АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. ПЛУЧЕК,

Читайте также:

    Юрий Мочалов

    Композиция сценического пространства

    Отсканировано и приведено в должный вид Александром Свечниковым.

    23.03.2005 г. Улан-Удэ ул. Димитрова 2 МХТ

    По всем вопросам обращаться: chita@buryatia.ru

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    «Не просто пособие...». 7

    Часть первая АЗБУКА.. 9

    Слово режиссер и слово мизансцена. 9

    Азимут простейшей мизансцены.. 11

    Ракурсы.. 14

    Игра в ассоциации. 18

    Зрительный и звуковой ряд. 26

    Время — пространство — ритм.. 28

    Уроки пантомимы и четвертая стена. 30

    Часть вторая ТЕХНИКА.. 36

    Вопрос об авторстве. 36

    Мизансцены толпы.. 40

    Мизансцены монолога. 48

    Общий рисунок и индивидуальная пластика. 53

    Хороша ли эта мизансцена?. 60

    Две формулы Брехта. 66

    Где лежит прием?. 69

    Часть третья ПРАКТИКА.. 76

    Сбор меда. 76

    Декорация и мизансцена. 80

    Посценник. 82

    Импровизация или моделирование?. 83

    У макета. 85

    Время и самораспределение. 87

    Все ли готово к завтрашней репетиции?. 90

    Рассказ или показ?. 93

    Кто кого?. 95

    Режиссер как рисовальщик. 98

    Синтезирование. 98

    Перевал. 101

    Мизансцена и свет.. 107

    Теория дозревания. 108

    Пластическая гигиена спектакля. 110

    Заметки о сценической культуре. 112

    Часть четвертая УЧЕБНЫЙ КЛАСС.. 116

    Несколько предварительных замечаний. 116

    Азимут простейшей мизансцены.. 118

    Секрет «лево-право». 118

    Сценические планы.. 119

    Рельеф.. 119

    Ракурсы.. 119

    Графика. 122

    Движение и слово. 123

    Пластическая реакция. 124

    Знаки препинания в мизансценах. 124

    Зрительный и звуковой ряд. 125

    Время — пространство — ритм.. 125

    Уроки пантомимы и четвертая стена. 126

    Мизансцены толпы.. 128

    Фрагментация. 130

    Мизансцены монолога. 131

    Общий рисунок и индивидуальная пластика. 131

    Ограничительная графика (с. 99-100) 133

    Парадокс. 133

    Контраст. 134

    Контрапункт. 134

    Косвенное общение. 135

    Выгородка. 135

    Рассказ или показ?. 136

    Режиссер как рисовальщик. 136

    Обозреваемостъ мизансцены.. 137

    Укрупнение. 138

    Мизансцена и свет. 138


    «Не просто пособие...»

     

    Есть книги, которые рождаются, как деревья в лесу среди бесчисленного множества себе подобных. Другие же можно уподобить деревьям, выросшим в самых неожиданных местах — среди равнины, в сухой долине, на скале. Я говорю о немного­численных произведениях, выходящих за последнее время, посвященных технологии нашего дела. Своеобразие каждой из таких теоретических работ обусловливает незащищенность их от всевозможных критических ветров. Потому мы, практики театра, должны с особенным вниманием и бережливостью от­носиться к этим малочисленным явлениям театральной лите­ратуры.

    Автор настоящей книги ставит перед собой очень трудную задачу: выявить и сформулировать некоторые законы режис­серского письма, определить и обозначить целый ряд секретов временно-пространственной организации спектакля. Не все формулировки можно принять как бесспорные, но и в этом есть своя ценность. Ведь большинство положений технологии нашего труда балансирует на грани науки и искусства, не толь­ко имеет право на субъективный момент, но непременно предполагает его. Этого не следует бояться. Наоборот, куда менее выгодной оказалась бы попытка автора стать на позицию чисто­го объективизма. Хорошая книга по режиссуре — это прежде всего постанализ собственного режиссерского пути.

    Основная цель первых глав — привлечь внимание читате­ля, будь то режиссер или актер, к основным элементам режис­серского языка. Вряд ли тот, кто не задумывался раньше над вопросами графических закономерностей режиссерского ри­сунка, останется безразличен после прочтения книги ко всему тому, чему не придавал раньше значения.

    После чрезвычайно краткого исследования природы возник­новения двух столь родственных между собой терминов режис­сер и мизансцена в книге следует рассмотрение закономерно­стей простейшей мизансцены, ракурсов, сценического рельефа и т. д. Как часто мы видим, что лучшие намерения режиссера, его мысли и чувства тонут в случайной, невыразительной ком­позиции, однообразии ритмов, временных и пространственных, в случайности решении.

    Изучение мизансцены начинается с самого простого — с оси мизансценической композиции, возможностей одинокой фигу­ры на сцене, вдумчивого отношения к симметричным и асим­метричным композициям в правой и левой стороне сцены, рас­смотрения фигур в различных ракурсах в статике и динамике. Верно, что рассмотрение техники простейшей мизансцены предпринимается поначалу с точки зрения классической компо­зиции, без поправки на композиционные смещения и парадоксальные решения. Именно классическая композиция в про­стейшем ее виде делает возможным такой ясный, доступный любому читателю разговор о столь непростом предмете.

    Достойно внимания подробное изучение свойств мизансце­ны методом ассоциаций, рассуждение о сценической орфогра­фии и пунктуации, о мизансценической прозе и стихосложе­нии, о явлении рифмы в мизансцене.

    Внимание читателя привлечет разговор о природе рожде­ния сценических решений, сценического приема, так же как и аргументированное заявление о том, что режиссура в наш век перешла из иптерпретаторских профессий в разряд профессий авторских.

    Особо хочется отметить главу «Мизансцены толпы», посвя­щенную массовым сценам, технологии которых многие моло­дые режиссеры уделяют крайне мало внимания. Хорошо, что техника построения народной сцены исследуется на живых примерах.

    Автором своевременно ставится вопрос о синтетическом под­ходе к творческому процессу, верно подмечается одна из бо­лезней, которыми страдает наша технология,— чрезмерная аналитичность в ущерб синтезу, неумение на каждом этапе работы добиваться органического слияния творческой при­роды режиссера и артиста.

    На современном этапе вопросам повышения профессиональ­ного мастерства придается огромное, всестороннее внимание. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Бреж­нев, говоря о задачах, стоящих перед работниками идеологи­ческого фронта, отмечал: «В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро воз­растает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стреми­тельном потоке научной и политической информации»[1].

    Предлагаемая читателю книга призвана в известной мере содействовать расширению профессиональных знаний и навы­ков, она дает весьма надежные ориентиры в сравнительно уз­кой, но существенно необходимой сфере театральной практики, руководствуясь которыми будущий специалист в дальнейшем будет пополнять и углублять свой арсенал профессионально-технических средств и культуру постановочной работы.

    Все, что пишется по поводу технологии нашей профессии людьми, ушедшими от режиссуры или никогда ею не занимав­шимися, несравнимо с тем, чем может поделиться режиссер действующий, режиссер, каждодневно причастный к пульсу театрального производства сегодняшнего дня.

     

    В. ПЛУЧЕК,


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

    Поиск по сайту:



    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)