|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цикл обрядов связанных с жизнедеятельностью человекаНа современном этапе несколько изменилось отношение к рождению детей. Раньше, например та мать, у которой было много детей, пользовалась неоспоримым авторитетом, а в советское время даже присваивали звание «мать-героиня», то сейчас в силу сложившихся, прежде всего экономических, нравственных и социальных условий многодетность канула в прошлое. Данное явление характерно и для молодых казахских семей в исследуемом нами районе. Необходимо отметить, что изменилось отношение и к такому аспекту, как – кто родится: мальчик или девочка. Если раньше опять же в силу политических, военных, родовых и других аспектов, приветствовали и радовались рождению юношей, то теперь особое значение это не имеет. Но сейчас, как и раньше, непоколебимым осталось отношение к беременным женщинам: это и особое почтительное отношение, и выполнение всех ее желаний и капризов, и обеспечение будущей мамы хорошим и полноценным питанием. Все это объяснялось желанием не столько беременной женщины, сколько желанием и потребностями будущего ребенка. Осталось до сих пор в казахской среде и такое суеверие: нельзя до рождения младенца менять прическу, подстригать волосы, так как это может в силу сложившегося мнения, сократить жизнь будущего младенца. Однако не все будущие мамы придерживаются данной позиции. Как и раньше беременным женщинам нельзя было присутствовать на похоронах, так как это опять же могло навредить плоду. Когда приходило несчастье, старейшины семьи призывали будущую маму на время похорон уехать в другое село, или как минимум в другой дом, чтобы не видеть похоронного обряда. Сейчас же беременной женщине могут сделать исключение и позволить присутствовать на похоронах, однако большинство старается не присутствовать, чтобы не навредить будущему ребенку. Также запрещено, беременным, да и вообще женщинам, присутствовать при захоронении на кладбище (зират), так как только мужчины присутствуют при этом. Сами роды теперь принимает не повитуха как раньше, а все это происходит в родильном доме. После роддома за ребенком едет отец. Имя младенцу дает самый старший в роду, как правило, это дед ребенка (по отцовской линии). В поселке «Заря» данное условие непременно соблюдается. По словам Мумбаева Турубека Нигматулловича, обязательное условие при имянаречении – имя обязательно дает семья по мужской линии. Большое внимание уделяется и при выборе имени, правда сейчас делается небольшая оговорка, многие молодые стараются дать имя ребенку более современное, чтобы оно легче произносилось. В национальной духовной культуре казахского этноса на территории исследуемого поселения сохранилось и соблюдается множество различных верований, ритуалов, обычаев и поверьев. В частности, до сих пор в народной среде бытует такое поверье, что до 40 дней (кырыкы) младенца надо всячески оберегать как от различных злых духов (джины, шайтаны), так и от обычного сглаза (коз тию). В течение этих 40 дней ребенка старались одного не оставлять, не показывать посторонним лицам, если было какое-нибудь мероприятие, то ребенку на лбу ставили пятно из золы, чтобы ненароком кто-нибудь не сглазил (такое пятно как правило ставят всем детям по достижении ими 1-2 лет). Также есть и такое поверье в казахских семьях – когда родители показывают свое чадо близким родственникам, старым людям, то посмотрев на ребенка, обязательно говорят – «тьфу на тебя!», считается, тем самым от ребенка отгоняются злые духи и сглаз. По достижении ребенком 40 дней в поселке «Заря» бытует такой обычай: с темечка головы стригут клочок волос и ногти с рук ног, ребенка омывают. Волосы и ногти кто-то хранит, а кто-то закапывает в землю или выбрасывает в печь со словами «бесмелля». Также делают младенцу различные гимнастические упражнения, чтобы малыш был бодрым и здоровым. В этот же день зовут всю молодежь с поселка на бешбармак и чай. Когда ребенок делает первые шаги в своей жизни, то снова зовут гостей, а родителя выбирают того человека, которого считают успешным, чтобы он отрезал путы (веревочкой обматывают ноги младенца) – «саун кесу». По данным переданным нам Мумбаевым Жусупбеком Нигматулловичем, данный обычай соблюдается, потому что считается, что ребенок обязательно повторит судьбу этого успешного человека. При рождении мальчика ему назначают «укыль щеще» (крестная мать), которую также выбирают по принципу – наиболее успешная; девочке же «укыль щеще» назначается при замужестве. По сообщению информатора Мумбаевой Камки Куламбаевны, есть и такие поверья которые уже канули в лету, так раньше когда рожали дома, тот кто разрезал пупок, на того и был похож ребенок. Сейчас же рождение происходит в роддоме, а, следовательно, поверье исчезает из обычаев народа. Интересное поверье, нам сообщил Кулов Арслан Маратович: после рождения ребенка, если роженица находится в тяжелом положении, то из табуна приводят лошадь со светлыми большими глазами, быстро вводят ее в комнату и наклоняют голову лошади к груди больной. Предполагается, что нечистая сила испугается большеглазого коня и покинет «жертву». Также до сих пор осталось поверье, связанное с оберегом от злых духов младенца. Для этого необходимо волосы из гривы и хвоста лошади привязать к колыбели младенца, так как грива и хвост лошади оберегают от всего нечистого. Другие вырывают волос из челки лошади и, завернув в тряпочку, виде тумара (талисмана) одевают на шею ребенка. Данные обычаи пришли с того времени, когда конь считался продолжением хозяина, его другом и товарищем, сейчас же лошадь в казахской среде уходит все далее на второй план, поэтому и многие поверья и обычаи, связанные с конем канули в лету. На современном этапе большое значение уделяется таким важным моментам в жизни ребенка, как школа или университет. Поэтому когда ребенок идет в первый класс или поступает в колледж или университет, то обязательно родители, а иногда еще и отдельно кто-нибудь из близких родственников, проводят «кудай желы». Приглашают всех родственников, друзей, колют барана, варят бешбармак, пьют чай и каждый дарит ребенку какой-нибудь подарок или просто деньгами, также начиная от самого старого, и кончая молодыми – свое пожелание ребенку. Сейчас все большее влияние в казахской среде уделяется такому ритуалу, как «сундет» (обрезание). В советское время данный обряд почти не соблюдался вследствие гонения на религию и нехватки хирургов. Сейчас же обрезание делается профессиональными хирургами. Как правило «сундет» делается детям в маленьком возрасте, а затем отмечается, также дарят подарки. По словам Кушанова Гаваза Мулдагалеевича: «Для казахского народа соблюдение обычаев и традиций является важным аспектом жизни. Нас с детства приучали к соблюдению определенных норм и догм, характерных для ислама. Ритуал обрезания – важная часть религиозности человека. Очень важно, чтобы у ребенка оно было совершенно в детстве. Если данный ритуал не был соблюден, то виновность за это лежит на его родителях, которые не побеспокоились об этом. Но, к радости, данный ритуал большинством казахского населения соблюдается». Большое внимание уделялось воспитанию детей. С самого раннего детства детей приучали к уважению старших, гостеприимству, приучали к народным традициям и обычаям, юношей приучали знать свою родословную вплоть до седьмого колена – обязанность каждого уважающего себя отца, чтобы сын знал семь своих дедов и прадедов по мужской линии. Гостеприимство, как и раньше, является неотъемлемой частью национальной культуры казахов, поэтому, как правило, на всех мероприятиях насчитывается большое количество гостей – рождение, свадьба, похороны, праздники. Важно отметить, что гостеприимство распространяется не только на знакомых и родных, но и для тех с кем хозяева не знакомы, но кому нужна помощь. Сейчас в связи с участившимися смешанными браками, принято звать родственников, которые не являются казахами, но при соблюдении народных обычаев. По словам Янзакова Мурзабека Раимовича «Для нас казахов – гостеприимство и уважение к старшим – не простые слова. С самого детства нас приучали к тому, что это неотъемлемая часть для уважающего себя человека. Во время праздников, да и не только, все семьи приглашают друг друга в гости, пьют чай, кушают бешбармак. Как правило, дома всегда полны гостей. Но, хочу заметить, что гостеприимство распространяется не только на тех, с кем общаешься, а на всех. Почет и уважение будет оказано не только уважаемому человеку, но и неизвестному страннику. О казахском уважении, я думаю также многие слышали. Независимо от того, знаешь ты человека, или нет, но если он казах и старше тебя, ты должен подойти и поздороваться, тем самым, показывая свое уважение к нему. Старый человек всегда вправе рассчитывать на помощь и поддержку со стороны молодых. Перед тем как начать есть бешбармак, уважаемым гостям дают кость с мясом, тем самым, показывая свое глубокое уважение к этому человеку, затем самый старый человек первым начинает кушать, а потом уже и все остальные. По окончании трапезы, как правило, уважаемый гость произносит бата – своепожелание этому дому.Я считаю, это замечательной традицией казахского народа». Как и везде в поселке Заря Кизильского района свадьба – знаменательное и важное событие, которому всегда уделяется большое внимание. Но с течением времени произошли некоторые изменения в традициях и обрядах, связанных со сватовством и собственно самим браком. В частности, исчез такой обычай, как приход сватов в дом невесты, которые должны были договориться с родителями невесты. Сейчас в качестве сватов выступают родители жениха и кто-нибудь из близких родственников. Также нужно отметить следующее: если раньше браки были средством сближения и родства разрозненных семей или средством наживы, то есть мнения молодых никто не спрашивал, то сейчас, несомненно, влияние родителей на выбор большое, но как правило, молодые уже сами выбирают свою половину. По словам Бисимбаева Казбека Барлыковича в первую очередь приветствуются браки между представителями одной национальности (казах на казашке), а не межнациональные. Вообще свадебный процесс, по данным переданным нам Мухомедьяровой Сары Туртаевны, делятся на 2 вида (данная тенденция характерна фактически для всех казахов): - сватовство - воровство Сватовство обязательно в том случае, если в семье замуж должна выйти единственная дочь. Сватать девушку приезжают 3 человека – родители жениха, сам жених не приезжает, также едет кто-либо из родственников, как правило, это дядя и тетя жениха. По приезду сватья спрашивают, согласна ли выйти замуж невеста. Если ответ утвердительный, то сразу же обговаривают дату и калым, в качестве калыма в основном выступают – животные: лошадь, бараны, в Казахстане – верблюды. Реже калым может быть уплачен суммой назначенной родителями невесты. Через месяц проходит сама церемония обручения. За это время невесте готовят приданное, состав которого выглядит следующим образом: ▪ курпе (7 штук) ▪ одеяла (2 штуки) ▪ подушки (2 штуки) ▪ перина ▪ аяк курпе (курпе на котором сидит сама невеста, когда разливает чай) ▪ различная посуда ▪ сундук (в который все это собственно и ложится) На современном же этапе, как отмечает Халилова Ботагоз Кубайдулловна, несомненно, произошли изменения в приданом невесты. Но тот состав, который мы перечислили выше, остается как обязательный. В остальном же все зависит от достатка родителей невесты или близких родственников, но в большинстве своем на приданное сейчас кладут – предметы электротехники, ювелирные изделия, люди состоятельные – машины или квартиры. Сначала приезжают на сторону невесты 12 кудалар (12 сватьев), а также жених и свидетель. Затем переезжают на сторону жениха, где их встречают. Гуляют день-ночь. На следующий день приезжают уже все гости – как правило, это более 300 человек. У поселян есть юрты, которые бережно хранятся и используются в случае свадьбы, похорон, праздников или других мероприятий. Поэтому гостей помещают в юрты: старых отдельно, мужчин и женщин отдельно, невесту с женихом отдельно, чтобы никто не выдел невесту. Как видим, этот древние суеверие, чтобы до свадьбы никто не видел невесту, сохранилось и соблюдается у казахов Челябинской области. Затем начинается само застолье. В это время начинается той-бастар (начало свадьбы). Предоставляется слово самому почетному гостю, данный элемент дани уважения почитаемым людям соблюдается во всех мероприятиях. Этот уважаемый человек поет на казахском языке песню, в поселке Заря обычно поет местный ансамбль «Акку» под руководством Бисимбаевой Айгуль Тулубаевны. Потом поддается национальное блюдо, специальное для свадебных торжеств – укпе баур (печенка), и каждый гость должен попробовать его, так заведено уже давно. Обязательный элемент свадебного ритуала – дурба - сватья со стороны жениха привозят дурба (мешок со сладостями, различные гостинцы). Этот мешок показывают всем гостям, его предоставляют открыть самым почетным остям. Мешок остается тому, кто его открывает, а все сладости раздаются многочисленным гостям. Существует народное поверье: у человека, который открывает дурба в этом году кто-то из детей или женится или выйдет замуж. Интересен обычай куда-тарту (обвязывание свата). На самого главного свата накидывается канат и его как бы тащат, он в свою очередь должен откупиться, как правило, деньгами. В зависимости от богатства и состояния жениха будет варьироваться и сама свадьба. Как правило, богатые семьи устраивают скачки, гости в свою очередь могут привезти своих лучших скакунов и получить возможность выиграть приз. В этот же вечер 12 кудалар приглашают другие родственники жениха и угощают, тем самым показывая свой почет и уважение. Наутро молодые едут в мечеть на никах (бракосочетание). Возвращаются домой, собирают приданное, делают бата и забирают невесту. Во время свадьбы проводится свадебный обряд бет ашу (открывание лица), после этого невеста считается полноправным членом семьи, ее могут видеть родственники жениха. Она помогает по дому и обязательно должна носить на голове платок. Есть и другой вид свадьбы – воровство. Данная традиция казахского народа получает все большее распространение. Необходимо отметить, что ранее, когда-то эта традиция действовала в том случае, если жених не мог найти средства на калым, теперь же бытует просто как традиция. Само воровство, как правило, проходит ночью. Жених уговаривает девушку остаться. На утро проводится никах и бет ашу. После приезжают родители или кто-либо из близких родственников со стороны невесты и спрашивают о согласии невесты. Ее оставляют, но если она уезжает с ними, то считается позором. Известны случаи, когда девушки даже не были знакомы до воровства с парнем, который ее украл, но боясь быть опозоренной, выходила замуж. Произошло и еще одно изменение в обычаях, связанных с одеянием жениха невесты. Если раньше обязательным условием было, чтобы молодые были в национальных костюмах, то сейчас большинство пар предпочитают европейский костюм: мужчина – обычный костюм, а женщина свадебное платье и фату. В республике же Казахстан пытаются сейчас сохранить национальную свадебную одежду, поэтому идет массовая государственная пропаганда за возвращение национальных казахских костюмов. Несколько упростились отношения внутри семьи, если молодые живут с родителями жениха. Но незыблемыми остается традиция уважения и почитания родителей, соблюдение основных принципов этикета. Но в современно мире сегодня большинство молодых семей живет отдельно от родителей, как следствие молодая жена обустраивает свой собственный быт. Претерпели изменения на сегодняшний день традиции и обычаи, связанный с похоронными и поминальными обрядами. В частности, в казахских семьях поселка Заря ушел в прошлое обычай, связанный с сооружением специальной юрты для покойного. Ранее по случаю смерти, в доме поднимали символический флаг, говорящий о том, что в этом доме произошло несчастье. Сейчас, как правило, данный элемент обрядности в даже Казахстане соблюдается не везде. Поднимается уже не специально сооруженный флаг, а просто кусок материи, цвет которого означает возраст умершего: красный – молодой, темный – среднего возраста, белый – старика. У казахов Челябинской области, и поселка Заря, в частности данная традиция, вовсе не соблюдается. Необходимым считается по случаю смерти, чтобы в доме побывал и прочитал молитву мулла. Если же такого нет в деревне или районе, то едут в соседние районы, но чтобы он обязательно был. Тело покойного перед захоронением обязательно омывают, чтобы дух покойного был чистым на том свете. Ранее тело покойного находилось в отдельной юрте или доме, сейчас же просто в отдельной комнате. Выносят труп, как и положено в исламе, ногами вперед. При этом тело укутывают, как правило, в белую материю, что еще раз символизирует чистоту. Как отмечает Янзаков Мурзабек Раимович, несмотря на наличие тракторов, могилу копают вручную, даже зимой данный ритуал обязателен. Семья покойного обязательно должна провести поминки. Люди, узнав о горе семьи, идет на поминки, чтобы почтить память умершего и выразить свое соболезнование и поддержку семье покойного. Как правило, на поминках собирается большое количество людей. Если человек был уважаемым, то количество людей приехавших почтить его память может измеряться сотнями и более. По данным переданным нам Сарбаевой Галимой Жумагалеевной, обряд поминания у казахов отмечается с особой важностью, ведь культ предков для казахского народа является весьма существенным. В настоящее время, как и раньше, обряд поминания отмечается через определенный период времени - 7 дней, 40 дней, 1 год отмечаются обязательно, а далее по желанию и возможностям родственников умершего. Во время похорон оглашается, когда будет проводиться 7 и 40 дней, и родственники, друзья, сватья, односельчане и все кто знал покойного, считают своим долгом прийти и почтить память умершего. На седьмой день проводят поминки и омывающим тело лицам преподносят подарки в виде одежды или материи. Согласно традиции, по умершему в течение длительного времени носится траур. Через год могилу подновляют, поскольку именно внешний вид могилы говорит о почтении родственниками усопшего. В поминальные даты готовится национальное блюдо – бешбармак, пекут баурсак, подается чай с различными сладостями. Каждой женщине по окончании мероприятия дается кусок материи – кулек, и каждому пришедшему раздают садака – в виде небольшой денежной суммы (обычно эта сумма – от 10 до 100 рублей). В свою очередь, все пришедшие также преподносят денежные средства, либо другие материальные вещи в помощь родственникам умершего.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |