АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Надлом цивилизации

Читайте также:
  1. Генезис египетской цивилизации.
  2. Генезис китайской цивилизации.
  3. Доказательство существования и гибели орианской северной цивилизации.
  4. Культура, цивилизация и природа. Экологические проблемы современной цивилизации.
  5. Научные и технические достижения новоевропейской цивилизации.

 

Цивилизации, полагает Тойнби, принимают смерть не от внешних неконтролируемых сил или предопределенности судьбы, а от собст­венных рук.

Начало распада он называет Надломом. С чего начинается Над­лом цветущей цивилизации, как она утрачивает свои достижения?

Тойнби вновь обращается к идее взаимодействия между творче­ским меньшинством и инертным большинством.

Увлечь реформами очень важно, но не меньшее значение имеет закрепление их в повседневности, распространение в различных сфе­рах жизни, обретение устойчивости. Без защитного пояса традиций цивилизация идет к опасной черте. Неустойчивое положение, хаоти­ческое движение, неопределенность перемен сопровождаются бес­численными злодеяниями и деморализацией.

Другой причиной Надлома Тойнби называет потерю инициативы.
Энергия общества уходит лишь на поддержание ранее достигнутого
положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ре­сурсов.

Движение замирает, цели утрачены, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Творческое меньшинство, некогда инициатор изменений, лиша­ется прометеева огня и для поддержания своего авторитета опирается лишь на грубую силу. Лидеры вырождаются в правящее меньшинст­во. Добившись успеха, они успокаиваются, «почивают на лаврах» и озабочены лишь собственным благополучием. Наступает психологи­ческая катастрофа опьянения успехом. Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть. Она теряет свои творческие потенции, впадает в пресыщение и необузданность, которые неминуемо ведут к гибели. Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. Тойнби определяет его как «интеллектуальное, морально-ущербное и слепое обожествление вместо целого части, твари вместо Творца и времени вместо вечности. Это одно из заблуждений человеческо­го духа, имеющее следствием превращение «высоких божественных трудов» в «мерзость запустения».

В реальной жизни это может проявиться во всеобщем поклонении отдельной личности, социальному институту, техническому средству.

Идолопоклонство приводит к бессмысленной растрате человеческой энергии, подталкивает к неравной борьбе, напрасному самопожерт­вованию, жесткому контролю, пресечению разнообразия, преследо­ванию инакомыслия.

Основной критерий и причина Надломов цивилизации заключа­ются во внутреннем взрыве, который приводит к утрате свойств са­моорганизации. Социальные трещины — следы этого взрыва — бо­роздят тело надломленного общества.

Taк Надлом приводит к Распаду цивилизации.

При «вертикальном» типе раскола общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной братоубийственной войны. Междоусобные конфликты изматывают всех, порождают враждебность и военный психоз, стимулируя изо­бретение средств массового уничтожения. Эта война поглощает ре­сурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать само себя». Не менее чем в четырнадцати из шестнадцати случаев Надло­мов цивилизаций главной их причиной была эскалация междоусоб­ных войн. Остановить их может сокрушительный удар по противнику и установление твердой власти и порядка.

Другой тип раскола — в «горизонтальном» делении общества, по­явлении новых слоев, сословий, общин, классов. Между ними могут складываться отношения вражды или сотрудничества. Но раскол есть порождение злых страстей, в нем сильны тенденции дезинтегра­ции. Распад цивилизации идет в общественных структурах и затра­гивает души людей, вызывая эмоции недоверия, зависти, зла, пере­оценку ценностей.

Правящее меньшинство занимает оборонительную позицию, вся­чески пресекая попытки обновления курса. Однажды удачно ответив на Вызов истории, оно воздерживается от повторения своих подви­гов, сопротивляясь переменам, сохраняя полученные привилегии. Если в прошлом творческое меньшинство было открытым и попол­нялось мыслящими людьми из различных слоев, то теперь оно пре­вратилось в замкнутую систему, группу, строго оберегающую себя от инициативных лидеров. Для него характерна социальная, духовная и душевная косность. Вызовы истории продолжают поступать, но они не получают Ответа.

Правящее меньшинство не в состоянии преодолеть кризис, ибо не желает ничем рисковать в страхе потерять «свое кресло». Оно упрямее «соляного столпа», в который превратилась жена Лота в нака­зание за то, что оглянулась на обреченные города. В силу своей косности правящее меньшинство приговаривает себя к неучастию в твор­честве и тем самым совершает «Великий Отказ». Оно утрачивает авторитет и привлекательность в глазах многих, ореол власти туск­неет и не вызывает желания подражать ему или поклоняться.

Правящее меньшинство еще продолжает удерживать свою власть, опираясь на насилие либо привлекая к себе «вундеркиндов», соблаз­няя их привилегиями и обещаниями. Правящее меньшинство неод­нородно, в нем Тойнби выделяет типы расточителя, палача и за­воевателя. Главной опорой становится универсальное государство, которое охраняет завоеванные привилегии.

Социальный раскол приводит к увеличению слоев, потерявших свое прежнее положение. Тойнби называет их «новые бедные». Сре­ди них беженцы, мигранты, разорившиеся аристократы, утратившие власть чиновники, разоренные крестьяне, бывшие воины. Мера страданий этих людей различна, но их объединяет общее состояние от­торжения от общества, неудовлетворенность, отчуждение. Их облик соткан из жестокости и ненависти, они беспощадны к своим пала­чам, обвиняя их в беззакониях и произволе. Это «горючий» матери­ал для бунтов и мятежей, ибо в жестокости они превосходят своих притеснителей.

Правящее меньшинство, опираясь на диктаторский режим и воен­ную технологию, подавляет всяческие восстания. На окраинах госу­дарства народы, находившиеся прежде под влиянием и протектора­том, тоже проявляют агрессивность, вступая в вооруженную борьбу с правящей элитой. В растущей цивилизации три мощных потока — экономика, политика и культура — объединены в одно целое, подоб­но белому цвету, «вбирающему» в себя все цвета.

В период упадка это единство распадается, при этом могут полу­чить преобладание либо экономический фактор, либо политические силы. Но почти всегда их усиление сопровождается снижением куль­турного влияния, происходит потеря нравственных ценностей. Среди выделенных трех элементов в жизни общества преобладающее зна­чение имеет культура. Она представляет собой «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с этим экономический, и тем более политический планы кажутся искусственными, несуществен­ными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивили­зации. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу куль­турного развития, она немедленно начинает впитывать элементы чуждой культуры. Культурное влияние оказывается куда более бла­годатным и полезным, чем заимствования в экономическом или же политическом плане». Соседи отворачиваются от общества, потеряв­шего свою душу и изменившего внешность, с пренебрежением отно­сятся к его культуре, хотя могут продолжать заимствовать техниче­ские достижения или социальные институты.

Тяжелейшим бедствием распада цивилизации Тойнби считает раскол в человеческой душе. Он проявляется в различных формах, затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. Духовный опыт рас­кола приобретает различные формы — от апатии, пассивности до бунта, мятежа. По мере нарастания социального распада альтерна­тивные решения становятся все более полярными. Они приходят на смену бездумному подражанию и конформизму в прошлом и пред­ставляют собой попытку выйти «из общей шеренги».

Пассивная форма поведения — отшельничество, общение с при­родой, разочарование в общественной деятельности. Активная аль­тернатива этому — самоконтроль, когда душа «берет себя в руки». В сфере чувств человек испытывает болезненную зависимость от
сил зла, которые постоянно демонстрируют свою неуязвимость и непобедимость. Душа ощущает неизбежность своего поражения, тщетность усилий, неспособность к сопротивлению. Она попадает в «смесительный котел», где сочетаются несовместимые ценности и традиции. Активность ищет выхода в соединении человечества
с Космосом и Богом.

Но в любых формах, пассивной и активной, проявляется стремле­ние человека обрести убежище, не втягиваться в конфликты. Это вы­ражено в новой формуле жизни, когда предпочтение отдается мик­рокосму вместо макромира. На фоне этих настроений появляются различные поиски смысла жизни, возврата к природе, возрождение прошлых традиций, обращение к будущему взамен настоящего. Тойн­би называет две наиболее типичные тенденции: архаизм и футуризм. Но обе формы представляют собой лишь попытки замазать трещины распада цивилизаций и приводят, в конечном счете, к разрушительно­му Насилию.

Утрата жизненного порыва выражается в чувстве непредсказу­емости будущего потока жизни, которое испытывает большинство людей в условиях распада. Эта боль есть наказание за грех идолопо­клонства, за воздвижение культа твари вместо Творца. Когда свергают кумиров, люди чувствуют себя обманутыми, и это сопровождается ожиданием неотвратимости наказания за догматическую веру. Спа­сение видится в покаянии, очищении от скверны, искуплении вины, в отречении.

Правящее меньшинство неудержимо движется к финалу. Оно при­носится в жертву, размывается новыми пришельцами, оттесняется на периферию истории, будучи не в состоянии ни ответить на новый Вызов, ни совершить самоубийство. Происходит «вульгаризация» правящего меньшинства, принимающая форму вынужденного парт­нерства с деловым миром, и это оказывается наиболее действенным средством в прорыве социальных барьеров. Философия правящего меньшинства быстро увядает, попадая под влияние религии. Рели­гия процветает, философия утрачивает прежнее влияние и привле­кательность. Первенство выскальзывает из рук правящего класса: он болише не способен обратить людей в свою веру.

Анализируя периоды Генезиса, Роста, Надлома и Распада циви­лизаций, Тойнби ставит вполне правомерный вопрос: что же ожида­ет общество и его культуру в будущем. Исторический процесс бес­конечен, хотя его локальные формы смертны. Одни разрушаются, оставляя лишь воспоминания о своем былом могуществе; другие продолжают существование, но в виде реликтов, не внося ничего но­вого; третьи дают начало новым формам. Болезненное разрушение привычных форм жизни слабому духом человеку представляется ка­тастрофическим, однако более проницательный взгляд может уви­деть иную тенденцию. Тойнби называет ее стремлением к высшему духовному единству и возникновению универсального государства. Но это очень отдаленная перспектива.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)