АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средства формирования эстетической культуры личности

Читайте также:
  1. I. Предпосылки формирования профсоюзного движения.
  2. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  3. II. ТАКТИКА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В БОРЬБЕ С ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ОППОЗИЦИИ.
  4. II.3 Языковые средства французской рекламы
  5. III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  6. VII. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
  7. X. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО КПРФ
  8. XIV. Средства Товарищества
  9. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  10. Авиационные управляемые средства поражения
  11. АВТОКОСМЕТИКА, СРЕДСТВА ДЛЯ УХОДА ЗА АВТОМОБИЛЕМ
  12. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)

 

 

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально - неповторимом проявлении не сводится лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально - чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

 

Эстетическое переживание служит индикатором художественной ценности произведений искусства, и в своей завершающей стадии выражается в эстетической оценке или суждении о вкусе. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.

 

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало, помимо искусства, широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, В.В. Стасов отмечал: «Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».

 

Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

 

Формирование эстетической культуры средствами искусства является одним из главных звеньев воспитания культуры подростков. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности, как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

 

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не минимализируют эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность усиливается, а восприятие становится более осмысленным.

 

Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогов интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Указывая на богатейший духовный потенциал различных видов искусств, которые интегрирует[5] художественная культура, ряд специалистов подчеркивают относительную самостоятельность художественной культуры, и в то же время рассматривают ее в более узком плане - в сопоставлении с эстетической культурой. Ю.У.Фохт-Бабушкин определяет художественную культуру как ядро эстетической культуры [30, с.165] Л.Н.Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности [31, с.68]. Ю.Б.Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме [32, с. 33]. Для широкого определения понятия и сущности художественного образования подростков, необходимо уточнить его целевую установку.

 

Цель художественного образования - приобщение личности к художественной культуре, результатом которого является потребность в общении с искусством, способность наслаждаться искусством, умение ценить подлинное искусство, которое является структурообразующим элементом художественной культуры.

 

Общее художественное образование есть процесс, результатом которого является знание основ эстетики, знание и понимание специфики искусства в целом как формы общественного сознания, его видов, результатом которого является: знакомство с шедеврами искусства, развитие художественного вкуса.

Методы художественного воспитания, органично встраивающиеся в технологии художественного образования и приобщающие школьников к искусству, по мнению А. В. Бакушинского, должны способствовать развитию у них художественно-творческих навыков, что на практике обеспечивается разработкой специальных комплексных заданий, пробуждением предельной самодеятельности обучающихся и развитием до возможного напряжения активности их воли и изобретательских способностей.

Кроме того, в своих трудах ученый отмечает «самодовлеющую ценность» каждого возраста и настаивает на необходимости исходить из внутреннего мира и внутренних потребностей обучающегося, предпочитая путь воспитания. Именно воспитание способности восприятия помогает в создании творческого продукта. Необходимо, «…чтобы педагогические усилия не только сохранили бы во взрослом максимум творческой активности, но и превратили бы ее в основной рычаг всей жизнедеятельности взрослого человека», – писал русский искусствовед, теоретик и практик эстетического воспитания [2, 156].

Использование воспитательного и развивающего потенциала кино, приобщение подрастающего поколения и изучению искусства кино – одно из старейших направлений работы со школьниками в ИХО РАО: именно там развивалась «московская школа» медиаобразования [23, 111].

Концептуальные идеи школы связаны с изучением искусства кино с целью развития личности школьника на основе развития фантазии, навыков восприятия, анализа и оценке экранных произведений, а также с выполнением творческих заданий и упражнений, которые выполняют сами учащиеся [1, с. 140; 21; 22].

Характерно, что полноценное восприятие произведений искусства родственно процессам восприятия и понимания человека человеком в межличностном общении. Это доказано учеными-философами эстетиками второй половины XX века [17]. Более того, установлен параллелизм в развитии способностей к восприятию искусства и 5

индивидуализированному общению, так как в действительности оба процесса общения предполагают дифференцированное восприятие, чуткую реакцию на ситуацию и поведение, эмоциональную отзывчивость[6], интенсивную работу воображения и, в совокупности, могут рассматриваться как один из показателей общего развития личности.

В свете вышесказанного можно предположить, что восприятие произведений искусства станет более продуктивным в динамических жизненных ситуациях, в процессе общения, межличностной психологической рефлексии, попытке понять человека путем эмоционального сочувствия, понимания путем соотнесения с характеристиками членов определенной социальной группы. С нашей точки зрения, помочь высвободить способности творческого восприятия, «раскрепостить» участников игры, снять психологические зажимы и нейтрализовать факторы, тормозящие развитие коммуникации в межличностных отношениях, для последующего коллективного восприятия произведений искусства могут игровые технологии.

Игру как средство раскрепощения личности и метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих средством побуждения, стимулирования учащихся к деятельности, успешное выполнение которой связывается с игровым результатом [5]. Типология педагогических игр обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации охватывают почти все учебные дисциплины в школе.

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Если для дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности [8], то все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими видами ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин), а именно: младший школьный возраст – учебная деятельность; средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность, не вытесняют игру, а продолжают включать ее в образовательный процесс. В образовательной области педагогики искусства это театральные и социоигровые методики, которые позволяют организовать учебный процесс с присвоением содержания через активную деятельность [3].

Говоря о развитии эстетической культуры старших школьников, хотелось бы вспомнить, А. В. Бакушинского, который еще в 1925 году писал: «Общая картина художественного развития человека с детства до взрослого состояния сводится к следующим чертам: необыкновенная яркость, сила и совершенство детского творчества первого периода, явное творческое потухание, оскудение во втором, короткая, непрочная и далеко не общая вспышка в третьем. А дальше – обычно серый нейтральный тон, полное 6

творческое обнищанье у взрослых. Постепенное иссякание художественной талантливости по возрастам происходит и качественно и количественно» [2, 156]. Возраст старшего школьника приходится на третий период, когда, согласно мнению ученого, можно наблюдать «творческую вспышку», поэтому так важно максимальное использование в учебном процессе всех аспектов педагогической деятельности, в том числе игровой формы занятий, которая создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих средством побуждения и стимулирования учащихся к деятельности [5].

Для развития эстетической культуры личности старшего школьника наиболее органичны игры, связанные с ценностно-ориентационной деятельностью сознания, с поиском смысла жизни, с самостоятельным определением нравственных, политических и эстетических идеалов. Большое значение приобретают так же игры, направленные на развитие эмпатии, коммуникации, общительности, стимулирование воображения, пробуждение фантазии и раскрытие творческих способностей учащихся.

Особое место среди них занимают игровые технологии, связанные с художественной коммуникацией, включающие создание телепередач «Канала Культура» под рубриками «У нас в гостях», «На сцене школьного театра», «Репортаж из лучших музеев мира» и соответствующее оформление мультимедийного продукта, где старшие школьники на практике могут управлять вниманием зрителя, знакомиться с законами восприятия, работать с композицией кинокадра, продумывать освещение и цвет на экране, учиться правилам монтажной съемки, осваивать средства содержательного диалога и выразительного движения. Умение «видеть» и воспроизводить увиденное индивидуальным образом определяет специфику операторского искусства [19]. И эта способность предполагает преодоление стереотипов, проникновение за поверхность предметов и явлений в самую суть вещей, обобщение качеств явлений и событий, нахождение глубоких связей между ними, что позволяет говорить об особом мышлении художественными образами и, соответственно, развитии эстетической культуры личности старшего школьника [там же].

Акцент на аудиовосприятии позволяет успешно создавать передачи на радио под рубриками: «Сегодня в нашем эфире...», «Знаете ли вы?», и др., где возможны такие формы, как «пресс-конференция», «литературно-музыкальная гостиная», «радиоспектакль».

В процессе использования игровых художественно-коммуникационных технологий мы наблюдаем не только межличностное общение, но и общение с произведениями 7 искусства, которое является важнейшим фактором развития эстетической культуры личности старшего школьника.

Опыт показывает, что применение технологии на основе игровой художественной коммуникации в развитии эстетической культуры старших школьников (в условиях принятия новых стандартов образования старшей школы), является наиболее эффективной, позволяет достичь общей гармонизации и универсального развития личности.

 

Подводя итоги, еще раз отметим, что художественное воспитание обеспечивает приобретение подростками знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно-творческих способностей.

 

Умело организованное художественное воспитание помогает глубже познать окружающий мир. Лучшие произведения литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяют кругозор, помогают ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и осуществлять воспитательный процесс. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков. А именно, такими возможностями обладает деятельность, осуществляемая средствами культурного досуга.

Выводы

 

Обучение школьников должно быть направлено на выявление специфического эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения дисциплин. В такой образовательной модели формирование эстетической культуры личности осуществляется более широко и целостно - в единстве целостного образовательного процесса, а именно воспитании и обучении.

 

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

 

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

 

Исходя из всего сказанного следует, что эстетическое воспитание, являясь в образовательном пространстве учебных заведений, путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной Гармонии.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Баженова Л.М. Московская школа медиаобразования.//Научные школы в педагогике искусства. Ч I /Под ред Л.Г.Савенковой М.:ИХО РАО, 2008 г.

2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. 240 с.

3. Букатов В.М..,Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2001. 224 с.

4. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. Научн. Ред. И сост.А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1313 с.

5. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.

6. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. С. 334.

7. Каган М.С. Эстетическая культура советского человека. Издательство Ленинградского университета. 1976. 167 с.

8. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь, М.: Академия, 2000 176 с.

10. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.:ООО Издательство «Вече 2000», 2003. 512 с.

11. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник М.,:Аспект-Пресс, 1998. 430 с.

12. Крутоус В. П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале). М.: Просвещение, 1989.192 с.

13. Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2. Спб.:Университетская книга, 1998. 447 с.

14. Культурология: под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2008. 566 с.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

16. Мелик-Пашаев А.А Из опыта изучения эстетического отношения к действительности.// Вопросы психологии №5, Педагогика, 1990.192 с.

17. Перов Ю.В.Эстетическое воспитание в сфере непосредственного общения. «Проблемы этики и эстетики» вып.1. Л., 1973 г.

18. Печко Л.П. Теоретические представления о педагогической эстетической среде школы и урока. // Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб.науч.тр./Под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. Мн.: НИО, 2002 г.

19. Симаков В.Д. Педагогические основания развития художественного восприятия в условиях обучения мастерству кинооператора. //Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп. Сб.науч.статей /Под ред Е.М.Торшиловой. М.:ИХО РАО, 2007 г.

20. Столяренко Л.Д. Основы психология Ростов н/Д: Феникс, 2004. 672 с.

21. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Ч.1. М.: ВиКинГ, 1994.

22. Усов Ю.Н.В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников.М.:SvR-Аргус, 1995.

23. Усов Ю.Н.Экранные искусства – новый вид мышления //Искусство и образование. 2000, № 3

24. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., «Советская Энциклопедия», 1970. с. 570.

25.Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред.Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977.

26.Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2004.

27. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2ОО4.-144а

28. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика.-1946.-№6.-С.96-112.

29. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.

30. Фохт-Бабушкин Ю.У./Человек в мире художественной культуры/.- М., Наука, 1982.- 336 с.

31. Коган Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования/Под ред. Л.Н.Когана./- М.: Наука, 1981.- 238 с.

32. Борев Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. –М:МГУ, 1978.-с.165.


[1] Субъективный идеализм – это группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.

[2] Неутилитарный – противоположный утилитарному. Утилитарный – имеющий практическое назначение или направленный на достижение практических целей, извлечение материальной пользы

[3] Экспрессия - яркое проявление чувств, настроений, мыслей

[4] Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж -возникает эмоциональный отклик). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального оклика является синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей - важнейшее социальное качество человека.

[5] Интегрировать - объединить (-нять) в одно целое (спец.

[6] Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро, гибко и в широком диапазоне эмоционально реагирует на весьма различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров, идеи, эмоциональные проявления окружающих и т. д.

Вы эмоционально отзывчивая личность, если: Ваши эмоции активны.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)