|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теоретические направления и школы культурологии, пути их развития и возможность применения в социально-экономической сфереБомбы ИСГО Культурология в системе гуманитарного знания как интегративная наука: методологическая основа, роль и задачи культурологии в системе подготовки специалиста в социально-экономической сфере.
Культурология — это одна из самых молодых ставших самостоятельной наук, официально получившая статус науки сравнительно недавно (вторая половина ХХ века). Однако проблемное поле и научное осмысление ее объекта существует уже давно в форме до-научного или мозаичного знания. Впервые идея о существовании наряду с миром естественной природы особого мира, созданного самим человеком родилась в трактатах софистов. Во времена Древнего Рима термин «культура» был введен в речевой оборот, разработана методика «возделывания души» Цицероном. В средние века произошло осмысление глубин духовного богатства человека и его связь с окружающим миром. Эпоха Возрождения подарила человечеству представление об идеале культурного человека, обосновала принцип преемственности культур. Новое время – это период закрепления термина «культура» в научной лексике. В этот же период происходит осмысление критериев культурного процесса, выявляется связь между культурными феноменами (религией, искусством, наукой, техникой и т.д.). Во второй половине 18 века, с развитием секуляризованного мышления произошло осмысление проблемы культуры как одного из важнейших теоретических направлений. Первым поставил эту проблему Йоган Готфрид Гердер. Он первым дал научное определение культуре, сформулировал ряд положений о генезисе культуры и механизмах этого процесса, показал роль языка и религии в этом явлении и показал роль географического фактора культурного многообразия. Второй этап развития представлений научного знания о культуре связан с работами Риккерта, Кассирера, Маркса, Ницше, М.Вебера, которые доказали факт влияния культуры на все стороны общественной жизни. Появляется множество концептуальных подходов к исследованию культуры, преобладающей среди которых становится «деятельностная». Главный итог этого периода – выход изучения культуры за рамки философии, активная интеграция с разными областями знания. Третий период – появление необходимости создания целостной теории в осмыслении многообразного опыта по описанию и изучения культур, собранный английскими, американскими и французскими антропологами. Именно в этот период (40-50 гг ХХ века) выходит знаменитая книга Лесли Уайта «Наука о культуре: исследование человека и цивилизации», в которой было сформулировано положение о необходимости создания особой науки о культуре и предложено название – культурология. В 60-70 годы выходит в свет ряд работ, предлагающих исследование культуры через художественно-образные средства. Сегодня к ультурология мыслится как особая сфера познания человека, через которую он пытается осмыслить мир культуры как единое целое, проясняющее исторические смыслы существования человечества. Культурология как самостоятельная наука возникла на Западе, вобрав в себя в основном такие научные направления, как этнология и антропология. В некоторых странах современной Западной Европы культурология не признается новой наукой. К таким принадлежат Англия, Германия и некоторые другие, где культурологические проблемы по-прежнему считаются этнологией или антропологией. Культурология наиболее активно сегодня развивается в США и России. Русский вариант культурологии развивался относительно самостоятельно и имеет некоторые отличия в направлениях исследований. Русская культурологическая мысль сфокусировалась в основном на проблемах осмысления феномена культуры и проявлениях культурогенеза, а также процессах трансляции, т.е. культурно-знаковой коммуникации. В России, несмотря на трудности практической разработанности предмета новой науки, культурология остается одной из самых актуальных областей знания. Во многом это связано с тем, что именно культурные проблемы лежат в основании всякого реформирования, а Россия находится в состоянии реформ. В Беларуси культурология также является одной из актуальных областей научного знания, но интерес к ней больше обусловлен со стороны проблемы самоидентификации белорусской культуры. Белорусская культура, по мнению некоторых ученых, находится в состоянии кризиса или умирания, но по признанию большинства — в состоянии формирования самосознания и проявления специфичности. Культурологию следует отличать от культуроведения. Отличие заключается в том, что первая носит более обобщенный, абстрагированный характер и изучает наиболее общие законы существования и генезиса культуры в целом и отдельных ее проявлений. Культуроведение занимается описанием изучением более частных проблем, описанием локальных культур, исследованием специфических проявлений и процессов в рамках той или иной культурной среды. Главным, ключевым объектом исследования в культурологии является не только культура, а человек культурный, культурная деятельность и ее результаты и последствия. Факторы возникновения культурологии как науки можно свести к следующему: · осознание многообразия культур; · появление кризисных тенденций в культуре; · признание того, что историческое и культурное развитие человека различные процессы. Культурология — это наука о наиболее общих законах возникновения, развития, функционирования и взаимодействия друг с другом культурных феноменов, явлений и процессов. Э то знание мировоззренческого характера, связанного с процессами осознания и самоидентификацией. Она изучает специфику и взаимопроникновение ментальностей. Задачи культурологии: · Систематизировать и обобщать реальность; · Понимать причинные связи между явлениями; · Предсказывать будущие события и тенденции; · Отделять важное от неважного; · Вырабатывать тактику и методику деятельности людей. К\л -- синтезированная область знаний, возникшая на стыке философии, социологии культуры, теологии культуры, культурной антропологии, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования находятся в к\л в единстве. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. Очевидно, что понятийный аппарат культурологии уже сам по себе отражает ее интегративность. Культурологию рассматривают: · как новую самостоятельную науку; · как интегрированное знание, содружество наук; · как часть философского знания. Как любая гуманитарная наука культурология подразделяется на фундаментальную и прикладную. Основные теоретические направления и школы культурологии, пути их развития и возможность применения в социально-экономической сфере.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |