдали, точно плакались багряные перья ее капота, отмахиваясь от будущего. Так: кидался Светозаров в водопад солнца, упадавший с неба скалы голубой: «Слышу, слышу. Это ты кому-то сулишь воскресение, потому что ты любишь кого-то. Довольно, — потому что скоро ваш смех облетит, пролетит. Пора, — потому что солнце сядет: потому что оно сядет, когда иссякнет любовь». Там, чуя, старушка в страхе зажмурила очи — и солнце ей взор пронзило иглами: в глазах ее танцевали нежные, павлиньи перья. Руки его, ненюфары его, протянулись коварно вперед, коварно блеснув бриллиантовым перстнем, как бы коварно грозя сопернику. Груды столетий низвергались хитоном с его плеч — груды лет, отемненных разгулом, — и он своим тряхнул копьем. Струевая ткань перламутра оковала его руку: он не мог разбить перламутр фонтанного смеха. Тысячи серебринок взметнулись над полулысиной как бы в ужасе, будто взвеянная в воздух, взбитая ветром водичка. На него изогнутой шеей точно кинулся мраморный лебедь и обдал студеным треском секучих хрусталей. У полковника ширились очи, двумя властными изумрудами сверкнули, когда ужалил копьем белокрылого он лебедя. Каменный лебедь, с золотой колонной трубивший из зева струю, он также жаловался на время: «Не тебе жена, не тебе, не времени. Не тебе жена, не тебе, а мне жена: мне солнце. Не тебе, а мне». Вытянул шею, кричал — и кричал: «Это я ей жизнь — крылатый ангел. Это я ей неизменно. Это я — призывающий от времени. Я, я: это — я». Так: лучами солнце звякнуло в вышине, как легли на них — на них, на лучи, облачные руки ее бледно в лазури истекающими лилеями. Так: на бирюзовой порфире неба прыснули золотые шелка волос. Так. И она крикнула: «Ты, лебедь, ты, — белый, ты: лети ко мне, из снега сотканный. На моей ты бирюзе хлещи поднебесным пером. Крылатый, крылатый! Ты пой, улетая!» И Светозаров потрясал копьем, восклицал: «Страсть — ударное горе: седая страсть — обманщица, смерть. Лавинный рев, прогрохотавший пустотой». Белый старик прозиял в зелени, испещренный золотыми пятнами, точно тело бросили на него золотое, — золотого воздушного гепарда. До пояса струйная борода и синью секущие взоры бросались в кусты из-под соломенной шляпы, когда он к бассейну шел в своем летнем сюртуке. Это был знаменитый мистик; прощался с пространством: ведь хотел кануть в затворе. Золотой ярый гепард, возникавший из пятен эфира, полагал ему на грудь свои воздушные лапы, и они, будто ветер, терзали сюртук старика. Но старик раздвигал свисающие кусты, и воздушно-золотой гепард разрывался тенью и светом. Вот, как серебряная ткань, борода его провеяла, как белый прах, летящий с дорожки. На нем сеточка золотая сквозь липы плясала, солнечная. Пора, скоро солнце все охватит и станет жарко. Его встретили дети криком: «Здравствуй, здравствуй. Это ты там вскочил белым песочком у входа в сад, потому что там от ветра пляшет песочек». Сказал им, шутя: «Да, да». Скоро упорхнули дети в бледно-розовом — в кисейно-розовом. Вот, как лилии, из газа выросли ручки и на них села бабочка, анютин глазок. Вот, как мудрая смерть, влекся уставший мистик к полковнику Светозарову, бормоча: «Пора, — пора сдернуть покровы двусмысленности. Налететь ветром: обличить смертною тайной. Пора — потому что иначе будет поздно». Из-под клокочущих, пляшущих слез, из-под жалобой изрыдавшейся ткани водной они сквозили бледно-протянутыми силуэтами. Громадный гигант, как охрусталенная статуя, в глубоком безмолвии взвил свое засверкавшее копие, а рука его судорожно взлетела к лицу, и из закрывшей лицо ладони высилась зубчатая серебряная корона его седины, да выдавался вздернутый нос и сверкавшие зубы широко раскрытого рта. Так он стоял, как хрустальный король; и в бассейне он же плясал, зубьями короны взрезая водную синь. Из-под струй упорно костенел надменный пришелец, и борода его теперь заклокотала пенным водопадом в бассейн. Глаза его, бесстрастно воздетые над серебряным гением, холодно измеряли с ног до головы: будто спокойная смерть, искони побеждающая безысконное, измеряла время. Их туманные очертания точно плясали под вскипевшим слезным потоком. Но это только казалось. Из-под кружева времен, как из-под кружева воды, они говорили неизвестно о чем, как конец с бесконечностью, как безвременье с временем. Вот бледно-изваянный гигант, как мраморный рокоборец, укрывая на груди пришельца безбородое лицо, схватил его руками, стараясь оборвать в клокочущее время бассейна. Но это только казалось. Светозаров упал на мрамор бассейна, окунул лицо свое в струи, проливая перлы слез и обливаясь перлами, а старый мистик, костенея бесстрастно, воздел свои очи в небеса. Но казалось, что он пролился бородою в бассейн, изошел белой пеной каскада, потому что полковник был один. Тогда красная сутулая горка разорвала зеленую завесу кустов, и под красной горбатой спиной, как под вершинкой, качалось морщинистое лицо в ореоле лионских кружев. Она метала в полковника очковые глаза, и со стекол брызнули в него тысячи солнечных игол. Светозаров ей говорил: «Опять волнуетесь, матушка. Ничего — это прощался со мной известный мистик, покидающий наши края, чтобы уехать в монастырь». Как большой одуванчик, взлетевший над старушкой, колко-бритым лицом он прижался к руке матери, снежным фонтаном волос над носом ее провеял, словно туманный лик безбородого гения времени в ореоле серебряных листьев. Из-под смеженных ресниц головы, упавшей на мраморные перила, уставились слезой овлажненные изумруды, и из бассейна он же лукавым страхом себе подмигивал. Его белый халат пролился на бассейн мраморными складками, и весь он казался статуйным гением, изваянным у бассейна. На бледно-мраморном очертании изломанный сук пурпуровых роз качался и пылал яркими пятнами. Так сидел изваянный гений, испещренный пятнами крови, хрустальным очертанием. Из бассейна, где словно канул строгий пришелец, взревел кто-то пенный, и его струистая борода развевалась в небо водяным дымом. У его ног плясала яркая сеть солнца, как большой золотой леопард. Воздушный леопард кидался лапами на грудь венчанному гению, но он не повертывал головы к золотому зверю, замурлыкавшему ветром. Гремите, гремите, хрустали водяные, гремите, всё гремите громче — хрустальным зонтом заплясавшие хрустали!
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |