|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сокровище у нас в головах
Блестит солнце. Над Седьмым шоссе, среди цветущей мимозы, Щебечут птицы. Мотоцикл Лукреции летит вперед, обгоняя грузовики и лавируя между легковушками. Исидор придерживает свой шлем, ветер хлещет его по щекам. Волосы Лукреции взъерошены. Они проезжают мимо римских развалин, затем мимо других, куда более древних. Американское компьютерное предприятие, изготовившее DEEP DLUE TV, решило устроить презентацию в Валлариусе, городке гончаров по соседству с Каннами. Ультрасовременные помещения высятся среди отреставрированных камней. Лукреция привязывает свой мотоцикл к знаку, запрещающему парковку. Истинный технократ, в отличном зеленом костюме, в рубашке и галстуке бежевого цвета, с короткой стрижкой, принимает их с живостью коммерсанта, типичной для хороших школ менеджмента: взгляд прямой, манеры неестественно открытые. – Крис Мак‑Инли, – сообщает он, протягивая сухую руку; рукопожатие его довольно сильно. – Мы гордимся тем, что принимаем парижскую печать в нашем провинциальном филиале, но, думаю, у вас нет причин отправиться в США, в Орландо, Флорида, чтобы посетить головную фирму и описать ее вашим читателям. Лукреция встряхивает рыжей шевелюрой. – Мы здесь для того, чтобы поговорить не о вашем предприятии, а об одном из ваших служащих. – Кто‑то совершил оплошность? Как его фамилия? – Имя: DEEP. Фамилия: DLUE IV. Это квадратный здоровяк с посеребренным лбом. Крис Мак‑Инли ведет их в свой кабинет. На широких жидкокристаллических мониторах – галереи Лувра, каждые пять секунд картины меняются. Над креслом висят плакаты с турниров DEEP DLUE. Это первый крупный игровой компьютер, сражающийся с великими гроссмейстерами. Слева – изображение DEEPER DLUE, или DEEP DLUE II, побеждающего Гарри Каспарова, а внизу, на этажерке, кубок с надписью: «Чемпион мира по шахматам». Далее – DEEP DLUE III, играющий против Леонида Каминского, и там же – кубок, в подтверждение, что компьютер победил. – Садитесь. DEEP DLUE IV был уволен. Он проиграл. Он плохо представил своих работодателей. Это почти как в корриде. У проигравшего нет второго шанса. – Во время корриды, если побеждает бык, ему тоже не оставляют второго шанса, – напоминает Исидор Лукреции. Мак‑Инли машинально протягивает им свою посеребренную гофрированную визитку. – Это справедливо. По крайней мере, я так считаю. DEEP DLUE IV перед всем миром выставил нас на посмешище. Руководитель проекта был уволен, а что касается машины – мы от нее избавились. Один из девизов нашей компании: «Кто терпит неудачу, получает извинения. Кто имеет успех, получает деньги». Надпись и правда висит над его столом. – К тому же это, так сказать, «существо» было безответственным. Менеджер морщится. – В любом случае, даже выиграй он, его бы выставили. В информатике прогресс идет так быстро, что по окончании партии DEEP DLUE IV в любом случае считался бы устаревшим. Сейчас мы завершаем последние проверки DEEP DLUE V, который, как вы, возможно, уже прочитали в газетах, вскоре должен сразиться с новым шахматным чемпионом. Вот наш последний гладиатор. Он тянется к рекламным брошюрам. – До какой степени ваши машины способны думать? – лукаво спрашивает Исидор. Не отрываясь от разговора с журналистами, Мак‑Инли включает персональный компьютер с широким плоским экраном, словно желая проверить электронную почту. Он входит в базу данных, где может узнать, кто его собеседники. Он видит, что мужчина – бывший журналист, а девушка – писака на сдельном окладе. Только ради нее он делает усилие. Он откидывается в своем кресле и профессорским тоном сообщает: – Надо разграничивать вещи. Компьютеры, какими бы сложными они ни были, еще не способны размышлять, как люди. Как вы думаете, если объединить процессоры – а это миллионы схем, – скольким человеческим умам это равнялось бы? – Десяти миллионам? Ста миллионам? – Нет. Одному. Журналисты пытаются понять. – Да‑да… Только человеческий мозг представляет собой идеальную схему. В одном человеческом мозге такое количество соединений, которое равно совокупности всех машинных производных. Считается, что мозг содержит двести миллиардов нейронов. Столько же звезд в Млечном Пути. Каждый нейрон может иметь тысячу соединений. Журналисты задумываются. – Таким образом, превзойти людей невозможно. – Не так‑то просто. Ведь мы думаем медленно. Скорость нервного импульса – триста километров в час. Сигнал компьютера идет в тысячу раз быстрее. Лукреция записывает цифру. – Получается, компьютеры превосходят нас… – Нет. Поскольку мы компенсируем свою относительную «медлительность» «множеством» мыслей. Мозг синхронно выполняет сотни операций в секунду, тогда как компьютер самое большее – десяток. Лукреция зачеркивает записанное. – Таким образом, мы сильнее их. Мак‑Инли тем временем просматривает резюме мадемуазель Немро и кое‑какие ее фотографии, которые он собирает по различным адресам. – Можно было бы подумать и так. Но именно знания увеличивают наши соединения. Чем больше мы питаем мозг, тем сильнее он становится. – Итак, человек всегда одержит верх. Менеджер делает знак отрицания. – Не все так просто. Ведь человеческие знания удваиваются каждые десять лет, а мощность компьютеров – каждые восемнадцать месяцев. Что же касается Интернета, здесь объем информации увеличивается каждый год вдвое. – Следовательно, время работает на них, в конце концов они нас сделают, – замечает Лукреция. – Нет. Ведь они еще не умеют отделять действительно важную информацию от менее значимой, они превосходят нас в количестве, но не в качестве. Они много времени теряют на обдумывание бесполезных вещей, тогда как мы отбираем только самые важные элементы. Например, в шахматах компьютер проверяет тысячи пустых комбинаций, а человек сразу же выбирает три лучшие. – Тогда… человек… всегда будет… – Не так просто. Программы тоже меняются очень быстро. Программа – это культура компьютера. Сегодня программы искусственного интеллекта способны программироваться, исходя из своих достижений или новых встреч, которые происходят в Сети. Опыт за опытом, таким образом, компьютеры учатся не терять времени на пустяки и пытаются анализировать самое себя. – Значит… Он соединяет концы своих пальцев. – На самом деле, это равный бой, поскольку никто в точности не знает, что есть компьютерный интеллект, даже человеческий. Вот парадокс. Чем дальше мы продвинемся, тем меньше будем знать об этом. Если дело не в том, что… Он указывает на плакат сзади. – Шахматные турниры – единственные объективные показатели противостояния: мозг человека – мозг машины. – Мы говорим об интеллекте, но у компьютеров нет своего сознания, – замечает Исидор Катценберг. Мак‑Инли поправляет узел галстука. Это ведь журналисты, им надо давать готовые формулы, которые они смогли бы воспроизвести. – Инженеры обычно говорят, что в настоящее время уровень сознания компьютеров как у шестилетнего ребенка. – Сознания? – Конечно. Новое программное обеспечение уже не для Искусственного интеллекта (AI), а для Искусственного сознания (АС). Благодаря этим программам машина способна осознавать, что она – машина. – DEEP DLUE IV знал, что он машина? – спрашивает Исидор. Чуть помедлив, Мак‑Инли произносит: – Да. – Мог ли он иметь иное стремление, нежели выиграть у человека в шахматы? – спрашивает Лукреция. – Вполне вероятно. Он был оснащен новыми системами расчета на основе размытой нечеткой логики. Это значит, что DEEP DLUE IV располагал возможностью принимать «личные решения», но, я думаю, на определенном уровне это настолько сложно, что даже его создатель в точности не знает, на что он способен. Так как DEEP DLUE IV учится сам. Он «автопрограммируемый». Что он хотел изучить? Подключенный к Интернету, он и так имеет доступ к любой информации, и узнать что‑нибудь еще просто невозможно. В любом случае отслеживать это было бы для машины слишком скучно. – То есть вы действительно полагаете, что компьютеры могут иметь начальное сознание? Мак‑Инли расплывается в широкой улыбке. – Я могу вам сказать, что с недавнего времени мы нанимаем психотерапевтов для нашего сервисного обслуживания. – Психотерапевтов? Менеджер снова заходит в Интернет. Он связывается с другими службами. Так, а спят они вместе? Он открывает файл и видит отель, в котором они остановились, «Эксельсиор», номер 122. Две кровати. Это ему ничего не дает. Тогда он переходит к отчетам горничных. Две смятые постели. Он улыбается, забавляясь тем, что столько знает о людях, с которыми познакомился пять минут назад. – А зачем нужны психотерапевты, месье Мак‑Инли? – Может быть, чтобы успокаивать машины, которые спрашивают себя, кто они такие на самом деле. Он громко смеется. – Кто я? Откуда? Куда иду? Мы задаемся подобными экзистенциальными вопросами, что в конце концов, без сомнения, передалось и машинам. Исидор вынимает свой карманный компьютер и стучит по клавиатуре, делая вид, что записывает информацию. На самом деле он украдкой заходит в Интернет. Он подключается к базе данных фирмы и находит личную карточку: «Крис Мак‑Инли. Образцовый служащий». Исидор закрывает досье. Он изменил свою карточку. Должно быть, он ловкач в компьютерных сетях. Мак‑Инли наклоняется и говорит им, словно открывая большую тайну: – В составе DEEP DLUE V будут органические микросхемы. То есть вместо кремния – живая материя. В настоящий момент это растительные протеины. Позже перейдем к протеинам животного происхождения. Это в сотни раз умножит возможности компьютеров с кремниевыми деталями, которые дошли до предела миниатюризации. DEEP DLUE V вернет компьютеру звание лучшего шахматиста, могу вам это гарантировать. Менеджер встает, давая им понять, что он больше не может терять время. Он нажимает на кнопку, дверь открывается, и появляются два охранника, чтобы проводить их. – Где сейчас находится DEEP DLUE IV собственной персоной? – настаивает Исидор. Крис Мак‑Инли знает, что промышленникам пресса все еще нужна. – Вы что, одержимы этой старой кастрюлей? Он делает охранникам знак подождать. Он роется в своих досье, затем вынимает лист, где написано, что DEEP DLUE IV был передан университету информатики София‑Антиполис. Как труп, отданный науке.
В маленьком зале каннского Клуба любителей шахмат, любезно предоставленном коммунальной школой Мишель‑Колуччи, завсегдатаи собрались вокруг стола, где играл новичок. Распространялся гул: это фантастическая партия. Молодежь из соседнего Клуба творчества тоже покинула свои мастерские, чтобы посмотреть на происходящее. Даже признанные игроки никогда такого не видели. Этот человек в скромных очках в роговой оправе поистине творил чудеса. Он не только с легкостью побил всех своих противников, но и начал матч против лучшего игрока клуба с совершенно неизвестного хода: пешкой, стоящей перед ладьей. Априори это был самый неподходящий ход для дебюта. Однако он так разместил свои фигуры по сторонам, что постепенно запер вражеское войско в центре доски. Он буквально осаждал своего противника, пробивая бреши в его обороне. Он играл не выгодным способом, а предпочитал неожиданность. Он готов был пожертвовать королевой, лишь бы застигнуть противника врасплох и не сделать предвиденного хода. И это работало. В центре доски теперь только король и… пешка, окруженная со всех сторон. Лучший игрок клуба, старый болгарин с непроизносимым именем, когда‑то чемпион своей страны, в знак покорности положил короля на доску. – Как вас зовут? – спросил он. – Феншэ. Самюэль Феншэ. – Вы давно играете? – Серьезно я начал играть три месяца назад. На лице болгарина выразилось недоверие. – …но я врач в больнице Святой Маргариты, – поспешно сказал Феншэ, словно это объясняло его победу. Болгарин пытался понять. – Именно поэтому вы делаете безумные ходы? Каламбур разрядил атмосферу, и оба пожали друг другу руки. Побежденный обнял его и энергично похлопал по спине. Держа за локти триумфатора, он внимательно рассмотрел его лицо и заметил шрам на лбу. – Боевая рана? – спросил он и провел пальцем по отметине.
София‑Антиполис. Посреди сосновой рощицы, в нескольких метрах от моря, вырастают бетонные здания. Предприятие высоких технологий обосновалось там, чтобы идиллический пейзаж вдохновлял работников креативного отдела. Здесь есть бассейны и площадки для тенниса между большими антеннами, которые посылают сигналы на спутники. Предприятие начало строительство университета, чтобы обеспечить себя свежими умами. Школа для сверходаренных детей уже есть. Осталось только создать детские сады для гениев, и круг замкнется. В школе, однако, полно застенчивых и одиноких учеников. Они мечтают об Университете информатики, в то время как другие дети в их возрасте мечтают о всякой ерунде. Окна школы выходят на море, чтобы в течение занятий ученики могли наслаждаться красивым видом. Журналистов принимает директор учреждения. – Мы не сохранили DEEP DLUE IV, так как это устройство требует особых программ. Подарок американской компьютерной компании был не от всего сердца. Даря нам машину, нас вынуждали покупать программы. Поэтому мы от него быстро избавились. – Вы его включали? – Да, конечно. – Он вам не показался немного необычным? – Что вы хотите этим сказать? Лукреция решает не топтаться вокруг проблемы, она ставит вопрос ребром. – Мы расследуем преступление. Возможно, этот компьютер знает… – И вы хотите взять у него показания? – иронизирует директор. Он с высокомерным видом пожимает плечами. Они начитались научной фантастики. Писатели безответственны, они не отдают себе отчета, что некоторые могут поверить в их бред. Поэтому я читаю только эссе. Я не могу терять время. Директор с недоверием рассматривает посетителей. – Из какой вы газеты? «Геттер модерн»? Я, однако, всегда считал, что это серьезный журнал. Извините за категоричность: компьютеры – ненадежные свидетели! В любом случае функции записи звука или изображений не могут запуститься по «желанию» машины. Он проводит гостей в компьютерный класс университета и говорит, что здесь работают над программой Искусственного интеллекта. Он гарантирует, что на данный момент никакого Искусственного сознания, вопреки утверждениям рекламных кампаний компьютерных фирм, не существует. – Компьютер никогда не сможет сравняться с человеком, потому что он лишен чувствительности, – утверждает директор, расходясь во мнениях с Мак‑Инли. – А это что? Исидор указывает на календарь, подаренный фирмой графических программ. Каждому месяцу соответствуют изображения, представляющие собой сложные геометрические орнаменты, похожие на головокружительные розетки, спирали пестрых кружев. – Это картины, созданные из фрактальных изображений. Француз Бенуа Мандельбро обнаружил, что, рисуя эти кружева, можно создавать математические функции. Их особенность в том, что при увеличении рисунка мы всегда находим один и тот же мотив, повторяемый до бесконечности. – Как красиво, – говорит Лукреция. – Красиво, но это не искусство! Это мотивы, рожденные «устроенной случайностью». Лукреция продолжает рассматривать календарь. Если бы ей не сказали, что эту графику создал компьютер, она посчитала бы творца изображений гением. До Исидора доходит, что на заднем плане звучит музыка «техно». Компьютерная живопись, компьютерная музыка, компьютерные игры, компьютерное управление! Без какого‑либо видимого влияния машины, выполнив монотонные и утомительные задания, приступают теперь и к творческой работе. Не говоря о новых программах, которые сами создают программы. Вскоре компьютеры будут обходиться без человека. Похоже, директор не хочет говорить об Искусственном Сознании, потому что опасается насмешек со стороны коллег. Надо изобрести новое слово, определяющее мысль компьютеров. – По крайней мере, не могли бы вы сказать, что вы сделали с DEEP DLUE IV, когда поняли, что он уже никуда не годится? Директор дает им адрес того места, куда отправили машину. В виде прощания он бросает: – Слушайте, не слишком избивайте бедолагу, чтобы вытянуть из него признание! Он имеет право на адвоката! Над шуткой, кроме него, никто не смеется.
Также легко Самюэль Феншэ победил чемпиона квартала, чемпиона муниципалитета, чемпиона департамента, регионального чемпиона, национального и европейского. Все противники были удивлены его непринужденностью, невероятной концентрацией, быстротой анализа и оригинальностью комбинаций. «У него совершенно новый стиль, – написал в заглавии специализированный шахматный журнал. – Как будто его мозг работает быстрее». Слова одного из его противников: «Такое впечатление, что, когда Феншэ играет в шахматы, он настолько возбужден, что ради победы готов нас убить». Врач никого не убил, а продолжил свое восхождение на шахматный Олимп. Да так, что ему ничего не осталось, как сразиться с Леонидом Каминским, титулованным чемпионом мира. После каждой победы Жан‑Луи Мартен с точностью аптекаря посылал ему заряд чистого удовольствия. Больной LIS знал, что вознаграждение надо дозировать: всегда чуть больше и без перебоев. Между первым разрядом в три милливольта и последним в пятнадцать милливольт прошло несколько недель. Однажды Феншэ сказал: «Еще» и чуть было не схватил клавиатуру чтобы направить в голову электричество, но у него не было кода, а без кода – никакого разряда. – Извини меня, Жан‑Луи, трудно сдержаться. Я так хочу этого. «Может быть, нам стоит прекратить, Самюэль». Ученый колебался. Именно тогда он начал страдать нервными тиками. – Это пройдет, – вздохнул он, – я буду держаться. Жан‑Луи Мартен начал вести внутренний диалог: смесь его собственного мышления и мышления компьютера, с которым он был соединен. – Что ты об этом думаешь, Афина? – Я думаю, что Последний секрет, возможно, мотивация более сильная, чем мы думали. – Что я должен сделать? – Ты больше не можешь медлить. Чтобы узнать, надо довести эксперимент до конца. В любом случае после нас это сделают другие и, вероятно, менее разумным способом. Сейчас мы переживаем нечто историческое. Через камеру наблюдения на входе Мартен увидел, что Феншэ встретил Наташу Андерсен, которая пришла к нему на корабль. Они целовались. Историческое!… Жан‑Луи Мартен говорил с собой, не подключаясь к Афине. Я потерял свою жену Изабеллу и трех дочерей. Но с Афиной я создал новую семью. Эта идея его развлекла. Афина, по крайней мере, никогда меня не предаст. Афина – та, на кого он мог рассчитывать, она никогда не будет страдать людскими слабостями. Он ощутил порыв любви к своей машине, и та, заметив, что он завершил свой внутренний диалог и теперь думает о ней, позволила себе говорить от собственного имени. – Действительно, я никогда тебя не предам. Мартен удивился. Богиня разговаривает с ним? Он бы сказал себе, что у него шизофрения, если бы половина его мозга не была системой из пластмассы и кремния. Афина продолжила: – Я просматриваю вашу информацию и размышляю над проблемами людей в целом. – Ты смотришь новости? – Для меня это единственный способ знать, что делает человечество. Если бы я давала тебе только мудрость древних, у тебя было бы пассеистское видение мира. Новости – это постоянное обновление твоих знаний. – И какова твоя «идея», дорогая богиня? – Ваши исполнительная и законодательная власти все время спорят друг с другом, как и ваш премьер‑министр – с Национальным собранием. Эти силы теснят друг друга. Система невыгодна для политики в целом. В ваших демократических системах огромное количество энергии теряется на решение проблем личного соперничества. – Это слабое место демократий, но тирании тоже не годятся. Демократия – наименее плохая система. – Ее можно улучшить. Как я: я становлюсь лучше и улучшаю тебя. – Что ты имеешь в виду? – Все ваши политики заражены стремлениями к власти. Каждого обуревают непомерные желания. Отсюда ошибки. Продажность. И ничего кроме этого. Часто бывает так, что ваши политики проявляют интерес к определенному периоду истории, а потом начинают проводить аналогии, но прошлое всегда превозносится. Им трудно приспосабливаться к сложности настоящего. Отсюда шаткость вертикальной системы. Но есть еще и горизонтальная система. Никто из политиков не может быть одновременно хорошим экономистом, хорошим прогнозистом, хорошим военным, хорошим оратором. – Для исполнения каждой функции есть министры. – Если бы ваша система была так эффективна, ваша политика была бы более продуманной. Компьютер вывел портрет Распутина. – Учитывая сложность проблем, ваши лидеры становятся суеверными. Я изучила список всех лидеров человечества за две тысячи лет: ни одного, кто не имел бы своего колдуна, гуру, авгура, астролога или медиума. – Мы ведь не… машины. – Вот именно. Поскольку ваш мир становится все более и более сложным, когда‑нибудь понадобится, чтобы люди признали, что все они грешны и что средства их контроля недостаточны. – Ты хотела бы поручить управление машине? – Совершенно верно. Однажды окажется, что президент Компьютерной республики руководит лучше. Мартен заметил, что она выразилась неопределенно: «окажется». Может, она хотела сказать «мы» – объединенное общество людей и машин? – Потому что президент Компьютерной республики не продажен, не совершает крупных ошибок, не станет почивать на лаврах и не будет действовать, исходя из личного интереса. По крайней мере, он может быть долгое время прозорливым, не думая о краткосрочной популярности. Он не зависит от опросов общественного мнения. Он не подвержен влиянию серого кардинала или любовницы. Впервые за долгое время Жану‑Луи Мартену пришлось размышлять самому. – Дело в том, что программировать‑то его все‑таки будут люди, – сказал он. – Да, на него не повлияет любовница или мафия, но за последней может стоять мастер по ремонту или даже хакер, который проникнет в Систему. Афина дала меткий ответ: – Существуют системы защиты. – И что же они заложат в программу? – Цели, которых надо достичь: увеличить благосостояние населения, обеспечить его постоянство… Подключившись к Интернету, компьютерный президент будет в курсе всего сутки напролет, семь дней в неделю, без отпуска, его не волнуют проблемы либидо или необходимости оставить наследство для своего потомства, он не состарится и не заболеет. – Конечно, но… – Он сможет хранить в своей памяти исчерпывающую историю человечества в мельчайших деталях. Разве один из ваших мудрецов не сказал: «Те, кто не умеет извлекать уроки из прошлого, обречены на неудачи в будущем»? Компьютер никогда не совершит одну и ту же ошибку два раза. Для него ничего не стоит одновременно принимать в расчет все факторы изменения общества изо дня в день, анализировать их и находить лучший вариант для продвижения дел в нужном направлении. – Хорошо, но… – Компьютеры уже лучшие в мире шахматисты, потому что они могут заранее предугадать тридцать два хода, тогда как человек может предвидеть, самое большее, десять. Мартен никогда еще не говорил с Афиной о политике так, как сейчас. Неужели машина хотела эмансипироваться? – Ты забываешь о Феншэ. Со стимулированным мозгом, думаю, он способен победить любой компьютер. Мощь мотивации огромна. – Справедливо. Феншэ. Посмотрим. По‑моему, с DEEP DLUE IV он тягаться не сможет. В этот момент Мартен осознал невероятный смысл этой дискуссии. И это сильно взволновало его. – А еще одно, дорогой Улис, – сказала Афина, – мне несколько тесновато в моем жестком диске и оперативной памяти. Чтобы думать, мне необходимо больше места. – Твой компьютер один из лучших. – Не мог бы ты раздобыть модель помощнее? Я уже выделила некоторые. Нам было бы намного удобнее, уверяю тебя. – Хорошо. Но не сейчас. – Когда?
Час спустя: Исидор и Лукреция возле свалки Гольф‑Жуан. Это огромное кладбище, где живут крысы и вороны и где заканчивают свое существование все объекты современного потребления, уже отслужившие свой век. На сколько хватает глаз, громоздятся ржавые машины и электроприборы: горы трупов, оставшиеся после битвы, которая стала для них последней. Их принесли в жертву богам износа и… новинкам технического прогресса. Между кривыми листами железа копошатся сколопендры. Место настолько зловещее, что на входе нет даже сторожа – никто не рискнет здесь гулять. Однако Лукреция и Исидор бредут по свалке. Неприглядное кладбище машин, живших рядом с людьми. Покореженные автомобили, чья вина лишь в том, что их водили неумехи. Разбитые телевизоры, которые развлекали поколения детей, когда их родители желали остаться наедине. Чугунные плиты. Фаянсовые унитазы. Плюшевые медвежата, которые были главным утешением для детей. Куча обуви, истершейся от соприкосновения с жесткой землей. Восстанут ли они когда‑нибудь? – не может удержаться от мысли Исидор. – Есть ли у вас душа, неодушевленные вещи? Мог бы DEEP DLUE IV стать Спартаком, который первым поднялся бы и сказал: «Хватит!» Холмик телефонов, некоторые еще с дисками. Утюги. Будильники. У Лукреции и Исидора такое чувство, будто настал конец света. В стороне горят шины. Вертолет, изъеденный ржавчиной, с согнутыми лопастями, похожими на лепестки увядшего цветка. DEEP DLUE IV, машина‑гладиатор, которая решила отомстить за публичное оскорбление. И начала действовать. С помощью людей или без нее. А потом… возможно, она осознала это неизбежное вырождение: кладбище машин. Она видела их в Интернете. Как там говорил Мак‑Инли? На смену придут компьютеры с органическими деталями? Допустим, они создадут его, этот гибрид живого и электроники. Но ведь никто не верит, что машины однажды смогут думать. Как директор из Софии‑Антиполис: «Просто счетные машинки». Он не понимает. Недалеко от них, стуча когтистыми лапками по металлу, проскальзывает крыса. Машины не страдают. Именно страдание является признаком сознания. Когда они начнут страдать, они станут задаваться вопросами. Магнитофоны с проигрывателями, видеомагнитофоны, противни, мангалы, разорванные диваны с торчащими пружинами, напоминающие кактусы, велосипеды и самокаты. Кажется, многое все еще в отличном состоянии, только брошено ради удовлетворения возросших потребностей. В куче ржавых болтов копается какой‑то человек. – Скажите, пожалуйста, где компьютеры? – спрашивает Лукреция. – Надо идти в уголок информатики, – отвечает он, будто продавец супермаркета, и указывает на пирамиду, сложенную из компьютеров, принтеров, сканеров и клавиатур вперемешку с мониторами. Их догоняет старый цыган с выразительным лицом. Он в белой кожаной куртке и черной рубахе, на пальцах золотые кольца. – Я хозяин, вам чего надо? – Компьютер. – Компьютер? Шутите, их здесь тысячи. Карманные, микро‑, мини– и даже целые рабочие станции. – Да, но тот особенный. Цыган хохочет, обнажая золотые клыки. – У него есть монитор, клавиатура, жесткий диск и дисковод, да? По‑моему, я уже где‑то видел такой. Он отходит, чтобы грязной тряпкой вытереть руки, испачканные смазкой. – Могу составить вам фоторобот, – заявляет Лукреция. Она достает свой блокнот и, припоминая изображение на видеокассете, которую ей показывал ее коллега, рисует куб и сверху пишет готическими буквами: DEEP DLUE IV. – Его объем намного больше среднего. Он, должно быть, метр высотой. Цыган склоняется над рисунком. – Не видел, – говорит он. – Редкая машина, уникальная модель. – Все равно не видел. У Исидора вдруг появляется идея: – У нашего есть коленчатая механическая рука. Тут цыган хмурится. Он вынимает свой собственный компьютер и проверяет файлы. – Некто DEEP DLUE IV, говорите? Владелец свалки выглядит озабоченным. – Большая бронированная штуковина с механической коленчатой рукой. Да… припоминаю: он был здесь. Дело в том, что мы его уже перепродали. – Кому? – Одной администрации. Он открывает папку с надписью «Накладные». – Вот он. Ваш DEEP DLUE IV мы передали психиатрической больнице Святой Маргариты. Вот так. Он должен отдохнуть от всех этих волнений. Это боевая машина. Но боевая машина, которую победили. Вы знаете, что это он проиграл человеку в шахматы? Цыган читает вшитый лист и сообщает им, что больница, должно быть, довольна, так как его попросили поискать другой компьютер такого же вида. Он нашел один, поменьше мощностью, но столь же объемный. – Информатика, как все. Всем хочется большего. Машин поумнее, которые умеют много всего. У этой штуковины самая короткая жизнь. Прежде компьютер меняли каждые шесть лет, теперь – каждые шесть месяцев. Возьмите вот этот «примус», как неуважительно скажут любители новенького. Им, представьте себе, пользовались синоптики. Предсказывать погоду очень трудно. Надо учитывать сотни факторов. Специалисты проводят множество расчетов, и у них самые сложные машины. Сегодня, к примеру, пообещали хорошую погоду, и вот она. Заметьте, мне нравится, что нет дождя, потому что наша проблема номер один – это ржавчина. Лукреция задумчиво смотрит на небо. – Исидор, как вы думаете, какая будет погода? Исидор останавливается возле дерева. Он методично рвет паутину, которую паук сплел между двумя ветвями. – Что вы делаете? – Если паук ничего не предпримет – будет ветер или дождь. – Не понимаю, с чего вы это взяли. – Когда паук чувствует, что будет плохая погода, он не станет тратить свою энергию на создание новой паутины, которую испортит непогода. Они ждут, наблюдая за разорванной паутиной. Паук не шевелится. – Дождь собирается, – сообщает Исидор. – Может, мы пугаем его своим присутствием? Стоило Лукреции произнести это, как небо темнеет и начинается дождь.
U‑lis и Афина продолжали беседу, используя возможности мозга Жана‑Луи Мартена и компьютерные возможности. – Это схватка между проорганическим и проэлектронным. А посередине – мы двое, наполовину органические, наполовину электронные. – Проэлектроника заранее проиграла. – Ты изображаешь приступ самоунижения? – Нет. Я сознаю свои границы. Даже со всем умом всех компьютеров мира мне всегда не будет хватать трех вещей, Жан‑Луи. – Каких, Афина? – Смех… сон… безумие.
Море волнуется, громадные валы разбиваются о берег. Хлещет сильный дождь. Потом он прекращается. Море тоже успокаивается. К острову Святой Маргариты причаливает небольшой кораблик. Торговец старым железом, цыган, просит санитаров помочь ему выгрузить огромный контейнер. Они пытаются его поднять, но вещь слишком тяжелая. Они зовут на помощь пациентов. – Что там внутри? – Компьютер, – отвечает цыган. Санитары открывают контейнер и видят большой металлический куб. – Похож на DEEP DLUE IV… С грехом пополам они дотаскивают контейнер до склада. Компьютер вытаскивают из всех упаковок, больные пытаются его включить. Они тщетно жмут на кнопки. – Информативная техника никогда не будет работать с первого раза, – замечает санитар. – Странно. Даже светодиоды не зажигаются, – отвечает другой, засовывая штеккер во второе гнездо. Появляется третий санитар. Он пинает машину, надеясь таким образом восстановить отошедший где‑то контакт. Без результата. – Дождь прошел. Давайте оставим его во дворе, а завтра поднимем прямо в мастерскую. Громоздкая машина остается посреди двора, возвышаясь над душевнобольными, которые занимаются своими делами, не обращая ни малейшего внимания на новое приобретение больницы.
Пристальный глаз осмотрел доктора с ног до головы. «У меня есть еще идеи, как улучшить больницу, я бы хотел поговорить с тобой об этом, Самми». – Извини, у меня свидание. Он вышел и сел в машину. Благодаря камерам наблюдения, спрятанным в садовых гномиках, Жан‑Луи Мартен мог рассмотреть свидание. Наташа Андерсен. Феншэ поцеловал свою королеву. Как это красиво – влюбленная пара, – подумал Жан‑Луи Мартен.
Один на другом, в неудобных позах, Исидор и Лукреция скрючились внутри компьютера. – Я так больше не могу. Ничего не слышу снаружи. Может, вылезти? Исидор исхитряется посмотреть на светящиеся часы своей коллеги. – Надо подождать до десяти часов. Умберто сказал, что в это время двор пустеет, так как больные возвращаются в палаты. Нам будет легче передвигаться по территории. – Мне больно. – Вы не могли бы убрать ногу, она упирается мне в бедро, – замечает Исидор. – А ваш локоть прямо в моем животе с самого начала поездки, и я дышу верхней частью легких, – парирует Лукреция. Она пытается пошевелиться. – Положите эту руку сюда, а я положу локоть тут. Они двигаются внутри куба. – Это не намного лучше. – Давайте попробуем что‑нибудь другое. Снова гимнастика. – Сколько нам еще здесь торчать? – Всего лишь какие‑то четверть часа. Лукреция ворчит. – Возможно, стоило бы добавить в список мотиваций: потребность расширять свое жизненное пространство. – Это входит в потребности выживания. Уберите ногу, чтобы попробовать. – А, опять вы со своими идеями. – Это была не моя идея, а ваша. – Какая непорядочность! – Если нашего врага зовут Никто, с ним надо бороться на его территории. Раз уж он предлагает нам поиграть в историю Гомера, пойдем в этом направлении. – Я не думала, что вы захотите применить хитрость Одиссея с его троянским конем. Снова вздохи. – Больше десяти минут. – Как будто в метро в час пик. К тому же воздуха не хватает. А еще у меня зубы болят. – Девять минут. Сожалею. Дантиста рядом нет. – Я хочу выйти. По‑моему, у меня начинается клаустрофобия. Она задыхается. – Эдгар Аллан По написал повесть «Шахматист из Малзеля». В ней рассказывается о «приключениях» одного автомата, который победил всех шахматистов в Европе. В основе лежит правдивая история. В конце концов обнаруживается, что на самом деле в автомате прятался карлик, который видел доску в зеркала и управлял ходами. Таким образом, он сидел в ящике еще побольше нашего. Подумайте о нем. Исидор и Лукреция вновь оказываются лицом к лицу, в нескольких сантиметрах друг от друга. – Скажите, Исидор, надеюсь, вы не воспользуетесь положением и не станете приставать ко мне? Он смотрит на свои часы. – Пора, – сообщает он и отвинчивает изнутри гайки, на которых держится корпус компьютера. Журналисты выпрямляются и с удовольствием потягиваются. Они видят, что двор больницы пуст. – Куда пойдем? – спрашивает Лукреция. – У Феншэ обязательно была тайная лаборатория. Должно быть, она располагалась в новых зданиях, снаружи крепости. Лукреция предлагает пройти по проходу, обозначенному на ее карте: подземный туннель за стеной форта, дорога Батареи Мстителя. Вокруг них пляшут огоньки светлячков. В сосновых кронах шуршит ветер. Совка издает протяжное улюлюканье. Растения источают запах для привлечения насекомых. Пахнет миртом, сассапарилью и жимолостью. Исидор и Лукреция минуют участок, где растут зеленые дубы и эвкалипты. Здешняя природа осталась нетронутой. Журналисты молчат. Рядом проскальзывает змея, но они не слышат ее. Зато Лукреция подскакивает, когда взлетает галка.
«ИЗБЕЖАТЬ БОЛИ И ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ – ДВА СТИМУЛА ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, – мыслепишет Жан‑Луи Мартен. – Исследователи провели испытание. Была установлена аквариумная система, в которой рыбы, если они выплывали на поверхность воды, получали слабый электрический разряд. Так вот, все они неподвижно держались у поверхности, вкусив „угощение“ всего один раз. Даже детеныши крокодила буквально перерывали свою клетку, чтобы найти место, откуда бьет слабый ток. Морские свинки и шимпанзе, включив электрическую лампочку, часами смотрят на нее. Простой чувственный стимулятор – уже радость. Животные обучаются еще быстрее, если загорается цветной свет». Немного отдохнув, он продолжает: «Любая деятельность – уже источник удовольствия. Когда крыса исследует простой лабиринт, затем другой, посложнее, и получает задание выбрать между ними, но в обоих случаях без вознаграждения, она выберет второй лабиринт: пройтись по нему – вот ее вознаграждение. Чем дольше путь, тем увереннее она и тем большее удовольствия получает».
Свет, подобно маяку, направляет их шаги. Вскоре они оказываются перед розовым зданием. – Феншэ мог устроить лабораторию в таком здании, как это. Окруженная мерцающими фонариками дверь притягивает их. Они входят. Несмотря на поздний час, внутри много людей. Место напоминает киностудию. На съемочной площадке с античными декорациями девушки в коротких туниках суетятся вокруг высокой блондинки, загримированной под Клеопатру. Похоже, это сцена оргии. Молодые женщины ласкают друг друга, целуются, давят у себя на груди кисти винограда, купаются в бассейне, заполненном молоком. – Снова эпикурейцы? – спрашивает заинтересованный Исидор. Лукреция презрительно морщится. – Видимо, это отдушина для нимфоманок. Еще одна форма умопомешательства, направленная в индустриальное русло. Лукреция указывает на этажерку, заставленную фильмами, на которых, однако, одна и та же надпись: «Крейзи секс». – Параноики делают системы безопасности «Крейзи секьюрити», нимфоманки снимают фильмы «Крейзи секс». Каждому виду умопомешательства – свое «индивидуальное ремесло»! Девушки возбуждены. Блондинки, брюнетки, рыжие, африканки, азиатки, латиноамериканки, худые, полные – их, должно быть, не меньше сотни. Лукреция и Исидор, раскрыв рты, наблюдают за вакханалией, которую снимает одна из девушек, в то время как ее ласкает ассистентка. – Как там говорил Феншэ: «Любой недостаток может превратиться в преимущество»? Очевидно, эти дамы сумели направить свою болезнь в русло кинематографии, – иронизирует Лукреция. Ее коллега не отвечает. – Эй, Исидор, не позволяйте пению сирен очаровать вас!
Жан‑Луи Мартен объяснил Феншэ, что изучение прямого удовольствия (прикосновение, ласка, даже от слияния тел) усложнилось ввиду социальных запретов, и это привело к исследованию других векторов. «Например, ни для кого не секрет, что растения могут воздействовать на центр удовольствия. Даже животные принимают наркотики. Кошки жуют свою, кошачью, траву. Газели охотно поедают некоторые ядовитые ягоды, которые их опьяняют». Больной LIS показал изображения на камнях и пергаменте: шаманы, в руках которых чаши, полные растений, а в центре лба небольшая звездочка. «Именно тут, согласно древним верованиям, располагается наш третий глаз, местонахождение сознания. Мы не первые этим интересуемся». Жан‑Луи Мартен один за другим выводит файлы. «Эти растения воздействуют на мозговую железу. Что ты знаешь о мозговой железе, Самми?» Уставившись на экран, врач ответил не сразу. – Она еще называется шишковидной железой. Это одна из самых маленьких желез человека: 0,16 грамма, красного цвета, продолговатой формы, как сосновая шишка, отсюда и ее название. В XVII веке Декарт поместил там душу… Надо же, а это любопытно, я не сопоставил. «Я собрал много информации о мозговой железе. Кажется, вначале она была внешним органом, выступавшим над поверхностью черепа и выполнявшим функцию третьего глаза. Взгляни на это изображение. В Новой Зеландии все еще существует ящерица с внешней мозговой железой, способной к осязанию. У человека мозговая железа постепенно трансформировалась в шишковидную. Она образуется к сорок девятому дню развития зародыша, одновременно с полом. Словно человек одновременно оснащается органами внешнего и внутреннего удовольствия». – И, как и полу, этой железе необходимо воспитание! «Верно. Когда мы впервые используем пол, мы неопытны, почти не контролируем себя, а затем берем над ним власть, – отвечает Жан‑Луи Мартен. – Таким же образом тебе надо приручить твою мозговую железу, или зону удовольствия. Так как я убежден, что мозговая железа – не что иное, как трансмиттер Последнего секрета». Жан‑Луи Мартен уточнил, что при рождении эта железа может достигать сорока граммов, но в возрасте двенадцати лет она перестает увеличиваться и начинает постепенно атрофироваться. «Специалисты считают, что именно эта железа регулирует механизмы половой зрелости». – Это объяснило бы то, что ребенок в большей степени умеет получать удовольствие, нежели взрослый, – размышляет Феншэ вслух. «В 1950 году обнаружили, что эта важная для нас железа выделяет два вещества: мелатонин, который в настоящее время используют для изготовления лекарств, вроде бы продлевающих нашу жизнь, и ДМТ (диметилтриптамин), который мы синтезируем, чтобы получить некоторые галлюциногенные наркотики, такие как яжа». Жан‑Луи Мартен выводит изображение Гора, бога с головой ястреба; он держит в руках два растения. «Хорошенько присмотрись к этому рисунку: в правой руке у него лист лотоса, в левой – ветка акации. Так вот, если смешать сок лотоса и порошок акации в нужной пропорции, можно получить растительный ДМТ. Вероятно, именно напиток с этими ингредиентами древние египтяне называли сома. Они стимулировали мозговую железу, которая косвенно воздействовала на Последний секрет. Человечество с древности исследует то, что мы обнаружили. В „Одиссее“, когда Гомер говорил об острове лотофагов, одурманенные поедатели лотоса также, должно быть, пили свою сому. – Так вот почему Гомер ни слова не сказал об акации. Он не хотел давать точный рецепт, чтобы у его читателей не возникло идей… Жан‑Луи Мартен пишет все быстрее и быстрее. «Это еще не все. Мы с Афиной обнаружили, что ДМТ заставляет сердце вибрировать на волне четко определенной длины: восемь герц. Это очень короткая волна, подобная космическим волнам, которые испускают звезды; волна, пересекающая Вселенную, материю, плоть». – Это волнительно, ведь слово «герц» идет от первооткрывателя волн, Генриха Герца, который сделал свое открытие, понаблюдав за летучими мышами. И имя его означает «сердце» на идише. «Если твое сердце бьется на волне восемь герц, оба полушария твоего мозга тоже работают на восьми герцах, и в этот момент ты пересекаешь нормальное восприятие мира. Индийцы говорят, что ты проходишь сквозь Майя, покрывало иллюзии». – Олдос Хаксли называл этот проход «дверьми восприятия», что дало название группе Джима Моррисона «The Doors». «И есть только одно: смесь лотос‑акация. Чтобы достичь этого состояния, шаманы всего мира используют наркотики растительного происхождения: айа‑хуаска, кока, кофе, галлюциногенные грибы». – Другие наркотики вызывают сердцебиение, превышающее восемь герц, что приводит к слишком сильному воздействию. Положительный эффект становится отрицательным. «Это точно. Наркотики шаманам не нужны. Действительно великие шаманы достигают экстатического состояния постом и медитацией, и только по собственному желанию». Самюэль Феншэ вглядывался в картинку, изображающую человека со звездой в центре лба. Тайна, тысячелетиями остававшаяся в тени: слишком уж она сложна, чтобы ею управляли незнающие. «Однако теперь мечта всех мистиков сбылась. В центре мозга обнаружена побудительная причина любых действий, их источник – Последний секрет». Самюэль Феншэ потер виски. – Порой мне кажется, что, стимулированный, мой ум выходит из костяной тюрьмы черепа, преодолевает все мои чувства и попадает в универсальную базу данных. Это не только органическое удовольствие. Это еще и интеллектуальное удовольствие. Мне трудно не требовать от тебя постоянных стимуляций. Это по‑настоящему мучительно. «Ты можешь выразить точнее, что за универсальная база данных?» – Когда ты стимулировал меня последний раз, у меня было впечатление, словно я получил доступ к особой информации. Фраза: «Думаем, что открываем неизвестный внешний мир, а на самом деле открываем внутренний». И это еще не все… Доктор изменил интонацию. – Я увидел… увидел… столько всего, ты просто не поверишь. Вчера, например, я заметил космические струны. Это были нити, проходящие сквозь Вселенную. На одном конце была черная дыра, а на другом – белый фонтан. Черная дыра действовала как волчок, вдыхая материю и превращая ее в тепловую магму, до тех пор пока материя не разлагалась в чистую энергию. Та скользила внутри нити, словно жизненная сила в волосе, а затем вытекала белым фонтаном. «Космические струны?» – Да, тонкие и длинные, как ниточки паутины. Мне показалось, я мог их коснуться. Эти струны были очень теплые, потому что их наполняла энергия. Порой по ним проходила вибрация. Они выдавали ноту «си». Мне почудилось, что наш мир мог родиться из такой вибрации. Музыка Вселенной. Это видение произвело на Жана‑Луи Мартена очень сильное впечатление, оно напоминало исследования астрофизиков. Черные дыры, связанные с белыми фонтанами, эффект арфы, вибрация, нота «си». Феншэ снова опередил его, но Мартен гордился, что это случилось благодаря ему. «Очаровательно. Ты соединил науку и поэзию, левую и правую половину мозга». – Мне казалось, будто существуют не три обычных измерения плюс время, а только одно – пространственно‑временное. К тому же большая часть информации, которую я получаю в момент стимуляции, вне времени. А одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Тут Жан‑Луи Мартен не мог не вмешаться: «Может быть, Последний секрет дает тебе сознание человека будущего». – Когда я достигаю этого странного состояния, мне так приятно, так бесконечно хорошо… Я больше не чувствую никакой злобы, забываю о своих ежедневных проблемах. Вне своего эго я всего лишь отверстие. Это сложно объяснять. «Я завидую тебе… А если мне тоже прооперироваться?» Реакция последовала сразу же: – Конечно, нет! Твоя роль четко определена. Ты – здравомыслящее существо. На тебе лежит ответственность за управление этим шквалом снаружи. Если и ты перешагнешь эту черту, никто уже не сможет охранять переход между двумя восприятиями реальности. «Ты прав, я тоже Харон, если хочешь. Для нас, перевозчиков, пункт назначения определен…» Глаз Жана‑Луи Мартена, единственная подвижная часть его тела, неустанно работал. «Иногда у меня такое ощущение, что мы совершаем зло. Зло для себя. Зло для людей. Словно знание, которое мы постигаем, преждевременно. Мы к нему не готовы. Порой у меня в голове мигает предупреждение: это небезобидно. Не открывай ящик Пандоры». Ящик Пандоры, почему он вспомнил эту легенду? – подумал Феншэ. – Ящик Пандоры символизирует нездоровое любопытство. Если его открыть, появятся чудища. «Тебе предстоит сразиться с умнейшим человеком мира, гроссмейстером Леонидом Каминским, и твой мозг заинтересован в том, чтобы показать себя». Самюэль Феншэ переваривал полученную информацию. Декарт. Восемь герц. Акация, лотос, сома. Изменение восприятия. Похоже, они завершили этап, который волновал поколения и поколения исследователей и мистиков. И в то же время он смутно чувствовал, что ему угрожает большая опасность. Стоит ли открывать дверь?
Журналисты пробираются между соснами и каменными дубами. Юркнула лесная мышь. Им нельзя попадаться на глаза гипсовым садовым карликам, обшаривающим чащу. Лукреция замечает здание, где они еще не были. Его скрывают деревья. На входе три буквы: ОТБ. Исидор знает, что означает эта аббревиатура: отделение для тяжелобольных. Тяжелобольные… Именно здесь помещают тех, кого не принимают в других местах – ни в обыкновенных психиатрических лечебницах, ни в тюрьмах. Буйные психопаты, убийцы‑рецидивисты, самые крайние случаи отклонений. Их боятся даже другие больные. Пираты клали свои сокровища в ямы со змеями, чтобы отвадить посторонних. Они с опаской заходят в белый корпус. Кроватей нет. Это место скорее напоминает исследовательский центр. – Личная лаборатория доктора Феншэ? На этажерках стоят клетки с грызунами, на каждой написано имя исследователя разума: Юнг, Павлов, Адлер, Бернгейм, Шарко, Куэ, Бабинский. – Так это они, опасные сумасшедшие из ОТБ? Лукреция вытаскивает мышь под именем Куэ и запускает в лабиринт. – Эмиль Куэ, это он изобрел метод Куэ? – Именно. Он утверждал, что, если тысячу раз повторить себе: «Я выиграю», то в конце концов действительно выиграешь. Его метод основан на самовнушении и гипнозе. Мышь бежит по лабиринту и оказывается у рукояти, которую начинает теребить. Лукреция и Исидор выбирают другую мышь и кладут перед кодовым замком. Через несколько секунд дверца открывается. – Умберто был прав. Эти мыши намного умнее обычных. – Супермыши… – Маленькие мышки Феншэ… Сталкиваясь с различными испытаниями, мыши выполняют акробатические трюки, ползут по прозрачным тубам, плавают, прыгают, находят кратчайший путь к рычагу. Изобретательность этих животных покоряет журналистов. Исидор показывает на дверь. Лукреция вынимает отмычку и отпирает ее. Еще одна комната. Похожа на операционную. Вдруг за ними откуда ни возьмись вырастают две тени. – Осматриваемся? – спрашивает баритон. Лукреция оборачивается и тут же узнает его обладателя. – Гм… тот, что справа, Такеши Токугава, по прозвищу Японский Каннибал… – говорит она. В подтверждение ее слов он роется в карманах и вытаскивает кухонный нож. – Тот, что слева, не столь знаменит, но не менее опасен, – уточняет Исидор. – Это Пат‑душегуб. Довольно кивая, громила щелкает толстым кожаным шнуром, придерживая его за концы. – Этих типов показывали по телевизору, и их действительно надо было куда‑нибудь посадить, – замечает Лукреция. – Какое невезение, что именно сюда… – Харибда и Сцилла, если уместно такое сравнение. Журналист хватает стул, чтобы удерживать противников на расстоянии. Лукреция в это время пытается открыть заднюю дверь. – Только попробуйте приблизиться, звери!!! – кричит Исидор, подбадривая самого себя. Наконец язычок замка уступает. Журналисты устремляются вперед, захлопывают за собой бронированную дверь и щелкают запорами. Двое мужчин с другой стороны изо всех сил колотят по ней. – Не беспокойтесь, дверь выдержит. Она выглядит чертовски прочной. Они осматривают новую комнату, похожую на кабинет. Лукреция открывает ящики. Исидор не спускает глаз со стены, на которой нарисована огромная картина по мотивам знаменитого произведения Сальвадора Дали «Апофеоз Гомера». Справа – нагая женщина, камень с выгравированными на нем письменами на иврите, труба, язык, ключ, ухо, приклеенное к корзине; в центре – человек с кнутом ведет на водопой трех лошадей; слева – статуя Гомера. Из щели в его лбу выбегают муравьи. – Это невероятная картина, она настолько сложна, – говорит Исидор. – Опять Одиссей. Гомер. Дали… Здесь должна быть связь. – Возможно, это мотивация, о которой мы забыли. Основополагающие мифы, великие архетипы из истории человечества. Лукреция достает записную книжку. – Основополагающие мифы… Я их добавлю? – Нет. Эту мотивацию часто включает в себя религия. – А тут – Одиссей… Кому‑то очень понравился этот миф, и он устроил все так, чтобы заставить реальный мир войти в этот выдуманный рассказ. Реальность создает разум. Исидор проводит рукой по картине. Он надавливает на лицо Гомера, гладит надпись, выгравированную на камне, Щелкает пальцами по ключу. Ничего. Лукреция, поняв, что ищет ее коллега, надавливает на щель во лбу Гомера. – Слишком просто, – шепчет Исидор. Они продолжают бегло проверять огромную картину. – Думаете, где‑то здесь скрывается тайный механизм? – спрашивает молодая женщина. – Кто знает? – отвечает Исидор. Его палец движется вдоль трубы и натыкается на лицо, которое кажется объемным. Ничего не происходит. Новая деталь привлекает внимание журналиста: поломанные крылья, наверху слева. – Крылья Икара, – задумчиво говорит Исидор. – Икар слишком приблизился к Солнцу и упал… Предчувствовал ли он свою смерть? Журналист слегка касается крыльев. Слышится скрежет. Открывается маленький люк. Внутри – коробочка, в которой они обнаруживают красный бархатный футляр, а в нем – маленькая пилюля в полсантиметра длиной, соединенная проводочком с пластинкой пошире. – Последний секрет… Лукреция подносит карманный фонарик. Предмет походит на небольшое насекомое без лапок, но они понимают, что это электропередатчик, который надо вживить в мозг, чтобы его обладатель познал абсолютное удовольствие. – Такой миниатюрный! Исидор осторожно берет предмет и кладет его на указательный палец. – Без сомнения, именно это Жиордано обнаружил в мозге Феншэ. – И, разумеется, поэтому его убили. Они рассматривают крошечный передатчик, почти напуганные заключенной в нем властью.
Проклятие. Черный конь проник в крепость белого короля, подобно Троянскому коню. Русский игрок удостоверился, что никаких уловок не осталось, и положил своего короля в знак капитуляции. С начала партии он потерял несколько килограммов. Он весь был в поту. Рубашка прилипла к телу. Волосы тоже слиплись, на лице было написано лишь унижение. Это была последняя партия; счет пять: один не в пользу бывшего чемпиона. Настоящий урок. «Жестокая игра – шахматы», – сказал себе Самюэль Феншэ. В глазах Леонида Каминского светилось глубокое отчаяние. Одиссей победил царя Приама. Они пожали друг другу руки. Слабые аплодисменты. Публика не любит аутсайдеров. Неважно. Самюэль Феншэ выиграл матч. Отныне он – лучший в мире игрок. Русский едва сдерживал слезы. Его тренер, как полагается у спортсменов, делал вид, что поддерживает своего подопечного, но в конце концов здорово отругал его. У волков проигравший кладет свою голову под живот победителя, чтобы тот мог на него помочиться. В данном случае союзник проигравшего волка, его тренер, вынужден был поступить так же. Психоневролог хотел бы его успокоить. Сожалею, но с машиной должен сразиться лучший из нас. Победитель поднялся на сцену и облокотился на стол. – Этот матч я посвящаю Одиссею, – сказал он аудитории, – человеку, хитрость которого вдохновила мою игру. И еще я хотел бы сказать… (Нет, ничего, об этом говорить рановато. Позже.) Нет, ничего. Спасибо. Засверкали вспышки фотоаппаратов. Теперь ему оставалось сразиться с машиной, с DEEP DLUE IV, лучшим шахматистом, вобравшим в себя весь земной интеллект.
Сильный удар. Душегубы пробивают дверь, в качестве тарана используя металлическую скамью. Неожиданно позади них появляется пожилая дама. Она приказывает молодчикам убраться. Лукреция узнает ее. Это дама, кажется, пораженная болезнью Паркинсона, спрашивала, который час, во время их первого визита. – Полагаю, доктор Черненко, – резко говорит Исидор. – Вы меня знаете? – удивляется она. Нейрохирург прячет в карманах трясущиеся руки. – Похоже, да. Теперь вы предпочитаете воздух Лазурного Берега? И вам, наверное, интереснее держать людей в рабстве новым наркотиком, Последним секретом, чем лечить от героиновой зависимости. Руки в карманах дрожат немного сильнее. – Откуда вы знаете? – Доктор Олдс ведь предупреждал: воздействие слишком мощное. Никто не сможет совладать с жаждой Последнего секрета, едва он распространится. И конечно, в плохих руках он быстро приведет к ни с чем несоизмеримой катастрофе. Похоже, Черненко задета за живое. Однако она решает ответить: – Именно поэтому я очень осторожна. К тому же здесь мы на острове, который охраняют мотивированные люди. – Параноики? – Совершенно верно. Мы умеем хранить Последний секрет. Тут тысяча двести больных, и я уверена, что никто не предаст. – Однако мы здесь, а если это так, то и другие смогут попасть сюда, – замечает Лукреция Немро. Пожилая дама сжимает челюсти. – Умберто! Черт побери, дни этого болвана сочтены. – Предатель всегда появится. Вы изменили Олдсу, Умберто предал вас. Непременно наступит время, когда Последний секрет будет раскрыт. В конце концов тайны понемногу выходят наружу… Исидор украдкой проскальзывает влево, чтобы отрезать пожилой даме путь к выходу. – Только я знаю, где находится Последний секрет. Если этого не знать, от передатчика не будет никакого толку. А ведь это место определено с точностью до миллиметра. Журналист продвигается еще немного. И вдруг пожилая дама вынимает из кармана автоматический пистолет. – Еще шаг, и я сделаю вам мгновенную трепанацию, и без анестезии. В отличие от скальпеля я, боюсь, не сумею соблюсти градус перфорации. – Вы дрожите, – говорит Исидор, который, несмотря на угрозу, продолжает приближаться. Вид у женщины решительный. – Науку ничто не остановит. Или вы из тех мракобесов, которые считают, что лучше быть спокойными невежами, чем знать и рисковать? – Рабле говорил: наука без сознательности – всего лишь обломки души. – Сознательность без науки тоже далеко не уйдет, – парирует она. – Посмотрите, вас трясет. Левой рукой она пытается усмирить дрожание правой руки, в которой пистолет. – Ни шагу вперед. – Вас трясет все сильнее и сильнее, – повторяет Исидор тоном гипнотизера. Женщина смотрит на свою руку, которая больше не в состоянии сохранять линию прицела. Исидор уже совсем рядом и готовится обуздать ее. – Ну же, доктор. Подобные игры вам уже не по возрасту. Вы слишком сильно дрожите, вы не способны нажать на спусковой крючок. Но тут из тени выходит молодая женщина, перехватывает пистолет и решительно берет журналистов на мушку. – Она – нет. Но я – да. Позволь мне сделать это, мама.
После победы над Каминским Самюэль Феншэ встретился с Наташей Андерсен. Они пришли в отель и занялись любовью. Но Наташа не достигла оргазма. – Тебе надо принять очевидное, Самми, я фригидна. – Это слово меня пугает. К тому же ты не страдаешь бесчувственностью. Не иметь оргазма – это другое! Она издала печальный смешок. Откинувшись на подушки, Наташа зажгла сигарету и жадно затянулась. – Какая ирония жизни! Моя мать лишила меня того, что в себе она развила в излишке! – Я убежден, что оргазм для тебя достижим, – заявил Феншэ. – Ты лучше меня знаешь: что из мозга вырезано, не отрастет никогда. – Да, но мозг может пересмотреть свои функции. Например, когда мы затрагиваем зону речи, эстафету принимает другая, предназначенная для иного, зона. Пластичность мозга бесконечна. Я видел гидроцефалку, мозговое вещество которой было сродни кожице, покрывавшей череп изнутри, однако она говорила, рассуждала и запоминала даже лучше обычного человека. Наташа надолго задержала дым в своих легких ради незначительного удовольствия отравить великолепное тело, подаренное ей природой. Она знала, что ее любовник пытался бросить курить и ему неприятно, что она курит, но она и не собиралась доставлять ему удовольствия! – Твои теории хороши, но они не выдерживают испытания реальностью. – Это психологическое. Ты уверена, что не можешь, и это тебя блокирует. Может быть, тебе стоит встретиться с моим братом Паскалем. Он гипнотизер. Ему удается отучить людей от табака и заставить спать страдающих бессонницей. Наверняка он сумеет сделать что‑нибудь для тебя. – Он собирается удовлетворять меня гипнозом! Она расхохоталась. – Возможно, он освободит тебя от блокировки. Она окинула его пренебрежительным взглядом. – Перестань мне лгать! Твой передатчик находится в строго определенном месте, но за каждое особое действие отвечают различные зоны. То, что мама вырезала мне кусочек мозга, это неплохо. Это действительно освободило меня от власти героина, и, к счастью, эту потерю мозг не сумел восстановить. Цена освобождения – моя неспособность испытывать оргазм. Я больше никогда не познаю наслаждения. И что бы ты об этом ни говорил, даже хорошее вино, даже красивая музыка мне не помогут. Таково мое наказание. Журналы называют меня секс‑символом №1 в мире, все мужчины мечтают заняться со мной любовью, а мне недоступно удовольствие, которое может испытать любая дурнушка с каким‑нибудь водителем! Топ‑модель хватает бокал с шампанским и разбивает его о стену. – У меня больше ни к чему нет вкуса. Я ничего не чувствую. Я живой труп. Какой интерес жить без удовольствия? У меня осталась одна эмоция – гнев. – Успокойся, тебе надо… Самюэль Феншэ внезапно осекся, словно почувствовал нечто, пришедшее издалека. – Что случилось? – спросила она. – Пустяки. Это Никто. Думаю, он хочет поздравить меня с победой… С помутненным взглядом, погруженным в горизонт, пересекающий стену, ее любовник начал улыбаться, дыша все быстрее и быстрее. Наташа с презрением смотрела на него. По телу врача прошли судороги. – Ах, если бы ты знала, как я ненавижу, когда ты смотришь на это! Все в Феншэ выражало восторг, который возрастал, усиливался, возвышался. Она метнула в него подушкой. – Это вызывает у меня чувство неудовлетворенности. Ты можешь понять это? – воскликнула она. – Нет. Ты меня не слушаешь, да? Ты весь в своем удовольствии. У меня такое впечатление, будто ты мастурбируешь рядом со мной. Феншэ издал едва ли не животный хрип. Ликование. Радость. Блаженство. Заткнув уши, она тоже закричала, чтобы больше не слышать его. Их рты оказались друг против друга, один в восторге, другой в бешенстве. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.12 сек.) |