|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Различные подходы к трактовке источников культурной динамикиВ культурологии под источниками культурной динамики понимают причины динамических изменений в культуре, то, что способствует их возникновению и обеспечивает этот процесс. Источники культурной динамики можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относят те процессы и явления в культуре, которые происходят внутри нее без участия внешних воздействий. К внешним — обусловленные внешними факторами. К.Маркс в понимании в качестве главного источника культурной динамики выдвигал социальные противоречия, возникающие в результате нарушения равновесия между производительными силами и производственными отношениями. Когда производственные отношения начинают тормозить научно-технический прогресс, начинается назревание необходимости обновления в разных сферах культуры. БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европейского карнавала; Раскрытие художественных принципов романа Рабле «Гаргантьюа и Пантагрюэль» дало Бахтину богатый материал для его культурологических исследований. Карнавал, по мнению Бахтина, представляет собой неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комическое снижение в народных праздничных действах.. На первый план в карнавале выступает правда жизни, соотнесенная с телесным человеческим и мировым началом; иерархическая ценностная система претерпевает обращение, онтологические “верх” и “низ” в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает “веселой преисподней”. Последний период творчества Бахтина для его культурологии ознаменовался введением представления о “диалоге культур». Если мировые культуры суть в некотором смысле “личности”, то с т. зр. Бахтина, между ними должен существовать, нескончаемый “диалог». ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993) - литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотич. школы гуманитарных исследований. Культуры Лотман рассматривает как сменяющие друг друга типы коммуникаций: · бесписьменныекультуры, · письменные, · книжные и · культуры современных информационных технологий. Смена типа коммуникации приводит к расширению информационного пространства культуры, что способствует общению между культурами и их развитию. Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» рассматривает характер культурного развития в рамках предсказуемости или непредсказуемости. Резкое изменение культурных составляющих есть взрыв, обладающий непредсказуемостью. Кроме взрывных процессов развития культуры есть постепенные, обладающие некоторой предсказуемостью. Например, научные открытия являются явлением культурного взрыва, а их реализация—подчиняется постепенной динамики. Поэтому динамические процессы в культуре подобны маятнику, колебания которого есть переход, смена взрывов постепенностью. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) - историк культуры, этнограф. Главной идей Гумилева является теория пассионарности. Культурологическая концепция Гумилева отрицает цикличность. По его мнению, культура развивается импульсивно и состоит из “концов и начал”. Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Человек не может существовать вне этноса. Главным определяющим началом оформления этнической целостности является ландшафт, или географическая среда. Рождение культуры обусловлено, прежде всего, рождением этноса. Пассионарность — это стремление к изменению окружения. Носителями пассинарности являются пассионарии — люди, проявляющие пассионарность культуры и оказывающие там самым значительное воздействие на ее динамику. К пассионарным личностям он относит А.Македонского, Чингис Хана, Цезаря, А.Невского, Наполеона, Рафаэля, Ван Гога и др. Появление новой культуры инициируется мощным всплеском пассионарного напряжения. Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных культур, либо к расширению ареала за счет неокультуренных территорий. Арнольд Тойнби в качестве источника выделяет «вызов» и «ответ». Цивилизации возникают в результате мутаций и собственных внутренних изменений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |