Вывод 5. Только в гармоничном союзе с христианской верой современная медицинская наука может принести пользу духовному и телесному здоровью человека
Иеродиакон Григорий (Кация) доктор медицинских наук
2 ноября 2010 года
[1] Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2005. С. 464.
[2] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Дух, душа и тело. М., 2004. С. 199–200.
[3] Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Клин, 2005. С. 255.
[4] Максим Исповедник, преподобный. Творения. М., 1994. Кн. 2. Ч. 1. С. 40–41.
[5] Платон. Собрание сочинений. М., 1971. Т. 3. С. 363.
[6] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2003. С. 115.
[7] Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. 1: Мистагогия. С. 163–165.
[8] Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 2005. С. 47.
[9] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. М., 2004. С. 23.
[10] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан. М., 2002. С. 180.
[11] Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. Киев, 2006. С. 219.
[12] Везалий Андрей. О строении человеческого тела. М., 1954. C. 705.
[13] Василий Великий, святитель. Творения. Т. 1. СПб., 1911. С. 96.
[14] Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. С. 43.
[15] Афанасий Великий, святитель. Творения. Ч. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1902. С. 169.
[16] Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. 1: Мистагогия. С. 161.
[17] См. об этом: Ларше Жан-Клод. Исцеление психических болезней. М., 2008. С. 46.
[18] Дионисий Ареопагит, святитель. О божественных именах. СПб., 1995. С. 113.
[19] Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 2005. С. 49.
[20] Ларше Жан-Клод. Исцеление психических болезней. С. 47.
[21] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан. С. 239–240.
[22] Шумаков. В.И. Трансплантология. М., 1995. С. 9.
[23] Там же.
[24] Филимонов Сергий, священник. Смерть мозга. Православный взгляд на проблему. СПб., 2003. С. 7–8.
[25] См.: Уолкер Э.А. Смерть мозга. М., 1988.
[26] Диагностика смерти мозга. М.: Департамент здравоохранения г. Москвы, 2003. С. 4.
[27] Декарт Рене. Сочинения. М., 1989. Т. 1. С. 78.
[28] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Дух, душа и тело. С. 220.
[29] Коржевский Вадим, священник. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. М., 2004. С. 383.
[30] См.: Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Издание Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
[31] Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Собеседования египетских отцов. М., 2003. С. 66.
[32] Иоанн, игумен Синайской горы, преподобный. Лествица. М., 2004. С. 218.
[33] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. М., 2006. Ч. 1. С. 322.
[34] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 2002. С. 122.
[35] Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2004. С. 162.
[36] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 152.
[37] Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. С. 162.
[38] Бураковский В.И. Первые шаги. Записки кардиохирурга. М., 1988. С. 77.
[39] Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977. С. 646.
[40] См.: Шумаков. В.И. Трансплантология.
[41] См.: Филимонов Сергий, священник. Смерть мозга. Православный взгляд на проблему.
[42] Гавриил (Краньчук), иеромонах. Афонское приношение современному человеку. Издание Единецко-Бричанской епархии, 2004. С. 76–77.
[43] См.: Агапит (Беловидов), архимандрит. Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1999.
Иеродиакон Григорий (Кация)О СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКАСердце, по учению святых отцов, есть орган общения человека с Богом. Современная же медицина склонна видеть в сердце лишь насос, перекачивающий кровь, который можно пересаживать от одного человека к другому. Развитие трансплантологии остро поставило вопрос и о том, что такое смерть человека. Но ответить на него нельзя, не ответив на другой вопрос: что такое человек?
| КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
2012-01-13 22:27 Владимир: спасибо за прочтенное!не даром говорилось "Господь в сердце" а если оно заменено на железное или животное,то человек робот,сердце это главный орган,его нельзя заменить как например стальную пластину на ноге вместо кости.
2010-11-28 18:15 Надежда: Очень интересно. Спасибо. Хочется сказать одно но. Еще прошло мало времени со дня первой пересадки сердца живого и искуственного. Время покажет повлияет ли это на душу в худшую или лучшую сторону. Если тело лишь "машина" причем времнная "временный механизм" для жизни на этой земле, механизм, которым управляет все равно душа, то не стоит беспокоиться. Это похоже на то как существуют разные марки автомобилей с разными деталями, у кого лучше у кого хуже у кого собственные детали, у кого замененные. Душа все равно этим всем управляет, а не наоборот. Кстати может поэтому искусственное срдце, эта железка так быстро портится, что не может подстроиться под сложные ритмы и движения души.
2010-11-15 14:11 роман и.: очень интересно и большое спасибо
2010-11-12 18:04 Роман: Еще пара слов на тему материального и духовного: Разница - материя как таковая становится причастной Божеству по воле Самого Бога(мощи святых, их одежды и т.д.), или какой-то функционал тела человека (мозг, сердце) вследствие своего уникального набора качеств "автоматически" несет в себе Бога и Его Энергии. Яркий пример - Евхаристия. Хлеб и вино становятся истинным Телом и истинной Кровью Христа Спасителя не потому, что это - пшеничный хлеб, или - виноградное вино (новомученики в тюрьмах служили на ягодном соке), и даже не потому, что прочитались молитвы. Здесь Бог на первом месте (Ты еси Приносяй и Приносимый...)- Таинство совершается через священника Самим Христом. И потом, никто не отменял слова: "рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух", а также "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Здесь Сам Спаситель проводит четкую грань между плотским, "необоженным", и духовным, соединившимся с Богом. Задача христианина - стяжать Дух Святый, преобразиться из плотского в духовного. Материя по отношению к духовности глубоко вторична. Даже смерть физическая (мозга, сердца и пр.)вторична по отношению к духовной смерти.(избави, Боже.) Можно поставить вопрос немного шире - не кровяное и плотское сердце содержит в себе Божественные Энергии ("Дух дышит, где хочет"), а Бог может воспринять в Свои небесные, духовные обители и душу человека, и его тело целиком (вспомним Божию Матерь, прор.Илию...). Спасибо.
2010-11-12 18:04 Роман: Ответ пользователю Goga Amortolon: вопрос плоти и духа затрагивает вл.Викентий в статье о почитании мощей святых: http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/12/my_poklonyaemsya_ne_telu_cheloveka_a_blagodati_bozhiej_kotoroj_propitano_ego_telo/
2010-11-12 09:34 gilauri: vopros k Varfolomeiu: a v chiix moschax naidet svoe mesto peresajzennoe serdze vo vremia vseobshego voskresenia? spasibo.
2010-11-10 19:19 Goga amortolon.: zdravstvuite. schitaiu, chto pozicia Romana 'negojze smeshivats duxovnoe s plotskim',nemnojzko nespravedliva k otnoshenii temi zatronutim otcom Grigoriem. Polagaiu, chto avtor etoi zamechatelnoi statii bil poniat v nevernom kontekste. Vedz 'Bog iavilsa vo ploti'(1.tim.3;16) i neredko bojestvennaia energia vxodzia v materiu (osviascheniem cerkoviu vodi, eleia i.t.d), eta materia stanovitsa mestom vstrechi cheloveka s Bogom. Vedz vkushaia plotiu sviatie dari evxaristii mi stremimsa stats chasticami Xrista ne tolko dushoiu, no i celikom, 'na samom dele'. 'Chastica ploti' mojet prinemats i daje peredovats Bojestvennuiu blagodats. A kak je netlennie moschi sviatix i chudotvornie kosti muchennikov? Cerkov s bolshim pochteniem otnositsa k telu usobshego cheloveka, ochischaia molitvoi i omivaia pred pogrebeniem. Poka mi ne angeli i poka mi escho vo ploti, nam, ludiam, kak suschestvam veschestvennim, neobxodimo skonstruirovats nashi rassujzdenia (v luboi sfere) kak v duxovnom, tak i v materialnom plane. Otricaia poslednee nam priamaia doroga k monofizitstvu.(Boje upasi). P.S. kakavo predstavits visechenoe serdce rasterzannogo v kolizee lvami sviatogo Egnatia Bogonosca, na kotoroi zolotimi bukvami blestalo imia Gospodne, grudoi mineralov, fiziologicheskoi chasticei ploti ili xotia bi organom dlia transplantacii dlia kogo bi i ne bilo. spasiBog vsem.
2010-11-09 15:46 gilauri: pozvoliu ne soglositsia s valera65, kotorii schitaet, chto s gibeliu mozga nastupaet i gibel lichnosti cheloveka, i napomnits, chto u bolshinstva xristianskix muchenikov sdelali ne transplantaciu, i daje ne trepanaciu a im priamo golovi otsekali i oni do six por tvoriat dobrie dela i pomogaiut liudam, mejdu prochim lichnostno!
2010-11-09 12:18 grinvich: ia prochital vashu statiu i mne ochen panravilas spasiba otcu grigola kaciam!
2010-11-09 04:44 Галина Борсуковская: Уход человека из жизни - это переход души в Мир иной. Это очень важный момент для бессмертной души человека. Определить этот момент может только Господь. Поэтому непозволительно смотреть на умирающего, беспомощного и беззащитного человека, как на набор органов, которые можно просто изымать. Это безбожно. Спасибо автору, за то что пишет правду. Статья очень убедительная, хорошо аргументированная и интересная. Я сама много раздумывала над устройством человеческого сердца и его связью с душой. Мне даже казалось, что есть какая-то связь между знаком "бесконечность", изображаемом в виде восьмерки и двумя кругами кровеносной системы. Интересным и символичным мне показался тот факт, что врач (и одновременно астроном), открывший второй круг кровообращения - Мигель Сервет, был сожжен в Швейцарии по личному распоряжению Кальвина - одному из главных идеологов протестантизма.
2010-11-09 00:02 вадим. врач невролог: есть ли богословы и священники с иным взглядом на данную проблему? Спасибо автору за поднятую тему!
2010-11-07 06:50 Анна: Здравствуйте! Очень интересная статья! По ее прочтении у меня сложились два вопроса: 1) Что можно сказать о душе тех, кому уже пересадили сердце? Что-то изменилось в личности этих людей? 2) Если говорить об уникальных свойствах сердца как органа, они же характерны и для животных. Но говорят, что животные не обладают душой. Что есть такое в сердце человека, чего нет в сердце животных? Действительно ужасает отождествление смерти со смертью головного мозга. Аналогичные вопросы этики затрагивает тема искуственного оплодотворения и последняя Нобелевская премия, присужденная Роберту Эдвардсу. По сути, чтобы родился один ребенок у неплодной семьи нужно применить в среднем 24 эмбриона, т.е. 23 эмброна должны погибнуть...И если 5 миллионов пар стали родителями при искусственном оплодотворении, можно посчитать ценой скольких жизней это достигнуто.
2010-11-06 13:19 Ирина: Искренне благодарю автора за замечательную статью и за вдохновение. Сердце О сердце! Ты не просто мышца, Ты нашу жизнь в себе хранишь. Сам Бог нам крест на сердце вышил, То путь, который мы вершим.
Ты тело силою питаешь, Толкаешь кровь и вверх и вниз. Мы ночью спим и отдыхаем, Одно лишь ты совсем не спишь.
Но кто тебя тогда питает? Как ты поддерживаешь жизнь? Миллисекунд тебе хватает, И поворот в спиральный винт.
О том все больше физиолог Расскажет правду о сердцах. А как душа? Сердечный холод? Иль радость сердца? Иль мечта?
Нет, здесь зарыт великий смысл, О нем нам Библия гласит: Из сердца ведь грехи все вышли. Вот потому – его храни!
Сакральный смысл в «делах сердечных». А ум нам дан дела вершить. Вот тут иди Законом Вечным, Иначе много нагрешишь.
Дана нам Господом молитва. Ее ты трепетно твори, А ум держи внутри, где мышца, Умом и сердцем, как дыши.
Молись и верь, угодно Богу, Когда в молитве с Ним вдвоем, Свои стремленья и тревоги Ему мы с сердцем отдаем.
Душа с молитвою, как сердце, Когда проходит кровоток, И вверх и вниз, и клапан-дверца, То к Господу наверх виток.
Душа бессмертна. Циклы эти Мы на земле должны ей дать. И с непрестанною молитвой Явится Божья Благодать.
И вот тогда уже не страшно Нам сознавать сердечный срок. И жизнь прожита не напрасно – Исполнен Господа урок. Свидетельство о публикации №11011056469
2010-11-05 19:29 Александр: Очень интересная тема. По-моему, не хватает следующей ссылки. Юркевич П.Д. "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия". М. Изд-во "Правда", 1999г.
2010-11-04 18:19 Сергий: Кстати, последние исследования показывают, что по иннервации сердце сравнимо с мозгом. А с пересадкой органов есть некоторые проблемы о которых специалисты очень не любят говорить.
2010-11-04 10:41 Valera65: "Смерть мозга не может быть приравнена к смерти человеческой личности." Печально это слышать от доктора медицинских наук. На самом деле, "негоже смешивать плотское и духовное", как написал Роман. После таких фраз и мыслей надо отменять трансплантацию физического сердца и обрекать на смерть духовное сердце другого, у которого нет смерти личности. Т.е. высшее подчинять низшему. Смерть мозга может быть приравнена к смерти человеческой личности. Если не понятно это автору статьи, то пускай ответит, что такое личность? И соответствует ли это понятие человеку со смертью мозга?
2010-11-03 23:56 Владимир: 1.Согласен с Романом, пусть на первый взгляд грубо сказано, но точно, но не будем придираться к словам, а также улавливать в слове. "Говорить, что кусок плоти человека с определенными физиологическими функциями является одновременно и органом духовного восприятия Божественных энергий - граничит с кощунством". Но сердце плоти приводится в движение от Духовного сердца. Сказано: " созижди сердце чистым, и из чрева(сердца) потекут реки живой воды". Но в этом случае мы говорим о Духовном сердце, ибо плоть только образ и подобие. Постигать Христа с помощью науки безсмысленно, с помощью науки можно постичь и обольститься знаниями духов злобы поднебесной, по расположению своего ума крови плоти, каждому немощи по силам Его. Наука медицины полностью демонизирована. Духовный, когда видит, то чего ему и надеяться, тем более на плоть.
2010-11-03 23:56 Владимир: 2.Дыхание Жизни - дыхание Огня, и это - Его огонь, Огонь Его Сердца, но ни плоти, ибо первый Адам перстный, второй, Он же и первый - Дух Животворящий. И как уже озвучивал: кто видел, видит смерть, сошедшую с лица, увидит Жизнь, что Святым Духом нам дана, причем после смерти, увидит лице и дыхание Небесной Красоты, прежде чем вновь обрести кровь и хриплое дыхание по плоти. После дыхания огня идет обильное потовыделение, как из под душа. И мертвые оживут по воле Его, "и что ни попросите по воле Его, Он слущает нас и исполняет просимое". (Иоанн Богослов) Никаких тайн здесь не открываю, но только свидетельствую. Тайны начинаются, когда апостол Павел говорит:" кто из человеков знает, что в нем, кроме духа Божия, так и Божьего никто не знает". Вот с этих слов даже "готовые"(значит неготовые) услышать назовут тебя безумным, хотя Иоанн приходил в Духе Илии. Т.е. во всем только опыт, и не мерою дает Бог Духа. А все, что рисую, рисую с портрета видимого, и этот портрет, нетолько в цветах радуги. Кровь плоти в сердце Адама. А Его кровь, в СЕРДЦЕ БОГА ОТЦА.
2010-11-03 23:55 Владимир: 3.Эти строки написаны восемь лет назад, когда еще «далек» был от начала мудрости. Но когда сети немощей окружающих будут не в полноту наших немощей, а в полноту нашей мудрости, только тогда, будем говорить о мудрости. А Страх Божий ненавидеть зло, познать нам мудростью дано. СЕРДЦЕ БОГА ОТЦА. Святой Дух, целую Тебя уста в уста, Чтоб по воле Твоей, Стать языком пламени Твоего Огня. В текущих реках Живой Воды, Мне страннику не обжечься, и домой дойти И в назначенный час Святой Дух, Дай мне силы ДУХА СВЯТА на веки сомкнуть уста, Пламенем слиться в океане моря огня, И живою водою течь рекою в СЕРДЦЕ БОГА ОГНЯ, Святой Дух, живою водою течь рекою в Твои уста.
2010-11-03 23:54 Владимир: 4. Сердцем плоти огонь в руках ни держат, по слову ап. Петра. И по слову Царя Давида: " блажен муж, который наполнил свой колчан огненными стрелами...". А "насколько Он в нас узнаем по Духу"(ап. Павел) Но кто может держать огонь в руках, и тогда только, как апостол Павел и говорит: «войдем в удел Его без урона тела и Духа, в похвалу славы Его». И говорит ап. Павел о духовном теле, тогда и плоть не подвержена тлению, ибо в огне урон, но это уже огонь поядающий, и останется ли остаток, чтобы небыла видна нагота.
2010-11-03 23:00 Людмила: Очень сложно.,И как-то тревожно стало.Вдуше? на сердце? Господи помоги объять необъятное.
2010-11-03 22:07 Надежда: "Только в гармоничном союзе с христианской верой современная медицинская наука может принести пользу духовному и телесному здоровью человека"-Господи дай этому произойти.Но да будет тако! Статья мудрая,человечная
2010-11-03 16:42 Ольга Уэллз: Потрясающе интересная статья! Очень свежий взгляд на этот таинственный человеческий орган. Огромная благодарность автору и надеюсь увидеть больше написанных им статей. Спаси Господи, нед. Ольга
2010-11-03 11:14 Роман: Замечательная статья. Автор, правда, входит в противоречие с самим собой. Приводятся слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое» (Притч. 4: 23). И затем говорится, что нельзя понимать их буквально: "Если обратиться с такими словами к современному невоцерковленному человеку, то он, скорее всего, воспримет это как предписание врача: не переутруждаться, не нервничать, соблюдать диету и прием лекарств." То есть, делаем вывод, нужно понимать выражение царя Соломона иносказательно. Однако в конце статьи автор, возвращаясь к этим словам прор.Соломона, резюмирует: "Если и после всего нами приведенного у него останется скептическое отношение, он может, конечно, ответить: «Ну, это говорится иносказательно о сердце». И далее начинает настаивать на буквальном понимании. Это противоречие легко устранить, если под понятием Писания "сердце" понимать не физ.орган, а духовное средоточие. Тогда все становится на свои места. Забота о физ.органе - это одно, а покаяние и иные доброделания - совсем другое, касающееся духовной сферы. Если мы начинаем смешивать духовное и плотское - происходит путаница. (в лучшем случае). На мой взгляд, нельзя смешивать чисто физическую сферу, какой бы сложной и высокоразвитой она ни была, с понятиями из духовного мира. Говорить, что кусок плоти человека с определенными физиологическими функциями является одновременно и органом духовного восприятия Божественных энергий - граничит с кощунством.
2010-11-03 10:22 Guri: Gaspod skazal shto netu delo previshe togo shto bi jizn odat svou za blijnego, a chelovek kotori nujdaetsia v pere- sadke serdca, jdet kogda ktota umret. p.s spasibo otcu Grigoriu za statiu.
2010-11-02 22:52 iona: slava BOGU,shto est manahi katorie dakazivaiut shto ne edinim hlebom jiv chelovek spasi vas GOSPODI otes grigori
2010-11-02 16:51 Шио: Грузинский Православный Церковь набирает свою силу и становиться боле сильным и авторитетным чем она было в XIX-XX веке.... спасибо иеродиакону Григорию за хорошую статью
2010-11-02 13:11 Варфоломей: Ну почему Иеродиакону Григорию не жить просто, почему писать статьи от которых больше вопросов? Куда он поместит человека с пересаженным сердцем? Помоги Господи!
1 | 2 | 3 | Поиск по сайту:
|