|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. Травматическое переживание и пост-травма
ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ И ПОСТТРАВМА © О.В. Бермант-Полякова, 2006 Глава 2. Травматическое переживание и пост-травма. Всякий раз, когда психолог испытывает искушение назвать событие в жизни его подопечного «травматическим», он должен спросить себя, было ли оно поистине травматическим, то есть сокрушительным для Эго переживанием. Большинство людей имеет достаточно сильное Эго, чтобы интергрировать болезненный опыт самостоятельно. Меньшинству необходима профессиональная помощь, чтобы научиться жить заново после события, травмировавшего душу. Таким пациентам показана поддерживающая психотерапия и социальная реабилитация. Субъективное переживание смертельной опасности необратимо влияет на всю аффективную сферу человека. В непереносимой ситуации угрозы жизни человек впадает в пассивное, трансоподобное состояние, капитулируя перед неотвратимой опасностью. В таком состоянии осуждённый человек сотрудничает со своим палачом. В таком состоянии евреи снимали одежды, спускались вместе с детьми в ров и ложились сверху последнего слоя трупов, ожидая своего расстрела. В таком состоянии Я человека отказывается продолжать жить и ждёт физической смерти как долгожданного избавления от душевной муки. Смерть души может приводить и приводит к летальному исходу, который врачи называют психогенным. Но гораздо чаще люди, которые капитулировали перед тем, что было воспринято ими как тупик, из которого нет выхода, не умирают физически. Они остаются в живых. Как показали исследования уцелевших жертв нацистского преследования, такие люди до конца своих дней живут мёртвыми. Они механически выполняют всё, что делает обычный человек, но способность эмоционально откликаться на происходящее глубоко нарушается. Пережив свою собственную смертность и беспомощность, ни одно живое существо не остается тем же самым. Литературная иллюстрация 3. В автобиографической повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» описана встреча душевно травмированного ребёнка с его любимой воспитательницей. «Однажды в распределитель пришла женщина и вызвали к заведующей Кольку. Никто не сомневался, что Кольку хотят усыновить. Заведующая детприёмником была толстая пожилая женщина Ольга Христофоровна. Фамилия у неё была Мюллер. Рядом в ней, Колька ещё в дверях увидел, сидела Регина Петровна, похудевшая, но красивая. На волосы был накинут платок, в руке – папироса. Ольга Христофоровна сказала: - Кузьмин? Вот тобой...интересуются! Колька стоял посреди комнаты с письменным обляпанным чернилами столом, таким же шкафчиком и тремя одинаковыми стульями, глазами он упёрся в пол. - Я так понимаю, вы знакомы? – спросила заведующая. Колька молчал. Ольга Христофоровна бросила взгляд на Регину Петровну и добавила: - Можете поговорить тут... Она тяжело поднялась и вышла. - Ну, здравствуй, - произнесла Регина Петровна и улыбнулась. Папироску она погасила и поднялась навстречу Кольке. Но Колька стоял, не двигаясь и никак не проявляя себя. На лице его было тупое безразличие. Регина Петровна остановилась на полпути, но, помедлив, всё-таки подошла к Кольке и тронула его за плечо. Он поёжился и отступил на один шаг. Чужая рука ему мешала. - Ты что? Коля? Ты меня не узнаёшь? - Не валяй дурака... Кстати... Ты и правда Колька? Колька посмотрел на ноги Регины Петровны и вздохнул. -Ну, садись! Садись! – сказала Регина Петровна и сама села. Колька присел на кончик стула. Но присел так, чтобы можно было в случае чего вскочить и убежать. - Я ведь вас искала! – Регина Петровна достала папироску и стала её закуривать. Руки её дрожали. Колька посмотрел на её руки и отвёл глаза. - Меня тогда увёз Демьян... Иваныч, - продолжала Регина Петровна и глубоко затянулась. Он приехал на телеге, говорит, ребята пропали. А нам, говорит, надо бежать, чечены в долину прорвались. Мы на телегу и скорей на станцию... На поезд... А потом я пришла в себя, хотела вернуться, но Демьян Иваныч меня не пустил. Там бои, сказал. Там давно никого нет... И вдруг тебя нашли... Регина Петровна нахмурилась. Лицо у неё потемнело. - Так и будешь со мной разговаривать? Да? В это время вернулась Ольга Христофоровна. (...) - Ладно, - сказала Регина Петровна. – Я на днях приеду... Ну, до свидания, Коля? Колька поднял голову. Впервые посмотрел ей в глаза. Так посмотрел, что она не выдержала, отшатнулась. А он не спеша повернулся и пошёл к двери. Уже за своей спиной услышал, заведующая произнесла: - Это ещё цветочки... Вы бы других видели!» Травматическое переживание - это опыт, обладающий невыразимо тяжёлой массой аффективных переживаний. Опыт бытия неживым непредставляем, он отрицается. Пострадавшие часто называют его «то, чего не было». Уплотнённый и сжатый до невозможно малых размеров, этот опыт конденсирует в себе неупорядоченную взвесь шока, страха, ярости, стыда и вины. Однако основное эмоциональное состояния человека, испытывающего угрозу жизни или целостности тела, - это отчуждение. Он переживает крайнюю степень отчуждения от происходящего. По его ощущению, все действия, поступки, речь, движения происходят как бы автоматически, вне его воли. Появляется ощущение раздвоенности. Пострадавшие отмечают, что в них как бы параллельно сосуществуют две личности, наблюдающая и переживающая, и одновременно протекают два ряда психических процессов. В травматическом переживании у взрослого человека, как правило, сохраняется «наблюдающее Эго». Записи выживших обнаруживают удивительное сходство: на пике дистресса описания смещаются с чувств и переживаний субъекта на описание событий, как если бы они описывались третьим лицом. Когда «наблюдающее Эго» остаётся свидетелем травмы, пусть бесчувственным, но хранителем неразрывности Я, в воспоминаниях о событии звучат краткие упоминания о болезненном недоумении или испуге. В рассказанных историях может упоминаться некоторое оцепенение. Исчезновение «наблюдающего Эго» является необратимым. Это чёрный провал в памяти, который никогда не может быть восстановлен. Когда смертельная угроза жизни или целостности тела переживается как чувство, что «Я» пропадает, превращается в «ничто», в «пустоту», обращается в пепел и разносится ветром, исчезает. Переживание Я разрывается, уступая место переживанию всепроникающего чувства беспомощности и безнадёжности перед лицом творящегося зла. Переживания испытываемого при этом ужаса недоступны осознанию. Оно и создаёт патологию, называемую пост-травма, травмированную душу. Опыт такого разрыва, Ференци называл его ощущением «взорванности», преображает переживание Я. Когда масшаб травмы превышает человеческие возможности, его охватывает состояние безвременности. Ход времени заканчивается, оно останавливается. Истязание, изнасилование длится бесконечно и будет вечным. Человек констатирует: «Я умираю». И потом уже не помнит ничего. Особенно трагичным является переживание психологического умирания в течение длительного времени. Лидия Гинзбург раскрыла его в книге «Четыре переживания», описывающей жизни человеческого духа в условиях блокады Ленинграда. Психология переживающих своё умирание людей реконструирована ею в эссе «Оцепенение» с подзаголовком «Признания уцелевшего дистрофика». Тем, кто сталкивается с перенесшими травму людьми по роду своей работы, имеет смысл однажды прочитать эту книгу. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |