|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этика педагога и ее роль в нравственном воспитанииВажнейшим фактором нравственного воспитания является пример учителя. Категории морали, отражающие качества личности, которые формируются в процессе образования – это честь, достоинство, чувство долга, совестливость, доброта, человечность, уважительность и др. Формирование этих качеств – результат многих составляющих, среди которых немаловажное место занимает опыт постижения этих свойств личности в процессе общения, опыт обнаружения их в другом. Действие механизма личного примера в формировании морали состоит в следующем: 1. Факт проявления морального чувств или качеств в поведении педагога. 2. Внутренняя (духовная) связь между учителем и учеником, человечность взаимоотношений на основе моральных качеств 3. Идентификация знаний или представлений ученика о морали с практикой морального поведения В функционировании и формировании морали есть два уровня – чувственно-эмоциональных и рациональный. Зарождение нравственного сознания происходит на эмоциональном уровне, и нравственность выступает, прежде всего, как чувство. Уровень знания способствует осознанию и закреплению нравственных чувств личности. Существуют нормы педагогической морали, определяющие отношения между учителем и учеником. К ним относятся: 1. Человечность отношения к ученику; 2. Уважение к личности ученика; 3. Терпимость, доброжелательность; 4. Нравственная требовательность к самому себе. 5. Чувство ответственности за собственный моральный облик и моральный облик ученика.. Рассмотрим некоторые из них. Человечность взаимоотношений. Человеческое отношение к ребенку – это отношение к нему не только как к объекту труда, но как к человеку, с которым необходимо считаться. Процесс воспитания – это, прежде всего, воздействие личности на личность, а человечность можно воспитать только человечностью. Основной путь здесь – самораскрытие личности учителя, проявление его человечности, доброго, отзывчивого, дружеского отношения к ученикам, общение на уровне человеческих чувств и проблем. Однако здесь необходимо удержать тонкую грань между официальностью и неофициальностью (человечностью), сохранить дистанцию, чтобы дружеское отношение не переросло в панибратство. Мера дистанции зависит от учителя, но она существенно влияет на воспитательный процесс. Можно с уверенностью сказать, что фактором развития аморальности в личности является отчужденность (антипод человечности). Уважение к личности учащегося. Уважение учителя к учащемуся — это уважение к ребенку, подростку, юноше или девушке как к личности, носителю социально-ценных, значимых качеств и функций. Уважение к учащемуся — это недопустимость унижения. Относиться к учащемуся как к личности, обладающей достоинствами,— значит ожидать от него этих качеств и ставить перед ним требование — быть личностью, быть обладателем этих человеческих достоинств. «Проблема личности,— писал А. С. Макаренко,— может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность». Отношение к учащемуся как к личности — дело трудное, предполагающее не только глубокое понимание ряда мировоззренческих вопросов, но и требующее затраты нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца учителя. Уважение учащихся — общее требование для учителя. Практически оно реализуется в целой системе более конкретных нравственных требований, совокупность которых и дает нам представление о содержании и объеме его. К числу таких конкретных требований в первую очередь необходимо отнести следующие: — требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера этого уважения; — уважение мнения учащегося об учителе как требовательность учителя к самому себе; — терпимость к самостоятельности мысли, чувств и поступков учащегося, умение не видеть в них «криминала» даже тогда, когда они в чем-то представляются учителю неправильными; — вера в добрые помыслы ученика, в его благородство, способности и стремление стать хорошим человеком; — внимание к каждому учащемуся как к человеку,к его поступкам и мыслям как к значимым фактам и др. Остановимся на характеристике некоторых изних. а) Требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера этого уважения. Требовательность — это умение учителя подходить к оценке личностных качеств, поступков и знаний учащихся с точки зрения самых высоких общественных критериев, постоянное сознание необходимости совершенствовать личность учащегося, поднимать уровень его культуры, добиваться претворения в жизнь всех таящихся в ней возможностей. Мера требовательности учителя к учащемуся — это своеобразная мера уважения к нему. Чем больше требовательности выявляет учитель к учащемуся, тем выше и уважение к нему, и наоборот. Чтобы быть мерой и проявлением уважения учителя к учащемуся, требовательность, как норма педагогической морали, должна обладать рядом специальных признаков, среди которых в первую очередь необходимы такие. — Требовательность должна быть объективно целесообразной, продиктованной потребностями педагогического процесса, задачами обучения и воспитания. Она не должна угнетать, подавлять или ориентировать личность на однобокое развитие, например, путем непомерных домашних заданий по одному какому-нибудь предмету, что занимает время учащихся, необходимое для подготовки ими других предметов. — Требовательность должна быть доброжелательной требовательностью человека, искренне заинтересованного в судьбе учащегося, требовательностью Друга, а не бездушного чиновника, которому нет дела до учащегося и его судьбы. — Требовательность должна быть понятной учащимся и восприниматься ими как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз учителя. — Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой. Быть нетребовательным учителем проще и легче, ибо при этом меньше затрачивается труда, времени, энергии. У нетребовательного учителя выше оценки знаний и к нему меньше претензий. О нем даже может сложиться мнение, что он — добрый, чуткий, тогда как другие учителя — «недобрые», «злые». Но рано или поздно обнаруживается конечный результат работы такого учителя, и все начинают понимать; он плохо учил, плохо воспитывал. Работа такого учителя по существу — обман общества и неуважение к учащимся. б) Уважение мнения учащегося об учителе как требовательность учителя к самому себе. Чтобы искренне уважать человека, надо считать его равным себе. Требовательность учителя к себе — это его отношение к своим ошибкам и промахам, к своей работе и поступкам, это оценка им своих качеств и достоинств с точки зрения их общественной ценности. Такая требовательность предполагает возможность выслушивать и учитывать замечания учащихся, сделанных в его адрес, уважение мнения своих воспитанников о нем. Если учитель не стремится узнать мнение учеников о своей работе или их мнение ему безразлично — вряд ли можно говорить о его уважении к учащимся, о доверии к их уму, наблюдательности и способности оценивать. Доброжелательность и любовь к детям. Важное нравственное требование - уметь управлять своими чувствами, подавлять отрицательные эмоции и развивать положительные чувства к детям. Преодолеть трудности в нравственных отношениях с детьми, преодолеть неприязнь к ребенку, если он ведет себя неподобающим образом, - задача учителя. Неприязнь к детям выражается иногда в культивировании у них страха перед учителем. Даже невинные шалости учеников кажутся иному учителю преступлением, он с удовольствием ставит учащимся двойки, а лучшим средством воспитания считает наказание. За неприязнь учителя ученики платят ему тем же — идет своеобразное упражнение в ненависти и неуважении, на что растрачиваются душевные силы с обеих сторон. Взаимная неприязнь вызывает разобщенность и напряженность во взаимоотношениях, постоянное ожидание чего-то плохого. Сухость, жесткость, отчужденность — итог таких отношений. Любовь к детям — не только педагогическая, но и общечеловеческая нравственная норма. Но любовь учителя к детям имеет специфическое содержание, не совпадающее с содержанием родительской или общечеловеческой любви, хотя их иногда и сравнивают между собой. Рассмотрим ату специфику подробнее. Любовь учителя к детям — это любовь не к одному или немногим детям, а к каждому и любому ребенку. Особенностью этой любви является ее педагогическая направленность — любовь к проектирующемуся человеку способствующая развитию этого человека. Любовь учителя к детям включает в себя: — радость влиять на детей, следить за становлением их характеров, созреванием ума и реализацией их лучших возможностей; — глубокую симпатию к свойственным детям душевной свежести и нравственной чистоте детей, к их искренности и прямоте, к их способности удивляться и стремлению ко всему новому; — постоянную заботу о физическом развитии детей и самочувствии, проявляющуюся в использовании таких методов работы с ними, которые оптимально развиваютих способности и творческую активность. Учитель, который любит детей, всегда найдет и даст ученику возможность показать себя с лучшей стороны, проявить свои возможности, знания и способности, помочь поверить ему в свои силы. Любовь к детям — чувство динамическое, оно формируется под влиянием общения с детьми и сложившегося у учителя отношения с ними. С опытом это чувство меняется: у одного учителя — крепнет, у другого — мельчает, а то и исчезает совсем. Вдумчивый учитель со временем может более критично пересмотреть и оценить свой опыт. Чувство любви к детям подвергается испытанию, когда речь заходит об отношении к «трудным» детям. Известно, что «трудные» дети — большей частью продукт неправильного воспитания. Они часто бывают озлобленными, затравленными, замученными. Это дети, на которых обрушилось слишком много для детской психики душевных невзгод, а может быть, и трагических обстоятельств. Обычно они не хотят учиться, бывают замкнутыми и нелегко вступают в контакт. У них могут быть дурные наклонности, и они часто видят во всех лишь своих врагов. Воспитывать таких детей трудно. По отношению к «трудным» детям нужна особая чуткость и готовность прийти им на помощь, особый такт. Любовь к детям — большая преобразующая сила. Она оказывает сильное воздействие на воспитанника и создает самую благоприятную атмосферу для педагогического влияния. Любовь учителя к детям вызывает у детей ответное чувство к учителю, порождает в душе ребенка чуткость, заботливость, человечность и приобщает его к нравственно-ценным формам поведения. Любимый учитель в душе ребенка занимает место рядом с самыми близкими ему людьми. Любовь учителя к детям обладает и социальной целесообразностью: она прививает детям чувство любви к людям, верность идеалам, которые нес любимый учитель, уважение к науке, которую он преподавал, любовь к школе, в которой он учится, и к самому процессу учения, к труду. Любовь учителя к детям помогает воспитывать смелого, активного, уверенного в своих силах и деятельного человека, что соответствует целям и задачам коммунистического воспитания личности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |