АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Конативные и креативные функции психики

Читайте также:
  1. A. для временного замещения выделительной функции почек
  2. II. Основные задачи и функции Отдела по делам молодежи
  3. II.2 Принципы деятельности и функции КБ
  4. III. 2. Функции собственного капитала банка.
  5. III. ФУНКЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
  6. III. Функции общешкольного родительского комитета
  7. III. Функции семьи
  8. III. ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
  9. III.7.1.Функции и компетенции органов прокуратуры
  10. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  11. Wait функции
  12. А) Ведущая и подчиненная функции

План

1. Конативные функции как проявление субъективной направленности психической деятельности человека. Проявление субъектной устремленности в мотивационной сфере психики.

2. Креативные функции психики. Проявление творческого потенциала в креативных функциях психики.

3. Интериоризация и экстериоризация как психологические механизмы психического саморазвития и преобразования человека.

4. Самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализация личности как результат ассимиляции креативных функций психики.

 

Терминологический тезаурус: конативные функции психики, субъективная направленность психической деятельности, креативные функции психики, творческий потенциал, интериоризация и экстериоризация, саморазвитие человека, самосовершенствование, самоактуализация личности.

 

Задания на выявление сформированности компетенций:

Задание 1. Прочитайте характеристику «Я-концепции», прокомментируйте, как, за счет чего происходит ее расширение или сужение. Как с этих позиций вы рассматриваете типичное осознание себя типичным современным человеком, свою «Я-концепцию»? Кто такой, на ваш взгляд, «человек Вселенной»?

 

«Я-концепция» определяется набором ролей, принятых данной личностью, описывает репертуар привычных для нее способов поведения. Происходящее вокруг приобретает для человека ту или иную окраску, только будучи преломленным через его «Я-концепцию». Лучше всего это иллюстрируется болезненными симптомами отчуждения человека от самого себя, когда он, произнося вслух свое имя, не узнает его звучания, не связывает с ним своего бытия. В норме и активизация тех или иных знаний происходит только после определения модальности происходящего для «Я-концепции» человека. Любопытно, что это психологическое образование имеет подвижные границы и может трансформироваться: расширяться или сужаться. Например, «Я-концепция» матери включает в себя и ее ребенка. Любое событие интерпретируется ею не только с учетом последствий для себя, но и с позиций заботы о ребенке. Случай еще большего расширения «Я-концепции» касается явлений национального и классового самосознания.

 

Задание 2. Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?

 

1. По Г. Мюррею, характер художественного или литературного творчества определяется доминирующей потребностью.

2. Стендалю принадлежит афоризм: «Для искусства нужны люди, немного меланхоличные и достаточно несчастные».

3. Согласно концепции Н. Дракулидеса, творческий потенциал и талант художника стимулируются фрустрацией и глубокими психотравмами. Когда травмирующие переживания исчезают, ослабевают и стимулы к творчеству. Художественное творчество — это особая форма изживания психических конфликтов, и потому оно имеет приспособительное значение.

4. По А. Маслоу, творческая личность — это личность, приспособившаяся жить со своим бессознательным ребячеством, фантазией, со своим безумством.

5. По А. Маслоу, можно выделить две группы творческих личностей. Первые характеризуются импровизацией и вдохновением. Это те, кто способен играть, мечтать, смеяться и бездельничать. Это те, кто импульсивен, умеет быть спонтанным и открытым для бессознательных побуждений.

Они остро интересуются искусством и эстетикой. Вторые — те, чье творчество исходит из сознания. Такие люди суровы и практичны, боятся порывов, исходящих от бессознательного, осторожны во всем. Сознательное творчество исходит от тех, кто не умеет играть, кто контролирует свои эмоции, не любит поэзию и подавляет свою ребячливость. В зрелой творческой личности должны соединиться оба вида творчества.

 

6. По 3. Фрейду, процессами воображения (сновидения, грез) управляет «принцип удовольствия», реализующий разрядку энергии либидоз-ных влечений независимо от социальных запретов и сознательных целей. Воображение — самовыражение личности и прежде всего ее нереализованных бессознательных потребностей и мотивов. Оно выполняет две функции: компенсация неудовлетворенных желаний галлюцинаторным удовлетворением и катарсис («очищение»), благодаря объективации желаний в продуктах воображения.

 

Задание 3. Проанализируйте цитаты и сформулируйте общую для них точку зрения на процесс творчества. Почему широкая эрудиция не всегда является гарантией плодотворного творчества?

 

1. Принцип каждого научного исследования — это «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи». (К. Маркс)

2. Наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием. (Л. де Брошь)

3. Ум человека зачастую бывает скован предварительными точками зрения, привычными понятиями. Находясь под их властью, человек не может творить новое... Эйнштейн подметил это обстоятельство и высказал его в нарочито парадоксальной форме: открытие совершает «невежда», который «не знает», что именно этого сделать невозможно, между тем как такая возможность не вызывает сомнений у эрудитов. (А. Г. Спиркин)

Задание 4. Прокомментируйте приведенные факты. Существует ли прямая связь между реализацией творческой личности и личной трагедией? Какова роль описанных «толчков» к творчеству?

 

1. Американский философ, ученый и изобретатель Бакминстер Фул-лер пережил в 1927 г. колоссальный финансовый крах, заставивший его совершенно иначе взглянуть на свою жизнь. Подобно Декарту, он отважился отвергнуть все то, во что его так долго учили верить. Испытание несчастьем подняло в его душе волну напряженного духовного поиска и побудило к разностороннему жизнеутверждающему творчеству на благо всего человечества.

 

2. Один из самых популярных писателей XX в., Сомерсет Моэм, тяжело болел в детстве, и это во многом предопределило выбор его будущей профессии. Его физические слабости помогли ему стать на путь творческих исканий. Заикание не позволило ему «унаследовать адвокатскую мантию» деда и отца, но оно укрепило его в желании стать писателем. Ранняя смерть матери и несчастное детство дали Моэму богатый материал для самого лучшего из его романов. Свое изначальное ощущение изолированности Моэм сумел преобразовать в творческий метод — метод беспристрастного наблюдения.

 

3. Джо Джэкобс — очень одаренный скульптор. Он — индеец, ирокез из Канады. Его каменные изваяния украшают многие музеи мира и частные коллекции. Передавая в камне легенды своего народа, Джэкобс тонко и глубоко выражает бесконечный спектр человеческих чувств — от высоких божественных до самых низменных. Талант Джэкобса вырос на почве личной трагедии — получив тяжелое увечье на строительной площадке, он узнал, что никогда не сможет вернуться к своей прежней работе (тест на способности когда-то показал, что он лишен каких бы то ни было способностей вообще). В больнице, чтобы как-то скоротать время, он занялся резьбой по дереву, а впоследствии перешел на резьбу по камню. У него даже произошел спор с женой относительно цены на его первые два изделия — он оценил их в 50 долларов, она — в 20. Они решили, что их рассудит покупатель. Так и получилось, работы были проданы: одна за 750 долларов, вторая — за 950. Десять лет спустя его скульптуры уже ценились в 30 000 долларов.

Удивительный талант Джэкобса обнаружился как бы сам собой, и ему стало казаться, что все индейцы могут быть скульпторами. Он начал интересоваться легендами своего народа. В первый раз в своей жизни он прикоснулся к духовному наследию своих предков и осознал свои корни. А вдохновение и талант разбудили его воображение. В результате родилась потрясающая способность создавать чудесные скульптуры. Для Джо Джэкобса физическое поражение обернулось духовной победой, что полностью изменило его жизнь, принесло успех и радость самовыражения.

 

Тема 11. Психофизиологические образования. Мотивационные и аффективные психические образования.

План

1. Мотивация как психическое образование. Функции мотивации.

2. Психологические компоненты (феномены) мотивации: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения.

3. Аффективные психические образования как отражение в форме переживаний субъективной значимости и оценки внешней и внутренней среды организма.

4. Формы проявления аффективных психических образований: эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация.

5. Темперамент как интегративное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств.

6. Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности. Воля и внимание как особенные регуляторные образования.

 

Терминологический тезаурус: мотивация, потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения, эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация, темперамент, саморегуляция, самоконтроль, воля.

Задания на выявление сформированности компетенций:

Задание 1. Определите, какие из перечисленных ниже чувств относятся к нравственным, какие – к интеллектуальным, и какие – к эстетическим:

Вдохновение, угрызение совести, чувство товарищества; удивление; чувство прекрасного; восхищение; чувство долга; чувство иронии; злорадство; чувство комического; чувство юмора; уверенность; чувство справедливости; чувство трагического; сомнение; чувство стыда; зависть; недоумение; энтузиазм; страсть к творчеству.

 

Задание 2. Какое психическое состояние описано в приведенных примерах? Что вы можете сказать о людях, так по-разному переживающие данное состояние? Зависит ли это переживание от личностных особенностей?

 

1. Сердце его вдруг стукнуло и на мгновение куда-то провалилось, потом вернулось, но тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало, он побледнел, вытер платком лоб, подумал: «Что со мной?» (М.А. Булгаков)

2. Странное ощущение овладело им в этом тусклом и душном коридоре, ощущение, мучительно стремившееся осуществиться в какую-то мысль; но он все не мог догадаться, в чем состояла эта новая напрашивающаяся мысль. Он вышел наконец, сам не свой, из трактира; голова его кружилась; но – куда, однако же ехать? Он бросился опять к Рогожину… Странно: то был он чрезвычайно заметлив, то вдруг становился рассеян до невозможности…

Несмотря на все утешения и обнадеживания, совершенное отчаяние овладело душой князя. В невыразимой тоске дошел он пешком до своего трактира. Летний, пыльный, душный Петербург давил его как в тисках, он толкался между суровым или пьяным народом, всматривался без цели в лица, может быть, прошел гораздо больше, чем следовало… Он вздрогнул: давешняя напрашивающаяся мысль вдруг вошла ему в голову. Она состояла отчасти в том, что если Рогожин в Петербурге, то хотя бы он и скрывался на время, а все-таки непременно кончит тем, что приедет к нему, к князю, с добрым или с дурным намерением … (Ф.М. Достоевский)

Задание 3. Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что – к волевому поведению.

Сдерживание эмоций; управление запоминанием текста; аутогенная тренировка; постановка целей; самовнушение; изменение цели; преодоление внутренних препятствий; ритуальные действия перед экзаменом; образование квазипотребностей, смыслопорождение; самоконтроль; формирование аутоустановки; планирование возможностей достижения; борьба мотивов; принятие решения; выбор между двумя равнозначными возможностями; снятие внутреннего напряжения; самоубеждение; релаксация; рефлексия; внутренний диалог с самим собой; смысловое связывание; создание новых мотивов – стимулов; аутоагрессия; самоподкрепление; формирование длительного намерения; построение жизненной стратегии; волевое усилие

 

Задание 4. Представьте как можно больше способов психологического воздействия для разрешения предложенных ситуаций с учетом максимально разнообразных потребностей и мотивов предполагаемого «объекта» (подчиненного, коллеги, студента и т.д.) Задание выполняется по следующей схеме: «Если он самолюбивый, то …». При выполнении задания рекомендуется ориентироваться на сферу будущей профессиональной деятельности.

1. Сотрудник типографии, в обязанности которого вхо­дило обеспечение круглосуточной работы печатающих станков, жаловался директору на длительность рабочего дня и просил предоставить ему помощника. Какими спо­собами должен действовать директор для того, чтобы ра­бочий отказался от своих претензий и не испытывал при этом чувства обиды?

2. Высококвалифицированный инженер вынужден ра­ботать на должности, предполагающей достаточно про­стую, рутинную работу. Он начинает трудиться не в полную силу, часто устраивает перерывы, занимается посторонни­ми делами. Как может на него воздействовать начальник?

3. Сотрудник второй раз не выполнил задания в срок, хотя обещал, что это больше не повторится. Как можно поступить в этом случае?

4. Студент постоянно приходит неподготовленный к практическим занятиям. Какие способы педагогического воздействия мо­жет использовать преподаватель?

5. Вы просите коллегу помочь вам сделать расчет, а он отказывается, ссылаясь на то, что это не входит в его пря­мые обязанности, и ему за это не платят. Какие действия вы бы предприняли?

Задание 5. Определите виды чувств. Поясните свой ответ.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину».(Из письма П. И. Чайковского.)

Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга. (По В. С. Мерлину.)

В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята его назвали «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло. (По В.С. Мерлину.)

Г. Ученица 11 класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на неё потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением. (По А. Г. Ковалёву.)

Задание 6. Заполните таблицу, используя условные обозначения. («+»-свойство характерно для данного темперамента, «-»- свойство не выражено у людей с данным темпераментом, «в» - высокий уровень проявления данного свойства, «с» - средний уровень, «н» - низкий уровень проявления данного свойства).

 

Свойства темперамента Типы темперамента
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
активность        
реактивность        
темп реакций        
пластичность        
ригидность        
экстраверсия        
интроверсия        
сензитивность        
тревожность        
эмоционально сть        

Задание 7. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность(высокая чувствительность).

 

 

Тема 12. Психические образования. Сенсорно-перцептивные психические образования. Мнемическая организация человека. Интеллект как целостная форма проявления высших психических функций человека.

План

1. Сенсорно-перцептивные психические образования как конкретно-чувственный уровень отражения внешней и внутренней среды организма. Ощущение и восприятия как особенные сенсорно-перцептивные образования.

2. Мнемическая организация человека. Память как средство запечатления, сохранения и актуализизации следов воздействия внешнего мира на человека. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти.

3. Интеллект как целостная форма проявления высших психических функций человека. Вербальный, невербальный и социальный интеллект. Жизненные функции интеллекта.

4. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления.

5. Воображение. Репродуктивное и творческое воображение.

 

Терминологический тезаурус: сенсорно-перцептивные психические образования, ощущение, восприятия, мнемическая организация человека, память, запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение, интеллект, вербальный, невербальный и социальный интеллект, мышления, мыслительные операции, логические формы мышления, виды мышления, воображение, репродуктивное и творческое воображение.

 

Задания на выявление сформированности компетенций:

Задание 1. Выделите особенности, которые характерны:

А. Для ощущения. Б. Для восприятия.

1. Возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

2. Отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3. Позволяет познавать предмет как целое.

4. Для отражения форм движения материи отличается качественным многообразием.

5. Не возникает одновременно с началом действия раздражителя.

6. Зависит от уровня бодрствования, а также от внимания субъекта.

7. Необходимы специализированные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.

8. Саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи

 

Задание 2. Чем можно объяснить следующие факты? Какие практические выводы и рекомендации следуют из них?

а) «Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше».

б) «После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова. Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками», то эффект будет иным.

 

Задание 3. Объясните следующий факт.

Как-то раз актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучил его роль: во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им улетело, как он выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была им совершенно забыта. Почему актер забыл роль?

После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, и незаметно для себя очутился у ворот своего дома. Определите вид памяти.

 

Задание 4. Ответьте на следующие вопросы.

1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

2. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? Проиллюстрируйте примерами.

3. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологическое объяснение.

4. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?

5. В чем заключается связь сновидений с реальностью?

 

Задание 5. Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие — к продуктами активного воображения?

Мечта; образы, соответствующие схеме описания ситуации; образы сновидений; образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации; «вневременные» и «внепространственные образы»; образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий; образы, направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, не связанные с волей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)