|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение о формах и истинной индукцииКак всякий подлинный новатор науки, Бэкон развивает свое беспрецедентное учение об индукции не в абсолютной научной пустоте, а в русле определенной философской традиции. Такой традицией для его учения о сложных формах индуктивного исследования стало учение античной философии о «формах». Бэкон не просто повторяет или воспроизводит античное учение о формах. Во-первых, он разрабатывает, развивает его на основе материализма, притом материализма, отличного от демокритовского. Во-вторых, развивая свое оригинальное материалистическое учение о формах, Бэкон особенно подробно рассматривает вопрос гносеологический— вопрос о том, каким образом приходит наука к достоверному познанию, или установлению форм. Именно разработка этого гносеологического вопроса — о методах достоверного постижения форм — связывает онтологию Бэкона с его теорией познания и логикой, в частности — с его теорией индукции. Так как «формы» в понимании Бэкона — материальные сущности открываемых в природе свойств вещей, то исследование форм и их установление имеет величайшее значение не только для теоретического познания, но также для практического воздействия на природу «По моему мнению,— пояснял Бэкон,— весьма трудно достигнуть какого-либо коренного преобразования природы, создать что-либо вполне новое,— как при содействии какой-либо счастливой случайности, так и ощупью, путем опыта, или руководствуясь физическими законами; этой же цели можно достигнуть только открытием форм» По Бэкону, кому известна форма, «тому известна и высшая степень возможности ввести данное свойство во всякого рода материи, и он так же мало стеснен в своих действиях, как относительно такого-то материального основания, так и относительно такого-то условия действующей причины» Но, подчеркнув огромное значение, какое он придает исследованию форм, Бэкон не дал себе труда достаточно ясно, твердо и недвусмысленно выяснить смысл, который он вкладывает в понятие «формы». Термин «форма» у Бэкона — многозначен, переливает различными оттенками. Не только в разных сочинениях, относящихся к различным периодам развития Бэкона, но и в пределах одних и тех же сочинений Бэкон выдвигает в понятии «формы» то одну, то другую сторону его содержания. Для полной и точной характеристики учения Бэкона о «формах» необходимо не только учесть все предлагаемые им определения «формы», но также имеющиеся в его трудах иллюстрации или примеры «формы» *. Исследование «формы» по сути совпадает для Бэкона с целью научного исследования вообще. Цель эта — уяснение «форм» тех свойств, которые наблюдение обнаруживает в предмете. В первом приближении «форма» может быть определена, как внутренняя, имманентная самому предмету причина его свойства. Так, физические тела обладают свойством теплоты. Свойство это должно иметь внутреннюю причину. Причина эта должна быть всюду там, где возникает и наблюдается свойство теплоты. По Бэкону, эта причина или «форма» -есть некоторый вид движения. Утверждение это сопровождается у Бэкона пояснениями. Мысль Бэкона не следует понимать в том смысле, будто определенный вид движения порождает теплоту. Не следует также думать, будто, наоборот, теплотой порождается движение или будто теплота сопровождается движением. В отдельных примерах может быть и то и другое. Но Бэкон ищет не отдельные примеры. Он ищет именно сущность теплоты — то, что в явлении теплоты составляет ее объективную основу или что существует само по себе, без всякого отношения к человеку. И когда Бэкон говорит, что теплота есть определенный вид движения, то он разумеет отношение человеческого ощущения теплого к тому, что существует в самом предмете совершенно объективно, не имеет отношения к человеческому ощущению. Так как «форма» теплоты предполагает не только определенный совершенно объективно существующий вид движения, но предполагает также и его отношение к человеческому существованию, то «теплота» не есть нечто неизменное. Она изменяется в зависимости ог состояния воспринимающего теплоту органа, в зависимости от условий, в какие поставлен воспринимающий человек. Именно поэтому тог же самый предмет, при одних условиях, при одном состоянии воспринимающего органа кажется теплым, а при иных условиях, при другом состоянии органа — холодным. Изложенная здесь тенденция или идея учения Бэкона о «форме» состоит в том, что под формой известного свойства (известной «натуры», согласно выражению Бэкона) следует понимать объективное состояние, состояние самой вещи— в противоположность субъективному состоянию, которое возникает в сознании человека в результате действия объективного состояния. Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В 20 в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др. Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |