АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык как ядро культуры. Вербальные и невербальные формы социальной коммуникации

Читайте также:
  1. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  2. I. Виды и формы СРС по учебной дисциплине
  3. II. Создание многотабличной пользовательской формы.
  4. IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
  5. QNET комментирует создание платформы электронной коммерции Globby в Сингапуре
  6. Supinum. Perfectum indicativi passivi. Четыре основные формы глагола
  7. VI. Принятые формы сексуальных отношений
  8. VI. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
  9. А) Причины незавершенности реформы
  10. А32. Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.
  11. Аграрный вопрос в России в ХХв. Реформы Столыпина.
  12. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Языкэто систематизированная совокупность знаков, организованных по определенным правилам, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это совокупность знаков, обладающих единой смысловой направленностью.

В культуре язык является средством познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенный значения и особым образом их классифицирует.

Это понятие включает также и принцип объединения данных знаков в систему, а также методы и способы образования текстов для передачи конкретного смысла.

Язык—это то, что ярче всего проявляет специфику культуры, так как язык отражает связь человека и окружающей его действительности. В нем присутствует как сама действительность, так и реакция на нее человека.Частью действительности в языке является означаемое, т.е. знак.

В языке не менее важным оказывается не только то, о чем идет речь, но и то, как об этом сообщается. Уже по этому как мы можем многое судить в дополнение к сути сообщения. Если вы приглашение на вечер получаете заранее в виде пригласительного или официального письма с уведомлением о получении, то это говорит о том, что вы являетесь желанным гостем. Если приглашение «брошено на лету» в двух словах, то, скорее всего не следует относиться к нему серьезно, так как вас, скорее всего там не ждут.

Языком культуры в широком понятии мы называем те средства, знаки, формы, символы, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Это совокупность средств коммуникации культуры с ее субъектами и субъектами другой культуры.

Культура обладает огромным запасом различных знаковых систем, т.е. языков. Сегодня существует научно созданная классификация культурных языков, одна из которых принадлежит Ю.М.Лотману.

Виды языка в культуре:

естественные (русский, немецкий и др.)—возникают и изменяются закономерно в результате развития человека;

искусственные —языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования (формулы, условные сигналы, азбука Морзе, дорожные знаки);

вторичные —надстраиваются над естественными (миф, религия, искусство).

В культурологии существует проблема, связанная с загадкой возникновения и развития языков. Существует насколько гипотез по данному вопросу:

Божественное происхождение;

Происхождение от выдающихся отдельных предков;

Как результат реализации биологических предпосылок развития человека;

Изобретение людей, результат договора между ними (Язык—результат соглашения, так как имена не возникают из природы вещей--Аристотель);

Необходимое средство культурной динамики.

Таким образом, культура представлена сложным комплексом различных языков. Естественный язык является одним из возможных форм языковых систем. Естественный язык всегда обусловлен и связан с другими языковыми системами. Для всех этих систем предполагается нечто общее.

Даже письменно языковая система несет в себе отпечаток общего культурного состояния. Например, в русском языке не предполагается множественность значений одного и тогоже слова. Каждое слово несет в себе одно единственное значение, которое может оказаться близким по значению с другим словом, но при этом не становится тождественным ему. Так оттенки красного, кровавого и алого, не есть совершенно одно и тоже.

В английском языке отражено специфическое для англичан стремление к порядку во всем. Известно, что именно порядок слов в предложении английского языка остается неизменным уже много веков подряд. У каждой культуры есть свои ключевые слова, в которых отражается ее суть. Например, для немецкой культуры такими словами являются внимание, порядок, точность. Ключевыми словами русской культуры считают душа, воля, судьба, тоска, интеллигенция. Чтобы считаться ключевым словом культуры, слово должно быть общеупотребительным, частотным и входить в большое количество фразеологизмов и пословиц.

Для прочтения и понимания того или иного языка культуры необходимо владеть «кодом» культуры. Код культурыэто принцип образования смыслосодержащего текста. Это «ключ» к пониманию той информации, которая заложена в тексте.

Когда несколько знаков объединяются в систему и приобретают при этом смысловое значение образуется текст.

Текст культурный (лат. Ткань, соединение)— это осмысленная последовательность знаков или символов, образующих сообщение в целях коммуникации.

Текст— это уже некоторая часть знаков языка, специально отобранная и объединенная в определенную последовательность. Например, текстом можно считать слово «корова», где знаками будут буквы, составленные в определенную последовательность и иерархию (наличие акцента при произношении). Когда читающий это слово понимает, что оно обозначает животное конкретного вида, можно говорить о том, что он расшифровывает код. Поскольку текст—это определенная последовательность, то кодэто алгоритм прочтения смысла.

Текст может быть не закрепленным в физической материи, т.е. существовать и передаваться от человека к человеку без материального посредника, а может и закрепляться в материальной форме, что позволяет ему сохранять информацию достаточно долгое время. В таком случае говорят о способах письма.

Совокупность смыслов культурных текстов образует целостность, называемую семиосферой. Соответственно семиосфера трактуется как сложная иерархия семиотических пространств или как отношения “центр — периферия” культурного универсума.

В связи с вышеизложенным, надо отметить, что сегодня отмечается и переосмысление роли языка в культуре.

Этапы интереса к объяснению специфики языков:

Ø понимание функций языка в древности строилось в основном на трех концепциях – мифологической, метафизической и прагматической;

Ø этимология, которая до 19 века не имела под собой научной основы;

Ø речь как процесс объективации мира (Грейс де Лагуна в книге «Речь: ее функции и развитие»;

Ø Якоб Гримм – основы сравнительной грамматики на примере германских языков;

Ø Вильгельм фон Гумбольд – первая классификация языков мира;

Ø Выдвижение понятия структуры языка как первоосновы в структурализме;

Ø Фердинанд де Соссюр разграничивает понятия языка и речи;

Ø Культурологический подход к языку обусловил новый взгляд на язык как фактор и проявленность специфики культуры. Например, только в китайском языке важным оказывается звуковая интонация речи. Каждая культура создает свои связи между словами и теми вещами которые они означают. Познать язык – значит осознать связи, но это еще и необходимость разорвать те связи, которые усвоены вами как носителем собственной культуры.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)