АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеология эпохи Просвещения

Читайте также:
  1. Борьба с идеями эпохи (XVIII век)
  2. В самом ли деле до-романовская Русь «боялась иноземцев», как утверждали историки эпохи Романовых?
  3. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.
  4. Викинги: Миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов
  5. Глава 1. От истоков до эпохи Великого переселения народов
  6. Глава 37. Китай эпохи Дэн Сяопина
  7. Глава 6. Искусство эпохи викингов
  8. Глава 9. Материализованная идеология.
  9. Государственная идеология и евразийство
  10. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
  11. Декабристы: идеология, конституционные проекты, восстание 14 декабря 1825 г.
  12. Достопримечательности искусства как воплощения мировоззрения эпохи средневековья.

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.) Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для нее характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

 

Основные черты эпохи Просвещения:

1) Разум-основа всего;

2) Полное познание действительности возможно только в науке (творец-философ);

3) Художник выражает коллективное чувство;

4) Объективное отражение действительности;

5) Оптимизм;

6) Образец исторического прошлого – античность;

7) Интерес к интернациональному фольклору;

8) От мрака к свету, через борьбу к победе;

9) Чёткая форма, стремящаяся к централизации.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных эко­номических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в по­лученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секу­ляризация общественного сознания, распространение идеалов про­тестантизма. бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабо­раторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое по­нимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Бо­гу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое по­нимание самого Человека. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преоб­разовывая политические и социальные устои. Приписывая все свой­ства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких усло­виях существования, которые способствовали бы торжеству добро­детели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в са­мых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости», вклю­чала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и на­делены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью».

Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «ес­тественное» или «природное» состояния общества, не ведающего ча­стной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопаю­щего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого порока­ми, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальнос­ти. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существу­ющего порядка вещей. Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструиро­вался мир, альтернативный существующему, отвечавший представ­лениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточнос­ти человеческой личности. Особое место природы в культурной пара­дигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником ис­тины и главным учителем общества и каждого человека. Как и приро­да в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для воз­вышенной и благородной цели — создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем доброде­тель» (Делилъ Ж. Сады. Л., 1987. С. 6). Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фер­мы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важ­нейший морально-этический постулат Просвещения — обязанность трудиться — находил здесь зримое и реальное воплощение, посколь­ку заботам о садах в Европе предаются представители правящих до­мов, аристократии, интеллектуальной элиты. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естествен­ной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавши­еся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыс­лом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатле­ния естественности», ощущение «дикорастущей природы». В компо­зицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человече­ским чувствам — любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «есте­ственном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе. В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Ев­ропы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния прояв­ляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испа­нии, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя про­тивницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и нацио­нальные различия, апеллируя прежде всего к «чисто человеческо­му» содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожиданное сходство. Похожи не только костюмы, но сходными оказываются и манера держаться, сам душевный настрой. Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непо­средственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жиз­нью. Эта «соизмеримость», характеризующая мировосприятие эпо­хи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)