|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
автентическое разрешение плагальное разрешениеСпособы разрешения диатонических септаккордов I.Септаккорд → трезвучие
1. По принципу перехода Д7 в тонику: верхнеквартовое соотношение прим аккордов
I7 – IV, II7 – V, III7 – VI, IV7 – VII, Д7 – Т, VI7 – II, VII7 – III
2. По принципу перехода VII7 в тонику: верхнесекундовое соотношение прим аккордов
I7 – II, II7 – III, III7 – IV, IV7 – V, Д7 – VI, VI7 – VII, VII7 – I * в трезвучиях удв. 3
3.По принципу перехода II7 в тонику: нижнесекундовое соотношение прим аккордов
I7 – VII6, II7 – I6, III7 – II6, IV7 – III6, Д7 – IV6, VI7 – V6, VII7 – VI6 *в секстаккордах удв. 5
4. Дополнительные приемы разрешения на примере разрешения доминантсептаккорда, подобно которому могут разрешаться и другие септаккорды лада: автентическое разрешение плагальное разрешение
V7 I V7 VI V7 III6 V7 II V7 IV6(Г)
Как видно из приведенных выше примеров, для основного варианта автентического разрешения доминантсептаккорда (как и любого другого септаккорда) характерным является не только ведение септимы на ступень вниз — в терцию тоники (или другого трезвучия, лежащего на кварту выше или квинту ниже данного септаккорда), но и скачок в басу на кварту вверх (или квинту вниз) от примы доминантсептаккорда к приме тоники, подчеркивающий их функциональную связь. Точно так же для основного варианта плагального разрешения септаккорда V ступени типичным будет не только оставление септимы на месте, но и нисходящий скачок на кварту вниз — в приму трезвучия II ступени (или какого-либо другого, лежащего на кварту ниже или квинту выше данного септаккорда). Таким образом любой септаккорд может быть разрешен в любое трезвучие лада, за исключением тех двух, которые входят в состав данного септаккорда.
II. Септаккорд → септаккорд («секвенцаккорды»)
1) Как известно, все септаккорды лада находятся между собой в одном из трех интервальных со отношений: терцовом, кварто-квинтовом или секундовом.
2) При терцовом соотношении у септаккордов всегда имеются 3 общих звука. При кварто-квинтовом соотношении — 2 общих звука. При секундовом — 1 общий звук. Это обеспечивает их гармоническое (то есть с оставлением общего звука на месте) соединение.
3) Переход из одного септаккорда в другой при терцовом их соотношении осуществляется по принципу перехода VII7 в D65 (принцип «круга»- 7↓), при кварто-квинтовом соотношении — по принципу перехода II7 в D43 (принцип «креста» - 5,7↓).
4) Что же касается септаккордов секундового соотношения, то между ними есть только один общий звук (септима вышележащего септаккорда будет примой септаккорда, находящегося секундой ниже), который и остается на месте, а остальные три голоса при разрешении идут на ступень вниз. При этом, однако, необходимо избегать движения параллельными квинтами, для чего первый из двух септаккордов берется, как правило, в таком расположении, чтобы терцовый тон находился выше септимы, а прима — выше квинты. В этом случае три верхних голоса движутся вниз поступенно параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами, как, например: плохо: хорошо:
Т7 II2 Т7 II2 Т7 II2
5) Используя описанные выше возможности различных сочетаний септаккордов друг с другом, можно образовать из них разнообразные секвенционные ряды, в любом случае обеспечивающие естественный, плавный подход к гармонии, непосредственно разрешающейся в тонику:
Впрочем, ряды сменяющихся септаккордов можно продолжать «до бесконечности» и в то же время (по желанию) варьировать их при этом, как, например:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |