|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ибн Сина (Авиценна)Сложное и многогранное наследие Ибн Сины, известного в Европе как «Авиценна», является продуктом эпохи, одной из характерных черт которой было распространение интереса к философскому знанию среди некоторых представителей мусульманской интеллектуальной элиты. Будучи великим поклонником фальсафы, Ибн Сина был твёрдо убеждён в её полезности для всех мусульман и приложил все силы для того, чтобы дать полное и детальное описание её основополагающих принципов и методов. Это удалось ему как никому из его предшественников. Вместе с тем он несомненно испытал влияние некоторых из них, в особенности аль-Фараби. Ибн Сина родился в 980 г. н.э. в небольшом селении близ города Бухара. Его отец был чиновником у саманидских правителей Средней Азии, который постарался дать сыну хорошее образование. Это было не трудно, ибо его сын оказался настоящим вундеркиндом. К десяти годам Ибн Сина сумел освоить не только грамматику и литературу, но и выучил наизусть текст всего Корана. Он быстро обошёл своих учителей и начал самостоятельные научные занятия, выбирая при этом предметы, к которым он испытывал влечение. К девятнадцати годам юноша, по его собственному свидетельству, прочёл все книги, какие он смог найти в библиотеках, и стал признанным специалистом в области философии, логики, астрономии, химии, математики и медицины. Занятия медициной определили дальнейшую жизнь молодого учёного. Ибн Сина начал заниматься врачебной практикой, когда ему было всего лишь семнадцать лет. Именно в этом возрасте он, по собственному признанию, излечил от тяжелого недуга саманидского правителя Бухары. В благодарность последний назначил юношу своим придворным врачом и разрешил ему работать в своей личной библиотеке. С той поры началась придворная служба философа не только в качестве врача, но иногда даже визиря при разных иранских правителях. Будучи высокопоставленным чиновником, Ибн Сина поневоле оказывался втянутым в придворные интриги, зачастую опасные. Спасаясь от клеветников и завистников, он вынужден был часто менять своих покровителей. Он скончался в иранском городе Исфахан, когда ему было всего лишь 58 лет. Причиной его кончины считают либо дизентерию, либо колит кишечника. Некоторые исследователи полагают, что Ибн Сина умер от передозировки, пытаясь заглушить боли в желудке с помощью наркотического средства. Его оппоненты, которых у него, как и любого гениального человека было немало, утверждали, что он подорвал свое здоровье различными излишествами, в том числе чрезмерным пристрастием к вину и сексу…На самом деле Ибн Сина скореевсего подорвал своё здоровье непосильной работой … Несмотря на свою безвременную кончину, Ибн Сина сумел оставить после себя поистине гигантское научное наследие, которое не перестаёт удивлять исследователей. Он внёс существенный вклад в развитие таких наук как биология, медицина, физика, химия, астрономия, математика, музыка, логика и философия. Будучи верующим человеком, он занимался также и религиозными дисциплинами, например теорией мистического вдохновения. Самым выдающимся его произведением считают «Канон врачебной науки»… К примеру, он высказывает предположение (вероятно, впервые в истории медицины), что оспа заразна, что болезни могут вызываться посредством мельчайших, невидимых глазу организмов, что холера и чума суть разные болезни, и т.д. Благодаря своей хорошей организации и систематичному изложению материала, «Канон» пользовался большим успіхом у представителей медицинской профессии, как на Востоке, так и на Западе.Его арабский текст был напечатан в Риме уже в 1593 г. Такие великие умы Западной Европы, как Фома Аквинский и Альберт Великий, были знаком с латинскими переводами «Канона» (тогда ещё в рукописном виде). По нему учились студенты медицинских факультетов старейших университетов Европы в Италии, Бельгии и Франции. Помимо «Канона» Ибн Сина является автором «Книги исцеления» (известной на Западе как «Liber de anima»). В ней он рассматривает процесс постижения человеческой душой (интеллектом) окружающего мира. Ибн Сина, в частности, полагал, что, «обработав» полученные эмпирическим путём данные посредством логического рассуждения, душа (интеллект) постепенно приходит к осознанию общих законов мироздания. Это знание даёт возможность обладателю души (интеллекта) понять суть бытия и предвидеть события, которые ещё не произошли. Если философские рассуждения ар-Рази и аль-Фараби демонстрируют их относительную независимость от мусульманского вероучения, то Ибн Сина считал своим долгом добиться гармонии между канонами ислама и рациональной философией. Вероятно именно поэтому его доказательство необходимости пророчества и богооткровенного закона для нормального функционирования общества выглядит более убедительно, чем у его предшественников. В то же время, как и последние, он не считал себя обычным гражданином этого общества. Ибн Сина ставил себя гораздо выше необразованной «толпы», которая, по его разумению, была не в состоянии осознать необходимость философского знания. Как уже говорилось, вопреки кораническому запрету, Ибн Сина иногда позволял себе стакан вина, оправдывая себя тем, что оно стимулирует его мыслительную способность. Будучи знатоком философии и медицины, он полагал, что знает, как избежать злоупотребления алкоголем. Истинной же причиной коранического запрета на употребление спиртного учёный считал неумение необразованной «черни» соблюдать умеренность. В своих философских трудах Ибн Сина говорил о двух видах философского рассуждения: теоретическом и практическом. Теоретическое рассуждение необходимо для достижения истины, тогда как практическое занимается поисками добра. Согласно Ибн Сине, первое дает знание о вещах, какими они являются в своей сути, безотносительно к человеческим поступкам и выбору. Что же касается практической философии, то, по мне нию Ибн Сины, её принципы естественным образом проистекают из божественного откровения, кодифицированного в шариате. Принципы же теоретической философии строятся на основе наблюдения человеком различны природных сущностей и явлений с целью определить их свойства (например, цвет, температуру, плотность), состояние (например, движение или покой) и т.д. Если философ правильно использует дарованную ему Богом способность к рациональному осмыслению своих наблюдений, он «поднимается над материальной природой [чувственных] образов, пока не приходит к общим понятиям, которые совершенно свободны от физических характеристик». В процессе такого подъёма индивидуальный человеческий разум соединяется с мировым Божественным интеллектом, «который заключает в себе общее строение бытия, каким оно излилось из Божественного абсолюта». Как мы видим, это ви́дение мироздания является ещё одной вариацией на тему неоплатонического учения о Божественной эманации, которую мы рассмотрели выше. До Ибн Сины философы обычно изображали монотеистических пророков в качестве мыслителей-рационалистов, которые вынуждены были прибегать к притчам и мифам, чтобы донести до простого люда смысл свого учения30. Не без влияния аль-Фараби, Ибн Сина внёс существенную поправку в такое понимание пророчества. В своих трудах он неустанно подчёркивал, что помимо способности к рациональному и логически корректному мышлению пророк обладает также даром воображения. С помощью этого дара пророк не просто облекает в конкретные образы абстрактне философские истины, чтобы сделать их доступными для необразованных умов. Воображение даёт пророку возможность «представить себе» понятия, которые ускользают даже от самого утончённого философского анализа. Согласно Ибн Сине, в отличие от обычного философа, пророк каким-то сверхъестественным образом может воспринимать «излучения», исходящие непосредственно из Мирового интеллекта, который, как уже говорилось, содержит в себе общую концепцию всего мироздания и истинные сущности всех вещей и явлений, воплощённых в эмпирически познаваемом бытии. Способность интуитивно постигать концепции, содержащиеся в Мировом интеллекте, наделяет пророка особым, сверхчувственным знанием, которое является одновременно более непосредственным и более безошибочным, нежели познание, получаемое философом в ходе индуктивного или дедуктивного исследования и рациональной аргументации. Полученное интуитивным путём знание пророк затем трансформирует в убедительные и запоминающиеся притчи, используя данный ему Богом дар воображения, которым по определению не может обладать философ-рационалист. … Ещё одним важным достижением Ибн Сины в его стремлении достичь гармонии между философским знанием и пророческим откровением стало его учение о существовании (бытии) и его соотношении с сущностью каждой отдельной вещи. …философ проводил чёткую грань между необходимым и возможным (случайным) типами бытия. По мнению Ибн Сины, это различие в типах существования (бытия) позволяет доказать принципиальное отличие Бога от Его творения, поскольку Бог и только Бог обладает существованием (бытием), которое одновременно необходимо и самодостаточно, то есть не нуждается в каком-то ином существовании (бытии), которое сделало бы Его собственное существование (бытие) возможным. Все прочие вещи в сотворённом мире не являются самостоятельными в своем существовании (бытии), ибо они получают его извне, то есть от Бога… Объясняя парадокс множественности предметов и явлений окружающего мира и их происхождения из единого и единственного источника, Ибн Сина отмечал то, что Божественный абсолют сам по себе, в своей сущности, есть нечто единое и неделимое. Однако, находясь в таком едином и самодостаточном состоянии, Абсолют не может познать самоё себя, поскольку процесс познания неизбежно подразумевает наличие двух сторон: познающего субъекта и объекта его познания. Согласно Ибн Сине, именно это обстоятельство побуждает божественный Первоинтеллект «излиться» (эманировать) из Божественного абсолюта (Единого) в процессе самосозерцания последнего… Периодически воссоединяясь со своим небесным прародителем, отдельные человеческие интеллекты могут получать своего рода интуитивные «просветления», дающие им безошибочное представление об истинном положении дел во вселенной… Как уже отмечалось, Ибн Сина не проводил резкой грани между пророческим откровением и рациональным знанием философа. Тем самым он хотел показать их совместимость, а значит, отсутствие непреодолимого барьера между пророческой религией и философией. В то же время, в случаях несоответствия между ними, он подспудно отдавал предпочтение философии либо предлагал трактовать коранические утверждения аллегорически. Таким образом, достичь полной гармонии между этими двумя способами понимания мира оказалось не под силу даже этому великому гению мусульманской цивилизации. К примеру, Ибн Сина не смог безоговорочно принять кораническую концепцию физического воскрешения человеческих тел в День страшного суда… Помимо этого, Ибн Сина не смог принять в буквальном виде кораническую доктрину создания мира «из ничего», поскольку она противоречила его пониманию эманации мироздания из Божественного абсолюта как вечного и постоянного процесса. Это неприятие легко объяснимо: с точки зрения философа, мир не есть продукт единовременного и беспричинного божественного волеизъявления, а скорее безначальный и бесконечный процесс божественной саморефлексии, который, как он полагал, «имеет место вне времени». Такого рода космология подразумевает, что материальный мир вечен. Иными словами, он есть следствие безначального, безпричинного и вневременного божественного самосозерцания, а не необходимый результат его единовременного приказания, каким он представлен в Коране. Рассуждая о положениях мусульманского вероучения, по которым Ибн Сина разошёлся с мнением большинства богословов, нельзя не упомянуть его учение о природе Божественного знания. Согласно Ибн Сине, Бог знает сотворённые им вещи лишь в общих чертах, как вневременные проявления установленных им причинно-следственный законов функционирования бытия. Его не касается то, как эти вещи реализуются в конкретных, ограниченных во времени и пространстве обстоятельствах. В конечном счёте вся вселенная есть не что иное, как реализация Божественного самопознания, точнее, общих законов, заложенных в нем. Эти законы и составляют предмет Божественного знания, или лучше сказать, самопознания. Для того чтобы «быть в курсе» каждого отдельного и неповторимого проявления этого закона, Бог должен быть наделён чувственными восприятиями, присущими людям, которые, как это хорошо известно, несовершенны и подвержены ошибкам и самообману. Согласно Ибн Сине, будучи лишённым каких-либо изъянов, Бог просто не может обладать столь несовершенными инструментами познания, ибо это обстоятельство вошло бы в неразрешимое противоречие с совершенством Его сущности. Следовательно, Бог знает о вселенной только в общих чертах, «не вникая в подробности». Эта теория противоречит многочисленным кораническим утверждениям, что Богу известна каждая конкретная вещь в самых мельчайших её деталях… В заключение, следует отметить, что, как Ибн Сина ни старался примирить пророческую религию и рациональную философию, он явно или скрыто отдавал предпочтение последней. Если бы это было не так, он не считался бы одним из величайших представителей фальсафы…
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |