|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ненасильственные методы1. Определение По словам Махатмы Ганди, ненасильственные методы составляют сущность „сатьяграха", т.е. «силы правды". Ненасилие представляет собой творческую, позитивную, активную силу, которая благодаря тому, что не использует насилие в качестве средства разрешения конфликтов, является действительно революционным методом для тех, кто стремится к общественным и политическим переменам. 2. Философия сторонников ненасильственных методов Если мы выступаем за отказ от применения насилия, средства должны соответствовать целям. Если наша цель - мир без насилия, мир, основой которого является социальная справедливость, мы должны осудить использование таких средств, как насилие и терроризм.
«Война - плохой инструмент для построения мирного будущего. Мы должны стремиться к мирным целям мирными средствами». - Мартин Лютер Кинг Ненасилие требует от нас уважения к человечеству и к человеческой жизни. Поскольку мы стремимся к изменениям, отказываясь от насильственных методов, мы должны относиться к своим оппонентам с уважением, искренностью и любовью. Мы знаем, что каждый из нас обладает частью истины и все мы извлечём пользу из объединения нашей мудрости: как сторонники ненасилия, так и их оппоненты. Для того, чтобы этот мир «работал" на всеобщее благо, мы все должны работать сообща. У каждого из нас - часть мозаики мира и, отказавшись от насилия, мы получаем возможность воссоздать всю картину. Целью отказа от насилия является, в конечном итоге, изменение позиций наших оппонентов, так же как и изменение нас самих. «Революция без применения насилия - не программа захвата власти. Это программа преобразования взаимоотношений между людьми, ведущего к передаче власти". - Махатма Мохандус К. Ганди Ненасильственные методы могут использоваться в качестве элемента тактики в проведении какой-либо акции или быть жизненным принципом. Независимо от того, как рассматривать ненасилие, эффективность отказа от насилия очень высока. Использование ненасильственных методов накладывает на нас определённые обязательства, поскольку мы должны соответствующим образом строить свои взаимоотношения с людьми, а также верить в некоторые принципы, не являющиеся традиционными или достаточно лёгкими для постижения, в принципы, которые содержат в себе нечто значительно большее, чем простое достижение какой-либо тактической выгоды. 3. Гнев Мы должны признать, что наше поведение часто обусловливается гневом, и что гнев является весомой частью каждого из нас. Наша задача - направить наш гнев в нужное русло. Было ошибкой считать, что, поскольку мы исповедуем ненасилие, мы никогда не испытываем чувства гнева. Если мы не можем конструктивно выразить наш гнев, мы подавляем свои чувства, что является насилием над собой. Барбара Деминг выделяет два типа гнева. Первый тип - гнев трансформируется в сильную веру в то, что произойдут изменения к лучшему. Этот вид гнева приводит к противостоянию при уважении к себе и к оппоненту. При этом логика такова: Я должен изменить свою позицию, поскольку я играю роль угнетаемого, а ты должен изменить свою позицию, поскольку ты играешь роль угнетателя. Обе стороны могут изменить свои позиции. Это - гнев конструктивного свойства. Второй вид гнева, согласно Деминг, представляет собой довольно болезненное чувство. Логика человека, испытывающего подобный гнев, такова: «Ты должен и можешь изменить свою позицию, по само твоё существование представляет угрозу для меня». Подобный гнев вреден и часто приводит к насилию и взаимному страху. Принципы ненасилия Четыре основных принципа Четко определите свои цели. Нас повсюду окружают несправедливость и насилие. Искоренить их в ходе одной кампании или акции невозможно. Для начала следует обратить внимание на какие-либо конкретные проявления несправедливости и обсудить их с действительно простых и ясных позиций. Если чётко определить ближайшие и долгосрочные цели, это значительно облегчит последующий процесс принятия решения и ведения переговоров во время камлании. Ведите честную игру и слушайте оппонента. Для достижения своей цели необходимо завоевать уважение оппонента. Ведите себя таким образом, чтобы оппонент испытывал к вам уважение благодаря вашему бережному отношению к истине и справедливости. При отказе от насильственных методов необходимо сознавать, что ни одна из сторон не обладает всей полнотой истины в отношении обсуждаемого вопроса. В поисках истины следует внимательно выслушивать, что ваши оппоненты говорят о проводимой вами кампании. При этом, внимательно прислушиваясь к мнению тех, кто находится на вашей стороне, вы следите за тем, чтобы то угнетение, против которого вы выступаете, не сменилось угнетением других людей вами. Возлюбите врагов своих. Независимо от того, насколько сильно некоторые люди затянуты в сети насилия и несправедливости, ваша цель - не наказывать других за их неблаговидные деяния, а разрывать эти порочные сети. Истинная справедливость воцаряется тогда, когда люди отказываются жить в обществе угнетения человека человеком, a нe тогда, когда люди, живя в подобном обществе, уничтожают друг друга. Отказ от применения насилия требует твёрдого и сознательного стремления разделить мысленно уважение ко всем, без исключения, людям и осуждение того, что некоторые люди делают в той или иной ситуации. Оставляйте своим оппонентам пути к отступлению. Прибегая к ненасильственным методам, вы демонстрируете силу, побеждающую несправедливость. Не будьте безапелляционными в разговорах с оппонентами. Будьте терпимы к их слабостям, комплексам и опасениям. В отдельных случаях противоборства, а также во время проведения крупных кампаний предоставляйте им возможность находить выход из создавшегося положения. Не выдвигайте своих требований однозначно, всегда предоставляйте оппонентам возможность выбора.
Шесть стратегических приёмов Вникайте в суть дела. Добывайте факты. С самого начала пытайтесь разобраться во всех возникающих недоразумениях. В случае явной несправедливости установите истинную причину или виновников этой несправедливости. Сложность современной жизни требует от нас всестороннего подхода к поиску причин той или иной несправедливости. Демагогия не обеспечит поддержки со стороны других людей и не поможет избежать недоразумений. Следует полагаться лишь на способность давать объяснение тем или иным фактам. Соблюдайте правила ведения переговоров. При встрече с оппонентами излагайте им свою позицию. Уже на этой стадии можно выработать решение. Возможно, у ваших оппонентов есть проблемы, о которых вы не знаете. Теперь есть возможность это выявить Если достичь решения не удаётся, дайте оппонентам понять, что вы твердо намерены установить справедливость. При этом сообщите им, что вы всегда готовы продолжить диалог. Распространяйте информацию. Держите всех участников кампании и сочувствующих ей в курсе всех событий, воздействуйте на общественное мнение. Для этого возможен выпуск небольших, но тщательно продуманных печатных изданий. Можно прибегнуть и к другим методам: уличные представления, организация выступлений ораторов на улицах, личные визиты по домам, контакты по телефону и выступления в прессе. Установите контакт с редакторами местных газет и с политическими деятелями. Всегда старайтесь иметь дело с очевидными фактами, избегайте преувеличений, проявляйте добрую волю. Краткость - ваше оружие. Помните, что отношение людей к вашей кампании может оказать решающее воздействие на её успех. Организуйте демонстрации. Следующими этапами борьбы являются организация пикетирования, вахт, массовых митингов и выпуска листовок. Если хорошо организовать эти мероприятия, они могут значительно повлиять на позицию вашего оппонента, на общественное мнение, прессу и законодателей. Демонстранты должны быть хорошо проинформированы, не должны предаваться эмоциям. Необходимо, чтобы они были способны противостоять провокациям и отразить возможное насилие без паники, не применяя насилия со своей стороны. На этой стадии необходимо поддерживать дисциплину, хранить спокойствие. Оказывайте сопротивление. Крайним средством является ненасильственное сопротивление в дополнение к первым четырём методам. Ненасильственное сопротивление может включать в себя бойкот, голодовку, забастовку, неуплату налога, пикетирование и другие формы гражданского неповиновения. Следует тщательно планировать действия и обучать людей ненасильственным методам борьбы. Необходимо поддерживать твёрдую дисциплину с целью избежания возможных провокаций. На любую провокацию следует реагировать спокойно без применения ответных мер. Хорошо организованное сопротивление оказывает решительное воздействие как на самих его участников, так и на широкую общественность. Одной из важных составляющих ненасильственного сопротивления является готовность к любым последствиям. Вы заявляете: «Я настолько сильно стремлюсь к уничтожению этой несправедливости, что я готов к любым страданиям во имя того, чтобы достичь своей цели", вместо того, чтобы сказать: „Я настолько сильно стремлюсь к уничтожению этой несправедливости, что я заставлю своего оппонента страдать, лишь бы моя цель была достигнута". Готовность к тому, что оппонент может проявить к вам насилие, и готовность переносить страдания могут зачастую быть решающими факторами для достижения цели. Различные формы сопротивления обеспечивают ясность нравственной позиции, что укрепляет мужество демонстрантов и вызывает всеобщее уважение. Будьте терпеливы. Невозможно достичь какой-либо значительной цели за один день. Как и строительство собора, это требует иногда многих лет работы. Углублять изучение несправедливости и угнетения - это значит изучать всю сложность структур, которые их порождают. Эти структуры можно разрушить, но это потребует долгой работы и приверженности идее. Действия отдельных людей значительно более эффективны, если они объединены в движение ненасильственного сопротивления, которое может вестись месяцы и годы. На пути движения может быть множество неудач, а также соблазнов сдаться. Ни одно из мероприятий движения не должно проводиться под лозунгом «победа или смерть». Эти принципы были впервые разработаны во время борьбы за права человека в США и опубликованы американским отделением организации «Содружество примирения" (Fellowship of Reconcilliation) по просьбе Мартина Лютера Кинга. Международная организация FOR является транснациональным и межрелигиозным движением, посвятившим себя ненасилию как принципу жизни и борьбы за освобождение. Основные понятия "САТЬЯГРАХА". Ненасилие по Ганди 1. «Сат» - подразумевает открытость, честность и справедливость. Истина. A) Мнения и суждения каждого из людей представляют часть истины. Б) Для того, чтобы полностью познать истину, мы должны делиться своей истиной друг с другом. B) Это предполагает стремление к общению с людьми, требующее развития и совершенствования необходимых навыков общения. Г) Желание постичь максимум истины означает, что мы не стремимся судить категорично о себе и других.
2. «Ахимса» - отказ от причинения вреда другим. А) „Ахимса" определяется нашим стремлением к общению и желанием делиться истиной с другими людьми. Насилие перекрывает каналы общения. Б) Понятие „ахимса" присутствует в большинстве основных религии. Следовательно, хотя «ахимса" и не практикуется большинством людей, она почитается как идеал. В) „Ахимса" - выражение нашей заботы о том, чтобы наша человечность проявлялась и пользовалась уважением. Г) Мы должны учиться искренне любить своих оппонентов. Только тогда мы сможем практиковать „ахимса". 3. «Танасья» - готовность к самопожертвованию. А) "Сатьяграхи" (человек, исповедующий "сатьяграха") должен быть готов принести любую жертву в начатой борьбе, а не перекладывать страдания на плечи своих оппонентов, в противном случае оппоненты отдаляются от него, и та часть истины, которой обладают оппоненты, становится недоступной. "Сатьяграхи" всегда должен обеспечивать оппоненту достойный путь к отступлению и возможность «спасти лицо». Целью "сатьяграхи" является достижение новых горизонтов истинной справедливости, а не низвержение оппонента. Движение "САТЬЯГРАХА" - Правила: · Полагайтесь на себя: не попадайте в зависимость от тех, чью деятельность в принципиальных вопросах вашего движения вы не в состоянии контролировать. · Держать в своих руках инициативу: даже тогда, когда вы ждёте реакции оппонента, продолжайте предпринимать активные конструктивные действия. · Постоянно вести информационную пропаганду. · Сократить до минимума свои требования, но никогда не уступать в главном. · Избегать статичных ситуаций. · Всесторонне изучать слабые места своего движения. · Никогда не отказываться от поиска путей сотрудничества с оппонентами. Пусть целью ваше наступления будет не оппонент, а стоящая перед вами проблема.
Кодекс поведения: · Отказаться от контрударов по оппонентам. · Отказаться от оскорблений. · Охранять оппонентов от возможности физического насилия над ними - уважайте их доверие. · Нe сопротивляться аресту или конфискации имущества. Придерживаться своих идеалов. · Оказавшись в заключении, вести себя, как подобает истинному „сатьяграхи". · Подчиняться указаниям выбранных лидеров. Если ваша совесть не позволяет вам подчиниться, сложите с себя свои обязанности. Если неудовлетворённость лидерами принимает всеобщий характер, они должны быть переизбраны. · Нe ждите гарантий безопасности или победы. Данный метод не является беспроигрышным. Тем не менее сохраняйте мужество и уверенность в себе. Потерять уверенность в себе - значит потерпеть поражение. · Настаивать на полном соглашении по фундаментальным вопросам перед тем, как распустить движение.
Эти правила были разработаны Ганди в течение многих лет политической деятельности. Хотя не все они имеют прямое отношение к нашей работе, их дух и внутреннее содержание способны служить нам в качестве примера.
Понятие сдвига парадигмы Рабочее определение парадигмы - «всеобъемлющая теория, которая, не будучи доказанной в абсолютном виде, настолько полно соответствует реальной жизни, что принимается за реальную действительность, а её истинность не подвергается сомнению до формирования новой парадигмы". Примеры: Вселенная по Птолемею (центр - Земля), Вселенная по Копернику (центр - Солнце), Вселенная по Кеплеру (Солнце - одна из звёзд) или ньютонова физика, теория относительности, квантовая механика. В отношении общественной жизни можно привести следующие примеры: отмена рабства в мировом масштабе в 19-м веке, предоставление избирательных прав женщинам в начале 20-го века и т.д. В настоящее время мы стоим перед решением другой общественной проблемы: решение конфликтов ненасильственными методами и переход от насилия к мирным средствам борьбы. от принципа «око за око" - к принципу "подставь левую щеку"; от принципа «кто силён, тот и прав" - к принципу «кто прав, тот силён"; от принципа «путь к миру с позиции силы" - к принципу «нет путей к миру: мир - это - единственный путь".
Ненасилие как средство общественного и политического управления В то время как мы ведём борьбу, не применяя насильственных методов, наши оппоненты могут иметь в своём распоряжении широкий выбор средств принуждения и подавления. Наше государство обладает оружием, войсками, тюрьмами, аппаратурой для сбора информации и большим штатом сотрудников. Ведя борьбу и отказываясь при этом от насилия, мы не стремимся ответить оппонентам их же средствами. Наши усилия направлены на то, чтобы каким-то образом ограничить применение силы оппонентом и противостоять ему. Нашей целью является пошатнуть преимущественное положение оппонента по отношению к нам. Мы стремимся лишить оппонента имеющейся и возможной поддержки и исключить возможность дальнейшего применения оппонентами тех средств, против которых мы выступаем. Мы не ставим своей целью прямо выступить против вооружённых сил государства. Очевидно, что мы не можем и надеяться на то, что сумеем успешно провести кампанию с применением насилия, чтобы заставить своего оппонента в лице государственной власти изменить свою позицию согласно нашим желаниям и чаяниям (не забывайте об обманчивой ловушке «цель оправдывает средства"). Вызов насилием, брошенный системе насилия, послужит лишь поводом к дальнейшему укреплению военной мощи оппонента. Поэтому мы не выступаем непосредственно против власти оппонента; вместо этого мы стремимся овладеть источниками власти. Наши действия направлены на изменение нашего положения по отношению к оппоненту в смысле власти. Для этого мы ищем пути к основам власти, завоёвывая авторитет, общественное мнение и доверие, привлекая на свою сторону людей. Таким образом, если наше движение организовано должным образом, мы вынуждаем оппонента рассмотреть данный вопрос. Организуется форум, оружием которого становятся дебаты, дискуссия и обмен мнениями. Мы пытаемся создать благоприятную атмосферу для постижения истины. Сознавая, что мы не имеем права на монопольное обладание истиной, мы, тем не менее, настаиваем, чтобы наша позиция была выслушана и чтобы наше понимание истины имело право на существование. Мы также желаем ознакомиться с истиной в понимании наших оппонентов. Наша цель в ненасильственной борьбе - достижение здоровой, гуманистической и справедливой политики, основанной на полном понимании всего круга проблем обеими сторонами и заинтересованной и хорошо информированной общественностью. Краткая история применения ненасильственных методов борьбы в США Ненасильственные методы борьбы неоднократно и эффективно применялись в ходе истории человечества теми, кто стремился передать власть обществу, не применяя при этом насилия из личных моральных убеждений или потому, что применять насилие было бы тактической ошибкой. Насилие является плохим инструментом для того, чтобы поддерживать тесное взаимодействие с теми, чью позицию мы пытаемся изменить, если конечной целью является прочное примирение. Поскольку понятие ненасильственной борьбы находится вне распространённой в настоящее время парадигмы действенных мер борьбы, мировая история характеризуется сильным уклоном в сторону насилия. Нам слишком часто приходится возвращаться к урокам прошлого и возможностям ненасильственных методов заново. Соединённые Штаты Америки имеют богатую историю использования ненасильственных мер борьбы, которая может служить примером. Многие из наших движений за социальные реформы исповедовали отказ от насилия. Американская революция была задумана как план объединённых действий против притязаний Великобритании; в октябре 1774 года была созвана Континентальная ассоциация, состоявшая из делегатов от 13 колоний. Программа, разработанная делегатами, предусматривала проведение экономического бойкота (отказ от потребления, импорта и экспорта товаров) и применение общественных санкций к тем, кто не способствовал оказанию давления на Англию с целью избавления от её финансового гнёта и незаконного управления судьбами колонистом. Эта кампания была, в основном, успешной и значительно ослабила власть английской короны над Америкой ещё до того, как события" в Лексингтоне и Конкорде послужили поводом для начала вооружённого конфликта. Возможно, крупнейшим достижением цивилизации в 19-м веке была отмена рабства. Первые аболиционисты, принимавшие участие в строительстве подземной железной дороги и другие люди, чья деятельность значительно ускорила наступление перемен, которые затем охватили всю страну и мир в целом, использовали ненасильственные методы борьбы. Суффражистки, несгибаемые и, героические женщины, верные своей цели - достижению социальной справедливости, выбрали; тактику ненасильственной борьбы как лучшее средство найти общий язык со своими угнетателями, невзирая на опасность, которой многие из них зачастую подвергались. В текущем столетии использование тактики ненасильственных методов ведения борьбы на рабочих местах сослужило хорошую службу трудящимся. Открыв такие способы уклонения от работы, как забастовки и экономические бойкоты, рабочие добивались прибавок в зарплате, улучшения условий работы, сокращения рабочей недели. Активисты борьбы за гражданские права использовали силу правдивого слова и ненасильственных действий в борьбе против несправедливости, расовой дискриминации и сегрегации, начиная с бойкота автобусов в Монтгомери в 1955 году. Несмотря на то, что против них применялись меры насилия, они не отказались от своих убеждений и освободились от страха и ненависти, обретя чувство силы коллектива и гордости за свои действия. С 1960-х годов мы постоянно наблюдаем случаи использования ненасильственных методов борьбы анитивоенными, антиядерными, экологическими и другими движениями за социальные перемены. Каждая из этих кампаний и акций углубляет наше понимание силы ненасилия в нашей борьбе за мир и социальную справедливость. Зачем прибегать к ненасильственному гражданскому неповиновению? Организация «Американские мирные испытания", АМИ ("American Peace Test", APT) признаёт, что все крупнейшие из социальных движений за социальные перемены, которые достигали каких-либо успехов в США, широко использовали формы гражданского неповиновения. Различные формы гражданского неповиновения применялись во время Американской революции, движения за отмену рабства, организации коллективных действий трудящихся, движения за предоставление избирательных прав женщинам, движения за гражданские права, кампании с требованием положить конец войне во Вьетнаме, а также во время борьбы против строительства атомных электростанций. Ненасильственное гражданское неповиновение сыграло ведущую роль в построении более справедливого и миролюбивого общества в США и будет добиваться таких же успехов. При правильном использовании ненасильственное гражданское неповиновение оказывает важное воздействие на ход политической акции, демонстрирует твёрдую приверженность достижению успеха. Оно освещает серьёзные морально-политические проблемы, укрепляет солидарность между членами движения и завоёвывает доверие и уважение общественности. Оно образует фонды развития и расширения движения. Оно принуждает политиков действовать. Оно воодушевляет организаторов движения и рядовых участников. Местные активисты часто замечали большое несоответствие между огромной опасностью, которую представляет наращивание гонки вооружений, и относительной недостаточностью имеющихся политических средств для её обуздания. Часто мы буквально ошарашивали своих слушателей красноречием и живыми описаниями ужасов ядерной войны. Но когда люди спрашивали нас, что же можно сделать, наши ответы вызывали у них разочарование и неудовлетворённость.
Если ядерная гонка вооружений настолько опасна, насколько мы это представляем, если число человеческих жизней, поставленных на карту, настолько велико, насколько мы утверждаем, если опасность настолько же реальна, насколько мы говорим, следует использовать любое имеющееся в распоряжении политически эффективное и морально приемлемое средство для предотвращения войны. Успех прошлого опыта ненасильственного гражданского неповиновения вселяет в нас оптимизм по поводу действенности данного метода в борьбе за прекращение ядерной гонки вооружений. Принципы ненасильственных действий, обязательные для членов организаций "АМЕРИКАНСКИЕ МИРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ" Для наиболее эффективного использования ненасильственных методов борьбы лидеры АМИ углублённо изучили опыт предыдущих движении, применявших подобные методы. Основываясь на данном изучении, а также на собственном опыте, мы разработали для нашей организации следующие принципы: · Все действия и тон разговора должны исключать применение насилия. Позиция, выражаемая словами, символами и действиями должна базироваться на искренности, любви и уважении ко всем людям. · Все члены организации должны пройти специальную подготовку по применению ненасильственных методов борьбы. · Запрещается порча любого имущества. · Все мероприятия должны проводиться открыто и публично. Тайных мероприятий быть не должно. · Ни один из участников движения не имеет права иметь при себе или употреблять наркотики или алкоголь. · Все члены организации должны осознавать возможные последствия своих действий в связи с имеющимся законодательством и не имеют права пытаться избежать этих последствий, если они не выходят за рамки существующего законодательства. · Каждый из участников движения обязан подчиняться указаниям центрального органа движения. · В случае серьёзных расхождений во взглядах участники добровольно покидают организацию.
Необходимость серьезного подхода к применению ненасилия Активисты движений за мир и справедливость зачастую осложняют нашу и без того нелёгкую работу тем, что совершенно не умеют извлекать уроков из прошлого. Уделяя мало внимания ошибкам и испытаниям в нашем наследии, мы обрекаем себя на повторение старых ошибок. Мы также принижаем значение нелёгких побед, одержанных в прошлом, своим нежеланием или неспособностью учитывать опыт наших предшественников, доставшийся им в трудной борьбе, при организации нынешних кампаний. Вместо того, чтобы перенять опыт Мартина Лютера Кинга, мы вновь и вновь повторяем все его ошибки. Такое положение свидетельствует о неспособности сегодняшнего движения за мир признать важность тщательного обоснования теории ненасильственной борьбы как основы для проведения общественных кампаний с применением методов ненасильственной борьбы. Возможно, кое-чему в этом плане можно поучиться у военных. Для выдвижения на руководящие посты офицерам необходимо знать о действиях генерала Ли в Геттисберге, генерала Роммеля в Африке, главнокомандующего Эйзенхауэра во время высадки союзных войск и т.д. И это логично. Тем не менее, активисты продолжают организовывать кампанию за кампанией, не имея понятия ни о том, как проводился бойкот автобусов в Монтгомери, ни о том, как суффражистки добились предоставления им избирательного права, ни даже о том, как удалось сместить президента Маркоса. Кинг, Ганди и другие практики борьбы с насилием неоднократно подчёркивали важность всестороннего понимания теории и практики ненасилия. В течение долгих лет напряжённой борьбы они пришли к пониманию важности внимательного изучения предыдущего опыта борьбы. Нам не следовало бы пренебрегать их советами. Настало время уяснить, что ненасилие - это больше, чем просто отсутствие насилия. Сам по себе факт, что мы не бросаем камни и не размахиваем дубинками, не означает, что мы исповедуем отказ от насилия. Он всего лишь означает, что мы не применяем насилия в данный момент, и в этом огромная разница. К сожалению, термин "сатьяграха", применявшийся Ганди и пришедший к нам из санскрита, переведён на английский язык как "отказ от насилия". На самом деле этот термин можно перевести как "сила истины". Принятый английский перевод даёт этому слову отрицательное определение, подчёркивая, чем данное понятие не является, и не описывая, что же всё-таки подразумевает данное понятие. Это может привести к возникновению различных спорных вопросов, поскольку люди могут использовать термин "отказ от насилия" в самом различном смысле. Поэтому, когда обнаруживается, что план действий, разработанный одними людьми, не совпадает с концепцией ненасильственных методов борьбы в понимании других людей, движение может зайти в тупик. В связи с этим следует вначале разработать рабочее определение ненасилия, а активисты движения должны полностью уяснить, что такое ненасилие в действии. Чем больше людей признает и правильно поймёт данное определение, тем легче будет вести борьбу. Сказанное не подразумевает, что определение должно быть данным раз и навсегда. Понятие ненасильственной борьбы постоянно развивается, и различные группы могут оперировать отличными друг от друга, но по сути своей правильными определениями. По мере накопления опыта та или иная организация может изменить свои принципы ненасильственной борьбы. Но при этом необходимо, чтобы во всех организациях их активисты всегда имели единство взглядов в отношении данного вопроса. По этой причине организация "Американские мирные испытания" разработала серию принципов ненасилия. Эти принципы не следует рассматривать как десять заповедей-запретов, которые каждый старается любым способом обойти, а, скорее, как теоретический фундамент, служащий основой для действий. Мы должны принимать такую тактику, которая логически вытекает из данных принципов. Нельзя принимать ту или иную тактику лишь потому, что эти принципы в явном виде её не исключают. Важно также, чтобы все члены нашей организации и все участники мероприятий, организуемых нами, понимали значение ненасильственных методов борьбы. Для этого следует обучать их этим методам. В то время как военные осознают всю важность обучения, активисты борьбы за мир относятся к обучению с недостаточным вниманием. Хотя общество учит нас отвечать на насилие насилием, со стороны военных было бы безрассудством посылать в бой людей, не имеющих достаточной подготовки. В то же время группы борьбы за мир часто посылают своих членов выполнять миссии, сопряжённые с какими-либо серьёзными конфликтными ситуациями, и ожидают, что несмотря на свою принадлежность к тому же обществу, люди сами приобретут умение действовать мирными средствами. Очень уместно вспомнить здесь комментарий Джима Дугласа, организатора "Агапе", о том, что полиция действовала больше в духе ненасилия, чем противники Белого поезда во время блокады. Отряды полиции практически не применяли насилия по отношению к демонстрантам не обязательно потому, что они в данном случае были более миролюбивы. Дело в том, что в данном случае полицейские были просто лучше подготовлены к такой ситуации.
Ганди считал, что неудачи многих мероприятий, им организованных, объясняются тем, что их участники были недостаточно обучены. "Главная причина того, что кампания не сумела сохранить ненасильственный характер, - недостаточная подготовленность участников кампании." Как история, так и наш собственный опыт заставляют нас верить, что обучение методам ненасильственной борьбы является важным элементом организации кампаний по борьбе за мир. Почему мы делаем столь значительный упор на ненасильственные методы борьбы? Потому, что это самый эффективный, самый жизнеутверждающий и наиболее соответствующий цели наших усилий подход к ведению борьбы. Силы милитаризма располагают оружием. В их распоряжении - финансы. В их руках средства массовой информации, которые они могут использовать для достижения любых целей. Мы не сможем победить, действуя по их правилам. Мы должны разработать срой собственные правила. И это нам позволят сделать ненасильственные методы борьбы. Мы должны стойко придерживаться своих самых глубоких убеждений и не поддаваться соблазну лёгких побед или быстрого успеха. Если эффективно использовать ненасильственные средства борьбы и умело их применять, они могут послужить весьма мощной силой. Итак, если рассматривать их как такую силу, мы должны стать настолько приверженными ненасильственным методам, насколько сторонники военных средств борьбы привержены насилию. Но где наши учебные центры? Где наш Уэст-Пойнт? Где наша атомная бомба, не приносящая жертв? Вообще возможны ли подобные вещи? Эти вопросы требуют того, чтобы мы сделали определённые выводы. Если мы стремимся к миру и верим в возможность существования мира без войны, мы должны быть готовы продемонстрировать людям, что ненасильственные методы борьбы являются практическим средством для проведения социальных реформ и для разрешения социальных конфликтов. Наша неспособность добиться существенных изменений в жизни ненасильственным путём является наилучшим аргументом против наших утверждений о возможности существования мира без войн. Нам необходимо учиться относиться к ненасильственным методам со всей серьёзностью. Мы должны стремиться к проведению кампаний, которыми движет "сила правды", а не к проведению политических демонстраций, которые кое-как обходятся без обстрела полицейских камнями.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |