|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Координация. Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинацииКоординация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации. Первый этап обучения - координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап - координация нескольких центров во время передвижения. Несколько примеров: 1. Свинговое раскачивание головой и пелвисом вперед-назад. 2. То же оппозиционно: голова начинает движение назад, пелвис вперед. 3. Параллельное движение головы и пелвиса из стороны в сторону. 4. То же оппозиционно. 5. Полукруги пелвисом и головой справа налево и слева направо. 6. То же оппозиционно. 7. Голова двигается вперед-назад, плечи исполняют полукруг спереди назад и сзади вперед. 8. То же оппозиционно. 9. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъем вверх левого плеча, то же в другую сторону. 10. Голова исполняет sundari вперед-назад, плечи двигаются вверх-вниз. 11. Голова исполняет крест, в параллель движение пелвиса. 12. Аналогично исполнить квадрат. 13. Аналогично - круг. 14. Оппозиционный крест: голова - вперед, пелвис - назад, оба центра - в нейтральное положение, голова - вправо, пелвис - влево, нейтральное положение, голова - назад, пелвис - вперед, нейтральное положение, голова - влево, пел-вис - вправо, нейтральное положение. 16, Аналогично - оппозиционный квадрат. 16. Голова исполняет повороты вправо, влево, одновременно движение грудной клетки вперед-назад. 17. Голова исполняет круг, одновременно круг кистями, руки во второй позиции. 18. Круг головой и круг предплечьями. 19. Наклоны головы вперед-назад, одновременно battement tendu правой ногой. 20. Крест головой с одновременным трамплинным сгибанием и выпрямлением коленей. Это примеры координации двух центров. Умышленно взяты движения головой в сочетании с другими центрами. И это далеко не полный перечень возможных движений. Если взять сочетания других центров и добавить разнообразные ритмические рисунки, то арсенал движений окажется воистину безграничным, Второй этап обучения - координация трех центров. Например: 1. Голова исполняет наклоны вперед-назад, одновременно плечи двигаются вверх-вниз, а пелвис - вправо-влево. 2- Грудная клетка двигается вперед-назад, руки в jerk-position в оппозицию назад-вперед и одновременно battement tendu правой ногой в сторону. 3. Руки во второй позиции, кисти двигаются вверх-вниз, пелвис - вперед-назад, голова - наклоны вправо-влево. 4. Приставные шаги - по четыре вправо и влево, руки двигаются по схеме: А-Б-В-II позиция одновременно, на каждый счет наклоны головы вперед и назад. 5. Thrust пелвиса вправо-влево, руки во второй позиции и правым предплечьем на каждый счет круг к себе, одновременно левая рука движется по схеме А-Б-В-II позиция. 6. Шаги по схеме: два приставных шага вправо, два влево, два вперед, два назад. Одновременно thrust пелвиса вправо-влево. Одновременно руки исполняют основную схему в обратном порядке: В-Б-А-П позиция. На завершающем этапе обучения возможна координация четырех и более центров, т.е. одновременное движение всех центров тела. Во всех вышеуказанных примерах координация осуществлялась одномоментным импульсом, приводящим в движение несколько центров одновременно. Второй способ координации - управление, когда один центр через импульс приводит в движение другой центр. Пример. 1. Круг головой вправо. 2. Голова активизирует плечи, которые исполняют круг от себя. 3. Плечи активизируют правую руку, которая исполняет круг от себя в вертикальной плоскости. 4. Рука активизирует грудную клетку, которая исполняет круг вправо. 5. Грудная клетка активизирует пелвис, который исполняет круг вправо. 6. Пелвис активизирует правую ногу, которая исполняет мах по дуге справа налево. Процесс изучения координации строится от простого к сложному. Первоначально педагог объясняет учащимся, как распределить внимание между движением двух центров. Возможно, один из центров находится в свинговом качании, тогда он не требует внимания, а все внимание уделяется движению другого центра. На первом этапе желательно использовать в музыкальном сопровождении четные ритмы: 2/4, 4/4, 6/8 и т. д. Затем можно переходить к полиритмии более сложного уровня - нечетные ритмы: 5/4, 7/8, 9/8. Упражнения на полиритмию тесно связаны с координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать не только движения двух и более центров, но и различные ритмические рисунки и размеры. Примеры полиритмического движения. Пример 1. И.П. - 2 парал. поз. ног, руки свободны. 1 -Трамплинное сгибание коленей. 2 - Вытягивание коленей ("пружинка"). Продолжить на каждую четверть. Одновременно на 2/4 П.Р. поднимается вверх и на 2/4 опускается вниз. Одновременно Л.Р, поднимается согнутым локтем в сторону и на каждую 1/8 - потряхивание левой кисти (шейк), Пример 2, И.П. - 1 парал. поз, ног, П.Н. немного согнута в колене и на полупальцах. Руки во II поз. Одновременно: П.бедро на каждую 1/8 hip lift (подъем П. бедра вверх), на 2/4 круг П. предплечьем к себе, на 1/4 Л.Р. двигается по схеме А-Б-В - II позиция. В связи с этим предлагается наиболее функциональный путь изучения координации исходя из опыта практической работы: - объяснить принципы координации и изучить на примерах; - изучить координацию рук при переводе из позиции в позицию, использовать схему А - Б - В - II позиция в прямом и обратном направлениях, исполняя движения вместе и поочередно каждой рукой (см. раздел "Руки"). Одновременно с движением рук возможно свинговое качание пелвиса вперед-назад или из стороны в сторону или движение приставными шагами; - изучить координацию двух центров; - изучить сочетание шагов с координацией одного центра, начав с рук; - изучить оппозиционные движения двух центров; - изучить разноритмическую координацию двух центров; - изучить координацию трех и более центров; - координация трех и более центров во время передвижения; - полицентрия и полиритмия во время передвижения. Возможно, предложенный путь изучения координации поможет в короткое время обучить необходимым навыкам. III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то движение тела целиком, без изоляции отдельных центров - своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит прежде всего позвоночник, поэтому главная задача педагога - развить у учащихся подвижность во всех его отделах. Виды движений: наклоны торса; изгибы торса; спирали; body roll ("волна"); contraction, release, high release; tilt, lay out, Наклоны торса Техника исполнения: 1. Flat back (плоская спина), или table top (поверхность стола). Речь идет о наклонах, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию. При наклонах в сторону очень важно наклонять торс без изгиба в грудной клетке. При наклоне назад невозможно достичь угла наклона 90° (как это происходит при наклоне вперед и в сторону), но необходимо стремиться наклониться как можно ниже, сохраняя прямое положение спины. При сгибании коленей и максимальном наклоне торса назад возможно, что плечи исполнителя практически касаются пола. Но даже при этом наклоне нельзя прогибаться. Основная ошибка при исполнении - это запрокидывание головы, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы голова находилась на одной линии с позвоночником. Другая распространенная ошибка - непроизвольное округление спины, что особенно заметно у начинающих исполнителей. Поэтому при наклоне вперед необходимо сначала немного выдвинуть грудь вперед и лишь затем наклониться вниз. При наклоне в сторону не должно быть изгиба в грудной клетке, линия наклона на уровне талии. Наиболее рационально изучать flat back в сторону по 2 аут-позиции ног, при этом перед началом наклона нужно вывести противоположное бедро в сторону. При всех наклонах ноги являются опорой, а угол между торсом и ногами составляет 90°. Наиболее распространенной ошибкой является отведение бедер в противоположную от наклона сторону. Бедра должны быть расположены точно над стопами. 2. Deep body bend - глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90°. При этом наклоне спина, голова и руки находятся также на одной прямой линии, но торс наклоняется как можно ниже, и если исполнять этот наклон по второй параллельной позиции ног, то голова и плечи исполнителя должны находиться практически между коленей. Основными ошибками считаются расслабление или округление позвоночника. 3. Side stretch. Наклон в сторону, при котором грудная клетка изгибается. Руки могут находиться в третьей позиции или же при наклоне вправо правая рука - в подготовительном положении, левая рука - в третьей позиции. Наиболее целесообразно изучать эти наклоны, держась за станок одной или двумя руками, в положении "лицом к станку" или "боком к станку". Эта группа наклонов может усложняться demi- и grandplie, подъемом на полупальцы, одновременным подъемом ноги на 45° или 90°. Однако в любой комбинации основные правила остаются неизменными. Комбинации, Flat back может исполняться крестом, квадратом, flat back в сторону может быть переведен без изменения высоты во flat back по диагонали. В сочетании с demi-plie, relev4 и другими движениями ног можно составить большое количество комбинаций, которые могут быть использованы и в разделе " Разогрев ", и в разделе "Упражнения для позвоночника". Пример комбинации. И.П. - 2 парад, поз. ног, руки в III поз. 1-4 - Flat back вперед. 5-8 - Demi-рЫ, торс сохраняет положение. 1-4 - Вытянуть колени, 5-8 -И.П. 1-4 - Flat bach вправо, руки в III поз. 5-6 - Перевести в положение flat back диагонально вправо. 7-8 - Перевести в положение flat bach вперед. 1-4 - Deep body bend, руки касаются пола. 5-6 - Расслабить позвоночник. 7-8 - КоНириИ.П, Изгибы торса Twist или изгиб позвоночника. К этой группе движений относятся наклоны с изменением направления движения. Твист - это движение, т.е. изгиб или загиб, который начинается от головы, Техника исполнения: 1. Curve (керф). Загиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Начинается от головы и исполняется до точки, расположенной в "солнечном сплетении". Поясница в этом движении участия не принимает. Основное требование - исполнение "через верх", т.е. первоначально вытянуть позвоночник вверх, а затем исполнить изгиб вперед или в сторону. 2. Arch - арка. Во время этого движения происходит прогиб позвоночника в пояснице, при этом голова запрокидывается назад. Примером арки может служить "мост", исполненный на полу. 3. Twist торса. Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения. 4. Roll down и roll up. Roll down представляет собой постепенное, начиная от головы, закручивание торса вниз, причем все позвонки, один за другим, должны быть включены в это движение. Roll up - обратное движение, подъем и раскручивание позвоночника в исходное положение. Основное внимание при исполнении этих движений обратить на последовательное распространение напряжения от головы вниз по всем позвонкам, одновременно наклоняя торс вниз. При изучении этих движений рекомендуется следующее подготовительное упражнение. И.П. - 2 парал. поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса. 1-4 - Загиб головы и плеч вперед-вниз до уровня 7-8 позвонка. 5-8 - Несколько пульсирующих покачиваний на этой точке (bounce). 1-4 - Продолжить наклон вниз до уровня 15-16 позвонка, т.е. включить в движение грудные позвонки. 5-8 - Повторить bounce, 1-4 - Продолжить наклон, включив в движение поясницу, 5-8 - Повторить bounce. 1~16 - Медленное, начиная от пояснично-крестцового отдела, раскручивание позвоночника в И.П., последней выпрямляется голова. При всех тнистовых изгибах педагогу следует внимательно следить за положением головы, поскольку голова никогда не должна двигаться изолированно и выходить из плоскости позвоночника, голова - последний позвонок, начинающий или завершающий движение. Комбинации. Твиетовые изгибы могут комбинироваться с движениями ног: demi- и grand pile, releue, battemente tendu, rond de jambe par terre. Особенно сложными для исполнения являются твистовые изгибы с подъемом ноги на 90°. Положение ноги (прямая, согнутая), а также прием, которым она поднимается (developpe, releve lent, grand battement), могут быть различными (вперед, назад, в сторону), направление изгиба также зависит от комбинации, но основная сложность заключается в сохранении устойчивости, поэтому особое внимание необходимо уделить точному расположению центра тяжести над опорной ногой. Спирали К этой группе относятся движения, развивающие подвижность позвоночника в тазобедренном суставе. Спирали - это внутреннее движение, оно начинается в тазобедренном суставе, и косточки бедер поворачиваются, приводя в движение позвоночник. Чаще эти движения исполняются в положении "сидя". Положение ног при этом может быть различным. (Подробнее в разделе "Уровни"). Основное внимание педагогу необходимо уделить тому, чтобы движение начиналось именно со смещения тазобедренного сустава и постепенно захватывало весь позвоночник; последним в движение приходит плечевой пояс. Body ro//("вол на") Если несколько центров последовательно включить в движение по принципу управления, один за другим, то получается как бы волна всего тела. Например: надо представить, что перед исполнителем на расстоянии 10-15 см находится стена, которой он касается поочередно коленями, пелвисом, грудью, плечами и в заключение - головой. Движение начинается из положения grandplie по второй параллельной позиции ног. Это фронтальная волна. Аналогично можно исполнить волну назад и в боковой плоскости. Возможно исполнить волну, перенося вес тела с одной ноги на другую по второй параллельной позиции. При такой волне через воображаемую вертикальную ось перемещается сначала колено, затем пелвис, грудная клетка, плечи, голова. Contraction, release, high release Эти основные положения используются во многих техниках современного танца. Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что это не динамические движения. Contraction - это сжатие всех мышц и относительное уменьшение объема тела, которое как бы аккумулирует энергию для дальнейшего движения, которое выполняется одновременно с release. 1. Первоначальное упражнение: И, П, - Лежать на спиле, колени согнуты, стопы на полу, руки вдоль корпуса. 1-4 - Поднять вверх пелвис, не поднимая поясницу. 6-8 - Поднять вверх плеча и голову как можно выше. Точкой опоры служит только поясничный позвонок. Исполнить движения на выдохе, Аналогично повторить упражнение, поднимая пелвис и торс одновременно. 2. Следующий этап изучения - в положении "сидя". Наиболее часто для этого используется frog-position. Сначала в этом положении исполнить упражнение на дыхание. Во время вдоха спина вытягивается и напрягается, во время выдоха - округляется и расслабляется. Учащиеся должны запомнить это естественное округление спины и затем повторить его, только с помощью мышечного усилия. Contraction, как уже указывалось, начинается в середине таза и постепенно, позвонок за позвонком, распространяется вверх. Последней в движение приходит голова. Положение головы зависит от типа contraction. При deep contraction голова запрокидывается назад, но без напряжения в мышцах. Возможен следующий прием для изучения: исполняя deep contraction, ученики делают выдох через рот, направляя струю воздуха в потолок и произнося гласную "а". При излишнем напряжении шеи звук невозможен. При исполнении deep contraction в движение приходят ноги и руки. Сокращение ноги приводит стопу в положение flex, колено также сокращается, немного отрываясь от пола, пятка при этом движении с места не сдвигается. При исполнении contraction в центр тела голова может продолжить округление позвоночника и последней наклонится вперед, завершая дугу. Тестом проверки правильности исполнения deep contraction служит следующий прием: учащиеся работают в парах. Один исполняет deep contraction, сидя по второй позиции (ноги разведены в стороны как можно шире), руки во второй позиции. Во время упражнения стопы приходят в положение flex, спина округляется, голова запрокидывается назад. В это время второй партнер подходит сзади и, взяв исполнителя под мышки, немного приподнимает от пола вверх. Бели deep contraction исполнено правильно, ноги отрываются от пола вместе с торсом. В случае неправильного исполнения ноги остаются на полу. Contraction - это силовое движение, напоминающее усилие, которое мы затрачиваем при подъеме тяжестей. Особое внимание необходимо уделить положению бедер во время исполнения contraction. Сидеть необходимо точно на косточках бедер, недопустим откат на копчик. Спина должна первоначально округляться именно в пояснично-крестцовом, а не в грудном отделе. Возможна такая аналогия: позвоночник - это гибкая металлическая линейка, концы которой, голова и таз, остаются неподвижными, а середина оттягивается назад. 3. Затем contraction изучается в положении "стоя на коленях". Первоначальное упражнение: стоя на коленях, опустить пелвис на пятки. Во время выдоха исполнить contraction пелвиса и поднять его немного вверх, не меняя уровень расположения тела, то есть не поднимаясь вверх. Двигается только пелвис. Затем поднять торс вверх, принять вертикальное положение и исполнить contraction, начиная движение именно с пелвиса. От пелвиса сжатие и округление распространяется на весь позвоночник, и завершает его голова. Так же снизу вверх распространяется и release, то есть расширение тела. Это движение может усложняться движениями других центров, движениями рук и ног. 4. Наконец, последний этап - изучение contraction в положении "стоя". Сначала упражнения на дыхание, чтобы почувствовать естественное округление позвоночника во время выдоха. Приняв положение demi-plie, начать исполнение contraction опять-таки от движения пелвиса вперед, затем распространить округление и сжатие на весь торс. В положении "стоя" в движение включаются руки, которые начинают двигаться вперед в тот момент, когда contraction доходит до грудной клетки. Это помогает дольше удержать положение contraction: руки служат как бы противовесом к поступательному движению всего тела назад. Упражнение можно выполнять в парах. Один ученик выполняет contraction, а другой в это время, взявшись рукой за пояс партнера, тянет его назад. Release выполняется в тот момент, когда тело исполнителя начинает падать назад. В самый последний момент перед падением назад делается вдох, и тело возвращается в вертикальное положение, немного расширяясь. Руки в этот момент обычно поднимаются в третью позицию. Положение головы. При исполнении contraction в положении "стоя" голова может повторять движение, аналогичное движению в положении "сидя", запрокидываться назад. А может и продолжать линию округления спины и опускаться на грудь. Но в том и другом случае это движение должно быть завершающим. Contraction не нужно путать с положением low back, когда спина также округляется, но без напряжения на выдохе. Положение low back - разновидность арки позвоночного столба, который может прогибаться назад и вперед. В отличие от curve округление происходит в пояснице. Release - понятие, противоположное положению contraction. Тело освобождается и немного расширяется в пространстве. Release выполняется на вдохе. Положение high release - высокое расширение, т.е. положение вдоха гиперболизируется, торс приподнимается и немного прогибается назад, но голова не запрокидывается и перегиб проходит через 7-й позвонок, грудная клетка приподнимается, руки в V-положении вверху. Описание движений, подобных contraction и release, достаточно сложно, поэтому в практической работе лучше исходить из естественности, непринужде-ности движения. Техника Грэхем, из которой пришли эти понятия, опирается прежде всего на это. Если ученики чувствуют себя комфортно, не испытывают неудобств в этих положениях, значит, они исполнены правильно, А эта правильность в результате приводит к естественности исполнителя в танце. Tilt Во всех вышеописанных движениях позвоночник изгибался в различных направлениях и в различной динамике. Во время исполнения tilt (угол) позвоночник является центральной осью тела, но эта ось несколько смещается от строго вертикального положения. То есть корпус, сохраняя прямую линию, отклоняется вправо, влево или вперед. Обычно tilt исполняется следующим образом: И, П. - 1 аут-позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса. 1-2 - Корпус, без изгиба, отклоняется вправо. 3-4 - Послать бедро еще дальше вправо, не изменяя положения ног, торс наклоняется влево. В левом боку сжатие удерживает тело в стабильном положении. Руки поднимаются в III позицию и вместе с торсом наклоняются влево. Tilt может исполняться и на одной ноге. Другая нога в этот момент может быть в положении "у колена" или быть открытой в любом из направлений. При открытии ноги в сторону между торсом и ногой образуется тупой угол. При открытии ноги назад торс наклоняется вперед насколько возможно, сохраняя связь с ногой, т.е. чем выше поднимается нога, тем ниже опускается торс. В законченной форме возможно повышение ноги на 180°, торс опускается вниз до предела, спина сохраняет прямое положение. В технике Л. Хортона очень часто употребляется термин "Т-позиция". В других техниках это движение иногда называют "lay out". Суть его состоит в одновременном подъеме ноги приемом developpe или releve lent на 90° и одновременном наклоне торса в противоположном направлении. При этом торс, голова и "рабочая" нога составляют одну прямую линию. Первоначально "Т-позиция" изучается с отведением ноги назад как самый простой вариант. Затем - с открытием ноги в сторону. Последней изучается форма с открытием ноги вперед и отклонением торса назад. Положения tilt и lay out могут соответствовать позам классического балета. Они используются в основном в adagio, исполняются в медленном темпе и позволяют воспитать такие качества? как выворотность и шаг, устойчивость и точность позировки. Пример. Adagio с использованием tilt и lay out. И.П. - I аут-поз, ног, руки свободны. 1 - Battement tendu П.Н. вперед. 2 - Ddgage1и переход в 4 аут-поз, на demi-plie. 3-4 - Passe1parter Л.Н. вперед, Л.Н. поднимается в положение attitude на 45°, одновременно contraction, руки в I пониженной поз. 5 - Relis, вытянуть колено П.Н., одновременно demi rond. Л.Н, в сторону, положение attitude сохраняется, руки раскрываются во II поз. 6-7- Вытянуть Л.Н., одновременно отклонить торс вправо, руки диагонально, Л.Р. V-пол. вверху, П.Р. V-пол. внизу, голова на П.P. (tilt). 8 - Поворот в т. 3, торс продолжает наклон на 90°, Л.Н. приемом fouette поворачивается в параллельное положение, руки в III поз. (lay out назад). 1-2 - Demi-plie па П.Н,, сохраняя положение 8. 3-4 - Вытянуть колено П.Н., одновременно (параллельно) passe Л.Н. и deueloppe вперед на 90°, руки опускаются через II поз. вниз. 5-6 - Passe parter Л.Н, назад с одновременным падением торса вперед, руки делают мах назад по кругу и приходят в опору на пол, нога поднимается выше 90°, спина прямая (tilt назад) (рис. I). 7-8 - Flex ч point стопы Л.Н. 1-2 - Перейтив "Т-позицию" en face, Л.Н. на 90° в сторону, торс на одной линии с ногой, руки в III поз. (торс и голова повернуты в т. 1). 3 - Поднять торс в нейтральное положение, Л.Н. passe (выворотно), руки во II поз, 4 - Developpe вперед Л.Н., одновременно demi-plie на П.Н., руки во II поз. 5-6-7- Grand rond en I'air an dehors на 90° 8 - И.П. закрыть Л.Н. через battement tendu в 1 поз. Комбинацию повторить с Л.Н. IV. УРОВНИ Модерн-джаз танец достаточно широко использует движения исполнителя на полу (в партере). Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи уровней во время урока многообразны. Во-первых, в различных уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно это эффективно в нижних уровнях, так как нет необходимости держать вес тела, и все центры двигаются более свободно). Во-вторых, в партере очень полезно выполнять упражнения стрэтч-характера, т. е. растяжки. В уровнях "сидя" и "лежа" достаточно много упражнений на contraction и release, спирали и твисты торса. И, наконец, сама смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой - дополнительный тренаж на координацию. Наиболее распространенные варианты уровней. Стоя: а) верхний уровень (на полупальцах); б) средний уровень (на всей стопе); в) нижний уровень (колени согнуты). "На четвереньках": в.) опора на руках и коленях; б) одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки; в) одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене. На коленях: а) стоя на двух коленях; 6) стоя на одном колене, другая нога открыта в любом из направлений. Сидя: а) frog-position (колени согнуты, стопы вместе); б) первая позиция (ноги вместе, вытянуты вперед); в) вторая позиция (ноги разведены в стороны); г) четвертая позиция или "swastic"; д) пятая позиция (ноги согнуты в коленях, одна стопа перед другой). Пятая позиция ног в положении "сидя" имеет два варианта. Первый, когда колени согнуты, раскрыты в сторону и одна стопа стоит перед другой стопой в положении point (то есть с вытянутыми пальцами). Другой вариант, т.н. pinch - позиция, когда одна нога находится перед другой, но голень, т.е. пальцы правой ноги около колена левой ноги, бедра плотно примыкают к полу; е) колени согнуты и соединены (стопы стоят на полу параллельно); ж) джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута); з) сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, тяжесть корпуса переносится с ягодиц на бедро, свободная нога открыта назад или в сторону и оторвана от пола). Лежа: а) на спине; б) на животе; в) на боку. Рассмотрим виды упражнений, которые могут исполняться в различных уровнях. Изоляция. 1. Изоляция головы может исполняться во всех уровнях, в том числе лежа на спине и на животе. Упражнения аналогичны упражнениям в положении "стоя". 2. Изоляция плеч исполняется во всех позициях "сидя". Не может исполняться в нижних уровнях и в положении "стоя на четвереньках". Изоляция грудной клетки может исполняться в положении "стоя на четвереньках" (движение вверх и вниз). Небольшое смещение из стороны в сторону исполняется во второй позиции. Движение грудной клетки вперед-назад может быть во всех позициях "сидя". Подъем грудной клетки может исполняться в положении "лежа на спине". 4. Изоляция пелвиса может исполняться только в положении "стоя на четвереньках" и в положении "стоя на коленях". 5. Изоляция рук может исполняться во всех уровнях, за исключением положения " стоя на четвереньках ". 6. Изоляция ареалов ног исполняется в первой и второй позициях, а также в положении "лежа". Эти упражнения заключаются в сокращении и натяжении стопы (положения flex к point), круговых движениях стоп и голеностопа, а также подъемах ног типа grand battement. Упражнения стрэтч-характера ("растяжки"). Эти упражнения позволяют выработать выворотность, шаг и силу мышц. Исполняются они несколькими способами: 1. Фиксированные наклоны торса к ногам в течение некоторого времени. 2. Пульсирующие наклоны торса (bounce). 3. Открытие ноги с помощью руки или обеих рук. Эти упражнения могут исполняться во всех позициях "сидя" и в положении "лежа на спине", когда с помощью руки "рабочую" ногу можно открыть вперед или в сторону. Эти же "растяжки" можно выполнять в положении "лежа на боку". В большинстве случаев рука держит "рабочую" ногу за пятку или за щиколотку. Пример, Комбинации "растяжек" с помощью руки. И.П, - Frog-position: П.Р. взять пятку П.Н. с внутренней стороны и открыть П.Н. в сторону (рис. II). Стопа flex. 1-4 - Twist торса, перевести П.Н. диагонально вперед (в направлении т. 8). 5-8 - Вернуть в И.П. 1-2 - Перехватить П.Н. Л. рукой сверху за пальцы и раскрыть в направлении т. 8. 3-6 - Пульсирующие подъемы П.Н. вверх. 7 - Вернуть П.Н. в И.П. 8 - Перенести тяжесть корпуса на колено Л.Н., оторвать П. ~" бедро от пола. П.Н., плечи и Л.Р. на одной линии. 1-2 - Сохраняя flat back, наклон вперед. 3-4 - Подъем в положение 8. 5-8 - Повторить. 1-2 - Вытянуть Л.Р., скользнув ей по полу, и перейти в положение "лежа" на Л. боку, голова лежит на П.Р., держать П.Н. за пятку. 3-8 - Bounce П.Н. 1-2 - Перекатиться на спину, руками взять пальцы П.Н. 3-8 - Bounce, притягивая ногу к голове, 1-2 - Согнуть колено П.Н. и взять руки в "замок" под коленом ("замок" - держась за локти), колено касается груди. 3-4 - Вытянуть П.Н., удерживая колено около груди. 5 - Flex стопы П.Н. 6 - Point. 7 - Согнуть колено, 8 - пауза. 1-8 - Повторить 2 раза вытягивание колена. 1^2 - Взять пятку П.Н. П.Р. с внутренней стороны и открыть П.Н. в сторону, Л.Р. положить на Л. бедро, не давая ему возможности подниматься вверх. 3-8 - Bounce П.Р., толкая П.Н. вниз к полу. 1-2 - Перекат через Л. бок на живот, П.Н, остается открытой, П.Р. держится за пятку с внешней стороны. 6-8 - Bounce П.Р., подтягивая П.Н. к голове. 1-8 - Перейти в полный шпагат на П.Н. Упражнения для позвоночника. В партере позвоночник более подвижен, поскольку нет необходимости держать вес тела. Contraction и release, спирали и твисты торса в основном исполняются именно в партере. Автор предлагает следующую последовательность изучения этих упражнений. Первоначально во frog-position, как самой легкой, затем в первой позиции, в положении "лежа на спине" или "лежа на животе", а затем в порядке возрастания сложности позиции - во второй, четвертой, пятой позиции и, наконец, "стоя на коленях". Сложность каждой позиции зависит от трудности удержания вертикального или нейтрального положения позвоночника, когда спина строго перпендикулярна полу, голова продолжает линию позвоночника, тазобедренный сустав подтянут и от макушки до копчика сохраняется прямая линия без изгибов. Каждая комбинация может состоять из нескольких движений различного характера. Пример, И. П.- Frog-position, локти лежат на коленях, руки вытянуты. 1-2 - Contraction в центр тела. 3-4 - Release, руки в III поз. 5-6 - Положение high release, руки в V-положении вверху, 7-8 - Округлить спину, руками взяться за щиколотки, голова около стоп. 1-2 - Flat bach диагонально вперед. 3-4 - Поднять торс в нейтральное положение (И.П.). 6-6 - Спираль вправо, П.Р. в III поз. (П. плечо вперед и Л. плечо назад). 7-8 - Открыть в сторону П. Н. 1-2 - Наклон торса боком к П.Н, (П.Р. накрест перед торсом, Л.Р. в III поз.). 3-4 - Вернуться в нейтральное положение (И.П.). 5-6 - Developpe вперед П.Н., руки в III поз. 7-8 - И.П. 1-24 - Повторить комбинацию, исполняя спираль влево и открывая Л.Н. Во всех упражнениях для развития подвижности позвоночника основное внимание педагог должен уделить положению спины. Учащиеся должны четко осознавать положение, когда позвоночник вытянут вверх и спина вертикальна, и положение, когда позвоночник округляется или изгибается в каком-либо направлении. Большое значение в этих упражнениях, как и в упражнениях стрэтч-характера, имеет дыхание. Все движения должны исполняться в ритме глубокого и ровного дыхания. Вдох через нос, выдох через рот. Дыхание должно проникать как можно глубже. Короткое грудное дыхание не годится. Упражнения на смену уровней. Эти упражнения состоят из последовательного перемещения исполнителя из уровня в уровень. Подобные "цепочки" могут исполняться с опусканием из положения "стоя" до положения "лежа" или, наоборот, с подъемом вверх. Первоначально каждое положение должно исполняться на 4 счета, затем скорость увеличивается, каждое движение выполняется на 2 счета, затем на один. В этой же "цепочке" могут использоваться резкие смены уровней, т. е. падения. Примеры. 1 - Положение "стоя". 2 - Присесть на корточки. 3 - Опираясь на руки, махом обе ноги назад, опора на руки. 4 - Поднять правую ногу вверх. 5 - Лечь на живот. 6 - Перевернуться на спину. 7 - Сгруппироваться сидя (ноги сгибаются в коленях и поднимаются вверх, торс поднимается вверх). 8 - Опустить колени справа от торса. 1 - Перейти в положение "стоя на коленях". 2 - Поставить П.Н. вперед. 3 - Подняться вверх. 4 - Положение "стоя". Таких "цепочек* можно сочинить очень много, однако необходимо помнить, что подобные упражнения требуют большой затраты сил, и нет необходимости давать более двух, трех упражнений в одном уроке. V. КРОСС. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ Этот раздел урока развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль модерн-джаз танца. Традиционных, зафиксированных шагов, прыжков и вращений немного. Каждый из педагогов волен импровизировать и варьировать, как подсказывает ему педагогическое чутье. Виды движений: шаги; прыжки; вращения. Шаги Шаги разделяются на четыре основные группы: I. Шаги примитива. II. Шаги в модерн-джаз манере. III. Шаги в рок-манере. IV. Шаги в мюзикл-комеди-джаз манере, т.е. раннего джаза. Существуют еще и связующие шаги. I. Шаги примитива были заимствованы из афро-танца, а также популярных бытовых танцев, о которых упоминалось выше. Все шаги этой группы исполняются в позе коллапса, колени согнуты, стопы исключительно в параллельном положении. Обычно шаги исполняются с легким трамплинным покачиванием, однако уровень расположения тела должен оставаться неизменным. Наиболее распространенные виды шагов: Flat step, И.П, - Ноги во 2 парал. поз., колени немного согнуты и направлены вперед. Торс немного наклонен вперед. Вся стопа во время шага полностью плоско касается пола. Camel walk ("верблюжья ходьба"), При этом шаге колено "рабочей" ноги поднимается вверх, одновременно опорная нога сгибается. Акцент направлен вниз. Шаг из танца "Ча-ча-ча", Состоит из четырех движений: И. П.- 1 парал, поз. ног, колени согнуты. 1 - Шаг П.Н. в сторону. И - Приставить Л.Н. 2 - Повторить П.Н. шаг в сторону. 3 - Л.Н. поставить на полупальцы сзади П.Н. И - Перенести тяжесть корпуса на Л.Н. (колено согнуто) и приподнять вверх П.Н. 4 - Шаг на месте П.Н. 5-8 - Аналогично исполнить влево с Л.Н, Latin walk. Шаг, при котором тяжесть корпуса на одной ноге, другая нога свободна. Она подталкивает опорную ногу вперед или в сторону, на короткое время принимая тяжесть корпуса. При этом бедро поднимается вверх. Все шаги примитива исполняются с координацией с изолированными центрами. Первоначально изучается шаг в "чистом" виде, затем добавляется один центр, два центра и так далее. Несколько примеров на основе flat step: шаги исполняются по диагонали класса или по кругу. 1. С движением пелвиса вперед-назад при каждом шаге. 2. То же с движением пелвиса из стороны в сторону. 3. С полукругами пелвисом слева направо при первом шаге и справа налево при вто ром шаге. 4. С "восьмеркой" пелвисом, которая исполняется на два шага. 5. С подъемом бедра вверх на каждый шаг. 6. Координация в различных ритмических рисунках: шаги исполняются на каж дый счет, пелвис двигается вперед-назад в два раза быстрее. 7. С движением грудной клетки вперед-назад, 8. Аналогично движение грудной клетки из стороны в сторону. 9. Координация с движением рук: flex я вытягивание кисти на каждые два шага, круги кистями, круги предплечьем, переводы рук из позиции в позицию. 10. Руки двигаются вдоль тела в положении "locomotor". 11. С поворотами головы вправо-влево. 12. С наклонами головы вперед-назад. 13. С sundari, исполняемым вперед-назад. 14. С полукругами головой свингового характера справа налево и слева направо. 15. С движением плеч вверх-вниз. 16. С твистом плеч. 17. С кругами плечами. 18. С шейком плеч. 19. Исполнение jelly roll во время шага. 20. С кругом пелвисом, исполняемым на два шага. Несколько примеров координации трех центров на основе flat step: 1. Пелвис из стороны в сторону, голова вперед-назад, плечи вверх-вниз. 2. Пелвис из стороны в сторону, руки locomotor, повороты головы вправо-влево. 3. Пелвис из стороны в сторону, плечи - twist, одно - вверх, другое - вниз, повороты головы вправо-влево. 4. Пелвнс вперед-назад, грудная клетка в оппозицию назад-вперед, руки согнуты в локтях, предплечья закрываются и открываются. Кроме того, шаги всех видов могут мультиплицироваться. (Вопрос мультипликации был подробно рассмотрен ранее.) Несколько примеров на основе flat step: 1. Удар подушечкой правой стопы перед Л.Н. и шаг с правой ноги вперед. 2. Аналогично удар пяткой и шаг с этой же ноги. 3. Мазок всей стопой по полу перед шагом и шаг вперед. 4. Два удара: носок, пятка и шаг вперед с этой же ноги. 5. Полукруг сзади вперед и шаг вперед с этой же ноги. При исполнении мультиплицированных движений необходимо помнить, что все дополнительные акценты не должны занимать основные доли такта. Так, во всех вышеприведенных примерах дополнительное движение исполняется на "и", а шаг исполняется на "раз", II. Шаги в модерн-джаз манере. Эти шаги исполняются с акцентом на "раз". При координации с руками используется оппозиция, т. е. в движение приходят правая нога и левая рука. Темп движения этих шагов резко поступательный. Это значит, что ученики должны очень энергично продвигаться вперед, как бы стремясь достичь какой-то цели. Поскольку все эти шаги были заимствованы в основном из танца-модерн, они максимально естественны, не требуют выворотных положений ноги и специального "выстраивания" позы или положения. Первоначально ученики должны освоить простой поступательный шаг с носка. Первоначальное упражнение: И.П. - 1 парал. поз. ног. И - П.Н, вывести вперед на носок. 1 - Как бы проскальзывая вперед П.Н., перенести на нее тяжесть корпуса; Л.Н. остается сзади вытянутой. И - Через параллельное passe par terre вывести Л.Н. вперед на носок. 2 -Все повторить с Л.Н. Затем это движение исполняется с оппозиционным свинговым раскачиванием рук. И вот здесь возникают затруднения: учащиеся пытаются шагнуть и послать вперед одноименную руку и ногу, т.е. нарушается принцип оппозиции. Также оппозиция должна сохраняться при шагах назад, при шаге с правой ноги назад правая рука посылается вперед. Этот момент требует особого внимания педагога и соответствующей корректировки. Дальше возможно изучение различных видов простых шагов: на полупальцах, в deml-pll4, со сменой направления движения, с поворотами, но при исполнении всех шагов педагогу необходимо строго контролировать энергичный, поступательный характер движения. Для того чтобы ученики лучше его усвоили, в технике Грэхем есть упражнение, которое называется "Бег против ветра", т. е. бег с сопротивлением: грудная клетка выдвигается вперед, корпус прогибается назад, и ученики исполняют бег с ускорением по диагонали класса. Это поможет почувствовать энергию движения. Шаги в модерн-джаз манере тоже могут мультиплицироваться. Наиболее распространенным примером такой мультипликации служит триплет - комбинация трех шагов на два счета. Самый яркий пример триплета - два шага на полупальцах с вытянутыми коленями, правой, левой и один шаг tombe с правой ноги. По счету это выглядит следующим образом: 1 - Шаг П. Н, на полупальцах вперед, И - Аналогично Л. Н. 2 - Шаг iambi вперед П. Н. 3 и 4 - Все повторить с Л, Н, Триплет может исполняться из стороны в сторону. Очень часто педагоги используют термин "step ball change", И.П. - 1 парад, поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса. 1 - Шаг tombe П.Н. вправо, Л.Н. остается вытянутой носком в пол. И - Поднимаясь на полупальцы П.Н., подставить вытянутую Л.Н. сзади, перенести на нее тяжесть корпуса. 2 - Оставаясь на полупальцах, сделать небольшой шаг П.Н. вправо во 2 парал. поз. 3 и 4 - Повторить 1 с Л.Н, Более сложен квадроплет, при котором на счет "и-два" делается три шага на полупальцах - таким образом шаг tombe исполняется все время с одной ноги. Триплет и квадроплеты могут быть с продвижением вперед, назад, по кругу и из стороны в сторону. Особую сложность вызывает координация движения ног и рук. При триплете и квадроплете руки всегда двигаются оппозиционно, т.е. правая нога, левая рука. Это же правило сохраняется и при передвижении назад: шаг назад правой ногой, правая рука вперед. Триплеты часто усложняются твистами и спиралями торса, а также соединением с contraction и release. III. Шаги в рок-манере. Эти шаги исполняются на счет "и-раз". Таким образом, сильное акцентированное движение, связанное с переносом веса тела, идет на слабую музыкальную долю, из-за такта; так, например, в триплете шаг tombe будет исполняться на "и", а на "раз" - первый шаг на полупальцах. В рок-манере возможна координация рук и ног в параллельном движении. IV. Шаги в мюзикл-комеди-джаз манере. Эти шаги родились и рождаются до сих пор в театральном танце, танце варьете и эстрады. В основном к этой группе относятся все канканирующие шаги, т.е. шаги с одновременным броском ноги вперед или в сторону. Правил исполнения подобных шагов не существует, их изучение зависит от фантазии и хореографического мастерства педагога. В эту же группу могут быть отнесены шаги, заимствованные из модных стилей бытовой хореографии, таких как "брейк", "вог", "диско", "рэп" и т.д. При переходе из одного положения или позы в другое используются связующие шаги. Это могут быть chasse, pas de bourree, glissade, coupe, degage. Техника их исполнения не изменяется, но возможно изменение направлений, например, chasse исполняется боком и, естественно, изменяется координация, т.е. поло- жения рук и головы. Шаги могут объединяться в комбинации, координироваться с другими центрами. Это наиболее импровизированная часть урока. Основная задача - усвоить манеру, стиль движения. Поэтому педагогу желательно использовать единую технику в одном уроке, например, предложить для изучения комбинацию, используя шаги в рок-манере. Прыжки Прыжки в уроке модерн-джаз танца используются в сочетании с шагами и вращениями. Прыжки условно можно разделить на 4 группы: - с двух ног на две (jump); - с одной ноги на другую с продвижением (leap); - с одной ноги на ту же ногу (hop); - с двух ног на одну. Характерной особенностью является исполнение прыжка как с акцентом вверх, так и с акцентом вниз. Так же, как шаги, прыжки могут координироваться с другими центрами, торс может быть не вытянут вверх, как это требует классический танец, а быть наклонен или изогнут. Наиболее оптимальным для педагога может быть путь трансформации какого-либо прыжка, заимствованного из арсенала классического танца за счет иной координации или изменения направления. Вот, например, как можно трансформировать прыжок temps saute: 1. Исполнить по параллельным позициям. 2. Начать из выворотной позиции, а во время приземления перевести стопы в параллельную позицию. 3. Во время прыжка согнуть колени, голень завести назад и пятками коснуться ягодиц. 4. Согнуть одну ногу во время прыжка в положение "у колена". 6. Исполнить contraction в центр торса во время прыжка. 6. При взлете исполнить arch торса. 7. Согнуть оба колена и соединить стопы (*лягушка"). 8. Раавести прямые ноги в стороны ("разножка"). 9. Согнуть колени и прижать их к груди. Как и в классическом танце, прыжки могут исполняться на месте и с передвижением в пространстве. Возможно сочетание различных по характеру прыжков в единую комбинацию: в модерн-джаз танце нет разделения на большие, средние и малые прыжки. Вращения Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с передвижением в пространстве. Основные виды поворотов: - на двух ногах; - на одной ноге; - повороты по кругу вокруг воображаемой оси; - повороты на различных уровнях; - лабильные вращения. Повороты на двух ногах. Этот тип поворотов и вращений, как самый легкий, изучается первым. Начинается изучение с так называемого "трехшагового поворота", который исполняется следующим образом: И.П, - 1 парал, поз. ног. 1 - Шаг П.Н. вправо. 2 - Шаг JLH. в том же направлении, одновременно полуповорот на 180°. 3 - Шаг П.Н. в том эке направлении, завершая полный поворот. 4 - Приставить Л.Н, к П.Н. Так же исполнить с продвижением влево с Л.Н. Corkscrew повороты - повороты, аналогичные soutenu en tournant. "Рабочая" нога скрещивается впереди или сзади опорной ноги, и поворот осуществляется в направлении en dehors или en dedans. Зачастую при таком повороте происходит изменение уровня исполнителя, т.е. поворот начинается из demi-plie и заканчивается на полупальцах. Tour chains исполняется так же, как в классическом танце, однако может измениться уровень вращения (на полупальцах, на полной стопе, на demi-plie). Повороты на одной ноге. Техника исполнения аналогична технике исполнения пируэтов и партерных туров классического танца. Возможно изменение положения "рабочей" ноги. Она может быть в положении cou-de-pied, "у колена", открыта в любом из направлений или находиться в положении attitude. Также возможны различные варианты положения опорной ноги: на полупальцах, на всей стопе, на demi-plie. Однако в любом варианте спина служит осью вращения, руками берется форс, а голова "держит точку". Как в классическом танце, действуют понятия en dehors и en dedans. Повороты по кругу вокруг воображаемой оси. Исполняются на одной или двух ногах вокруг воображаемой оси. Техника исполнения аналогична технике исполнения в классическом танце. Повороты на различных уровнях. В модерн-джаз танце широко используются повороты, когда танцор меняет уровень расположения тела во время вращения. Эта смена может осуществляться и при вращении на месте, когда исполнитель, постепенно сгибая колени, опускается вниз или, наоборот, поднимается вверх ("штопорные повороты"), и при передвижении в пространстве, когда исполнитель меняет уровень постепенно. Например, исполнить tour chaines по диагонали Класса: четыре раза на полупальцах, четыре на полной стопе, четыре на demi-plie и закончить поворотом на коленях. Повороты на коленях и ягодицах, а также различные виды перекатов в партере очень распространены в различных техниках современного танца. Лабильные вращения. Во всех вышеописанных поворотах осью вращения служил позвоночник и центр тяжести располагался над опорной ногой. Однако в модерн-джаз танце существует группа поворотов, когда позвоночник наклонен в каком-либо направлении или расслаблен. Эти неустойчивые повороты заканчиваются либо падением, либо переходом в стабильное вращение (т.е. с опорой), либо исполнитель делает несколько шагов, чтобы обрести равновесие. Обычно исполняется не более одного лабильного поворота, и в основном эти повороты исполняются за счет сильного форса, который берут руки. Положение рук во время вращения может быть различным: в любой из позиций или положений, описанных выше, - скрещенными на груди, заведенными за поясницу и т.д. Но эти положения рук фиксируются уже во время самого вращения, перед ним руки должны взять форс и дать энергию для вращения. Кроссовые комбинации. Обычно в уроке используются сочетания из нескольких шагов, прыжки и вращения, которые исполняются по диагонали класса с активным продвижением вперед. Пример, Комбинация начинается из т. 4 с П.Н. с продвижением в т.8 1 и 2 - Triplet с П.Н. вправо. 8 и 4 - Triplet с Л.Н. влево. 5 и 6 - Triplet en tournant с П.Н. 7 - Kick Л.Н. вперед на 90" 8 - Тотре на Л.П., опускаясь на колено П.Н. на пол. 1 и 2 - Перекат через спину вправо, прийти в положение 8, опора на колено Л.Н., колено П.Н. впереди, Л.Р. в I поз., П.Р. во II поз. 3 - Пируэт en dehors на Л.Н, поднимаясь с колена, П.Н. passe (параллельно). 4 и - Шаг на П.Н. и подскок (hop), Л.Н. passe (параллельно). 5 и - Шаг на Л.Н. и hop. 6 - UIsLT-tompe на П.Н. 7 - Grand rand de jambe jete П.Н. en dehors. 8 - Coutenu en tournant en dehors, П.Н. сзади. VI, Комбинация или импровизация Последним, завершающим разделом урока модерн-джаз танца является комбинация. Здесь все зависит от фантазии педагога и его балетмейстерских способностей. Нет никаких рецептов построения комбинации: они могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений. Могут быть комбинации в партере, связанные с положениями contraction и release, спиралями и твистами торса, а также с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков и т.п. Комбинации могут быть на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии. Однако главное требование комбинации - ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный номер. Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать развернутые комбинации, близкие к законченным, возможно, сюжетным хореографическим номерам. В них должен быть использован весь арсенал выразительных средств современного танца. Возможно, хотя это и занимает много времени, создание полифонических хореографических произведений, где каждая группа учащихся имеет свой хореографический текст. ПОСТРОЕНИЕ УРОКА При подготовке урока необходимо разделить материал урока на части и определить для каждой из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока, возможна более детальная проработка двух, трех разделов. Примерное распределение времени при полуторачасовом занятии: Разогрев - 5-7 мин, Изоляция - 20 мин. Упражнения для развития подвижности позвоночника - 10 мин. Уровни - 15 мин. Кросс - 15 мин. Комбинация или импровизация - 15 мин. В конце каждого урока необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания и нескольких упражнений на расслабление. Курс занятий модерн-джаз танцем рационально разделить на три этапа: подготовительный, базовый и продвинутый. Уровень курса зависит от возможностей учащихся. На подготовительном этапе должны быть изучены следующие движения. В разделе "Изоляция*: 1. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперед-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом, 2. Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, "восьмерка", твист, шейк. 3. Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек, 4. Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, "восьмерка", shimmi, jelly roll. 5. Руки: движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. 6. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и невыворотной ногой. В разделе "Упражнения для позвоночника" должны быть усвоены следующие положения: 1. Flat back вперед, назад, в сторону, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Twist и спираль. 2. Contraction, release, high release. Положение arch, low back, curve и body roll ("волна" - передняя, задняя, боковая). В разделе "Координация" изучаются: 1. Свинговое раскачивание двух центров. 2. Параллель и оппозиция в движении двух центров. 3. Принцип управления, " импульсные цепочки ". 4. Координация движений рук и ног, без передвижения. В разделе "Уровни" изучаются: 1. Основные уровни: "стоя", "сидя", "лежа". 2. Упражнения стрэтч-характера в различных положениях. 3. Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счета. 4. Упражнения на contraction и release в положении "сидя". б. Твист и спирали торса в положении "сидя". 6. Движения изолированных центров. В разделе "Кросс. Перемещение в пространстве* изучаются: 1. Шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из стороны в сторону и вперед-назад. 2. Шаги по квадрату. 3. Шаги с мультипликацией. 4. Основные шаги афро-танца. 5. Трехшаговые повороты и полуповороты на двух ногах. 6. Триплеты с продвижением вперед, назад и по кругу. 7. Прыжки: hop, jump, leap. В разделе "Комбинация или импровизация" изучаются: Комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т. д. На базовом уровне обучения вводятся новые технические понятия: 1. Разогрев с использованием уровней. 2. Комплексы изоляций. 3. Сочетания различных ритмов во время движения. 4. Комбинации, состоящие из спиралей, твистов и contraction в положении "стоя" и "сидя". 5. Упражнения стрэтч-характера во всех положениях: "сидя", "лежа", "стоя у станка". 6. Комбинации шагов в различных направлениях, координация шага и движений изолированных центров. 7. Вращения на двух ногах и повороты на одной ноге на 360°. 8. Танцевальные этюды, возможно, сюжетного характера. В разделе "Разогрев* могут использоваться: 1. Смена нескольких положений исполнителя во время разогрева (у станка, на середине, в партере.) 2. Разогрев в положении "сидя" и "лежа", используя упражнения стрэтч-характера, наклоны и твисты торса. 3. Соединение разогрева в единую комбинацию из нескольких движений. Новые понятия в разделе, "Изоляция": 1. Комплексы изоляций. 2. Голова: комбинации из движений и геометрических фигур, изученных ранее, sundari-KB&RpaT и sundari-круг. Соединение движений головы с движениями других центров. 3. Плечи: комбинации из движений, изученных ранее, разноритмические комбинации, соединение с движениями других центров. 4. Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскости, соединение в комбинации движений, изученных ранее, разноритмические комбинации. 5. Пелвис: соединение в комбинации изученных движений, hip lift, полукруги и круги одним бедром. 6. Руки: комбинации из движений, изученных ранее, соединение с движениями остальных центров, соединение с шагами. 7. Ноги: соединение в комбинации движений, изученных ранее, соединение движений ног с движениями рук, с движениями других изолированных центров, с движениями торса (спираль, твист, contraction и release). В разделе "Координация* изучаются: 1. Бицентрия: движения двух центров в параллель и оппозицию. 2. Перемещение в пространстве шагами с координацией рук и изолированных центров. 8. Трицентрия в параллельном направлении. 4. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках, 5. Использование различных ритмов в исполнении движений, например один центр исполняет движение медленно и плавно, другой - акцентирование и резко. В разделе "Упражнения для позвоночника" изучаются: 1. Соединение в комбинации движений, изученных ранее. 2. Использование падений и подъемов во время комбинаций. 3. Соединение contraction и release с одновременным подъемом одной ноги в воздух и перемещение в пространстве. В разделе "Уровни" изучаются: 1. Комбинации с использованием contraction, release, спирали и твисты торса. 2. Перемещение из одного уровня в другой. 3. Упражнения стрэтч-характера в соединении с твистами и спиралями торса. В разделе "Кросс. Передвижение в пространстве* изучаются: 1. Комбинации шагов, соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногах и на одной ноге). 2. Использование contraction и release, во время передвижения. 3. Вращение как способ передвижения в пространстве. 4. Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали. 5. Соединение шагов с изолированными движениями двух центров. В разделе * Комбинация или импровизация" изучаются: Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков. Третий уровень, продвинутый, предназначен для профессиональных исполнителей, владеющих не только основами модерн-джаз танца, но и классическим и народно-сценическим танцем. Упражнения выполняются по тем же разделам, но полицентрически, поли-ритмически, с координацией всех центров. Более сложными становятся прыжки и вращения. В разделе "Разогрев" изучаются все виды разогрева в комплексной форме. Время для разогрева максимально сокращается. В разделе "Изоляция* изучается: Полиритмия и полицентрия. Движения трех, четырех и более центров одновременно, возможно в различных ритмических рисунках и в оппозиционном направлении. В разделе "Упражнения для позвоночника" изучается: Соединение всех возможных движений торса (спиралей, твистов, contraction, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации, с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на одной ноге. В разделе "Партер" изучаются: Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (твисты, спирали, contraction и release), падения и подъемы, а также переходы из уровня в уровень. Возможны нетрадиционные способы передвижения: перекаты, кувырки, колеса и другие. В разделе "Кросс. Передвижение в пространстве* изучаются: Использование всего пространства класса. Шаги с координацией трех, четырех и более центров, шаги с использованием contraction и release, смены направлений в комбинации шагов. Соединение шагов, прыжков и вращений в единые комбинации. Изучение вращений по кругу и со сменой уровня, а также лабильных вращений. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА Подбор музыкального материала целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для разогрева используется ритмическая музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спиралей торса. Для "Изоляции" подходит быстрая, ритмичная музыка с четким акцентом на первую долю. Главное в музыкальном материале - простая мелодия и постоянный ритм, не усложненный модуляциями или ритмическими фигурами. Возможно использование только ударных инструментов. В разделе "Упражнения для позвоночника" в основном используются музыкальные размеры 4/4 или 3/4, возможны более сложные размеры, но тогда комбинации должны быть "неквадратными". В разделе "Кросс. Передвижение в пространстве" выбор музыки зависит от задач и предложенных комбинаций. Шаги афро-танца желательно исполнять под ударные инструменты, причем ритм музыкального сопровождения зависит от типа шага. При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть с простым мелодическим рисунком и устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей: поп-музыка, джазовая музыка, симфо-джаз, рок-музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов. Спорным является вопрос о точном соответствии комбинации или упражнения зафиксированному музыкальному отрывку. Некоторые педагоги четко выстраивают упражнения, фиксируют их и каждому подбирают соответствующий музыкальный материал. Другие импровизируют в выборе упражнений в зависимости от музыкального сопровождения, которое идет по принципу "нон-стоп". И в том и в другом случае музыкальный материал должен соответствовать разделу урока, а комбинации должны выстраиваться в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Влияние времени - это закон, который никому еще не удавалось обойти ни в политике, ни в науке, ни тем более в искусстве. Более ста лет в США, затем в Западной Европе и в других странах развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Наконец это развитие коснулось и нашей страны. И оказалось, что ни исполнители, ни хореографы, ни режиссеры не готовы к воплощению нового языка движений. Робкие попытки (более или менее удачные), которые мы сейчас наблюдаем на театральных подмостках, - это только первые ласточки нового направления. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.114 сек.) |