АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория культурных суперсистем П.Сорокина

Читайте также:
  1. II Теория вероятностей
  2. IV. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И ИСТОКИ УЧЕНИЯ ОБ АТОМЕ
  3. IX. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И СТРОЕНИЕ МАТЕРИИ
  4. V1: Теория электрических и магнитных цепей переменного тока
  5. VII. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  6. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
  7. АЛЬБЕРТ БАНДУРА: СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
  8. Аналитическая механика и теория Якоби
  9. Атомная физика 1. (Квантовая теория излучения)
  10. Атрибуция культурных ценностей
  11. б). теория катастрофы ошибок
  12. Бертольд Брехт. Теория эпического театра

Питирим Сорокин ввел понятие “суперсистем ”, в которых и рождается культура. Его работа называется «Социальная и культурная динамика».

В основе каждой суперсистемы лежит определенный тип культуры, соответствующий конкретной системе ценностей.

· идеациональный характеризуется особой значимостью идей, веры и самоотричения. Искусство этого типа всегда приукрашивает реальность или берет из нее только положительное. Пример – Раннее Возрождение.

· Чувственный — тяга к наслаждению и развлечению. Искусство этого типа светское, так как стремится к отображению не духовной, а телесной красоты. Его мир – мир страстей, сенсаций и эмоций. Им руководит рынок и удовольствие. Художники стремятся к реалистичности. Появляются светотень, перспектива. Исторические рамки 15-16 века и конец 19—начало 20 веков. Сорокин считает, что чувственная культура несет в себе вирусы разложения и распада.

· Идеалистический – смешанный, переходный тип, который может существовать в двух формах. Один из них есть сочетание двух основных типов (примером служит Золотой век древней Греции с V по IV вв. до н.э. и Ренессанс, охватывающий ХП~Х1У вв.). Другой же представляет собой противопоставление элементов основных типов (состояние Европы в первые века н.э., когда ростки христианства противостояли все еще сильному язычеству).

Идеационнаясуперсистема соответствует первоначальному периоду роста культур; чувственная — периоду их направленности к упадку, культура идеального синтеза — моменту кульминации развития (особенно в искусстве и философии) и эклектическая, или смешанная — периоду упадка.

Эти типы фиксируют волнообразное изменение культур — от идеационального типа к смешанному и дальше к чувственному типу, а через некоторое время обратное движение. Смена культурного типа сопровождается социальными потрясениями.

Культуры изменяются в силу их природы — носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела; тогда приходится обращаться к иным принципам и двигаться к иному типу культуры. Все суперсистемы являются фазами исторического кругооборота.

Фридрих Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выделяет два начала бытия и художественного творчества: «аполлоническое» и «дионисическое». Аполлон ¾ выражение покоя и порядка, Дионис¾его противоположность.

К аполлоническому проявлению культуры Ницше относит: светлое, рациональное, меру золотого сечения, иллюзорно-оптимистическое, состояние покоя, индивидуальность. Этот тип характеризуется стремлением к упорядоченности, гармонии, объективности, пропорциональности, аскетизму, монументализму, оптимизму, строгости, ясности, целостности и приоритету общественного.

К дионисийскому ¾ темное, иррациональное, безмерное буйство, трагико-героическое, нарушение покоя и неудовлетворение беспокойством, уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство. Этот тип характеризуется стремлением к хаотичности, противоречивости, субъективности, гедонизму, камерности, пессимизму, вычурности, динамизму, аллегоричности, фрагментарности и приоритету личностного начала.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)