|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этика БэконаНовое время – это время грандиозных общественных преобразований, которые происходили на фоне десакрализации общественной и личной жизни, переориентации ценностей с религиозных, потусторонних - на земные, человеческие. Важнейшим устремлением этой эпохи было желание опустить нравственность на землю, связать ее с условиями реальной жизни, найти объяснение кризисных явлений в нравственной жизни не действиями абсолютных детерминант, типа изначальной греховности человека, а проблемами и событиями реальной жизни. Этика Нового времени отказывается от идеи сверхъестественного источника морали, а апеллирует к эмпирии, чувственно воспринимаемым явлениям общественной и личной жизни, а также ищет рационального обоснования на принципах разума. Методологические принципы к созданию новой этики были заложены в работах родоначальников философии Нового времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса. Бэкон, Декарт, Гоббс не создали собственных этических систем, ограничившись общими эскизами, но методологически, а в значительной мере и содержательно они предопределили дальнейшее развитие этики.Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) цель этики, как и всякой науки, видит «не в приукрашивании вещей, а в выявлении в них полезного и истинного». Он подразделяет ее на два учения – об идеале (или образе блага) и об управлении душой и ее воспитании.. Вторая часть, которую он называет «Георгиками души», является самой великой, хотя философы уделяли ей меньше всего внимания. Этика — часть философии человека, изучающая человеческую волю; она имеет дело только с осуществимыми целями, а признак такой осуществимости, по Бэкону, — способность создания практически действенной технологии воспитания. Так как Ф. Бэкон не писал специальных этических произведений,то его вклад в развитие этики связан с введением им в философию принципа эмпиризма, который впоследствии послужил основой для разработки этических идей Т. Гоббсом. Этическое учение Бэкона наследует индивидуалистические черты гуманистической этики, усиленные социальной практикой буржуазии и нового дворянства эпохи первоначального накопления капитала. Мы находим в "Опытах" немало рассуждений о путях достижения власти и способах обогащения. И все же принцип личной инициативы и предпринимательства не имеет еще у Бэкона того узкоклассового, стяжательского характера, который придаст ему буржуазная философия утилитаризма впоследствии. Этическое учение Бэкона, при всей своей классовой ограниченности, отдает предпочтение общественному благу, долгу человека перед другими людьми. "Выбери разумную середину между любовью к себе и любовью к обществу, - читаем мы в "Опытах", - будь уверен в себе настолько, чтобы не быть вероломным по отношению к другим, особенно по отношению к королю и стране. Собственное "я" - жалкое средоточие для человеческой деятельности" Логически продолжая свое этическое учение, Бэкон выводит его за рамки отношений отдельных индивидов и распространяет на общественную жизнь в целом. Уже в издании 1597 г. появляются опыты "О партиях" и "Об искусстве переговоров", в которых Бэкон затрагивает сугубо политические проблемы. Число "политических" опытов резко увеличивается в издании 1612 г. Бэкон был знаком с "Опытами" Монтеня, впервые опубликованными в 1580 г., и испытал их влияние. Характер этого влияния, соотношение масштабов сделанного Монтенем и Бэконом хорошо показал А. И. Герцен. Во Франции XVI в., писал он, "образовалось особое, практически-философское воззрение на вещи... воззрение свободное, основанное на жизни, на самомышлении и на отчете о прожитых событиях, отчасти на усвоении, на долгом, живом изучении древних писателей; воззрение это стало просто и прямо смотреть на жизнь, из нее брало материалы и совет...Монтень был в некотором отношении предшественник Бэкона, а Бэкон - гений этого воззрения" Бэкон постоянно отталкивался и вновь возвращался к античной классике. Его сочинения полны ссылок на греческих и римских философов, писателей,историков,поэтов и риторов. Их наивные,но свежие,жадно обращенные на мир взгляды напоминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей,о подлинных природных телах и процессах, об опыте.Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом:что есть добродетель,то есть чем должен руководствовать человек,чтобы быть нравственным. Предмет этики - человеческое волеизлияние,направляемое и организуемое разумом,приводимое в действие аффектами и дезориентируемое кажущимися,мнимыми благами. Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным,деятельной жизни перед созерцательной,самоусовершенствования личности перед самоудовлетворением. Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаменатель и под удар своей свей критики все те нравственные цен- ности,вокруг которых кристаллизовались этически теории древних киренаиков,эпикурейцев,скептиков и стоиков. Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстрастная созерцательность,душевная безмятежность,самоуспокоенность,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслаждению,они не выдерживают критики, если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения. И тогда окажется,что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодушного бегства от жизни с ее треволнениями,искушениями и антагонизмами и что никак не могут служить основой для того подлинного душевного здоровья,активности и мужества,которые позволяют противостоять ударам судьбы,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире. И здесь важно отметить то значение,которое Бэкон придавал альтруистическому началу в человеке:добрые дела связывают людей теснее,.чем долг. Эту идею Бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |