|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА КОНЦЕРТАПрежде чем говорить о том, как создастся сценическая атмосфера, несколько слов о ее роли и значении в театрализованном тематическом концерте. Именно сценическая атмосфера создает не только эмоциональную обстановку, которая помогает действовать исполнителям, но от нее зависит и степень восприятия зрителем номера, эпизода и всего концерта. Она -воздух, без которого все происходящее на сцене остается для зрителя мертвым. Вот почему создание в театрализованном концерте (как и в представлении, в спектакле) верной сценической атмосферы - одна из главных забот режиссера. Как и чем создается нужная сценическая атмосфера? Верным внутренним настроением исполнителей и внешней сценической обстановкой. При непременном, обязательном их слиянии. Внутренний настрой рождается в результате целеустремленного, целенаправленного действия исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и участники - чувством радости каждого от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в праздничном концерте и т.д. Выражается же внутренний настрой через темпоритм номера, эпизода; психофизическим самочувствием исполнителей, их поведением па сцене; тональностью, в которой идет действие. Внешняя сценическая обстановка создается и выражается: оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами и другими постановочными средствами. К сожалению, иногда режиссеры театрализованных концертов подменяют ее световыми эффектами, введением неоправданных массовок, все- вспможными перестроениями, не связанными с логикой действия, заполнением сцены различными стягами, транспарантами и другими деталями. Забывая, что любая самая выразительная декорация, самая эффектная ми-•шнецена, самый изощренный свет - если они внутренне не связаны с на-с фоем исполнителей, с темой и идеей концерта, его сквозным действием, сюжетным ходом - превращаются не более чем в сценические эффекты, которые оставляют зрителя равнодушным. Зритель перестает интересоваться содержанием происходящего на сцене, он начинает следить за режиссерскими ухищрениями. Режиссер обязан помнить: любые постановочные приемы (мизансцены, свет, музыка, кино, оформление и т.п.) должны служить главному -созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполншъ свой номер, эпизод, а зрителям воспринять их не только умом, но и сердцем. Создавая сценическую обстановку номера, эпизода, всего концерта, режиссеру необходимо помнить и о том, что каждой эпохе, каждому времени, каждому событию присуща своя особая атмосфера. Атмосфера времен гражданской и Отечественной войн не одна и та же; атмосфера послевоенных лет не похожа на атмосферу наших дней. Хотя и тогда и сегодня вся жизнь страны пронизана духом созидания. И дело не в разных поколениях! Это были разные эпохи с присущими только им внутренними и внешними признаками (социальными, общественными, политическими, техническими, материальными и т.д.). Каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеют свою атмосферу, которая зависит от социального, общественного, бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.п. Атмосфера - это, если подумать, - комплексное выражение всех условий жизни и деятельности человека. Естественно, что и каждое событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Вот почему еще на стадии изучения материалов, связанных с той или другой датой, которой посвящается концерт, идет и процесс постижения условий, в которых это событие происходило, что и приводит к возникновению у режиссера ощущения связанной с ним (событием) атмосферы. Но найденную атмосферу концерта и каждого эпизода нельзя понимать как нечто застывшее. «Атмосфера - понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий»1. И, конечно, от содержания и характера номеров. Процесс создания верной сценической атмосферы — это прежде всего поиск и сознательный отбор средств, которые наиболее точно ее выражают: световой и цветовой палитры, бытовых деталей, музыки, шумов, звуков и т.п. Кстати, о звуках. Не единожды приходилось убеждаться, что верно и к месту прозвучавший на сцене звук (скрип двери, лязг тюремных запоров, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес, скрип снега под ногами идущего, выстрелы, топот бегущих, колокольный звон, удары молота по наковальне, шум завода и др.) несет чрезвычайно действенно-эмоциональный заряд, придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно (действие) происходит. В зрительском восприятии сценическая атмосфера становится как бы живой. Поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то, естественно, «верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения всегда являются комплексом творческих усилий режиссера, актера и художника»1. И музыкального руководителя, и главного балетмейстера, и других творческих руководителей концерта, добавим мы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |