|
||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личность как субъект и объект социальных отношенийРаздел 3. Личность. План: Тема 1. Изучение личности в социологии. 1. Личность. 2. Личность как субъект и объект социальных отношений. Тема 2. Социальный статус и социальная роль личности. 3. Социальный статус и социальная роль индивида. Ролевой конфликт. 4. Проблема интеграции личности. Ценностные ориентации личности. Тема 3. Социализация личности. 5. Социализация. Социальная адаптация и интериоризация личности. 6. Агенты социализации. Классовые различия социализации. 7. Образование и социализация.
Тема 1. Изучение личности в социологии. Личность. Понятие “человек” используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Чтобы отразить совокупность целостных психических и культурно - исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, ценности, культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э. Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед - ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению категории “свободы”: Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и его действия определяются только интенциями его психики, то социология теряет свой предмет - сводится к психологии Если человек не свободен (“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на пути признания следующих концептуальных положений: * объективные пределы свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является врожденным, врождены только предпосылки развития человека в личность (феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному бытию - превращается в “животное”.. культура же не может быть представлена вне ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину. Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их носителя. Личность же является феноменом психического, включая и бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка” превращаются в “извилистые русла рек”. Социология личности - отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность - объекта и субъекта социальных отношений в пределах социально - исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточивается на трех основных проблемах: во - первых, изучение личности как социальной системы элемента для личных социальных общностей и социальных институтов; во - вторых, изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личности, в том числе и в процессе ее формирования, социализации, воспитания и т. п.), и, в - третьих, рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Личность - это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре - в социальной жизни. Личность любой человек, а не только выдающийся, талантливый, потому что все люди включены в общественные отношения. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением влавствовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Личность как субъект и объект социальных отношений.
Социология, в отличие, например, психологии, рассматривает личность не в качестве неповторимой индивидуальности, но в ее социально - типических свойствах. Схематически это можно представить следующим образом. (См табл.)
Общие социальные условия активно влияют на особенности личности в качестве объекта социальных взаимосвязей и в качестве их деятельного субъекта В ряду важнейших компонентов общих условий - экономические отношения. В нашем обществе - переход к рыночной экономике, существование разных форм собственности, возрастание конкуренции на рынке труда и т. д. Затем - социокультурные особенности общества, в том числе политические и идеологические отношения как компонент общих социальных условий, причем культура аккумулирует исторически сложившиеся традиции данного общества. Социальная стратификация (неравенство) и общественное разделение труда являются главным элементом, обуславливающим все социальные отношения и отношения в сфере политики и морали, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества. Важный компонент общих условий- уровень развития гражданского общества, социально - политическое устройство, состояние других социальных институтов (например, образования). Эти наиболее важные компоненты общих социальных условий детерминируют специфические социальные условия бытия людей. Среди последних прежде всего нужно выделить социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к определенной социальной группе, слою и место в системе социальных позиций (в их числе: наличие собственности на средства производства, положение и в сфере профессионального разделения труда, и в системе этнической дифференциации, семейное положение, положение в системе управления общественными процессами и так дальше), которые прямо связаны с материально - экономическим статусом, характером и содержанием трудовой деятельности и условиями его жизни (условия труда и быта). Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение - социальные связи, в которых человек “обучается” ролевому поведению(См. схема - Личность как объект социальных отношений). Но есть еще две важные индивидуальные характеристики - пол и возраст индивидов, стадии их жизненного цикла. С рассматриваемой т. з. они тоже имеют социальный эквивалент и должны быть включены в схему, т. к. быть мужчиной или женщиной, находиться в определенной стадии жизненного цикла - значит выполнять различные социальные функции. При рассмотрении личности в качестве объекта социальных взаимосвязей и отношений мы выделяем те свойства, которые делают индивидов похожими в их социальных качествах в силу общности условий социализации, т. е. освоения заданных обществом и особыми общностями социальных функций, нравственных норм, культурных стереотипов. Одновременно данные социальные условия образуют поле возможностей для самореализации личности, относительно широкое или узкое. Следует также попытаться развернуть содержание подсистемы “личность - субъект” (См. схему Личность как объект социальных отношений.). Рассматривая личность в качестве социального субъекта, деятеля, мы прежде всего должны уяснить, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Интересы выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением индивида и отражением этого положения в его сознании. Через социальный интерес осуществляется обратная связь - от субъекта к его общественному деянию: люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые готовности (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях, а формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение и формы активности, “выход” за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания. Последнее, как образно резюмирует И. С. Кон, есть ответ на три следующих вопроса: “Что я могу?”, “Что я смею?” и “Что я умею?”. Социально ответственный выбор способов поведения, деятельности личности направляются теперь в реальную практику, а совокупные действия социальных субъектов - источник преобразования условий их жизни, экономического и социального развития общества. Так замкнулся контур на схеме “Личность как объект и субъект социальных отношений”.
Личность как объект социальных отношений. Л И Ч Н О С Т Ь
Социология стремиться выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующие в обществе типов личности, то есть изучить личность как источник общественной жизни и ее носитель. Следовательно, проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека - центральная проблема социологии. Попыткой решения проблемы стало формирование различных социологических концепций личности (со второй половины XIX в.): теория зеркального Я Чарльза Кули, Джорда Мида, ролевая теория Райта Линтона, отдельные ветви необихевизма в социологии, теории референтной группы, теории установок и т. д.(См табл. №) А д а п т а ц и я в социологии - специфическая разновидность взаимодействия социальных субъектов со средой, в результате в ряде которого происходит приспособление экотребований к окружающей обстановке, в соответствии с условиями осуществления их социальных функций. В социологии адаптация понимается либо как процесс пассивного приспособления личности к требованиям политической, с о ц и а л ь н о й с р е д ы, либо как процесс активного взаимопреобразования личности и условий осуществления ее политических и социальных ролей. В процессе пассивного приспособления личности к требованиям политической или социальной Среды наиболее значимыми факторами адаптации личности служат также так называемые с т р е с с ы, характеризующие негативные реакции личности на изменение социальных и политических обстоятельств. Стрессами выступают экономические обстоятельства (безработица, банкротство и т. п.), семейные (разводы, смерть детей, одного из супругов и т. п.), бытовые (несчастные случаи), разнообразные политические события (митинговая активность населения, падение авторитета политического лидера и т. п.). В процессе же активного взаимопреобразования личности и условий осуществления ее политических ролей нарушается равновесие между целями и средствами поведенческих реакций личности, специфических фаз и контактов личности со средой, особенностями ассимиляции личностью социальных реальностей через имеющиеся ведения и ориентации в социальной жизни и т. п. Потребности личности - это те формы ее взаимодействия с миром (материальным и духовным), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития ее биологической, психологической, социальной определенностью и которые в той или иной мере осознаются, ощущаются человеком. Мотивы жизнедеятельности личности, мотивация социальных потребностей - процесс побуждения политического поведения личности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |