АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словарь понятий и терминов

Читайте также:
  1. I. Определения понятий. Классификация желтух.
  2. I. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
  3. III. Виды понятий, выделяемые по характеру элементов объема.
  4. V. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ
  5. Анализ Уокером понятийного аппарата теории научения
  6. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности.
  7. Асептика и антисептика. Стерилизация и дезинфекция. Определение понятий, методы, область применения.
  8. Вводная -Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний.
  9. ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ИХ ОБЪЁМУ
  10. ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ИХ СОДЕРЖАНИЮ
  11. Вопрос 1. Понятие юридического термина. Виды терминов. Особенности правовых дефиниций
  12. Вопрос №5. ATL- и BTL- реклама. Возникновение понятий.

 

Аберрация близости – преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними.

Аберрация дальности – расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности.

Аберрация состояния – восприятие наблюдателем динамики долгоидущего процесса как совокупности статических состояний вследствие кратковременности восприятия процесса человеком.

Адаптация в этногенезе – приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки новых стереотипов поведения.

Актуализм – ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.

Аннигиляция – распад на субатомном уровне с необратимой потерей световой энергии, уходящей в межгалактический вакуум.

Антисистема этническая – системная целостность людей с негативным мироощущением.

Аттрактивность – влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.

Бездна – пустота, или вакуум, не являющийся частью материального мира.

Биосфера – оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами.

Биохимическая энергия – см. Энергия живого вещества биохимическая.

Биполярность – возможность развития систем в двух направлениях: либо к усложнению, либо к упрощению с лимитом в вакууме.

Вакуума нулевые колебания – мгновенный процесс возникновения и уничтожения виртуальных частиц в вакууме (пустоте).

Вариант этнического контакта – различия в способах взаимодействия этнических систем.

Воля – способность совершать поступки согласно свободно сделанному выбору.

Время историческое – процесс уравнения энергетических потенциалов между элементами этносферы, нарушаемый пассионарными толчками.

Гармоничные особи – особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения.

Генетический «дрейф» – явление рассеивания пассионарного признака путем случайных связей, обычных во время войн.

Гюбиценоз, или биоценоз данного региона – законченный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования.

Геохор – участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков.

Деяния – поступки, являющиеся результатом свободного выбора (сознательной деятельности) человека (в отличие от явлений).

Диахроническая шкала – система отсчета времени от пусковых моментов различных этнических систем для их сопоставления по фазам этногенеза.

Дивергенция этническая – распад этнической системной целостности с потерей ощущения комплиментарности на заданном уровне этнической иерархии.

Динамическое состояние этнической системы – такое состояние этнической системы, при котором вследствие пассионарного толчка колебания биохимической энергии – пассионарности приводят к смене фаз этногенеза и активному преобразованию этноландшафтной среды (в отличие от гомеостаза).

Дискретность этнической истории – прерывистость причинно-следственных связей, определяющая начало и конец любого из этногенезов.

Идеал – далекий прогноз, иногда иллюзия.

Императив поведения – идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство этого принципа в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.

Императив поведения негативный – стремление к упрощению системы.

Императив поведения позитивный – стремление к усложнению системы.

Импульс инстинкта – см. Импульс поведения инстинктивный.

Импульс поведения инстинктивный (инстинкт) – врожденный поведенческий импульс, направленный на личное и видовое самосохранение.

Импульс сознания – эгоизм, требующий (в отличие от аттрактивности) для своей реализации рассудка и воли.

Инкубационный период – часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического дрейфа до появления этноса как новой этносоциальной системы.

Инкубационный период скрытый – та часть инкубационного периода, когда рост пассионарного напряжения не приводит к фиксации событий истории современниками.

Инкубационный период явный – та часть инкубационного периода, когда рост пассионарного напряжения уже вызывает фиксацию событий современниками, но еще не приводит к этнической дивергенции и появлению новой этносоциальной системы.

Истинность – суждение, адекватное заданной сумме наблюденных фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.

Историческая судьба – цепочка событий, казуально связанных их внутренней логикой.

История антропогенных ландшафтов – история взаимодействия общества и природы через механизм этнической системы.

История культуры – коллективная память этносов о своих культурных традициях.

Комплиментарность – положительная (отрицательная) – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

Конвиксия – группа особей с однохарактерным бытом и семейными связями, низший таксой этнической иерархии.

Консорция – группа людей, объединенных, часто эфемерно, одной исторической судьбой на короткое время.

Констелляция в суперэтносе – сходство тенденций развития этносов в пределах суперэтноса вследствие происхождения от одного пассионарного толчка.

Ксения (букв. «гостья») – вариант симбиоза, при котором небольшая группа представителей иного этноса живет среди аборигенов и не смешивается с ними.

Логика событий – причинно-следственные связи между событиями. детерминирующие дальнейший ход самих событий.

Ложь – сознательное искажение истины.

Мера устойчивости этноса – показатель плотности этнических связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющий степень сопротивляемости этноса внешним воздействиям.

Месторазвитие; или родина этноса, – неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система.

Мироощущение – фиксированное сознанием происхождение отраженного от вакуума импульса пассионарности (биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному миру.

Мироощущение негативное – отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем.

Мироощущение позитивное – отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем.

Мозаичность этноса – неоднородность внутренней структуры, необходимая для поддержания этнического единства.

Ностальгия – ощущение несовместимости с иным этическим полем.

Пассеизм – ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность.

Пассионарии – особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

Пассионарная индукция – явление трансформации поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля.

Пассионарное напряжение – см. Уровень пассионарного напряжения этнической системы.

Пассионарное поле – поле, обусловленное наличием биохимической энергии – пассионарности.

Пассионарность как характеристика поведения – эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели.

Пассионарность как энергия – избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

Пассионарный импульс – см. Пассионарный импульс поведения.

Пассионарный импульс поведения, или пассионарный импульс – поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.

Пассионарный признак – рецессивный генетический признак, обуславливающий повышенную абсорбцию особью биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.

Пассионарный толчок – микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах.

Персистенты, или изоляты, или статические этносы, или реликты (синонимы) – этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе. Эти термины в контексте работы – синонимы.

Полоса свободы – совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития (см. Биполярность).

Популяция – совокупность особей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, в пределах которой осуществляется свободное скрещивание.

Принцип неопределенности в этнологии – объективное ограничение возможностей исследователя при наблюдении последовательности событий, позволяющее описать их только в одном из двух аспектов: либо в социальном, либо в этническом (природном).

Пусковой момент – момент пассионарного толчка в абсолютной временной шкале, являющейся точкой отсчета «0» для диахронической шкалы.

Разнообразие этносферы – неравенство энергетических потенциалов, вносимое в историческое время пассионарными толчками.

Разность потенциалов контактная – перепад пассионарности (биохимической энергии), возникающий при контакте двух и более суперэтносов.

Рассудок – способность свободного выбора реакции при условиях, это допускающих.

Ритм этнического поля – та частота колебания этнического поля, к которой этническая система адаптировалась посредством стереотипа поведения.

Саморегуляция этноса – способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем существование и адаптацию к среде с наименьшими возможными затратами биохимической энергии – пассионарности.

Сверхнапряжение – целенаправленное усилие, необходимое и достаточное для нарушения агрегатного состояния среда.

Сигнальная наследственность – передача навыков потомству путем научения через условный рефлекс подражания, формирующая стереотип поведения как высшую форму адаптации.

Симбиоз – сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу.

Смерть – способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.

Смешение, или результат контакта – нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза вследствие внешнего воздействия.

Событие – разрывы системных связей.

Справедливость – соответствие морали и этики.

Старение – процесс потери инерции пассионарного толчка в этнической системе на персональном и этническом уровне.

Статическое ощущение времени – восприятие, при котором время игнорируется как реальность.

Стереотип поведения – изменяющийся по ходу времени комплекс стандартов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.

Структура стереотипа поведения этноса – строго определенная норма взаимоотношений между, а) этническим коллективом и индивидом, б) индивидов между собой, в) субэтносов между собой, г) этноса и субэтносов между собой.

Субпассионарии – особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

Субэтнос – этническая система, являющаяся элементом структуры этноса.

Сукцессия антропогенная – постепенное изменение вмещающего ландшафта, вносимое адаптирующимся этносом.

Суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.

Творчество – направленность поведения, возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка.

Традиция культуры – сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.

Упрощение – уменьшение плотности системных связей в этнической системе.

Уровень пассионарного напряжения системы, или пассионарное напряжение – количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деленное на количество персон, составляющих этническую систему.

Уровень этнического контакта – ранг контактирующих систем в этнической иерархии.

Усложнение – увеличение плотности системных связей в этнической системе.

Фаза акматическая – колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.

Фаза инерционная, или фаза инерции – плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после надлома.

Фаза надлома – резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.

Фаза мемориальная – состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.

Фаза обскурации – снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

Фаза подъема – период стабильного повышение уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.

Фаза этногенеза – совокупность таких уровней пассионарного напряжения системы, каждый из которых определяет господство в стереотипе поведения, единого для всей совокупности уровней императива поведения.

Флуктуации биосферы – локализованные в пространстве и времени изменения количества энергии живого вещества биосфера вследствие пассионарных толчков.

Футуризм – ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.

Химера – сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише.

Энергия живого вещества биохимическая – свободная энергия, абсорбируемая живыми организмами из окружающей среды.

Энтропийный процесс – необратимый процесс потери энергии.

Этика антиэгоистическая, или альтруистическая – этика, при которой интересы этнического коллектива у индивида превалируют над его собственными.

Этика эгоистическая – этика, при которой интересы индивида и его семьи превалируют над интересами этнического коллектива.

Этническая диагностика – способ различения этносов по стереотипу поведения и принадлежности к той или иной традиции.

Этническая доминанта – явление или комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой), который определяет переход начального для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие.

Этническая иерархия – динамичная в процессе этногенеза соподчиненность этнических систем разных таксономических уровней (рангов).

Этническая история – функция этногенезов и этнических контактов за периоды, в которых события зафиксированы источниками.

Этническая регенерация – восстановление этнической структуры после потрясений.

Этническая традиция – сумма стереотипов поведения, передаваемых через механизм условного рефлекса.

Этнические контакты в аспекте этнического поля – интерференция вибраций этнических полей.

Этнический гомеостаз, или гомеостатический уровень, или статическое состояние этноса (синонимы) – устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии – пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.

Этнический контакт – процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии.

Этнический субстрат – исходные этнические компоненты (два и более), интегрирующиеся вследствие пассионарного толчка в новый этнос.

Этническое поле – поле поведения и аттрактивности членов этнической системы, возникающее на основе пассионарного поля.

Этногенез – весь процесс от момента возникновения до исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.

Этногенез в аспекте этнического поля – динамика колебательного движения этнического поля.

Этнология – географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху.

Этнопсихология – наука о проявляющейся в этнической истории смене устойчивых настроений этноса в зависимости от фазы этногенеза.

Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Этносфера – земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли.

Этноценоз – биогеоценоз, в пределах которого происходит развитие данного этноса, опосредованное процессом его адаптации.

Явления – результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]«В лице современного человека процесс биологической эволюции создал обладателя таких видовых свойств, которые привели к затуханию дальнейшей эволюции» (Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 1955. С. 314); «Отсутствие естественного отбора было равносильно прекращению действия одного из факторов эволюции… и биологическая эволюция человека должна была остановиться» (Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Л., 1957. С. 299); Дебец Г. Ф. О некоторых направлениях изменений в строении человека современного вида //Советская этнография. 1961. № 2. С. 16.

 

[2]Калесник С. В. 1) Некоторые итоги новой дискуссии о «единой» географии //Известия ВГО. 1965. № 3. С. 209–221; 2) Несколько слов о географической среде //Там же. 1966. № 3. С. 247–248; 3) Проблемы географической среды //Вестник ЛГУ. 1968. № 12; 4) Общие географические закономерности Земли. М., 1970.

 

[3]Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 283–285.

 

[4]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 124.

 

[5]Вернадский В. И. Избр. соч.: В 6 т. Т. V.: Биосфера. М.; Л., 1960. С. 24–31.

 

[6]Природа и общество: Сб. статей /Под ред. И. П. Герасимова и др. М., 1968, 1969. Анучин В. А. Теоретические проблема географии. М., 1972.

 

[7]Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей //Вопросы философии. 1964. № 2; Агаев А. Г. Народность как социальная общность //Вопросы философии. 1965. № 2; Козлов В. И. О понятии этнической общности //Советская этнография. 1967. № 2; Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых //Советская этнография. 1967. № 4; Андрианов Г. В. Проблемы формирования народностей и наций в странах Африки //Вопросы истории. 1967. № 9; Брук С. И., Чебоксаров Н. Н., Чеснов Я. В. Проблемы этнического развития стран зарубежной Азии //Вопросы истории. 1969. № 1; Бромлей Ю. В. 1) К характеристике понятия «этнос» //Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы: Ежегодник /Отв. ред. И. Р. Григулевич. М., 1971; 2) Опыт типологизации этнических сущностей //Советская этнография. 1972. № 5; 3) Этнос и этнография. М., 1973; Козлов В. И., Покшишевский В. В. Этнография и география //Советская этнография. 1973. № 1.

 

[8]Артамонов М. И. Опять «герой» и «толпа» //Природа. 1971. № 2. С. 75–77.

 

[9]Народ, народность, нация, племя, родовой союз – все эти понятия обозначаются в этнологии термином этнос, раскрытию которого и посвящена настоящая книга. Условиться о значении любого термина легко, но это мало что дает, разве лишь исходную позицию для исследования. Раскрыть термин трудно, ибо это значит показать место феномена в природе и истории. Когда мне говорят: «Скажи просто», я отвечаю: «А что такое свет? Скажите просто». Еще никто не ответил. Вот поэтому я прошу читателя простить мне сложность изложения и прочесть книгу с начала до конца, ничего не пропуская.

 

[10]Лoквуд Д. Я – абориген. М., 1971. С. 142–145.

 

[11]Фесуненко И. С четками и счетчиком Гейгера //Вокруг света. 1972. № 3. С. 14–17.

 

[12]Биосфера – термин, введенный в науку В. И. Вернадским, означает одну из оболочек Земли, включающую в себя кроме совокупности живых организмов все плоды их былой жизнедеятельности: почвы, осадочные породы, свободный кислород атмосферы. Таким образом, установление связи этногенеза с биохимическими процессами биосферы не «биологизм», как полагают некоторые мои оппоненты, а уж скорее «географизм», хотя и такой «ярлык» вряд ли уместен; ведь все, что есть на поверхности Земли, так или иначе входит в сферу географии – либо физической, либо экономической, либо исторической.

 

[13]Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. С. 273.

 

[14]Вернадский В. И. Избр. соч.: В 6 т. Т. V: Биосфера. С. 19.

 

[15]Малиновский А. А. Путь творческой биологии. М., 1969. С. 7.

 

[16]Гумилев Л.Н. 1) Хазария и Каспий //Вестник ЛГУ. 1964. № 6. С. 95; 2) Хазария и Терек //Там же. № 24. С. 78.

 

[17]Подробнее см.: Гумилев Л. Н. 1) Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (опыт историко-географического синтеза) //Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85–94; 2) Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии //История СССР. 1967. № 1. С. 53–66; 3) Изменения климата и миграции кочевников //Природа. 1972. № 4. С. 44–52.

 

[18]SelyeH. From Dream to Discovery. New York, 1964 (цит. по: Мирская Е. З. Противоречивость научного творчества //Научное творчество /Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1969. С. 298). Ср.: Советская археология. 1969. № 3. С. 282–283.

 

[19]Вернадский В. И. Избр. соч. Т. V. С. 19.

 

[20]Калесник С. В. Основы общего землеведения. М., 1955. С. 412–416.

 

[21]См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 176.

 

[22]Болтин И. Н. Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка, сочиненные генерал-майором Иваном Болтиным: В 2 т. Т. 2. СПб., 1788. С. 20.

 

[23]Вернадский В. И. Избр. соч. Т. V.

 

[24]Берг Л. С. Номогенез. Пг., 1922. С. 180–181.

 

[25]Калесник С. В. Основы общего землеведения. С. 455.

 

[26]Савицкий П. Н. Географические особенности России (I). Прага, 1927. С. 30–31.

 

[27]Плеханов Г. В. Нечто об истории //Соч.: В 24 т. Т. 8. М.; Л., 1923. С. 227.

 

[28]Гегель Ф. Философия истории //Соч.: В 14 т. Т. 8. М., 1935. С. 72.

 

[29]Яцунский В. К. Историческая география. М., 1955. С. 3.

 

[30]Берг Л. С. Климат и жизнь. М., 1974.

 

[31]Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель в Центральной Азии за исторический период //Изв. ГО. 1933. Т. XI. Вып. 5.

 

[32]Берг Л. С. Уровень Каспийского моря в историческое время: Очерки по физической географии. М.; Л., 1949. С. 205–279; Шнитков А. В. Ритм Каспия //Доклады АН СССР. 1954. Т. 94. № 4; Аполлов Б. А. 1) Доказательство прошлых низких состояний уровня Каспийского. М., 1951; 2) Колебания уровня Каспийского моря //Труды ин-та океанологии. 1956. Т. XV.

 

[33]Бетин В. В., Преображенский Ю. В. Суровость зим в Европе к ледовитость Балтики. Л., 1962; Бучинский И. Е. Очерки климата Русской равнины в историческую эпоху. Л., 1957.

 

[34]Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960. С. 59–62.

 

[35]Берг Л. С. Климат и жизнь.

 

[36]Мерперт И. Я., Патуто В. И., Черепин Л. В. Чингис-хан и его наследие //История СССР. 1962. № 5. С. 56.

 

[37]Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь…

 

[38]Руденко С. И., Гумилев Л. Н. Археологические исследования П. К. Козлова в аспекте исторической географии //Изв. ВГО. 1966. Вып 3. С. 244.

 

[39]Гумилев Л. Н. 1) Гетерохронность увлажнения Евразии в древности (Ландшафт и этноС. IV) //Вестник ЛГУ. 1966. № 6. С. 64–71; 2) Гетерохронность увлажнения Евразии в Средние века (Ландшафт и этноС. V) //Там же. 1966. № 18. С. 81–90.

 

[40]Китайский император Цянь Лун произвел массовое истребление ойратов, причем маньчжуры охотились за женщинами, детьми и старцами, не давая пощады никому. Официальная китайская история ограничилась простой справкой: «Было убито более миллиона ойратов». Грандиозное событие потонуло в казенщине, и разве только оно одно?! Увы, история человечества известна нам с разной степенью подробности, а это равносильно тому, как если бы географ имел карту на одном планшете 1:200 000, а на другом – 1:100.

 

[41]Леруа Ладюри Э. История климата за 1000 лет. Л., 1971. С. 14–15.

 

[42]«Миграция отвечает исключительно сложным человеческим побуждениям и движущим силам. Голод возникает, когда создаются тяжелые условия для производства зерновых, и климатически дешифровать их никогда нельзя a priori, поскольку речь может идти… о метеорологических событиях, иногда кратковременных и незначительных в климатическом смысле» (Там же. С. 17).

 

[43]См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 16.

 

[44]Семевский Б. Н. Методологические основы географии //Вестник ЛГУ. 1968. № 24. С. 58–60; Калесник С. В. Проблема географической среды //Там же. 1968. № 12. С. 94.

 

[45]Козлов В. И., Покшишевский В. В. Этнография и география //Советская этнография. 1973. № 1. С. 9—10.

 

[46]Кон. И. С. Диалектика развития наций: Ленинская теория наций и современный капитализм //Новый мир. 1970. № 3. С. 133–149.

 

[47]Козлов В. И., Покшишевский В. В. Этнография и география. С. 3—13.

 

[48]Андрианов Б. В., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и проблемы их картографирования //Советская этнография. 1972. № 5.

 

[49]Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 1955. С. 325–329.

 

[50]См.: Тимофеев-Ресовский Д. В. Микроэволюция. Элементарные явления. Материал и факторы микроэволюционного процесса //Ботанический журнал. 1958. Т. 43. № 3.

 

[51]Бромлей Ю. В. Опыт типологизации этнических общностей //Советская этнография. 1972. № 5. С. 61. – И. видимо, не случайно в том же журнале год спустя напечатано еще одно филологическое исследование о термине «этнос», обосновавшее употребление его в том смысле, в каком оно фигурирует у Л. Н. Гумилева и у Ю. В. Бромлея (см.: Поплинский Ю. К. К истории возникновения термина «этнос» //Советская этнография. 1973. № 1).

 

[52]Козлов В. И., Покшишевский В. В. Этнография и география. С. 10.

 

[53]Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.

 

[54]Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1967. С. 359–360.

 

[55]Козлов В. И. Динамика численности народов. М., 1969. С. 56.

 

[56]Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей //Вопросы философии. 1964. № 11. С. 52–53. См. также: Агаев А. Г. Народность как социальная общность //Вопросы философии. 1965. № 11. С. 30.

 

[57]Мурзаев Э. М. Природа Синьцзяна и формирование пустынь Центральной Азии. М., 1968. С. 185–190.

 

[58]Гумилев Л. Н. Терракотовые фигурки обезьян из Хотана (опыт интерпретации) //Сообщения Эрмитажа. 1959. Т. XVI. С. 55–57.

 

[59]Прекрасное описание природы этих мест см.: Мурзаев Э. М. Путешествия без приключений и фантастики. М., 1962, С. 52–58.

 

[60]Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии /Сост. Л. Н. Гумилев и М. Ф. Хван. Чебоксары, 1960. С. 558.

 

[61]Мурзаев Э. М. Путешествия без приключений и фантастики. С. 113–129.

 

[62]Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 381–386.

 

[63]Книга Марко Поло /Отв. ред. И. П. Магидович. М.; Л., 1956, С. 81–82.

 

[64]Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений //Изв. восточного ф-та Дальневосточн. ун-та (Шанхай). 1923. XVIII. Т. I. Предисловие. С. 4–6.

 

[65]Там же. С. 28.

 

[66]Там же. С. 122.

 

[67]Там же. С. 124–126.

 

[68]ToynbeeA.J. Study of History /Abridgement by D. Somervell. London; New York; Toronto, 1946.

 

[69]Широкогоров С. М. Этнос… С. 126–129.

 

[70]Там же. С. 100.

 

[71]Там же.

 

[72]Там же. С. 118.

 

[73]Там же. С. 119.

 

[74]Козлов В. И. Что такое этнос? //Природа. 1971. № 2. С. 74.

 

[75]Артамонов М. И. Опять «герои» и «толпа» //Там же. С. 77.

 

[76]Необходимость разбора этого тезиса обусловлена тем, что широки бытует мнение, будто этническое самосознание как один из социальных факторов определяет не только существование этноса, но и возникновение его (Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 121–123). Самосознание проявляется в самоназвании. Следовательно, если будет доказано несовпадение того и другого, то вопрос об их функциональной связи отпадает.

 

[77]Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки.

 

[78]Грумм-Гржимайло Г. Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных //ИРГО. 1933. Т. XVI. Вып. 2.

 

[79]Никонов В. А. Этнонимия //Этнонимы /Отв. ред. В. А. Никонов. М., 1970. С. 10–11.

 

[80]Шенников А. А. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья //Славяно-русская этнография /Отв. ред. И. Н. Уханова. Л., 1973. С. 47–52.

 

[81]Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. С. 311–313.

 

[82]Ср.: Рыбаков Б. А. 1) О преодолении самообмана //Вопросы истории. 1970. № 3; 2) «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. С. 28; Гумилев Л. Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? //Русская литература. 1972. № 1.

 

[83]Исторической судьбой мы называем цепочки событий, казуально связанные их внутренней логикой.

 

[84]Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Л., 1974. С. 50.

 

[85]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 313.

 

[86]Там же. Т. 13. С. 20.

 

[87]Там же. С. 37.

 

[88]Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. VI. М., 1939. С. 356 и сл.

 

[89]Тьерри О. Избр. соч. М., 1937. С. 214.

 

[90]Горький А. М. Сторож //Собр. соч.: В 30 т. Т. 15. М., 1951. С. 81.

 

[91]ToynbeeA.J. Study of History /Abr. by D. Somervell, London; New York; Toronto, 1946. P. 120–121.

 

[92]Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера //Природа. 1970. № 1. С. 46–47.

 

[93]Название «ренегат» в те времена не имело оскорбительного оттенка, и переход на службу к врагу был явлением обыденным. Но если переход в рамках одного суперэтноса даже не считался изменой, то уход к мусульманам лишал ренегата былой этнической принадлежности, как поет в известной оперетте «Запорожец за Дунаем» герой, убежавший к туркам: «Теперь я турок, не казак».

 

[94]Смирнов В Д. Кучибей Гомюрджинский и другие османские писатели XVII века о причинах упадка Турции. СПб., 1873. С. 266–267.

 

[95]Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Монгола. М., 1936

 

[96]Бромлей Ю. В. Этнос и эндогамия //Советская этнография. 1969. № 6. С. 84–91.

 

[97]Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии //Сост. Л. Н. Гумилев, М.Ф. Хван. Чебоксары, 1960. С. 638.

 

[98]Таков был, например, ввоз опиума в Китай в XIX в. Причем сначала путем распространения наркотика по дешевым ценам был создан спрос на него. Аналогична продажа спиртных напитков индейцам Канады за меха.

 

[99]Гумилев Д. Н. Этнос и категория времени //Доклады Географического общества СССР. Вып. 5. Л., 1970. С. 143–457.

 

[100]Козин С. А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941. С. 140.

 

[101]Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1966. С. 119–149, 152–281.

 

[102]Или коэффициент при факте связи (в кибернетическом смысле), например мера заботы отца о сыне.

 

[103]Росс Эшби У. Введение в кибернетику. М., 1959. С. 13.

 

[104]Там же. С. 18.

 

[105]Там же. С. 13.

 

[106]Там же. С. 21.

 

[107]Там же. С. 14.

 

[108]Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор //Исследования по общей теории систем. Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М., 1969. С. 28.

 

[109]Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем //Там же. С. 12.

 

[110]Малиновский А. А. Общие вопросы строения системы и их значение для биологии //Проблемы методологии системного исследования /Под редакцией И. В. Блауберга и др. М., 1970. С. 145–150.

 

[111]Рашевский Н. Организмические множества. Очерк общей теории биологических и социальных организмов //Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 445.

 

[112]Это не биологическая и не только социальная система, так как «аналогии биологических и социальных уровней не обоснованы» (Малиновский Л. А. Общие вопросы… С. 182).

 

[113]Свиридов М. Н. На переднем крае космической науки //Природа, 1966. № 8. С. 112.

 

[114]История Италии; В 3 т. Т. 1. /Под ред. В. Д. Сказкина. М., 1970. С. 233.

 

[115]Соколов Н. П. Венеция между гвельфами и гибеллинами //Вопросы истории. 1975. № 9. С. 142–153.

 

[116]Говоря так про природный процесс, мы не допускаем антропоморфизма, а просто применяем привычный оборот по типу «ручей проложил себе русло и образовал излучину».

 

[117]Тьерри О. Избр. соч. С. 244–247.

 

[118]«Франками» в XIII в. на Ближнем Востоке называли всех западноевропейцев.

 

[119]Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959. С. 202–247.

 

[120]Ныне арабами называют население Ближнего Востока, говорящее на арабском языке. Это неправильно. Бóльшая часть населения Сирии, Ирана и Северной Африки – смесь древних этносов в зоне контакта. Потомки истинных арабов – бедуины Саудовской Аравии.

 

[121]Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967.

 

[122]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 610.

 

[123]Спаслись дезертиры, нашедшие убежище в Парфии и на Рейнской границе Римской империи.

 

[124]Неру Д. Открытие Индии. М., 1955. С. 53.

 

[125]Шибутани Т. Социальная психология. М. 1969. С. 28.

 

[126]Там же. С. 32.

 

[127]Там же. С. 42.

 

[128]Наиболее сложному и важному из них посвящен особый экскурс (см.: Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени //Доклады отделений и комиссии ВГО. Вып. 15. 1970.).

 

[129]Холден Дж. Б. С. Факторы эволюции. М.; Л., 1935. С. 71 и сл.

 

[130]Там же. С. 82. – Аналогичный вывод можно сделать, используя методику кибернетики: «В множестве, подвергаемом однозначному преобразованию, разнообразие не может увеличиваться, но обычно будет уменьшаться» (Росс Эшби У. Введение в кибернетику. С. 193).

 

[131]Вводя понятия «альтруизм» и «эгоизм», мы отнюдь не придаем им качественной оценки. «Хорошо» и «плохо» не имеют к ним никакого касательства, что явствует из дальнейшего. Употребление привычных слов в качестве научных терминов оправдывается лишь необходимостью облегчить читателю понимание построения концепции как таковой. «Альтруизм» точнее назвать «антиэгоизмом».

 

[132]Рынков Ю. Г. Антропология и генетика изолированных популяций (Древние изоляты Памира). М., 1969.

 

[133]Берталанфи Л. Общая теория систем. С. 65–68.

 

[134]Термин установившийся, но слишком общий, не дающий перспектив решения и понимания проблемы.

 

[135]«Мозаичность» предполагает наличие в антропосфере структурного членения по этническому принципу.

 

[136]Итс Р. Ф. Введение в этнографию. С. 43–46.

 

[137]Из рассмотрения опущены Америка, Океания и Африка южнее Сахары – как требующие специального описания.

 

[138]Индийский полуостров – это полуконтинент, на территории коего суперэтнические целостности возникали с глубокой древности. Современная целостность – это мемориальная фаза этногенеза суперэтноса, созданного в VIII в. раджпутами. Так называемая «раджпутская революция» произошла в VII в. одновременно с арабо-исламской, табгачской (династия Тан в Китае) и подъемом древнего Тибета (см. Гумилев Л. Н. Величие и падение Древнего Тибета //Страны и народы Востока. М., 1968. С. 153–182). Вторжения мусульман и англичан были посторонними воздействиями, унесшими много жизней, но не нарушившими процесса этногенеза Индии.

 

[139]Кельты уже в I тысячелетии были завоеваны римлянами – на Западе, маркоманнами – в Восточной Европе и сарматами в степях. Но начало «кельтского мира» лежит в Х в. до н. э., когда кельты были распространены от Северного Кавказа (киммерийцы) до Исландии (кельтиберы). Для характеристики суперэтноса необходимо рассматривать не только пространственные, но и временные границы и, следовательно, учитывать возрасты этносов, составляющих суперэтносы. Для характеристики суперэтносов их расширение и сужение, как военная мощь, значения не имеют, важна исключительно степень межэтнической близости.

 

[140]Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.

 

[141]Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани //Русская литература. 1974. № 3.

 

[142]Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. М., 1974.

 

[143]WiegerL. Textes historiques. Hien-Hien, 1905–1907. P. 1428.

 

[144]GroussetR.L. Empire des Steppes. Paris, 1960. P. 96.

 

[145]Цит. по: ToynbeeA.J. Study of History /Abridgement by D. Somervell. London; New York; Toronto, 1946. P. 260–261.

 

[146]С этим согласен А. Тойнби (см.: Ibid. P. 262).

 

[147]Цит. по: Ibid. P. 409–410.

 

[148]Боливар С. Избр. произв. М., 1983. С. 83.

 

[149]ToynbeeА.J. Study of History /Abridgement by D. Somervell. London; New York, Toronto, 1946. P. 60 sqq.

 

[150]Конрад Н. И. Запад и Восток. С. 454.

 

[151]Там же. С. 455.

 

[152]Там же. С. 457.

 

[153]Конрад Н.И. 1) О рабовладельческой формации //Там же. С. 33–53; 2) Средние века в исторической науке //Там же. С. 89—118.

 

[154]Там же. С. 454.

 

[155]Там же. С. 37.

 

[156]Там же. С. 455.

 

[157]Там же. С. 54–88.

 

[158]Там же. С. 76.

 

[159]Там же. С. 33.

 

[160]Противопоставление Ирана Турану, т. е. оседлых арийцев, принявших зороастризм, степным арийцам, сохранившим культ дэвов, не потеряло значения вплоть до арабского завоевания VII в.

 

[161]Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. С. 122–123.

 

[162]GroussetR. Bilande l'Histoire. Paris, 1946. P. 103–104.

 

[163]Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970.

 

[164]Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Место исторической географии в востоковедных исследованиях //Народы Азии и Африки. 1970, № 1. С. 85–94.

 

[165]Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1966.

 

[166]Яцунский В. К. Предмет и задачи исторической географии //Историк-марксист. 1941. № 5 (93). С. 21.

 

[167]Там же. С. 27.

 

[168]Леруа Ладюри Э. История климата с 1000 года.

 

[169]Гумилев Л. Н. Открытие Хазарин. М., 1966.

 

[170]Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 87—100.

 

[171]Козлов В. И. О биолого-географической концепции этнической истории //Вопросы истории. 1974. № 12. С. 72.

 

[172]Там же. С. 80.

 

[173]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 394.

 

[174]Калесник С. В. Основы общего землеведения. С. 359.

 

[175]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 568.

 

[176]Там же. Т. 21. С. 32.

 

[177]Берг Л. С. Номогенез. Пг., 1922. С. 180–181.

 

[178]Калесник С. В. Проблемы географической среды //Вестник ЛГУ. 1968. № 12. С. 91–96.

 

[179]Калесник С. В. Проблемы географической среды //Вестник ЛГУ. 1968. № 12. С. 91—96

 

[180]Будыко М. И. О причинах вымирания некоторых животных в конце плейстоцена //Изв. АН СССР. Сер. географическая. 1967. № 2. С. 28–36.

 

[181]Дорст Ж. До того как умрет природа. М., 1968. С. 54–55.

 

[182]Тьерри О. Избр. соч. М., 1937. С. 207–208.

 

[183]Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. М., 1941. С. 40.

 

[184]Там же. С. 57.

 

[185]Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. IV. М., 1939. С. 320.

 

[186]GroussetR. Bilan de l'histoire. P. 33.

 

[187]История дипломатии: В 5 т. /Под ред. В. А. Зорина, А. А. Громыко. Т. 1. М., 1959. С. 269–271.

 

[188]Берг Л. С. Номогенез. С. 180–181.

 

[189]Калесник С. В. Основы общего землеведения. С. 455.

 

[190]Савицкий П. Н. Географические особенности России (I). Прага, 1927. С. 30–31.

 

[191]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край: В 3 т. Т. 2. 1926. С. 582.

 

[192]Грибанов Л. Н. Изменение южной границы ареала сосны в Казахстане //Вестн. сельскохозяйственной науки (Алма-Ата). 1965. № 6. С. 78–86.

 

[193]Рынков Ю. Г. Антропология и генетика изолированных популяций (Древние изоляты Памира).

 

[194]Синха Н.К., Банерджи А. Ч. История Индии. М., 1954. С. 113–114.

 

[195]Там же. С. 106–107.

 

[196]Там же. С. 256.

 

[197]Окладников А. П. История Якутской АССР: В 3 т. Т. 1. М.; Л., 1955.

 

[198]Руденко С. И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема. М., Л., 1946. С. 113.

 

[199]Сейбутис А. Палеогеография, топоника и этногенез //Изв. АН СССР. Сер. географическая. 1974. № 6. С. 40–53.

 

[200]Козлов В. И., Покшишевский В. В. Этнография и география //Советская этнография. 1973. № 1. С. 9—10.

 

[201]Саушкин Ю. Г. По поводу одной полемики //Вестник МГУ. 1965. № 6. С. 79–82. Ср.: Калесник С. В. Некоторые итоги новой дискуссии о «единой» географии //Изв. ВГО. 1965. № 3. С. 209–211.

 

[202]Геохор – участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков.

 

[203]Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и Гибель пастбищных угодий и культурных земель в Центральной Азии за исторический период //Изв. ВГО. 1933. Т. 65. Вып. 5.

 

[204]Морган Л. Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934. С. 146–163.

 

[205]Окладников А. И. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. III (Глазковское время). М.; Л., 1955. С. 238–239.

 

[206]Гумилев Л. Н. Хунну С. 147.

 

[207]HalounG. Zur Ьe-tsi +Frage /Zchr. Dtsch. Morgenland. Ges. (Uepzig). 1937. S. 306.

 

[208]Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголах //Монголо-татары в Азии и Европе /Под ред. С. Л. Тихвинского. М., 1970.

 

[209]В начале XX в. население Внешней Монголии равнялось 900 тыс.; но не более 3 млн монголов обитало во Внутренней Монголии, на территории бывшего Тунгутского царства и чжурчжэньской империи Кинь.

 

[210]Гумилев Л. И. Хунну. С. 66.

 

[211]Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. С. 10–11.

 

[212]GroussetR. Bilan de l'histoire. R 283–285.

 

[213]Курьер ЮНЕСКО. 1975. Май.

 

[214]Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства.

 

[215]Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель… С. 437–454.

 

[216]Гумилев Л. Н. Изменения климата и миграции кочевников //Природа. 1972. № 4. С. 44–52.

 

[217]Гордон Ч. Древнейший Восток в свете новейших раскопок. М., 1956. С. 44–47.

 

[218]Там же. С. 67.

 

[219]Там же. С. 93.

 

[220]Там же. С. 179–180.

 

[221]Там же. С. 191–192.

 

[222]Грумм-Гржимайло Г. Е. Можно ли считать китайцев автохтонами бассейнов среднего и нижнего течения Желтой реки //Изв. ВГО. 1933. Т. 65. Вып. 7. С. 29–30.

 

[223]Нестерук Ф. Я. Водное хозяйство Китая //Из истории науки и техники Китая /Отв. ред. И. В. Кузнецов и др. М., 1955. С. 6.

 

[224]Зайчиков В. Т. Природные богатства Китая //Изв. АН СССР. Сер. географическая. 1954. № 6.

 

[225]LattimoreO. Inner Asian Frontier of China. New York, 1940. P. 275.

 

[226]Нестерук Ф. Я. Водное хозяйство Китая. С. 11.

 

[227]Гумилев Л. H. Китайская хронографическая терминология в трудах Н. Я. Бичурина на фоне Всемирной истории (предисловие) //Бичурин Н. Я. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары. 1960. С. 648–649.

 

[228]Нестерук Ф. Я. Указ. соч. С. 19.

 

[229]Там же. С. 22–23.

 

[230]Гумилев Л. Н. Китайская хронографическая терминология. С. 652.

 

[231]Нестерук Ф. Я. Водное хозяйство Китая. С. 51.

 

[232]Там же. С. 52.

 

[233]Там же. С. 52–55.

 

[234]Шнитников А. В. Изменчивость общей увлажненности материков северного полушария //Записки ГО. Т. XVL. М., Л., 1957. С. 220–221, 262.

 

[235]Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель… С. 437.

 

[236]Исаченко А. Г. Детерминизм и индетерминизм в зарубежной географии //Вестник ЛГУ. 1971. № 24. С. 90.

 

[237]Ермолаев М. М. О границах и структуре географического пространства //Изв. ВГО. 1969. № 5. С. 401–427.

 

[238]Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Хунну. С. 171–173.

 

[239]Жители квартала Фанар в Стамбуле, где жили потомки византийцев, пощаженных турками при взятии Константинополя в 1453 г., были вырезаны во время греческого восстания в 1821 г. в отместку за резню мусульман в Морее.

 

[240]Иностранцев К. А. Хунну и гунны //Труды туркологического семинария. Т. 1. Л., 1926.

 

[241]Иордан. Происхождение и деяния гетов //Пер. Е. Ч. Скржинской. М., 1961. С. 91. Под «гетами» подразумеваются готы.

 

[242]Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории //Вестник древней истории. 1960. № 4.

 

[243]Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры //Народы Азии и Африки. 1968. № 3.

 

[244]Гумилев Л. Н. Хунну.

 

[245]Кинжалов Р. Белов А. Падение Теночтитлана. Л., 1956. С. 130–136.

 

[246]Гумилев Л. Н. Древние тюрки.

 

[247]Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства.

 

[248]Раджпуты – потомки от смешанных браков саков, кушанов и эфталитов с аборигенами Инда (см.: Синха Н. К., Бенерджи А. Ч. Указ. соч. С. 114).

 

[249]GroussetR. Histoire de l'Extreme Orient. Paris, 1929. P. 125.

 

[250]История Индии в Средние века /Под ред. Л. Б. Алаева. М., 1968. С. 76–83.

 

[251]Гумилев Л. Н. Величие и падение древнего Тибета //Страны и народы Востока /Под ред. Д. А. Ольдерогге. Вып. 8. М., 1969. С. 156–157.

 

[252]Гумилев Л. Н. 1) Хунны в Китае. С. 234–235; 2) Древние тюрки. С. 10.

 

[253]Бромлей Ю. В. Этнос и эндогамия //Советская этнография. 1969. № 6.

 

[254]Четвериков С. С. О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики. М., 1926; Тимофеев-Ресовский Н. В. Микроэволюция //Ботанический журнал. 1958. № 3.

 

[255]формулировка принадлежит С. С. Четверикову и Н. В. Тимофееву-Ресовскому.

 

[256]Алтухов Ю. П., Рынков Ю. Г. Генетический мономорфизм видов и его возможное биологическое значение //Журнал общей биологии. 1972. № 3. С. 282.

 

[257]Там же. С 296.

 

[258]Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970; Гумилев Л. Н. Место исторической географии в востоковедных исследованиях //Народы Азии и Африки. 1970. № 1.

 

[259]Лем С. Модель культуры //Вопросы философии. 1969. № 8. С. 51.

 

[260]Лобашев М. Е. Сигнальная наследственность //Исследования по генетике /Под ред. М. Е. Лобашева. Л., 1961.

 

[261]Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Л., 1957. С. 300.

 

[262]Мы опускаем рассмотрение антидарвиновских концепций (сила инерции А. Додерлейна, ортогенез Т. Эймера, номогенез А. С. Берга, аристогенез Х. Осборна), так как механическое перенесение природных закономерностей общего характера на частный относительно всей фауны случай повлечет ошибки, хотя бы просто из-за несоразмерности масштабов; детали, имеющие значение при изучении эволюции в целом, при изучении одного вида на ограниченном отрезке времени оказываются либо весьма важными, либо не имеющими никакого касательства к предмету, в нашем случае – человечеству за последние 5 тыс. лет.

 

[263]Быстров А. Л. Указ. соч. С. 299. – Хронология А. П. Быстрова требует уточнения. По новым данным С<^>14</K>, кроманьонский человек в Европе имеет давность около 20 тыС. лет, a Homo sapiens в Северной Америке – около 37 тыС. лет (см.: Мочанов Ю. А. К вопросу о начальных эпохах заселения Нового Света //Доклады по этнографии ВГО. Вып. 4. Л., 1966. С. 34).

 

[264]Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии.

 

[265]Историю полемики до 1957 г. см.: Быстров А. П. Указ. соч. С. 277.

 

[266]Дебец Г. Ф. О некоторых направлениях изменений в строении человека современного вида //Советская этнография. 1961. № 2. С. 9—23.

 

[267]Цит. по: Дорст К. До того как умрет природа. С. 350.

 

[268]Там же. С. 45.

 

[269]Тьерри О. Избр. соч. С. 210.

 

[270]Гумилев Л. Н. I) Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии //Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85–94; 2) Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии //История СССР. 1967. № 1. С. 53–66.

 

[271]Гумилев Л. Н. Этногенез и этносфера //Природа. 1970. № 2. С.49–60.

 

[272]Ефремов Ю. К. Важное звено в цепи связей человека с природой //Там же. 1971. № 2. С. 79.

 

[273]Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 163.

 

[274]Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. С. 284–285.

 

[275]Быстров А. П. Указ. соч. С. 292.

 

[276]Дебец Г. Ф. О некоторых направлениях… С. 19–20.

 

[277]Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений //Изв. восточного ф-та Дальневосточн. ун-та (Шанхай). 1923. XVIII. Т. I. C. 130.

 

[278]Завадский К. М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. Л., 1973. С. 223–225.

 

[279]Там же. С. 225.

 

[280]Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Указ. соч. С. 314.

 

[281]Колебательное движение этноса – это переход от одного равновесного состояния к другому. Этот тип движения был известен в Древнем Китае, где его называли «законом превратности». В VI в. царевна Да И из дома Чэн в элегии о своей печальной судьбе написала:

 

Не век опьяняет нас чаша вина,

Звенит и смолкает на лютне струна.

Превратность царит на Земле искони,

Примеры ты встретишь, куда ни взгляни!!!

И песня, что пелась в былые года,

Изгнанника сердце тревожит всегда.

 

(Пер. Л. Н. Гумилева)

[282]Гумилев Л. Н. Этнос как явление //Доклады отделений и комиссий ВГО. Вып. 3. Л., 1967. С. 106.

 

[283]Цит. по: Конрад Н. И. Запад и Восток. С. 76.

 

[284]Гумилев Л. Н. Этнос и категории времени //Доклады ВГО. Вып 15. Л., 1970. С. 143–157.

 

[285]Козырев Н. А. Причинная механика и возможность экспериментального исследования свойств времени (рукопись).

 

[286]Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. С. 135.

 

[287]Обратная точка зрения высказана Джованни Джентиле: «В прошлые времена люди рождались, думали и трудились… но все они мертвы, подобно цветам, красотой которых они наслаждались, или листьям, которые зеленели у них на глазах весной и, желтея, осыпались осенью. Память о них живет, но мир воспоминаний, подобно миру фантазии, есть ничто; и воспоминание не лучше, чем мечта» (цит. по: Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной мысли. М., 1959. С. 155). Сказано красиво, но, увы, люди, участвующие в истории, – не цветы и не листья. Людям тяжелее, но зато они богаче и мудрее.

 

[288]«Первичный элемент исторического мира – это переживания, в котором субъект находится в активном жизненном взаимодействии со своей средой» (цит. по: Кон И. С. Указ. соч. С. 112).

 

[289]«Не существует абсолютных реальных причин, которые ждут, чтобы их открыли историки, пишущие на различных уровнях и с различных расстояний, с разными целями и интересами, в разных контекстах и с различных точек зрения» (цит. по: Кон И. С. Указ. соч. С. 192).

 

[290]Об этих писал Анатоль Франс в «Острове пингвинов»: «Да разве мы пишем историю? Разве мы пытаемся извлечь из какого-нибудь текста, документа хоть малую крупицу жизни или истины? Мы просто-напросто издаем тексты. Мы придерживаемся буквы… Мысль не существует».

 

[291]Ценность истории в том, что она дает знание «о человеческих существах, находящихся в обстоятельствах, чрезвычайно отличных от наших собственных, – не строго аналитическое научное знание, но нечто вроде того знания, какое любитель собак имеет о своей собаке» (цит. по: Кон И. С. Указ. соч. С. 176).

 

[292]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2—е изд. Т. 3. С. 245.

 

[293]Подробнее см.: Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975. С. 27—29

 

[294]Там же.

 

[295]Подробнее см.: Гумилев Л. Н. 1) Этногенез и этносфера //Природа. 1970. № 1. С. 46–56; № 2. С. 43–50; 2) Этногенез – природный процесс //Там же. 1971. № 2. С. 80–82.; 3) О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии //Вестник ЛГУ. 1970. № 24. С. 39–49.

 

[296]Английский эквивалент термина drive (см.: Soviet Geography. 1973. Vol. XIV. № 5. Р. 322).

 

[297]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 176.

 

[298]Там же. С. 165.

 

[299]Там же. С. 99.

 

[300]Гегель Ф. Соч.; В 14 т. Т. 8. М., 1935, С. 23.

 

[301]Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394.

 

[302]Арриан. Поход Александра /Пер. М. Е. Сергиенко. М.; Л., 1962. II. 14.4; III. 18.12 – Далее сноски на это издание даются в тексте.

 

[303]Эллинизмом принято называть культуры, возникшие вследствие походов Александра, где эллинские элементы смешались с восточными.

 

[304]Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей, М., 1964. С. 132, 135.

 

[305]Райцес В. И. Процесс Жанны д'Арк. М.; Л., 1954. С. 12. См. также: Райцес В. И. Жанна д'Арк. Л., 1982.

 

[306]Тьерри О. Избр. соч. М., 1937. С. 255.

 

[307]См., напр.: Бромлей Ю. В. 1) К вопросу о сущности этноса //Природа. 1970. № 2. С. 51–55; 2) Этнос и этнография. М., 1973.

 

[308]Козлов В. И. Динамика численности народов. М., 1969. С. 56.

 

[309]Пассионарное напряжение этноса – это количество имеющейся в этнической системе пассионарности, поделенное на количество персон, составляющих этнос.

 

[310]См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14. С. 318.

 

[311]В XIII в. – во время альбигойской войны; в XVI в. – гугенотских войнах и в XVII в. – из-за восстания камизаров.

 

[312]Козлов В. И. Что такое этнос //Природа. 1971. № 2. С. 72.

 

[313]Подробнее см.: Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. С. 11.

 

[314]Томский А. Король исландский //Природа и люди. 1912. № 13. С. 608–670. № 44. С. 684–686.

 

[315]Богораз В. Г. Новые задачи российской этнографии в полярных областях //Труды Северной научно-промысловой экспедиции. Вып. 9. Пг., 1921. С. 20–21.

 

[316]Гуковский М. А. Итальянские войны и Высокое Возрождение XVI в. (до 1559 г.) //Очерки истории Италии /Отв. ред. М. А. Гуковский. М., 1959. С. 125–152.

 

[317]Ролова А. Д. Период испанского владычества (вторая половина XVI в. – XVIII в.) //Там же. С. 153–191.

 

[318]Термин «action directe» практически непереводим. Он выражает непосредственность в проявлении импульса, в данном случае – пассионарного.

 

[319]Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. VI, М., 1939. С. 347.

 

[320]Там же. С. 348.

 

[321]Тьерри О. Избр. соч. С. 193.

 

[322]Рынков Ю. Г. Антропология и генетика изолированных популяций (Древние изоляты Памира). М., 1969; Алтухов Ю. П., Рычков Ю. Г. Популяционные системы и их структурные компоненты: генетическая стабильность и изменчивость //Журнал общей биологии. 1970. Т. XXXI. № 5. С. 507–526.

 

[323]Приведенные здесь положения биологии – результат бесед автора с доктором биологических наук Б. С. Кузиным, которому я приношу благодарность за советы и разъяснения проблем сугубо специальных.

 

[324]Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л., 1977. С. 94.

 

[325]Там же. С. 99.

 

[326]Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. М., 1975. С. 31–32.

 

[327]Там же.

 

[328]Поэты ухитрялись писать на двух-трех языках или на каких-то гибридных, включавших их элементы.

 

[329]Терминология С. А. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова (см.: Арутюнов С. А. Чебоксаров Н. Н. Этнические процессы и информация //Природа. 1972. № 7. С. 58–63.

 

[330]Мюллер А. История ислама: В 4 т. Т. 4. СПб., 1896. С. 228.

 

[331]Химера – демон с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона. В переносном смысле – сочетание элементов, органически не соединимых.

 

[332]Артамонов М. И. Болгарские культуры северного и западного Причерноморья //Доклады ВГО. Вып. 15. Л., 1970. С. 12–13.

 

[333]Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд.: В 15 т. Т. 2. М., 1894. С. 597.

 

[334]Там же. С. 657.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.203 сек.)