|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Элитарная, массовая и маргинальная культура в динамике воспроизводства культурных образцов
Элитарная культура – производит особо утонченную, высококачественную сложную продукцию социального порядка и идеологии. Отличается высокой специализированностью и притязательностью, первоначально малым разрывом между обыденным и специализированными уровнями. Понимание элиты многоконцептуально: · правящая элита · молодежная элита · коммерческая элита · партийная элита · биологическая – это люди, имеющие высшее положение в обществе, в силу биологического или генетического происхождения (система Варн и каст в Древней Индии); · психологическая – люди, имеющие особые психологические качества (качества лидера как харизматической личности) · интеллектуальная (научная) (Чехов «Дом с мезонином», Чернышевский «Что делать», Гончаров «Обломов», фильм «Операция Ы) · организаторская – руководящие работники в бюрократическом аппарате · распределительная – те, кто получает максимальное количество материальных благ · художественно-творческая – представители интеллектуально-творческой среды. Варианты исторических форм социальной элиты: · жрецы и правители · дворяне в Западной Европе и в России до Петра I (Марина Влади в романе «Мой вишневый сад» (М.: Время, 2005), продолжая линию чеховского героя Лопухина, говорит словами общего ее с Чеховым героя про дворян: «Да, делать деньги для них вульгарно; рано вставать, чтобы заработать больше, вульгарно; мечтать о жизни, при которой им пришлось б работать, вульгарно; заботиться о будущем, вульгарно!») · аристократы в России со времен Петра · интеллигенты (Чехов «Дом с мезонином», Чернышевский «Что делать», Гончаров «Обломов», фильм «Операция Ы) · сельская элита -- Кулаками в России называли особый класс людей, отличающихся зажиточностью. Элита стремится к дистанцированию: Ø жрецы – в Египте бритые головы, в Месопотамии –особая красота и дикция Ø древний Рим – одежда и латинский язык Ø средние века – рыцарский комплекс и монастырский язык знаков, герменевтика как язык религиозной знати Ø возрождение –перчатки и нижнее белье Ø в Беларуси –сарматский костюм Ø Новое время – образованность и энциклопедизм Попытка устранить дистанцию – в России общество передвижников, и Могучая кучка в искусстве. Пушкин, Толстой ходили в народ. Объективное сближение элиты и масс – Есенин, Высоцкий, Гулаг. Массовая культура -- своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей. Массы ((по Д.Беллу): 1. недефференцированное общество 2. синоним невежества 3. механизированное общество 4. бюрократизированное общество 5. массы как толпа, она не рассуждает, а повинуется, они возвращаются в варварство. Признаки массовой культуры: · примитивизация отношений между людьми · развлекательность и сентиментальность · стремление к потребительству и жажда обладания вещами · культ посредственности, условность примитивной символики. Для массовой художественной культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства – быстротечность и простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность, дешевизна (поп-культура, шок-ценности). Массовое сознание основано на стереотипах, в структуре которых большое место занимает чувство доверия, симпатии или антипатии и недоверия. Массовое сознание ограничено и не способно к осмыслению. Оно противоречиво. Его суть в проявлении среднего начала в мышлении большинства людей. Принцип демократии – решение принимается коллективно большинством, но в истории бывало, когда мнение меньшинства оказывалось более истинным. Г. Ибсен говорил: «Меньшинство может быть право, большинство всегда ошибается». Массовая культура и ее распространение связано с неспособностью современного человека быстро приспосабливаться к убыстряющемуся динамизму культурного развития. Массовая культура – это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров. Функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций (мифы как элемент элитарной культуры, а сказка как элемент массовой, проповедь как канал упрощения элитарного учения), но подлинная массовая культура зарождается только в Новое время. Этому способствуют процессы: · индустриализации и урбанизации, · трансформации сословных обществ в национальные, · становления всеобщей грамотности населения, · исчезновение многих форм традиционной обыденной культуры, · развития технических средств тиражирования и · трансляции информации и т.п. Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития. Ренато Поджоли (итальянский филолог) массовую культуру определял как культуру, диктуемую снизу, т.е. народными массами, а элитарную — как диктуемую сверху. Массовая культура -- своеобразный тип социальной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей. Признаки массовой культуры: · примитивизация · дешевизна · развлекательность · потребительство. Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства – простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность. Массовая культура – это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров. Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие: — индустрия "субкультуры детства" преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм личностной культуры, официально пропагандируемых в данном сооб-ве; — массовая общеобразоват. школа, приобщающая учащихся к основам стандартизированных научных знаний на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания; — средства массовой информации, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, в русле и ракурсе, т.е. фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах данного "заказчика"; — система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит. благонадежность и желат. электоральное поведение людей, "мобилизационную" готовность об-ва и т.п.; — массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич. "патриотизм", социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций ("наши — не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям ("мировой заговор", "поиски инопланетян" и т.п.), что дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении; — массовые полит. движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые полит. акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит. программ; — система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит. ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ. сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы "элитных" образцов, превращающая процесс безостановочного потребления разл. социальных благ в самоцель существования; — индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п), стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. — индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру, где используются техн. приемы и исполнит. мастерство "высокого" искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и худож. содержания, адаптированного к невзыскат. интеллектуальным и эстетич. запросам массового потребителя, используются средства техн. тиражирования этой продукции и ее "доставки на дом" потребителю посредством электронных СМИ. В основе массовой культуры лежат принципы: · добровольности · заказанность потребителем · манипулирование с сознанием · претензия на новые формы социализации · отсутствие претензии на производство ценностей · но претензия на главенство в доминантной культуре. Сказка относится к массовой или элитарной культуре? Можно ли миф считать элитарной культурой? Можно ли проповедь священника отнести к массовизации религиозной догматики? Мода является элементом массовой или элитарной культуры? Приведите примеры, когда мода относится к элитарному уровню, а когда к массовому. Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития. Хосе Ортега-и-Гасет пишет о том, что кризис современной культуры – в восстании масс, в смысле того, что массы навязывают свою волю и свое мировоззрение всем остальным. «Масса – это средний человек», т.е. не обладающий никакими достоинствами. В основе массовой культуры лежат принципы: · добровольности · заказанность потребителем · манипулирование с сознанием · претензия на новые формы социализации · отсутствие претензии на производство ценностей · но претензия на главенство в доминантной культуре.
Особым видом социального типа культуры является культура маргинальная— культура субъекта переходного типа, содержащая в себе традиции двух разных культур. Субъекты находятся в постоянном движении, переходя из одного социального уровня в другой. Так человек переезжая на жительство в город из села меняет свою социальную принадлежность. Но быстро выйти из одной группы и усвоить основы менталитета другой практически не возможно. Он становится носителем двойного менталитета. В семьях эмигрантов полное вхождение в национальную культуру достигается только в третьем поколении.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |