|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, уровни и этапы возникновения «культурного шока» и способы его преодоленияМногообразие процессов культурной динамики связано с проблемой диалога культур. Диалог в процессах взаимодействия культур должен быть нацелен на понимание и комфортное вхождение в «чужую» культуру представителей разных культур. В противном случае возникает ситуация, получившая название «культурного шока». Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального или группового сознания на столкновение индивида или группы с инокультурной реальностью. К.Ш. – результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя. Культурный шок отражает конфликт старых, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл, культурных норм и ориентаций; конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. Понятие введено Ф.Боасом. Способы преодоления культурного шока: · Геттоизация (образование культурных анклавов, в которых они поддерживают традиции собственной культуры) формирование субкультур или контркультур; · Ассимиляция (максимальное приспособление); · Взаимодействие (компромисс) – маргинальность, переходность; · Колонизация (навязывание новоприбывших собственной культуры).
2 0 Критерии типологии культур, их познавательное, методологическое и праксиологическое значения для анализа, понимания и управления социокультурными процессами в экономической сфере. Проблема типологии в современной культурологии является одним из наиболее спорных теоретических «узлов» во мнениях и подходах. Так в учебном пособии Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. автор дает такой взгляд на проблему типологизации культур: «В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры». Типология культуры (от греч. «типос»—вид, форма и «логос»—слово, учение, наука)— учение о видовых отличиях локальных культур, представляющих собой различные формы проявления мировой культуры. Мировая культура в данном случае рассматривается как всеобщая универсальная модель, объединяющая все наиболее значимые культурные достижения всего человечества за весь исторический период существования человека на Земле. Типы культуры — относительно самостоятельно организованные формы мировой культурой, обладающие своеобразием, закрепленностью территорией и ограничением во временном периоде. Каждый тип культуры представляет собой культуру конкретного общества. Поэтому можно выделять в каждом типе культуры особые отрасли культуры, характеризующие направления культурной деятельности в данном обществе его членов. Отрасли культуры — такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область, связанную с конкретным культурным феноменом, в составе целого (т.е. культуре). Например, отраслями культуры являются: · экономическая культура, · политическая культура, · правовая культура, · художественная культура; · моральная культура; · религиозная культура; · образовательная культура; · профессиональная культура.
Понятие «культурно-исторический тип» было впервые введено Н.Я. Данилевским. Данная проблематика получила широкую разработку благодаря высказанным идеям О.Шпенглера в его книге «Закат Европы». В основу данной проблематики легла теория локальных цивилизаций или замкнутых культур, выступающая одновременно и противоподом теории европоцентризма. В это время возникает желание не только уйти от традиционного принципа линейности в динамике истории, но и найти новые подходы к изучению мировой культуры во всем ее разнообразии. Мировая культура начинает рассматриваться как средство объединения всего человечества в целях выживания, а не уничтожения друг друга. Н. Данилевский называл локальные культуры “культурно-истор. типами”, Шпенглер — “высокими культурами”, Тойнби — “цивилизациями”, Сорокин — “социо-культурными суперсистемами”, Бердяев — “великими культурами”, Ф. Нортроп — “культурными системами” или “мировыми культурами” и т.д. Критериев типологии культур может быть много, например: связь с религией, региональная принадлежность, принадлежность к историческому периоду, хозяйственный уклад, вид деятельности, связь с территорией, специализация и др. Поэтому типологий культур существует множество. В типологии культур можно пользоваться следующими критериями: · социальная принадлежность культурных субъектов (городская культура, сельская культура, молодежная культура, гендерная культура, маргинальная культура); · национально-этнической принадлежностью общества—субъекта культуры (русская культура, китайская культура, африканская культура;культура индоарийского типа; культура азиатов); · форму хозяйственно-экономических отношений —тип общественно-экономической формации (культура феодализма, культура империализма, культура социализма); · историко-хронологической последовательности этапов формирования и развития (культура Возрождения, культура средневековья); · характер соотношения устойчивости традиций и образования новаций (культура традиционного общества, культура современная); · региональное положение (культура Запада и культура Востока); · связь с религиозными учениями (культура христианского мира, культура ислама). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |