АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура, цивилизация и природа. Экологические проблемы современной цивилизации

Читайте также:
  1. I. ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В НАШЕ ВРЕМЯ
  2. I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КАТАЛИЗА
  3. I. Философско-нравственные проблемы
  4. I. Экологические проблемы современного общества
  5. IV. Социальные проблемы попечения о заключенных.
  6. IX. Выводы и проблемы
  7. X. ЯЗЫК И РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ
  8. А теперь мое решение проблемы
  9. Актуальность проблемы
  10. Актуальность проблемы.
  11. Актуальные проблемы культуры XX века
  12. Акустическое воздействие транспорта, проблемы ослабления шума

 

Характеристика феномена культуры является неполной без выяснения соотнесенности природного и культурного. Аналитические исследования культурологов показывают, что культура внебиологична, надприродна, ее нельзя свести к природному, однако и культурное не из чего вывести и построить кроме как из природного. И это касается и внешней природы, и внутренней, той, которая включена в жизненные проявления человеческого организма. Таким образом, имеется единство и различие природного и культурного.

Возможности бытия культуры заданы естественно-природного. Возникновение культуры как надприродного способа деятельности не исключает ее единства с природой и не снимает учета природных факторов в ее развитии. Даже на эмпирическом уровне можно констатировать то обстоятельство, что природное не безразлично для тех форм, в которых отливается и живет культура. Прямое воздействие природных условий на возникновение и развитие культуры может быть прослежено по разным направлениям: от воздействия на производство орудий труда и технологию трудовой деятельности до особенностей быта и явлений духовной жизни.

Человек и его культура несут в себе природу матери-земли, свою биологическую предысторию. Культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. И только в этом смысле о культурном можно говорить как о надприродном, внебиологическом явлении. Вместе с тем следует подчеркнуть, что культура не может быть над природой, ибо она ее уничтожит. Ведь человек со своей культурой является частью экосистемы, поэтому культура должна быть частью общей с природой системы. Мы должны сохранять присущее культуре разнообразие ее форм и проявлений, подобно тому, как стремимся сохранить все существующие виды животных и растений, представляющих собой уникальные наборы генов, которые были получены путем селекции на протяжении тысячелетий. Именно многообразие культур и цивилизационных путей развития народов мира может помочь избежать глобальной экологической катастрофы.

Данная проблема лежит в сфере создания некой модели культуры, раскрывающей ее сущность и возникновение. Культурное в данном случае рассматривается как созданное человеком, а природное — как созданное вне человека или существующее вне его культурной деятельности.

Существует несколько моделей возникновения и существования культуры как внеприрдного явления:

· Модель божественного создания культуры, представлена практически во всех картинах мира религиозных систем. Модель в данном случае выглядит как направленное воздействие абсолюта на мировой хаос и дальнейшее возникновение культуры (космического порядка, творений человеческой культуры и нравственного порядка). Культура в данном случае есть продолжение творений Бога, равноправное и закономерное проявление развития мира Творцом. Природной и Культурное уравновешены в правах, но не равнозначны по роли в мире человека.

· Модель культуры Э.Кассирера можно обрисовать следующим образом: символические формы — это те средства, которые отделяют человека от мира, и, одновременно соединяют человека с миром. Символические системы уравновешивают природный и культурный мир, делая природу более понятной и воспринимаемой человеком, но в тоже время и способствуют отделению его из природной среды.

· К.Г.Юнг считал, что природа и культура—две части единого мира, которые должны находиться в равновесии, так как человек в равной мере принадлежит каждой из них. Все проблемы человека исходят от того, что он в равной мере принадлежит двум мирам — культуре и природе, противоположным по смыслу и значению.

 

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) - историк культуры, этнограф. Главной идей Гумилева является теория пассионарности. Культурологическая концепция Гумилева отрицает цикличность. По его мнению, культура развивается импульсивно и состоит из “концов и начал”. Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Человек не может существовать вне этноса. Главным определяющим началом оформления этнической целостности является ландшафт, или географическая среда. Рождение культуры обусловлено, прежде всего, рождением этноса.

Пассионарность — это стремление к изменению окружения. Носителями пассинарности являются пассионарии — люди, проявляющие пассионарность культуры и оказывающие там самым значительное воздействие на ее динамику. К пассионарным личностям он относит А.Македонского, Чингис Хана, Цезаря, А.Невского, Наполеона, Рафаэля, Ван Гога и др. Появление новой культуры инициируется мощным всплеском пассионарного напряжения. Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных культур, либо к расширению ареала за счет неокультуренных территорий.

Классифицируя культуры по способу их взаимодействия с природой, Гумилев выделяет два типа:

1) приспособление к природным условиям;

2) изменение природных условий.

Рассматривая второй тип, Гумилев утверждает, что радикальное изменение природных условий возможно лишь однажды за все время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. основное назначение культуры — консервация представлений опр. народа о его взаимоотношениях с природой. Культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, неспособную к самостоятельному, развитию, т.к. она лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеческих рук. Поэтому культура может либо сохраняться, либо разрушаться.

Время существования культур Гумилева связывает с продолжительностью пассионарного напряжения от толчка до рассеивания пассионарной энергии у этноса — носителя культуры. В среднем это время составляет 1500 лет.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)