|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типология цивилизаций
Опираясь на достижения истории и археологии, А.Дж.Тойнби выделяет 21 цивилизационную систему[5]. В это число он включает: египетскую, андскую, китайскую, минойскую, шумерскую, майянскую, сирийскую, индийскую, хеттскую, эллинскую, западную, православное христианство (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианство (основное), дальневосточное (основное), иранскую, арабскую, индуистскую, мексиканскую, юкатанскую, вавилонскую – цивилизации. До настоящего времени сохранились лишь пять основных цивилизаций – Китайская, Индийская, Исламская, Русская и Западная. В основу типологии цивилизаций А.Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация[6]. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд: 1. цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предшествующими; 2. общества, никак не связанные с предшествующими, но связанные с последующими; 3. цивилизации, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее, как он пишет, «интимной связью, чем сыновнее родство через вселенскую церковь, связью, обусловленной движением племен; 4. цивилизации, связанные через вселенскую церковь с предшествующими обществами сыновними узами; 5. цивилизации, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отеческая, а именно через религию правящего меньшинства. Каждая цивилизация привязывается к географическим условиям (имеет свой ареал распространения), которые играют существенную роль в создании ее своеобразия. Дифференцируя цивилизации по территориальному признаку, А.Тойнби выделяет следующие группы: 1) цивилизации, прародина которых не совпадает полностью с территорией предшествующего «отеческого» общества; 2) цивилизационные системы, границы которых частично совпадают с границами общества-предшественника; 3) цивилизации, территория которых полностью наследует территорию той цивилизации, которая возникла в весьма отдаленном прошлом. А.Дж.Тойнби особо подчеркивает, что цивилизации всегда оставляют заметный след в истории, в отличие от примитивных (патриархальных) обществ. Каждая цивилизация проходит несколько фаз: энергия “жизненного порыва” стимулирует возникновение и рост, когда жизненные силы истощаются, то наступает надлом, упадок и разложение. Однако полностью от начала и до конца цикл проходят далеко не все народы. Некоторые погибают, не достигнув пика в развитии, другие останавливаются в развитии, третьи, достигнув пика, мгновенно рушатся[7]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |