АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «культура»: этимология, историческая динамика взглядов на культуру, становление понятия в философии и культурологии

Читайте также:
  1. I. Понятие о синонимии
  2. I. Понятие распределительной (сбытовой) логистики
  3. II. Понятие о семе и семеме.
  4. Административное наказание: понятие, виды
  5. Административное правонарушение: понятие, состав
  6. Актуальность, понятия, этиология
  7. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  8. Акустические понятия и определения
  9. Акции и облигации: понятие и виды.
  10. Алюминотермическое восстановление оксидов металлов. Характеристики алюминотермического процесса.
  11. Американский федерализм: становление и развитие нового времени.
  12. Амортизация основных средств: понятие, назначение, методы расчёта.

Становление понятия — это сложный процесс, состоящий, как правило, из нескольких этапов:

1. Выделение однотипных явлений, процессов, явлений;

2. Определение характера их связи друг с другом;

3. Изучение смысловой предназначенности данной группы феноменов и возможностей воздействия на них;

4. Нахождение определения и понятия для данной группы феноменов. Закрепление в слове.

5. Уточнение понятия;

6. Смысловая динамика понятия.

Развитие понятия культуры сопровождалось становлением ее самосознания в процессе изменения понимания его сущности. Это значит, что динамика понятия обусловлена не только субъективными, но и объективными факторами. Представления о культуре меняются не только потому, что меняется само понимание, но и потому, что меняется сама культура.

Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Выделим несколько этапов этого процесса:

1. донаучный ¾ содержит ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. (до Просвещения)

2. научно-исторический (с 18 века) ¾ нет четкого разделения на науку и историю. Характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти обще основание истории.

3. Научно-философский этап, когда исторический подход к культуре сохраняется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитие, состоящее в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности (с к 19-н. 20 века).

Историческую динамику определений культуры можно представить так:

· Средство выделения человека из мира природы и особой приближенности к миру богов;

· Возделывание мира и человека;

· Проявление божественности для человека;

· Реализация особой божественной предназначенности человека в мире земном, возложенная на человека богом ответственность за мир земли;

· Образованность, разделяющая человечество на социальные роды;

· Особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, художественной деятельностью, принятыми нормами поведения;

· Общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от «дикости» до «цивилизованности»;

· Сумма общих достижений, благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;

· Специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого, придающая ему самобытность;

· Духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности;

· Средство передачи и накопления информации, коммуникации и общения между поколениями;

· Гуманизирующая практика человека;

· Процесс взаимодействия человека с миром и обществом.

Впервые статус самостоятельного научного понятия культура получило в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632-1694), который употреблял его ко всему внеприродному, развиваемому человеком.

В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума есть философия») до немецкого идеолога XVIII в. Иоганна Готфрида Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло уточнение его содержания. В 19 веке слово «культура» начинает активно употребляться в русском языке.

К середине ХIХ века сложились, так называемые, “ классические” модели определений культуры. Поэтому определяя культуру важно учитывать и динамику данного понятия в истории.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)