|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация наук Фрэнсиса БэконаБэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история -- это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии -- рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую («естественная магия») части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Для того, чтобы все упорядочить, по мнению Бэкона, стоит прежде всего сделать классификацию наук, а для этого нужно составить базисные принципы такой классификации. Фрэнсис Бэкон считал, что в основе классификации должны быть способности человеческой души: память, воображение, рассудок. В зависимости от них он разделил науки на три большие группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или "философия" в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще.
Те науки, которые в основе полагаются на память, которые описывают факты и происшествия, Фрэнсис Бэкон охватил единым понятием «история». Дисциплины, в основе которых лежит воображение он назвал«поэзией». Науки, которые определяются рассудком — «философские науки». Предметом философии есть Бог, природа и человек. В составе "философии" в широком смысле слова Бэкон выделил "первую философию" (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на "естественную теологию", "антропологию" и "философию природы". Соответственно Фрэнсис Бэкон выделял Божественную философию, натурфилософию и философскую антропологию, или философию человека. Каждый из этих разделов философии имеет свое задание: Божественная философия призвана давать интеллектуальное толкование Бога и отрицать атеизм. Натурфилософия занимается изучением и исследованием естественных связей и причин, стремится давать им рациональное объяснение, должна помочь человеку создавать новые предметы, которых не существует в природе, но которые необходимы для него. Антропология у Фрэнсиса Бэкона разделяется на собственно "философию человека" (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на "гражданскую философию" (т.е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений ("идолов"). Главная цель Фрэнсиса Бэкона и его науки — найти метод для получения максимально истинного знания, которое даст возможность превращать природу и изготовлять предметы, в которых нуждается человек. 8. Критика схоластической науки. Учение о «призраках» Создавая "истинную философию", предметом изучения которой должна быть природа, Бэкон резко выступил с критикой средневекового схоластического мировоззрения. Бэкон критикует представителей схоластической философии за то, что они не обращались к изучению природы, а занимались толкованием общих положений древних авторов и "священного писания". Философ считал, что схоласты заменяют сущность дела красивыми фразами, выдают пустые фразы за самую сущность предмета. "Довольствуясь небольшой нитью, при содействии беспокойного ума, и двигаясь без устали взад и вперёд, они изготовили ту запутанную и многотрудную ткань, которая составляет содержание их сочинений", - писал Бэкон. Схоластик "плетёт какую-нибудь научную ткань, бесспорно удивительную по тонине нити и по тонкости работы, но совершенно пустую и ни на что не пригодную". Бэкон делил философов на три группы. Одних он сравнивал с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания; их философия не подтверждается опытом и, следовательно, не истинна. Вторая группа философов - грубые эмпирики, которые уподобляются муравьям. Они тащат в свой философский муравейник всё, что встречается на их пути. Их философия эклектична. Истинный философ подобен пчеле, облетающей цветы, собирающей различные соки и перерабатывающей их в мёд. Иными словами, истинный философ перерабатывает в своём мышлении данные опыта. Но так как схоласты не обладали способностью творческой переработки приобретённых знаний, не давали научного объяснения явлениям природы, их взгляды ложны. Бэкон указывает, что схоласты пытаются взять верх над противником ловкостью спора, не побеждая его, однако, в самой сущности вопроса. Он советовал привязать философии не крылья, а гири, - они будут сдерживать человеческую мысль, не дадут ей удалиться в область беспочвенной фантазии. Бэкон был против философии, оторванной от науки. Он стремился обосновать философию новым, современным ему научным материалом, дать новое обобщение всех предшествующих открытий. Маркс в "Святом семействе" отметил эту особенность мировоззрения Бэкона: "Естествознание является в его глазах истинной наукой, а физика, опирающаяся на свидетельство внешних чувств, - важнейшей частью естествознания. Анаксагор с его гомеомериями и Демокрит с его атомами часто приводятся им как авторитеты". Своё отношение к средневековому мировоззрению Бэкон ясно показал в критике так называемых "идолов" "призраков" или предрассудков человеческого познания, задерживающих научный прогресс. Таких призраков Бэкон насчитывал четыре: призраки рода, пещеры, рынка и театра. Первые и вторые призраки - это те предрассудки, которые препятствуют соединению истинной философии с подлинной наукой о природе. Они относятся Бэконом к области "естественных свойств человеческого ума". Два вторых призрака - рынка и театра - Бэкон называет приобретёнными предрассудками, возникшими в процессе общественной жизни. Призраки рода, пишет философ, "находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей. Ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера Вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде". К предрассудкам, задерживающим научный прогресс, Бэкон относил мнение, будто в природе относительно большой порядок, на самом деле его гораздо меньше, чем предполагают. Призраки пещеры - это, по мнению философа, "заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирождённых свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях... или по другим причинам". Перечисляя проявления призраков пещеры, Бэкон отмечает, что люди часто приходят к ошибочным заключениям вследствие несовершенства их метода исследования. Он предостерегает против чрезмерного почитания старого или излишнего увлечения непроверенным новым материалом, критикует тех людей, которые стремятся упростить порядок, существующий в природе, ибо всякое упрощение "расслабляет человеческий ум" и ведёт тем самым к ошибкам; он также критикует тех, которые чрезмерно усложняют понимание природы и тем "оглушают и парализуют человеческий ум". Призраки рынка Бэкон считал особенно опасными для науки. "Существуют ещё Призраки, - пишет Бэкон, - которые проистекают как бы из взаимной связанности и сообщества людей. Эти призраки мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, Призраками Рынка. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя учёные люди, никоим образом но помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают всё и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям". К призракам рынка Бэкон относит чрезмерную веру человека в истинность обычных слов, названия несуществующих вещей и т. п. Он считает, что призраки рынка тягостно отражаются на научном исследовании.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |