|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-политические взгляды
Когда говорят о Бэконе, как политике, то печальный конец его карьеры как бы заслоняет значимость сделанного мыслителем на социально-политическом поприще и в социальной мысли. Между тем его «Новая Атлантида» и «Опыты и Наставления» были вполне здравыми и важными для XVII в., а размах его социально-устроительной активности был поистине огромным. Это и в дальнейшем станет характерной чертой деятельности английских философов XVII-XVIII вв. "Механические изобретения", заявляет Бэкон, "несравнимы ни с какими духовными факторами в их "влиянии на человеческие дела". Богатство также постепенно становится — в противовес аскетическому идеалу средневековья — вполне "позитивной" общественной и человеческой ценностью. Так, в отличие от бедных, отказавшихся от частной собственности обитателей Утопии, жители бэконовской Новой Атлантиды высоко ценят богатство, главным источником которого, по убеждению Бэкона, является неизмеримо возросший уровень техники и науки. Производственные и технические возможности идеального общества Бэконом неизмеримо расширены, но все-таки их изображение проистекает из безоговорочного одобрения технического развития существовавшего в эту эпоху социального организма. В фантастической для того времени картине, начертанной Бэконом, нет, тем не менее, ничего утопического, за исключением,мечты о пресловутом "вечном двигателе"; картина будущих открытий дана со строгим учетом реальных технических возможностей. Позитивное отношение к современному экономическому строю вообще весьма характерно для взглядов Бэкона и ряда его современников: Бэкон выступает за увеличение колоний, давая подробные советы, касающиеся наиболее "справедливой" и безболезненной колонизации; непосредственный участник экономической политики Англии, он высоко отзывается о деятельности торговых и промышленных компаний; его сочувствие вызывает личность честного дельца, инициативного предпринимателя; Бэкон дает немало рекомендаций относительно наиболее "предпочтительных", гуманных способов личного обогащения и т. д. Противоядие против бедности, а значит, против массовых смут и беспорядков Бэкон усматривает не только и не столько в гибкой и тонкой политике (которая его, конечно, весьма привлекает), сколько в экономическом пресечении бедности и в увеличении общественного богатства. Конкретные способы, рекомендуемые Бэконом, — мудрое экономическое и налоговое регулирование, но в особенности "открытие торговых путей", "усовершенствование земледелия" и "поощрение мануфактур".Таковы основные идеи великого мыслителя Фрэнсиса Бэкона. В работе над "Историей Генриха VII" Бэкон рассматривает проблемы, интересовавшие его как государственного деятеля и мыслителя: государственная власть, законодательство, торговля, борьба с мятежами, войны. Степень охвата, почти невероятная для довольно небольшого сочинения, круг тем и проблем внутренней и внешней политики. Здесь Бэкон попытался найти подтверждение своей социально-политической концепции сильной власти, основанной на сотрудничестве государя и совета. Как и в любом историческом произведении, политические проблемы в "Истории Генриха VII" присутствуют в специфической конкретно-исторической форме. Политика говорит в ней голосом истории, и напротив, история зачастую рядится в одежды сиюминутной политики. Еще, будучи в юном возрасте, Френсис Бэкон задумал грандиозный план "Великого Восстановления наук", осуществлению которого он посвятил всю свою жизнь. В октябре 1623 года Бэкон издает трактат "О достоинстве и приумножении наук", представляющий собой перевод сочинения 1605 года "Успех и преуспеяние наук". Трактат "О достоинстве и приумножении наук", и "Новый Органон" должны были, по замыслу Бэкона, составить две первые части "Великого восстановления наук". Мысли о безграничных возможностях и благотворной роли науки Бэкон изложил и в фантастической повести Новая Атлантида, написанной в 1627 году. Основа и главная причина процветания страны и благополучия жителей утопического государства на острове Бенсалем -- это высокоразвитая наука и применение научных достижений и изобретений во всех сферах жизни людей.. Френсис Бэкон разделил гражданскую науку на три раздела: учение о взаимном обхождении исследует мудрость общения; учение о деловых отношениях изучает мудрость в делах и, наконец; учение о правлении, или о государстве, рассматривает мудрость правления. Особенность государств, по Бэкону, состоит в том, что они, подобно громоздким машинам, приходят в движение медленно и после больших усилий, но зато и не так быстро приходят в упадок. Для успешной деятельности государства существенное значение имеет хорошая организация правления. Искусство власти,согласно Бэкону, складывается из трех политических задач, а именно сохранить державу, сделать ее счастливой и процветающей и, наконец, расширить ее территорию и как можно дальше раздвинуть ее границы. По своим политическим взглядам Бэкон был сторонником английской абсолютной монархии,в системе которой он сам занимал высокие государственные должности. Существующая на тот момент форма правления с сильной централизованной властью, по мнению Бэкона, необходима для примирения различных социальных групп, сословий и партий во имя общего блага населения страны, хозяйственного и культурного развития общества, превращения Англии в мощную и богатую державу. Вместе с тем, опасаясь тирании, он предлагает ряд мер, призванных предотвратить произвол королевской власти и вырождение монархии в деспотизм. Своей политикой королевская власть, согласно рекомендациям Бэкона, должна ограничивать влияние родовой знати и в противовес ей возвышать новую знать. Устойчивое правление, по его мнению,держится, на четырех столпах - религии, правосудии, совете и казне. Ослабление любогоиз этих столпов может привести к смутам и мятежам. В качестве необходимых средств для избегания смут Френсис Бэкон предлагает уделить внимание развитию внутренней и внешней торговли, поощрению мануфактур, искоренению праздности, обузданию роскоши и расточительства посредством особых законов, усовершенствованию земледелия, регулированию цен на все предметы торговли, уменьшению налогов и пошлин, строгому ограничению ростовщичества, монополии. Бэкон советует государям даровать народу некоторые вольности и возможность приносить жалобы, так как одно из лучших противоядий против недовольства -- тешить народ надеждами, вести людей от одной надежды к другой. Бэкон считал, что в учении о государстве отсутствуют две науки, которые еще предстоит создать, а именно: учение о расширении границ державы и учение о всеобщей справедливости, или об источниках права. Излагая основы своего учения о расширении границ державы, Бэкон рассматривает пути и средства достижения подлинноговеличия королевств и республик. Самое главное и основное -- это воинственный по своей природе и характеру народ. Поэтому следует, как считает Бэкон, имеется острая необходимость ослабить бремя налогов и устанавливать их лишь с всеобщего согласия; необходимо препятствовать чрезмерному росту численности знати. Бэкон выделяет необходимость всячески поддерживать любовь и пристрастие народа к военному делу, его постоянную готовность немедленно выступить с оружием в руках по любому справедливому поводу. Бэкон оправдывал внешние войныи считал, что для их ведения достаточно внутригосударственного обоснования: в государстве должны быть такие законы и традиции, которые бы всегда могли предоставить ему законную причину или по крайней мере предлог для применения вооруженной силы. Свои правовые взгляды Бэкон излагает в процессе освещения основ предложенной им новой науки - учения о всеобщей справедливости, или об источниках права. Критически оценивая учения юристов и философов о праве, Бэкон полагал, что подлинное изучение вопросов права доступно лишь политическим деятелям, которые, по его мнению, прекрасно знают природу человеческого общества, общественного блага, естественной справедливости, знают нравы различных народов, различные формы государства и поэтому могут выносить суждение о законах на основе принципов и положений, как естественной справедливости, так и политики. Цель подхода Бэкона к вопросам права состоит в том, чтобы в каждой отдельной области права выявить некий символ и идею справедливого. Таким образом, Бэкон, стремился к преодолению дуализма естественного и позитивного права в пользу закона государства, к соединению и выражению в законе требований как естественной справедливости, так и реальной политики государства. Освещая свой подход к праву, Бэкон противопоставляет закон насилию и отмечает необходимые свойства надлежащего, то есть справедливого, закона. К основным требованиям которым должен отвечать хороший закон, прежде всего, относится: точность смысла закона, справедливость требований, легкость исполнения, надлежащая форма, направленность на зарождение добродетельности в гражданах. Касаясь дел, в отношении которых имеются пробелы в действующем на тот момент времени законодательстве, Бэкон считает, что такие дела должны рассматриваться только судами высшей инстанции. Вместе с тем, он выступает за весьма осторожное обращение к судебным прецедентам как источнику права, что объясняется его отрицательным отношением к судейскому правотворчеству. Превращение судьи в законодателя характеризуется им как произвол. В своих Бэкон придает важное значение составлению свода законов, а также подготовке вспомогательной литературы к данному своду, в том числе институций, словаря юридической терминологии, исследований о юридических нормах и принципах, выводимых из самого права, сборников юридических древностей, собраний всевозможных процессуальных формул по каждому разделу права. Пафос возрождения и обновления наук, присущий всему творчеству Френсиса Бэкона, включая и его учение о государстве и праве, оказал большое влияние на последующую политико-правовую мысль. Его учение о законе и в целом идеи экспериментальной науки и опытно-эмпирического метода исследований государства и права сыграли значительную роль в формировании и развитии юридического позитивизма Нового времени. В своей основе мировоззрение Бэкона отражало потенциальные интересы новых классов Англии: буржуазии и джентри (нового дворянства). В этом смысле его можно назвать идеологом становящейся буржуазии, который видел дальше непосредственных, сиюминутных потребностей буржуазных классов. Вместе с тем, выросший на определенной культурно-исторической почве, он отставал от тех же самых сиюминутных потребностей и запросов, пытаясь облечь новаторские идеи в оболочку старых форм, возложить роль исполнителя и гаранта своих социальных и научно-философских проектов на социальные и политические институты, исчерпавшие или почти исчерпавшие свои потенциальные возможности, и ставил себя тем самым в положение охранителя, "консерватора" этих институтов. _____________________________________________________________________________ Вкратце(для себя): Френсис Бэкон это крупнейший политический деятель Англии первой четверти семнадцатого века, юрист, лелеявший идею реформы средневекового права, философ, политический деятель, социальный мыслитель, историк, литератор, публицист, автор многочисленных произведений. Родители Бэкона занимали высокое место в обществе, поэтому с раннего детства, будучи еще ребенком он воспитывался в обстановке обсуждения политических проблем, что в дальнейшем отложило отпечаток на его стремление к реформации политической системы того времени. Наиболее яркой работой Бэкона является "Новая Атлантида" - воплощение идеи утопического государства. Идеи "Новой Атлантиды" вдохновляли многих деятелей Английской революции от одного из лидеров Долгого парламента Джона Пима до идеолога диггеров Джерарда Уинстэнли, сумевших увидеть в сочинениях Бэкона, защитника политического статус-кво и главное - государственной стабильности, их глубокую внутреннюю приверженность идее развития и изменения. В своих трудах, Френсис Бэкон разделил гражданскую науку на три раздела: учение о взаимном обхождении исследует мудрость общения; учение о деловых отношениях изучает мудрость в делах и, наконец; учение о правлении, или о государстве, рассматривает мудрость правления. Не малое внимание в своей деятельности, было отведено проблемам действующего на тот момент времени законодательства; указывая на необходимость создания свода законов. Исходным теоретическим импульсом бэконовской концепции государственной власти стала гуманистическая идея могущественного и просвещенного правителя как гаранта поддержания здоровья в политическом теле, каким представлялось Бэкону государство. Переведенная на язык политических трактатов, эта идея превращалась в идею сотрудничества королевской власти с советом, однако, как и все в учении Бэкона, эта идея наделена кровью и плотью исторической реальности, она лишена абстрактного философствования. Пафос возрождения и обновления наук, присущий всему творчеству Френсиса Бэкона, включая и его учение о государстве и праве, оказал большое влияние на последующую политико-правовую мысль. Его учение о законе и в целом идеи экспериментальной науки и опытно-эмпирического метода исследований государства и права сыграли значительную роль в формировании и развитии юридического позитивизма Нового времени. _______________________________________________________________________ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |