АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанровая типология опер-сказок

Читайте также:
  1. Древнегреческий роман: проблема жанра, происхождение, источники, особенности, типология, романисты и их произведения (Харитон, Гелиодор, Ахилл Татий и др.).
  2. Занятие 2. Общество и его типология
  3. Историческая типология культуры: принципы построения историко-культурной типологии и основные исторические этапы мировой истории. Понятие «осевого времени» в теории К.Ясперса
  4. Миф как основа античной культуры. Мифологическое мышление. Типология мифов.
  5. Наиболее известная типология управленческих культур дана С. Хонди.
  6. Политические конфликты. Основания, типология, динамика (теоритико-методологический анализ)
  7. Понятие и типология общества
  8. Понятие политической партии и многопартийности. Типология политических партий.
  9. Понятие политической партии и многопартийности. Типология политических партий.
  10. Понятие “политическая власть”, ее основания, их характеристики и типология.
  11. Понятий полит партии и многопартийности. Типология

Сказочные оперы Римского-Корсакова чрезвычайно разнообразны и многогранны по жанрово-драматургической и стилистической направленности. Из всех сочинений композитора вероятно лишь «Сказку о царе Салтане» можно считать наиболее чистым олицетворением данного жанра, «без примеси языческой обрядовости, черт былинного или лирического жанра» [292, 143 - 144 ]. «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный» - оперы, в которых сказочная фабула обогащена различными жанровыми признаками. Их содержание выходит из оправы «сказочного фатализма» и «эпической наивности» с их характерной занимательностью, бутафорией, целенаправленным игровым началом, подчеркнутой условностью чувств.

Драматургическое развитие в них избегает традиционных, становящихся привычными для сказки закругленных типизированных эмоциональных модусов, связанных с «прямолинейным» изображением разнообразных настроений и ощущений – любви, радости, горя, гнева, ненависти и т.д. Напротив, вся гамма чувств претворяется многозначно, тонко, часто со множеством внутренних градаций и мобильностью.

«Сказка о царе Салтане» - чистый образец сказочного оперного произведения, «сказка такая, какая и должна быть». В ней обобщен тясячелетний опыт истории жанра со свойственным ему внеличным началом. Здесь просматривается тот старый багаж, тот запас традиционных сюжетов, мотивов, образов, которые лишь приспосабливаются к новой действительности, но в корне не изменяются и продуктивно не развиваются. Каждая часть композиции оперы индивидуально-самобытна, самоцветна своей красочностью, подобно роскошной мозаике из драгоценных камней, горящих и переливающихся на солнце многогранным спектром красок.

В «Снегурочке», «Золотом петушке», «Кащее» художественное право автора позволяет, сохраняя схему, уйти от традиции, взорвать устоявшийся режим сюжета, порядок функций действующих лиц (которые в обычной сказке - как бы они ни были разнообразны - часто делают одно и то же), внести двойственность в сказочные персонажи. Так, например, избегается традиционное развитие сюжета от отрицательного к положительному началу – развитие, которое должно обязательно привести к воцарению или торжеству героя, в большинстве случаев – к свадьбе. В «Снегурочке» главная героиня умирает, истаивая под лучами беспощадного Ярило, гибнет ее возлюбленный Мизгирь; в «Золотом петушке» Додон также «падает бездыханным», а Шемаханская царица загадочно исчезает. В условно-сказочный сюжет внесена подлинная трагедийность, соприкасающаяся с яркой гротескностью и фантасмагорией.

В операх «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Кащей», «Золотой петушок» традиционно вырисовываются архетипы персонажей – герой, ложный герой, вредитель, даритель, царевна, отправитель, помощник. Однако лишь в «Сказке о царе Салтане» их функции выдержаны в рамках некой нормы сказочного повествования. В «Снегурочке», «Кащее», «Золотом петушке» они претерпевают различные модификации, трансформации, становятся «модулирующими» персонажами и т.д.

Это предопределено жанровой многозначностью опер. Драматургия «Снегурочки» обогащена принципами жанра лирической оперы, «Золотого петушка» - фееричностью театра представления, предвосхитившего во многом эстетические нормы искусства XX в. Алегорическая метафорическая сущность сказочности «Кащея» придает концепции этого произведения социально-философский смысл. В композиционном отношении каждая из сказочных опер Римского-Корсакова - при сохранении общих устойчивых принципов музыкальной драматургии – индивидуальна и самобытна. Оперные формы «Сказки о царе Салтане», «Снегурочки», «Золотого петушка», «Кащея» олицетворяют свой неповторимый микромир.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)