АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Скальды

Читайте также:
  1. АНГЛОСАКСЫ: КОРОЛЬ АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ
  2. Викинги
  3. Воины. Поселенцы
  4. Глава 1. Скандинавия, II: социальная организация
  5. Глава 1. Скандинавское общество, III: культура и искусство
  6. Глава 3. Викингские королевства до гибели Харальда Сурового, 1066 г.
  7. Глава 4. Дания и Норвегия от начала правления Харальда Синезубого до смерти Олава сына Трюггви (950-1000 гг.)
  8. Глава 5. Экспансия на запад: Исландия, Гренландия, Америка
  9. Дела семейные
  10. Духовная культура
  11. Зак. 519
  12. Культура скандинавов IX–XI вв.

Стоит отметить, что скальды занимают важное положение в дружине, хотя они зачастую и не являлись профессиональными воинами. Источники, задействованные в исследовании, дают достаточно точные сведения относительно роли скальдов в дружине.

Скальды были очень почитаемы в скандинавском обществе. Считалось, что скальды обладали божественным талантом. Свидетельства об этом можно найти в Младшей Эдде, в легенде о Мёде поэзии[20]. Ярлы и конунги не мыслили своего ближайшего окружения без скальдов, причем их число служило показателем богатства, влияния и амбиций правителя. Скальдов Харальд очень чтит, сажая их на почетное место за столом напротив себя, что получило отражение в «Саге об Эгиле»: «Из всех дружинников конунг отличал больше всего своих скальдов. Они занимали почетное сиденье напротив конунга. Дальше всего от входа на этом сиденье сидел Аудун Плохой Скальд, старейший из них. Он был еще скальдом Хальвдана Черного, отца Харальда. Следующим сидел Торбьёрн Хорнклови, а дальше Альвир Хнува, и рядом с ним дали место Барду»[21]. И это можно объяснить – скальд прославлял действия дружины, а особенно ее вождя, а стремление прославиться было одним из важнейших стремлений, прочно укоренившихся в сознании викинга и свободного скандинава вообще, что можно отчетливо увидеть при изучении скандинавской литературы, относящейся к временному периоду проблематики исследования.

«Воины»

В скальдической поэзии часто употребляется термин «хольд», который, по мнению Г. С. Лебедева, был более уместен для самоидентификации дружинников IX – XI вв., в скальдической поэзии в его изначальном значении «герой», «воин», что подчеркивало военный аспект жизни полноправного свободного скандинава[22]. Скальды IX в. употребляют выражения, которые можно перевести как «храбрые викинги» и «герой, воин» в качестве синонимов[23]. Так же называют себя заслуженные участники походов, не стремясь отождествлять себя с бондами и хускарлами[24].

Заслуживает внимания тот факт, что случаи превращения викингов в знатных хавдингов достаточно редки – именно потому, что викингами, как правило, становились младшие сыновья. Старший брат Рольва унаследовал отцовский титул ярла – Хрольв Пешеход отправился в изгнание. Хавдинг Скаллагрим, отец Эгиля, никогда не ходил в походы, а его младший брат Торольв с молодых лет участник морских походов; Берганунд и Атли в той же саге наследуют высокое положение отца, о брате же их Хадде говорится мельком, что он "ходил в викингские походы и редко бывал дома"[25]. Такие реплики вряд ли являются просто стереотипным литературным приемом: "Сага об Эгиле" сохранила в своем составе целую самостоятельную повесть, демонстрирующая социальную психологию викинга, позволяя представить расстановку социальных сил в период объединения при конунге Харальде Прекрасноволосом[26][27].

Однако, согласно скандинавским источникам, «хольд» не был единственным видом дружинника-воина. Также в «Младшей Эдде» можно разглядеть другой термин «drengr»[28]. Снорри Стурлусон расшифровывает его, как «лишенный надела юноша, добывающий себе богатство и славу; так зовут тех, кто служит могущественным людям или бондам»[29]. Из этого можно сделать вывод, что «дренг» - воин, относящийся к низшей части социального слоя хольдов. Таким образом, получается, что «дренг» - свободный человек, не имеющий своего надела, ставший викингом ради завоевания славы и богатства. В сознании скандинавов IX – XI вв., видимо, именно «дренги» отождествлялись с тем комплексом представлений, который для нас связан со словом «викинг»[30].

Итак, всех «дружинников-воинов» можно разделить на две категории, которые можно определить как «старшие» и «младшие». К «старшим дружинникам-воинам» можно отнести «могучих бондов» или их наследников, ушедших в походы, а именно, уважаемых и зажиточных полноправных скандинавов. К «младшим дружинникам-воинам» можно отнести «дренгов», юных авантюристов, преследующих цель добиться уважения и благосостояния, являясь участником походов викингов.

При общей скупости данных, социальная терминология древнескандинавских памятников позволяет представить себе, достаточно устойчивую, с элементами иерархичности внутреннюю структуру дружин викингов: они возглавлялись вождями, чье влияние было достаточно ограниченным, заметное место в дружине занимали заслуженные самостоятельные воины, ушедшие в поход «могучие бонды» или, скорее, их ближайшие полноправные наследники; основной же контингент состоял из дренгов, амбициозной молодежи, многие из которых были связаны в небольшие группы, являясь друзьями и приятелями[31].


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)