|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исключение - сонорные, по артикуляции являются согласными, а по акустическим характеристикам близки к гласнымГласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани. Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти. По лабиализованности, или по положению губ, гласные звуки делятся на: • лабиализованные, или огубленные, — при образовании их губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор; • нелабиализованные, или неогубленные.
По назальности, или по положению мягкого неба гласные звуки делятся на: • ротовые — мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа (все русские гласные); • носовые — мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа (гласные в польском, португальском, французском языках).
Количественная классификация различает гласные по длительности: • долгие отличаются от соответствующих им кратких длительностью звучания (в русск. языке обычно гласные под ударением); • краткие (более краткие звуки). Различие по долготе является смыслоразличительным во многих языках: английском, французском, чешском, финском и др.)
Различают также гласные напряженные и ненапряженные. В русском все безударные ненапряженные, а ударные – более напряженные. с точки зрения однородности артикуляции гласные делятся: • на монофтонг — гласный звук, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью; органы речи при артикуляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции; • дифтонг — сложный гласный, возникший в результате слияния двух, а иногда и трех, гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением; дифтонги обладают большей длительностью, чем монофтонги; имеются в немецком, английском, французском языках; • дифтонгоид — качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук другого гласного, близкого ему по артикуляции, выступающий в качестве переходного; • трифтонг — сочетание в пределах одного слога трех гласных. Комбинаторные измененАккомодация (от лат. accomodatio ‘соединять, сочетать’) - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных. Ассимиляция (от лат. assimilatio ‘уподобление’) — артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах слова или словосочетания; происходит между звуками одного типа. 1. Консонантная и вокалическая ассимиляция. Консонантная ассимиляция - уподобление согласного согласному: лодка [лотка]. Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному: бывает в просторечии часто [быват]. 2. По направлению ассимиляция может быть прогрессивной и регрессивной. ▪ Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В РЛЯ нет, но в диалектах и просторечии встречается: Ванька [ван’к’а]; хулиган → хулюган. Характерна для англ. (cats, balls), франц.- subsister, немец. и др. языков. ▪ Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на предшествующий. Характерна для РЯ: встал в три [фстал ф-тр’и]. В анг. «newspaper» [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [p].
Полная и неполная ассимиляция: полная — оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми: рус. сшить [шшыт’]; анг. Cupboard ‘шкаф’, произносится [´k∧bэd]; нем. Zimber перешло в Zimmer ‘комната’, selbst ‘сам’ произносится [zelpst]. неполная, или частичная — звук теряет только часть своих признаков, после ассимиляции звуки сохраняют различие. 4. Дистактная (дистантная) и контактная ассимиляция: при дистактной ассимиляции звук влияет на, отделенный от ассимилирующего другими звуками: хулиган → хулюган (просторечие). при контактной - взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте: сбить [з’б’ит’]. 5. В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, различают ассимиляцию: по мягкости — твердости: жесть [жэс’т’]; по глухости — звонкости: отдых [оддых]; по месту образования: сшить [шшыт’] (изменение зубного гласного [с] в небный [ш]); по способу образования. Распространена в северо-русских диалектах: взрывной [д] переходит в носовой [н]. Например: и досанно, и обинно, ну да ланно, все онно. Ср.: дн → [нн] в слове медный [менный] та Диссимиляция – (от лат. dissimilatio ‘расподобление’) - артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего наблюдается утрата их общих фонетических признаков; происходит между звуками одного типа. Может быть вокалическая/консонантная, регрессивная/прогрессивная, контактная/дистантная. Например, расподобление «плавных» [р] и [л], когда из двух [р] одно превращается в [л]: феврар (ср. англ. February, нем. Februar, фр. fevrier) → февраль, фр. couroir - couloir (рус. кулуар), коридор→ колидор, секретарь → секлетарь (в просторечии); Также прогрессивная: прорубь → пролубь. Или: исторически велблюд → верблюд (наоборот, боковое [л] →[р]). Контактное расподобление: бомба → бонба – изменение губного [м] в зубной [н] перед губным [б] – диссимиляция по месту образования. В примерах лё[г]ок - лё[х'к']ий, мя´[г]ок - мя´[х'к']ий, где [г] чередуется с [х'], а не с [к'] перед [к'], отмечается диссимиляция звуков по способу образования. При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости. Сингармонизм (от греч. syn ‘вместе’, harmonia ‘созвучие’), или гармония гласных — разновидность ассимиляции, сущность которой в единообразном вокалическом или консонантном оформлении слова. Закон сингармонизма: звуки зависимых компонентов слова (аффиксов) уподобляются звукам независимых компонентов (корней). В рамках сингармонизма чаще всего бывает ассимиляция гласных по ряду или лабиализации. Явление присуще главным образом агглютинативным языкам. Сингармонизм по ряду и огубленности характерен для вокализма большинства тюркских языков. В западных языках финно-угорской группы действует закон гармонии гласных по ряду образования звуков (передний или задний). Заимствованные из тюркских языков слова: сарафан, карман, балаган. В казахском – экэдемик. Прочие комбинаторные процессы обычно основываются на ассимилятивных и диссимилятивных тенденциях. Диэрезы, или выкидки, (от греч. diairesis ‘деление, раздел’) - выпадение звуков в сложном сочетании звуков чаще имеют ассимилятивную основу: ü устранение интервокального йота: бывает [jэ] → бываат → быват ü выкидка мгновенных согласных [д] и [т] между двумя длительными: честный → чесный, праздный → празный; ü часто происходит при освоении заимствования, ср. лат. oblivio ‘забвение’ и франц. oubli (то же); pater ‘отец’ – франц. рère (то же), saltus ‘прыжок’ – франц. saut (то же); англ. false-start и фальстарт. Разновидность диэрезы – гаплология (греч. haplos ‘простой’) – упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов: знаменоносец → знаменосец; минералология → минералогия; истор. стипепендия → стипендия; морфофонология → морфология; корненосый → курносый, близозоркий → близорукий, трагикокомедия → трагикомедия Эпентезы (вставки) чаще имеют диссимилятивную основу: ü вставки согласных между двумя гласными: радиво, Левонтий, какава,Иоанн от Иван; Протезы (надставки) – разновидность эпентез, подставляются к началу слова: рус. осемь - восемь, ус(-еница) - гусеница, отчина – вотчина; етатеза (гр. перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. мармор (гр. μαρμαρος) → рус. мрамор, талерка (нем. Teller) → тарелк Элизия - выпадение конечного гласного перед предшествующим гласным. Особенно свойственно романским языкам. ü фр. l'arbre (артикль le + arbre), D’Artagnan - de Artagnan, D’Arc - de Arc. ü редукцию (от лат. reductio ‘уменьшение, сокращение’) — изменение артикуляционных и акустических характеристик звука (связанное с сокращением его длительности или ослаблением напряженности), вызванное их фонетической позицией в слове; ü чередование, или альтернацию — регулярная мена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах; ü оглушение звонких согласных в конце слова. С фонетической точки зрения речь — непрерывный звуковой поток, или цепь звучаний, следующих друг за другом во времени. Звуковой поток расчленяется на единицы (звенья) речевой цепи: текст - самая крупная единица, ограничена паузами и имеет собственный звуковой рисунок; фраза — вторая по величине фонетическая единица; в речевом потоке фразы разделяются паузами и интонационно оформлены (т. е. обладают интонационно-смысловой законченностью); фраза может состоять из одного или нескольких предложений; речевой такт, или фонетическая синтагма (от греч. syntaqma ‘построенное, соединенное’) — интонационно-смысловое единство входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу; часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Целостность синтагмы создается невозможностью пауз внутри нее, а также определенной акцентной структурой, придающей каждому слову такта ту или иную степень ударности. В семантическом плане это отрезок осмысленно расчлененной речи. ▪ фонетическое слово — часть речевого такта (или фразы, если он делится на синтагмы), объединенная одним ударением; незнаменательные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли), чаще всего не имея cобственного ударения, примыкают спереди или сзади к знаменательному слов, образуя с ним одно фонетическое слово; ▪ слог — часть фонетического слова; минимальная произносите единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, объединенных в фонетическое целое; ▪ звук речи — наименьшая единица речевого потока; часть слога, произнесенная за одну артикуляцию. Слова, теряющие ударение, называются клитиками и подразделяются ▪ на проклитики (от греч. proklino ‘наклоняю вперед’) — примыкают спереди к следующему за ним ударному слову: под -гору, за -ним, у -нас ▪ энклитики (от греч. enklino ‘склоняюсь’) — примыкают сзади к предшествующему ударному слову: что- нам, осталось- бы я -úз- лесу /вышел По своему звуковому строению слоги делятся: ▪ на открытые (кончаются слогообразующими гласными); ▪ закрытые (кончаются неслогообразующими согласными); ▪ полуоткрытые (кончаются сонорными согласными); ▪ неприкрытые (начинаются гласной); ▪ прикрытые (начинаются согласной). ▪ Слоговое –– выделение определенного звука в составе слога с помощью изменения силы звучания или тона слогообразующего звука. ▪ Словесное –– выделение одного слога в слове при помощи фонетических средств, служащее для фонетического объединения этого слова. ▪ Тактовое (синтагматическое) –– выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //. ▪ Фразовое –– выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //. ▪ Логическое (смысловое) –– ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание. Ты был сегодня в университете? В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова: ▪ свободное — нефиксированное ударение, которое, может падать на любой слог слова (в русском ); ▪ связанное — фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском — на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в латышском — на первом). По отношению к морфологической структуре слова: ▪ подвижное — способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме (в русском: дом-дома, окна – в окне); ▪ неподвижное — постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова (в английском). Слово обычно имеет одно ударение, но иногда (в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение. вòздухонепроницáемый, èсли-мóжно Интонация (от лат. intono ‘громко произношу’) — единство взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики (движения основного тона);интенсивности; длительности; темпа речи; тембра произнесения. ЛЗ ▪ Вещественное значение соответствует отдельному самостоятельному понятию (обычно – это корень слова). ▪ Деривационное (от деривация – образование новых слов) - это значение признаков, не мыслимых самостоятельно, а сопровождающих вещественное значение корня, ограничивающих и уточняющих его.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |