АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расслоение христианства на ветви

Читайте также:
  1. IV. Стилевое расслоение лексики. Стилистическая окраска слова.
  2. База наружной ветви
  3. База подкрановой ветви.
  4. Влияние внедрения христианства и развитие культуры Киевской Руси.
  5. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.
  6. Возникновение и сущность христианства.
  7. Возникновение христианства и древняя церковь
  8. Глава 15. Разбор утверждений христианства, показывающих его противоречивость, а также то, что оно косвенно признаёт самостоятельное существование Прародителя зла
  9. Источники по истории раннего христианства в работах А. Б. Рановича
  10. К новому изданию книги А. Б. Рановича «Античные критики христианства»
  11. КРИТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ДОГМАТОВ ХРИСТИАНСТВА
  12. КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

Уже на заре зарождения новой церковной организации существовало множество спорных проблем веры, что способствовало зарождению многочисленных сект в христианстве. Так в 1-5 вв. их насчитывалось более 150. Для решения спорных вопросов собирались соборы, семь из которых и католиками и православными признаются Вселенскими.

Христианство становится многовариантным учением, приобретает статус вариации в разных культурно-исторических условиях. К христианским вероисповеданиям относят православие (около 150 млн крещеных), католицизм (850 млн крещеных), монофизитство, протестанизм (400 млн крещеных) и несторианство.

 


 

 

30 Этно-национальная типология культур: соотношение понятий «раса», «народ», "нация", "этнос", "личность".

 

Для начала обратимся к самому понятию " этнос ". Древние греки пользовались словом "этнос" (народ, племя, стая, толпа, группа людей), когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся. В русском языке аналогом термина "этнос" долгое время было понятие "народ". Однако в научный оборот понятие "этнос" было введено в 1923 г. русским ученым С.М. Широкогоровым:

"Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп"1. При таком понимании этноса учитывается общность культуры: происхождение, быт, традиции, язык.

На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина:

во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов (например, в концепции Л.Н. Гумилева);

во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и др.; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу.

Генезис любого этноса предполагает значительную напряженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии. В этом смысле мы говорим: "романская культура", "мир ислама", "христианская культура".

Современное языкознание, изучающее язык во всех его аспектах, как яркий феномен культуры, предлагает две классификации:

· морфологическую (типологическую) и

· генеалогическую (генетическую).

Морфологическая классификация рассматривает языки не на основе их родства, а, исходя из стравнительно-сопоставителъного метода, систематизирует группы морфологически подобных языков. Генеалогическая классификация исходит из общности языков по их происхождению и родству, основываясь на сравнительно-историческом методе сопоставления материи и формы языка.

Лингвистическая классификация по морфологическому основанию менее плодотворна, чем по генеалогическому, так как родство языков чаще всего подразумевает и родство самих этносов — носителей языков, а следовательно, и их культур.

В настоящее время из 3 тысяч языков мира описано 2796. В качестве основных лингвистическая классификация выделяет 13 языковых семей: индо-европейскую, семито-хамитскую, урало-алтайскую, монкхмерскую, тибето-китайскую, чжуан-дунскую, ма-лайе-полинезийскую, дравидскую, бантусскую, кавказскую, палеоазиатскую, эскимосо-алеутскую, койсанскую.

Современная этнография насчитывает более двух тысяч этнических общностей людей, каждая из которых неповторима и своеобразна.

Антропологическая классификация этносов, основанная на принадлежности к разным расам и антропологическим типам, позволяет выяснить и обосновать объективно проявляющиеся культурные различия.

Раса в антропологии — это группа людей, родственная по происхождению, имеющая сходные физические признаки, общие древние и современные территории.

Существует деление на расы 1 и 2 порядка.

Расы 1 порядка, складывающиеся в эпоху верхнего палеолита (40—10 тыс. лет до н.э.), в процессе адаптации к природно-географическим условиям первоначально делились на три основных:

· европеоидную ("белую"),

· экваториальную (негроавстролоидную, "черную"),

· монголоидную ("желтую").

В настоящее время на этом же уровне выделяется из монголоидной — американоидная, а из экваториальной — австралоидная.

При образовании рас 1 порядка главным фактором выступает физическое, естественно-биологическое развитие, обусловленное ареалом обитания. Эти физические признаки передаются по наследству и не являются объектом собственно культурологического анализа.

Особой формой различий у Ноmo является раса. Раса является относительно стабильной биологической характеристикой вида людей по основным антропологическим признакам. По В.П. Алексееву рас человека можно насчитать 5-6.:

Белая раса или европеоиды появилась в Европе и распространилась в Среднюю и Центральную Азию и Тибет, а также на севере Африки и Аравийском полуострове;

Негроидная раса Гримальди возникла в районе Южной Франции, в Ницце, в пещере Гримальди, а во времена Юлия Цезаря эти люди заселяли Африканский континент.

Койсанская раса, к которой относят бушменов, отличающиеся буроватой кожей, монголоидными чертами с развитым веком и иной системой глотки (они говорят не на выдохе, а на вдохе) и кротким нравом и готтентотов — энергичные и предприимчивые.

Австралоиды, отличаются темной кожей, волнистыми волосами, широкими плечами и быстрой реакцией (сегодня они проявляют эти способности при просмотре кино, которое способны смотреть в два раза быстрее, а при обычном просмотре видят полоски кадров), живущие не только в Австралии, но и в Индии.

Монголоиды — самая многочисленная раса, имеющая сеггодня множество разновидностей.

американоиды

В результате социально-исторических культурных контактов рас происходят также изменения некоторых физических характеристик людей. В этом случае речь идет об антропологических типах. В рамках одной этнической общности могут существовать несколько антропологических типов (например, в русском этносе), что является результатом миграций и взаимодействий разных расовых групп. Когда антропологический тип возникает на одной расовой основе (например, таималайский антропологический тип), его черты могут характеризовать несколько этносов. Очевидно, что подобная классификация фиксирует особенности этносов, но не может исчерпывающе объяснить причины культурной специфики каждого из них.

Этническая культура —это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством «крови и почвы». Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно социальном пространстве (племя, община, этническая группа)—одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычик, неизменных обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Она ориентирована на сохранение и воспроизведение прошлого.

В этнической культуре выделяют два уровня:

· Нижний, образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

· Верхний, более поздний, состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

В больших этносах выделяют субэтносы (казаки, поморы, староверы) или суперэтносы (славяне, христиане, мусульмане) (Кармин).

Этнокультурный стереотип – обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ (немецкая аккуратность, французская галлантность, русский авось, китайская церемониальность, авриканский темперамент и т.д. Различают автостереотипы (то, что представляют сами о себе и гетеростереотипы – то, то думают другие. Часто это не совпадающие моменты. Например, активная жестикуляция при разговоре итальянцев вопринимается иностранцами как темпераментность, а самими итальянцами, как особенности языка, в котором жест дополняет смысл.

Национальная культура сложнее этнической и включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры, субкультуры больших групп, которых может не быть в этнической. Этнические культуры входят в состав национальных. Национальная культура обладает целостностью, не являясь простой суммой этнических культур.

Национальная культура возникает с возникновением письменности, литературного языка и литературы, в то время как этническая культура может быть бесписьменной.

Культурно-национальное своеобразие предполагает наличие у представителей той или иной культурной традиции общих форм мировосприятия, поведения и мышления.

Национальные отличия уже пытались сформулировать Геродот и Платон. В 18 веке Монтескье использовал понятие «различных характеров народов», своеобразие которого он связывал с различными климатическими условиями.

Гердер ввел понятие «народного духа», обозначив им совокупность языка, традиций, обычаев и ценностей данного народа. В 1860 году Штейнталь и Лацарус провозгласили даже рождение новой науки «психологии народов».

Далее проблемы национального своеобразия развивались в рамках антропологии и этнологии. Возникают теории паттернов (Рут Бенедикт)—реализация в рамках одной культуры конкретных возможностей, конфигуративных, постконфигуративных и праконфигуративных типов культур (М.Мид), характеризующих характер традиционных отношений между поколениями, «модальной личности» (А.Инкелес и Д.Левинсон)—основного носителя национальной специфики культуры и др.

В 60-е гг. возникает такое направление как «этнопсихиатрия» занимающаяся кросскультурным сравнительным анализомнормы и патологии в традиционных и современных обществах.

70-е гг. начинают выводить на научную тропу проблемы этнической самоидентификации. Эта проблема актуальна и сегодня особенно в условиях РБ.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяются его самосознанием. Обычно национальное самосознание определяется этническим, но сегодня часто национальное и этническое самосознание может и не совпадать (американцы представлены многообразными этносами).

Д.Овсяников-Кульковский писал: «Национальность есть явление, по преимуществу, интеллектуального порядка. Поэтому интеллигенция полнее других слоев населения выражает национальную «подоплеку народа» (О.К Д.Н. Психология национального. СПБ, 1922. С.6.)

Сальвадор Мадариага в книге «Англичане, испанцы, французы» (1932) писал о том, что существует три компонента, характеризующих особенности национального характера: интеллект, страсть и воля. У англичан доминирует воля, у французов – интеллект, у испанцев – страсть. Это соответствует трем уровням души по Платону.

Кроме того, есть принцип жизни у каждой нации. Так у англичан принцип – честная игра, у французов – право, идея, система, у испанцев – честь.

Бенджамен Франклин в свое время сформулировал принцип жизни американцев – «время—деньги». У американцев удачно соединены установка на успех со стремлением следовать христианским заповедям.


31 Социальная типология культуры: различные варианты и основания для построения социокультурных типологий.

Социальный типобъединяет культуры по признаку социального статуса субъекта. В качестве субъекта культуры могут выступать различные социальные единицы (отдельные личности, группы, сообщества).

Тип культуры и тип власти регулирует отношения, иерархию в обществе, значит задает доминанту в культуре и условие подчинения других социально-культурных форм этой доминанте. Возникает ситуация внутрикультурной иерархии доминирующей культуры.

Процессы социализации человека всегда связаны с проблемой культурной самоидентификации. В процессе воспитания человек приобретает социальный статус и овладевает нормами соответствующего ему поведения.

Человек может одновременно принадлежать разным социальным уровням.

Социальная принадлежность изменяется в процессе жизнедеятельности. Это неравномерный процесс, который может иметь запаздывание (в поведении, мышлении, внешности).

Таким образом, общество представляет собой систему иерархии социальных групп, обладающих разными принципами культурного поведения. Эти образования получили в культурологии название социальных типов культур.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)