|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Найвищі моральні цінності людиниФІЛОСОФСЬКО-ПСИХОЛОГІЧНІ ПРОБЛЕМИ ЕТИКИ.
Тема 5. Ціннісні орієнтації, свобода вибору та моральна оцінка вчинків.
§ 1. Вчинок как первоелемент моральної активности Сущность морали проявляется в ее функционировании. Как вид общественного сознания мораль нуждается в опредмечивании, объективации, практическом воплощении. Практическим бытием морали является поведение. Поведение в этической литературе характеризуется как единство объективного и субъективного. Субъективное — это мотивация поведения, а объективное — сама мотивационная деятельность, ставящая человека в определенные нравственные зависимости, отношения. Проблема субъективации моральных требований и их объективации в поведении людей может быть всесторонне осмыслена на основе системного подхода к изучению особенностей морального сознания. Суть его заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания (в широком смысле как собственно психического) и деятельности. В свою очередь, деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, которые осуществляют регуляцию человеческой деятельности. Начнем с понятия «поведение». Поведение есть не только (или не просто) практически выраженное отношение человека к человеку или то, что принято называть поведением в общественных местах: на улице, в учреждениях и т. п. Все это важные стороны поведения людей, которые в прямом смысле являются моральными или аморальными. Однако понятие поведения имеет и более широкий смысл, охватывая всю социально значимую деятельность человека, так или иначе контролируемую, оцениваемую моральным сознанием, что подчеркивает его многоплановость. Особое место в анализе поведения личности занимает поступок, который рассматривается как «клеточка» поведения, его единичный акт, начиная с которого можно раскрыть все богатство реальной нравственности. Вместе с тем поступок не должен пониматься буквально как единичный акт поведения, а поведение — как непрерывная сумма поступков, их механическая, количественная связь. Ведь не назовешь поступком добросовестное выполнение нравственных норм общежития или обязанностей отца по отношению к сыну... Это всего лишь нравственное поведение человека. Но вот человек проявил инициативу, пожертвовал чем-то личным ради другого, в интересах коллектива, общества. Это уже поступок. Следовательно, поступок отличается от обычного поведения тем, что совершается по доброй воле, по внутреннему побуждению, собственно моральному долгу, совести, чести, ответственности. Поступки как бы «окрашивают» поведение, они необязательно совершаются постоянно, ежедневно, ежечасно. Поступки бывают положительные (нравственные) или негативные (безнравственные) — это зависит от общего уровня нравственного развития личности, условий их совершения. С точки зрения общественной и личной значимости поступки различаются по масштабности. Они могут быть значительными, ординарными, мелочными. Основой такой классификации выступают степень нравственной зрелости личности или ее деградации. Важно также видеть связь и различие между малым и большим поступком. Подвиг может оказаться неожиданным не только для окружающих, но и для самого героя, но он не является случайным с точки зрения логики его развития. Подвиг как действие подготавливается всем предшествующим нравственным опытом личности, служит выражением его цельности, зрелости. Если человек прячется за чужую спину, способен на предательство по мелочам, то нельзя быть уверенным в том, что в экстремальных условиях он не совершит преступления. Моральная надежность личности является результатом моральной чистоты, ответственности в мелочах, в обыденном поведении Целостное рассмотрение этической концепции поступка в системе нравственной деятельности личности выстраивает категории, которые раскрывают его механизм и требуют философско-психологического анализа: ценности, ценностные ориентации, свобода, выбор и ответственность, моральная оценка поступков. Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX в. Со временем, на основе всесторонней и детальной разработки этого понятия, сформировалась специальная отрасль философского знания — теория ценностей или аксиология (от греч. axios — ценность). Одна из наиболее распространенных дефиниций ценности определяет ее как значимость определенных реалий действительности с точки зрения потребностей человека и общества. Ценности не только и не столько удовлетворяют потребности человека, сколько в значительной мере воссоздают самого человека. Исходя из этого, можно выделить два типа ценностей: ценности, которые удовлетворяют насущные потребности человека, обслуживают самоутверждение человеческой индивидуальности, и ценности, которые творят и возрождают личность (индивидуальность) в принципиально новом качестве. Можно дать следующую классификацию ценностей: жизненные ценности, где человек и человечество определяются как высшие ценности бытия, материальные, социальные и духовные. Среди духовных ценностей, в свою очередь, можно выделить моральные, эстетические, познавательные и др. Духовные ценности — это сфера общественного сознания, они тяготеют к духовной сфере общественной жизни (так потребности человека в большей степени относятся к материальной сфере жизнедеятельности, а интересы — к социальной). Нравственная жизнь человека не может рассматриваться как простое усвоение суммы прописных истин. Она проходит в борьбе мотивов, в постоянном напряжении духовных сил. Осуществление того или иного выбора не только характеризует личность, но является также важным средством ее формирования. Моральный поступок и моральное поведение предусматривает готовность отстаивать моральные ценности тогда, когда они подвергаются сомнению. Постоянная, непротиворечивая структура ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам, способность к моральному выбору во имя идеалов и ценностей. Противоречивость же, напротив, порождает непоследовательность поведения. Ориентация человека на ценность является определенным отношением человека к внешним установкам, нормам и обычаям. Ценностные ориентации — это внутренний компонент сознания и самосознания человека, как и ценности, они играют очень активную роль в определении направленности моральной деятельности личности. Ценностные ориентации могут быть направлены как на ценности высшие, подлинные, так и низменные, ложные, даже на антиценности. Например, улиц преступного или стойкого асоциального поведения. Бывает и так, что действительные ориентации, направляющие поведение, прикрываются декларативными или человек принимает внешнюю ориентацию с целью прикрытия внутренних, чисто эгоистических устремлений Важнейшей качественной характеристикой нравственных ценностных ориентации личности, коллектива и даже общества в целом является не их статичность, а подверженность постоянному изменению и развитию. Смена ценностных ориентация означает как бы изменение всей направленности нравственного сознания. Этот процесс выступает как переоценка ценностей и означает проявление способностей личности к улавливанию сути новых социальных, нравственных ценностей, переосмыслению, отрицанию старых, отживших. Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, его соответствие определенным нормам, принципам, идеалам. Самооценка — это самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Мотив — внутреннее субъективно-личностное побуждение к действию, осознанное заинтересованностью в его совершении. Мотив занимает особое место среди родственных понятий — стимул, намерение, цель, выражающих идеальную сторону поступка. Намерение — итоговая характеристика всей духовной стороны морального решения, в том числе и выбора при борьбе различных мотивов. Что касается цели, то следует учитывать, что мотив есть оправдательно-объяснительное целеполагание. Мотив может определять и постановку цели, и выбор соответствующих средств ее реализации. Цель в этом случае является реализацией мотива. Она указывает на то, что предстоит сделать, тогда как мотив говорит о том, во имя чего надлежит стремиться именно к данной, а не иной цели. Широкий диапазон потребностей и интересов личности определяет разнообразие и многогранность мотивации действий. В ее мотивационном спектре присутствуют основные и второстепенные, глубокие и поверхностные побуждения, не говоря уже о том, что по содержанию они могут быть нравственными и безнравственными, а тем более в критические моменты жизни личность отдает предпочтение ведущим, главенствующим мотивам, подчиняющим себе все остальные ее побуждения. В прямой зависимости от нравственного содержания мотива, особенно стержневого, находится и мера ответственности (вины) личности за свой поступок: она возрастает (отягчается), если негативный по последствиям поступок имел в основании антигуманные или эгоистические побуждения, и она смягчается, если таким основанием были мотивы сочувствия, жалости, милосердия и т. п. В одних случаях возможно даже оправдание поступка (проступка), если при его совершении не было обнаружено злого умысла, преднамеренности или же если внешняя (объективная) сторона поступка оказалась зависимой от неблагополучного стечения обстоятельств и притом сама личность не проявила безответственности. В других случаях, напротив, возможно оценить даже и предметно неосуществленные мотивы и цели как способы потенциального существования добра и зла, поскольку мотивы, цели, средства и результаты внутренне связаны друг с другом, стремятся к единству, а значит, осуществлению тех или иных мотивов воспрепятствовали какие-то независящие от воли человека обстоятельства. Вопрос о соотношении цели и средства очень сложный и решение его в истории философской, этической и социальной мысли далеко не однозначно. Наиболее яркими и по сути альтернативными по содержанию концепциями являются «иезуитизм» (иезуитизм — от церковно-политической организации католического монашеского ордена Иисуса — иезуитов, организованной при папском престоле в XVI в.) и «абстрактный гуманизм». Деятельность иезуитов отличалась беспринципностью в выборе средств для достижения политических целей (интриги, убийства, предательства и т. п.). На вопрос: «Оправдывает ли цель средства?» иезуитизм во всех случаях дает безоговорочно утвердительный ответ. Под оправданием понимается полное безразличие самой цели к нравственному характеру средств: цель освящает любые из них. На основе такого подхода к вопросу выдвигается принцип оптимальности поведения, указывающего на критерий средств и пренебрегающий критерием их моральности. Особенно этот принцип «работает» в политике, пренебрегающей гуманистическими целями. Ложь, предательство, террор — все допустимо, даже желательно, если кратчайшим путем ведет к желаемой цели. В лице фашизма, политического экстремизма этот принцип демонстрирует миру чудовищные последствия подобной аморальной практики. Противоположная иезуитизму концепция «абстрактного гуманизма» наиболее отчетливо проявляется в известной теории «непротивления злу насилием». Ее сторонники утверждают автономность средств от цели и потому считают, что цель не может оправдывать средства. В своих требованиях они претендуют на применение таких средств морального выбора, которые были бы и нравственными, и целесообразными без малейшей примеси зла. Злу можно и надо противиться, но не с помощью насилия, ибо «зло нельзя уничтожить злом», так же как «огнем погасить огонь», — утверждал Л. Н. Толстой, один из самых активных сторонников концепции «непротивления злу насилием». В «Исповеди», «В чем моя вера» и других сочинениях Л. Н. Толстой призывал к нравственному усовершенствованию, аскетизму, всеобщей любви. В практике морального выбора часто обнаруживает себя рассогласованность этих требований. В первом случае человек либо зарекается от всяких попыток поиска и применения эффективных средств, чтобы не исказить нравственных принципов, либо противопоставляет злу его же «беспринципную силу», стремясь оптимизировать свои действия, исходя из принципа «все позволено». При этом пытается убедить себя и других в невозможности победить зло якобы неэффективными средствами добра. Так формируется вредный предрассудок об оправдании целью любых средств. Компромисс, как правило, выбор вынужденных средств — наиболее сложный и тонкий акт морального выбора, в нем особенно велик риск уничтожения нравственного характера цели в процессе ее достижения. Однако выходом из опасений за характер компромисса должно быть не догматическое его отрицание (и не релятивистская абсолютизация), а определение и соблюдение необходимости и меры компромисса. Итак, моральная характеристика поступков определяется ценностью их мотивов и достигаемых результатов. Моральное качество линии поведения в значительной мере определяется ценностью его целей и избираемых для их достижения средств, что создает необходимость выбора. Выбор, обусловленность его свободой морального решения — неотъемлемое свойство нравственной деятельности. Последняя проблема заслуживает специального рассмотрения.
§ 2. Проблема морального выбору, свободи й відповідальності. Философские, этические, психологические аспекты свободы представляют собой различные стороны единого процесса, учет специфики которых имеет теоретическое и практическое значение. Свобода является важнейшим условием нравственной деятельности личности. Нравственность как механизм регуляции человеческих отношений без свободы не может существовать. При этом так же очевидно, что человек со всех сторон окружен множеством необходимостей. В повседневной практической деятельности люди сталкиваются не с абстрактной необходимостью, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде физических, экономических и социальных законов общества, в котором живут, его норм и правил, стереотипов поведения, традиций и ритуалов. Возникает вопрос: можно ли считать человека свободным в своих поступках? В истории философии вопрос свободы трактовался по-разному. Стоики, Спиноза, Гегель понимали свободу как познанную необходимость: каждый человек должен познать внешнюю необходимость как единственно возможный вариант, то есть подчиниться этой необходимости. Познание необходимости в ее разнообразном проявлении очень важно, так как человек, не знающий положения вещей, пребывающий в плену категорий, не может считаться свободным. Но «познанная необходимость» не исчерпывает представление о свободе. В повседневной практической деятельности человек сталкивается не с абстрактной необходимостью как таковой, а с ее конкретным воплощением в виде реально существующих условий. Таким образом, свобода не абсолютна, а относительна, поэтому реализуется в жизни путем выбора конкретного плана действий. Проблема нравственной свободы особо нуждается в глубоком рассмотрении в плане ее философского и психологического анализа на индивидуальном уровне. Вступая в сознательную жизнь, человек застает уже сложившиеся системы моральных норм и отношении, а также системы нравственно-социального воздействия на него, систему семейного, школьного воспитания, которые определяют (детерминируют) границы свободы морального выбора. Однако при наличии социальной детерминации каждый человек обладает своей индивидуальностью, что в значительной мере определяется возможностью свободы выбора. В сфере морального сознания свобода выступает как выбор линии поведении. Именно выбор создает личность, творит ее неповторимое «Я». Свобода — тяжелое бремя для человека, не каждый может его вынести. И ничего нет удивительного в том, что большинство людей сливаются с массой, растворяют свою индивидуальность в серой рутине повседневной жизни, строго регламентированной юридическими законами и неписанными правилами общей морали, — это путь гражданского послушания. Взамен утраченной свободы они получают безопасность и отдаются радостям жизни, руководствуясь жадным желанием «иметь». И только немногие выбирают путь к счастью — путь свободы, боли, страданий за человечество, борьбы за социальные свободы против гнета и несправедливости. Именно их не удовлетворяет рабство, даже сладкое, зависимость, даже от богатого господина, покой, но без свободы реализации своего «Я». Это и есть счастье и смысл жизни, «подлинное» событие. Таким образом, моральная свобода есть диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения, способность человека руководить своими поступками. Моральная необходимость является совокупностью требований, которые предъявляет моральная система к человеческой деятельности, но только знание этих требований, то есть знание моральной необходимости, не гарантирует моральной деятельности. Исходя из этого, моральная свобода — есть возможность и способность личности определить и реализовать свою моральную позицию, которая обеспечивала бы достижение цели. Деятельность личности можно квалифицировать как моральную лишь тогда, когда она основывается на свободном выборе в поле противостояния добра и зла. Моральный выбор является также обязательным условием реализации моральной свободы. Именно проблема морального выбора дает возможность раскрыть динамическую сторону морали, увидеть, как нормы, принципы, моральные ценности и их оценки действуют в общественных отношениях. Необходимость морального выбора возникает тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять лишь одно решение при наличии нескольких, причем каждое может быть оценено с позиций добра и зла. Факт принятия решения не завершает акта выбора, продолжением его служит выбор средств реализации решения, его практическое осуществление и оценка результата. В реальной жизни моральный выбор выступает в тесной связи с сугубо практическими вопросами: как поступить в данной конкретной ситуации и какова мера ответственности субъекта не вообще, а именно в этом случае. Ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею каких-то социальных или нравственных требований. Понятие это многогранно. В его историческом развитии существует несколько проявлений: от коллективной к индивидуальной, от внешней к внутренней, от ретроспективной (ответственность за прошлое, чувство вины) к перспективной (ответственность за будущее, чувство обязанности, долга). В повседневной жизни постоянно встает вопрос о соизмерении своей ответственности с уровнем своих реальных возможностей и степеней свободы. Обратимся к нравственно универсальной формуле: «Если не я, то кто?» Одно дело — выполнение своих прямых обязанностей, которых никто другой не обязан, не может, не имеет полномочий исполнять, другое дело — добровольно разделить с кем-то его ношу, подставить дружеское плечо, третье — целиком взять на себя заведомо чужие функции. Значит, нельзя абстрагироваться от социальных условий, требований конкретной ситуации. Мера личной ответственности пропорциональна вкладу в принятие и реализацию важнейших решений, определяющих направление процесса общественной жизни. Нести ответственность означает принимать на себя все последствия своих поступков. Ответственному поведению противостоит безответственное — когда поступки совершаются без учета последствий для себя и других. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомысленностью или с чрезмерной самоуверенностью, но это всегда означает попытку переложить последствие своих поступков на других. Первым важнейшим условием моральной ответственности является сама свобода осуществляемого поступка. Если свобода выбора отсутствует, мы не можем считать индивида морально ответственным зато, что произошло с ним и вокруг него. Другим важным условием полноты моральной ответственности является намеренность действий. Человек морально отвечает за то, что хотел совершить, что осознанно выбрал, к чему стремился. Третье, что обуславливает ответственность, — вменяемость (то есть осознание того, что происходит), которая предполагает возможность благодаря воле остановить негативные действия или поддержать позитивное. Невменяемыми могут быть сумасшедшие, одурманенные наркотиками или алкоголем люди. Надо отметить, что юридический закон не признает ни наркотического, ни алкогольного дурмана. Реализуя свободу морального выбора, человек осознанно отдает предпочтение конкретной линии поведения, что означает признание приоритета одних ценностей над другими. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают никаких сложностей, в других — связан с острыми противоречиями между общечеловеческими, групповыми и индивидуальными ценностями. Последние называются моральным конфликтом.
§ 3. Моральний конфлікт, шляхи його вирішення.
Сегодня принято говорить, что мы живем в сложном мире, и одной из таких сложностей является углубление нравственной конфликтности человеческих отношений. Возможно, это в какой-то мере можно объяснить перенесением конфликтов из классовой сферы в национальную, которая непосредственно связана с традициями, обычаями, феноменами социальной психологии, т. е. нравственной основой человеческих отношений. Происходящие в разных сферах конфликты приобретают социально-политическую значимость, затрагивают международные, классовые, межэтнические, религиозные, демографические, региональные и локальные отношения. Такие столкновения выливаются в конфликтность межчеловеческих отношений. Задачи изучения значимости конфликтов для общественного развития, гармонизации человеческих отношений создали предпосылки для возникновения самостоятельной отрасли знания на стыке социологии, политологии, психологии, этики — конфликтологии. Конфликтология ориентирована на изучение закономерностей развития и разрешения конфликтов в различных сферах общественных отношений во избежание расколов, конфронтации и тупиков, ведущих к ожесточению, нетерпимости, а то и насилию. Суть теории конфликта, при всем многообразии различных концепций, направлений состоит в следующем: любое общество постоянно подвержено изменению, затрагивающему как общественно-экономические, так и нравственно-психологические стороны человеческих отношений. При этом для общества характерно неравенство социальных, нравственных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, ценностным ориентациям, осознанию долга, ответственности, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные столкновения, антагонизмы и как результат — конфликты. В теории конфликта важным является вопрос типологии конфликтов. Основные типы конфликтов соответствуют общественным сферам, в которых возможно их проявление: экономические, политические, духовные, нравственные, социальные. Нравственные конфликты — специфическая ситуация морального выбора, при которой осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы ведет к нарушению другой нормы, представляющей определенную моральную ценность. Исходя из социальной обусловленности нравственных конфликтов следует выделить основные два типа столкновения нравственных норм: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Конфликтные ситуации нравственного характера могут возникнуть на уровне нравственно-психологического сознания личности, социальной группы. Поэтому целесообразно говорить о таких типах конфликтов, как внутриличностные, межличностные, групповые (семейно-бытовые, этнические). Внутриличностные конфликты, как правило, имеют место, когда сталкиваются личные интересы и общественные, желания и долг, обязанность и ответственность, когда личность завышает свои внутренние ресурсы — способности, таланты. Внутриличностные конфликты приводят к дискомфорту, нарушению нормальной продуктивной жизнедеятельности. Следует глубоко, критически осмыслить создавшуюся конфликтную ситуацию: — каковы причины конфликта; — продумать, чему может научить данный конфликт; — не позволить отрицательному жизненному опыту сбить себя с нормального жизненного пути; — не давать конфликту подорвать доверие к самому себе, понизить самооценку; — научиться прощать самого себя, избавляться от отрицательных эмоций (страха, гнева, угрызения совести); — помнить, что конфликты составляют только малую часть жизни, не заострять на них внимание и усиленно искать не только пути выхода из них, но и возможности их неповторения.
Найвищі моральні цінності людини.
§ 1. Поняття й специфіка найвищих моральних цінностей.
Понятия «ценности» и «высшие ценности» следует различать. Когда говорят о чем-то, имеющем ценность и ставшем ценностью, подразумевают нечто (предметы или явления), имеющее значимость для практики жизни, удовлетворяющее потребности и интересы человека. Ценность не есть сама по себе полезным предметом, а является осознанием его природы, качества, зафиксированным в отношении субъекта к объекту или субъекту. То есть то, что является ценностью, связано с чувственно-рациональной оценкой человеком (обществом) свойств предметов и явлений и выявленная их ценность отвечает непосредственным потребностям жизнедеятельности людей. Высшие ценности не утилитарны, сформированы не насущными потребностями и интересами людей. Они «являются ценными не потому, что служат для чего-то иного, нежели они сами, напротив, все иное приобретает смысл и значимость лишь в свете высших ценностей». Они указывают индивиду его место и предназначение в жизни, его связь с другими людьми, значимость и ценность его причастности к миру людей, общества. Высшие нравственные ценности, такие, как совесть, долг, честь и достоинство, смысл жизни и счастье, осознаны человечеством как определяющие душевную гармонию и здоровье бытия человека в обществе. Их понимание и переживание самоценно и, вместе с тем, служит мощным побудителем духовных резервов личности, ее нравственного поведения, отношения к другим и к себе. Сущность, содержание высших нравственных ценностей формируются в общественном моральном сознании и конкретизируются на индивидуальном уровне, составляя личностное представление о понятиях морального сознания, о нравственности, о должном поведении человека в обществе. Основой содержания индивидуального сознания является уровень освоения форм общественного сознания, в том числе и морального. В процессе развития и приобретения жизненного опыта индивид воспринимает, осмысливает те ценности, которые являются общественно значимыми, вырабатывает собственное отношение к ним, устанавливает личностные приоритеты, которые становятся значимыми ориентирами его жизнедеятельности, в индивидуальном сознании каждого человека складываются личностные представления о добре и зле, долге, совести, чести, смысле жизни и счастье. Таким образом, следует особо подчеркнуть: понятия морального сознания и этические категории не тождественны. Понятия морального сознания формируются в процессе непосредственного отражения, освоения и оценки социальных отношений, поведения людей в общественном и индивидуальном сознании. Категории являются результатом научного исследования, философского обобщения и принадлежат этике как науке о морали. Содержание этических категорий, представляющих высшие нравственные ценности, — это предельно широкие понятия, отражающие наиболее существенные, объективные, закономерные характеристики и связи данных моральных явлений, осмысление которых связано с конкретно-исторической эволюцией морали и особенностями нравственной практики, в недрах которых происходят качественные измене-ния представлений людей о добре и зле, чести, счастье и т. д. Высшие нравственные ценности являются также обобщенной нравственной оценкой поведения людей, различных явлений действительности. Как категории этики они носят императивно-оценочный, повелительный характер, содержат в себе нормативное и позитивно-предписательное представление о надлежащей нравственной практике (поведении и взаимоотношениях людей).
§ 2. Найвищі цінності моральної свідомості: обов’язок, смисл життя, щастя. Обов’язок. В этических исследованиях категорию долга часто соотносят с категорией совести. Между этими категориями, бесспорно, существует связь. Когда долг выступает как глубокая внутренняя потребность, как осознание человеком своих моральных обязанностей перед обществом, он становится делом его совести. Это существенная характеристика долга, но не тождественная совести. Последняя невозможна без осознания долга: оценивая свои поступки, мысли, чувства по совести, человек тем самым осознает свои обязанности по отношению к другим людям, то есть осознает свой долг. Следовательно, долг — это совокупность моральных обязанностей человека перед обществом. Он внешне выступает как нормативная категория, регламентирующая социальные обязанности, которые должен выполнять индивид в силу общественной необходимости. Проблема долга есть проблема соотношения личного и общественного интереса. Из всего многообразия теоретических суждений о долге хотелось бы выделить концепцию Канта, поставившего это понятие и категорию в основание своих поисков сущности нравственности, видевший в долге основной принцип ее чистоты. На вечный вопрос, каков источник моральных предписаний, от кого исходит требование поступать согласно норме, в докантовской этике существовал традиционный ответ: моральные заповеди дарует Бог, устанавливая в мире людей порядок и гармонию. Кант самоотверженно отстаивает другую мысль: не Бог, а сам человек задает себе законы своего нравственного поведения. Но человек может совершить поступок по настроению, склонности, желанию и по долгу. Кант против выполнения поступка по склонности. Если поступок совершен в соответствии с потребностями и склонностями, то его ценность следует определять, сообразуясь с природой желаний. Не отрицая и не подавляя человеческие желания, аффекты, страсти, Кант настаивает на том, что лишь поступок, совершенный сообразно долгу, имеет нравственное содержание и ценность. Добрая воля, долг определяют, направляют и придают ценность всем другим достоинствам человека. Даже обуздание аффектов, провозглашенное древними мыслителями, без направляющего воздействия долга может обернуться злом. Кант пишет о долге в превосходных степенях. Верность долгу наперекор влечениям, выгоде, успеху — самое прекрасное в человеке, в сопоставлении с чем все остальное в жизни не имеет никакого значения, самое ценное — стать в собственных глазах достойным жизни. Возможность этого лежит в плоскости признания и реализация долга, причем ради него самого, ибо подчинение долгу есть осуществление свободы личности, его доброй воли. Идеи Канта сыграли существенную роль в формировании представлений о долге. Но если Кант понятие долга связывал с наличием нравственного закона в самом человеке, то современная этика исходит из социальной сущности человека и социальной нормы его существования, в силу чего человек всегда имеет обязанности по отношению к обществу, коллективу, людям. Долг — это совокупность требований, предъявляемых человеку обществом, которые выступают перед ним как его обязанности и соблюдение которых является его внутренней моральной потребностью. В данном определении заключены объективная и субъективная стороны долга. Объективной стороной является та система моральных требований, которые общество предъявляет личности, вытекающих из специфики выполняемых ею ролей и зависящие от занимаемого места в обществе. Субъективная сторона выражает личную заинтересованность субъекта в выполнении данных моральных требований как своих обязанностей, осознание требований общества, коллектива, внутренняя готовность и потребность их выполнить. Понимание нравственного долга всегда связывается с добровольностью, свободным волеизъявлением, действием по внутреннему убеждению. Выполнение обязанности из страха или во имя награды теряет статус морального долга. Субъективная сторона долга является показателем уровня нравственного развития человека. Человеку приходится часто делать больше, чем содержится в социальных требованиях долга. Жизненные ситуации настолько многообразны, что общество не в состоянии предусмотреть все варианты их разрешения и должного поведения в них. Многие отношения скрыты от общественного контроля. Сформированность чувства долга, понимание его позволяет и вынуждает делать добро, поступать по совести не только по требованиям общества, но и согласно внутренним убеждениям. Долг — высшая нравственная обязанность, ставшая внутренним качеством и стимулом свободного поведения личности, это органическая необходимость, согласующая личные и общественные интересы.
Сенс людського буття. Современный человек — продукт не только своей культуры. Он существует, сознает и мыслит в контексте многих культур, смысл которых полифонически сопряжен в его бытии, генерируя смысловую перспективу персонального, личностного отношения к постигаемой жизни. Осмысленность действий, поступков, отношений — имманентная потребность человека как думающего, мыслящего существа. Возможность и способность осмыслять окружающую жизнь и свою собственную появляется во взаимодействии индивида с внешним миром, в общении с другими людьми и с самим собой. Идеи, убеждения, переживания, смыслы, побуждающие жизнедеятельность, уходят своими истоками в общение, во взаимодействие как единственный способ их образования. Среди всех идеальных образований внутреннего мира человека определяющее место занимают жизненные смыслы, поскольку именно ими человек руководствуется в повседневной жизни, они определяют возможность чувствовать, переживать, посредством них человек вырабатывает собственные убеждения, принципы, ценности и идеалы. Личностный смысл является индивидуальным значением (итогом переживания, осмысления, осознания) ценностного смысла культуры и социума. Человек нуждается в осмыслении всего, что составляет жизненно необходимое окружение: явлений, людей, их действий; он стремится всему найти объяснение, оправдание, обоснование. Но первостепенную значимость для каждого человека имеет осознание, осмысление собственных действий, поступков, отношений, то есть выяснение для себя нравственной значимости своих действий. Этот процесс социально детерминирован и вызван потребностью в самоутверждении. Античные философы заявили, что смысл жизни человека заключен в тех формах и способах жизнеосуществления, которые облагораживают, возвышают человека над его естественным, природным существованием. Разум, знания, способность творить добро предотвращают стихийное течение жизни и упорядочивают стремления и цели человека. Поэтому смысл жизни усматривается в совершенствовании своего разума, своих устремлений и способностей, как обеспечивающих наивысшее благо. Философско-религиозное понимание смысла жизни в Средние века, потеснившее антропоцентрические взгляды древних философов, связало ценности жизни человека с потусторонним, божественным миром и подчинило смысложизненный выбор человека воле Божьей. В этот период обосновывался тот смысл жизни, который отвечал задачам служения Всевышнему: преодоление в себе греховности, нравственное бытие ради достижения божественной благодати. Дальнейшая история философских поисков смысла жизни освещена «открытиями» прошлого: верой в разумные, созидательные силы земного человека (Античность) или верой в высшее, божественное предназначение человека (Средние века). Эпоха Возрождения с новой энергией активизировала проблему обоснования смысла жизни реального человека как творческой индивидуальности, способной быть тем, кем захочет. Философско-этическая мысль Нового времени в поле зрения неизменно держит вопрос о предназначении человека, значимости его жизни, смысле его деятельности. И до сегодняшних дней волнуют, заставляют задуматься, например, мысли Канта о том, что человек принадлежит, прежде всего, к миру умопостигаемому, в связи с чем добрая воля и долг, пробуждаемые собственным разумом, определяют, направляют и придают ценность человеческой жизни; добродетель, нравственность — это высший жизненный принцип, возвышающий человека над животной природой, обеспечивающий душевное величие; идеи Гегеля о предназначении человека — поднять свое отдельное существо до всеобщей природы, что в свою очередь связано с овладением опытом рода человеческого, его культурой, с приобщением ко всеобщим духовным ценностям и общественно значимой деятельности. Вопрос о смысле жизни, встающий перед каждым мыслящим человеком, всегда имеет прошлое — в историческом опыте и свою новизну — в сознании и самосознании конкретной истории и личности. Смысл жизни тесным образом связан с главной целью жизни человека. Главная или конечная цель жизни — это устойчивая, существенная цель, выражающая коренные интересы личности, относительно которой все другие промежуточные жизненные цели служат средством. Цель жизни выступает ведущим ориентиром жизненной деятельности, связывая последнюю с идеалом личности. И именно в этом своем качестве цель жизни близка к понятию смысла жизни, но не тождественна ему. Определение цели жизни — один из способов осознания ее смысла. И только сливаясь, идеал и цель придают жизни человека смысл. Необходимость смыслоопределения жизни обусловлена потребностью человека в ориентированности собственного существования и прогнозировании результатов собственной жизнедеятельности, что становится важным субъективным условием самореализации личности. Потребности в осмысленности жизни не относятся к первичным, витальным потребностям, удовлетворение которых обеспечивает физическую жизнь индивида, но являются базовыми для вторичных, духовных потребностей. Именно к числу духовных, как высших социальных потребностей, относится личностный смысл жизни. Материальные основы жизни играют значительную роль в формировании смысложизненных позиций. В современной исторической действительности мы имеем возможность наблюдать, как экономическая нестабильность в обществе и проистекающие отсюда социальные проблемы деформировали жизненную ориентацию многих людей вне зависимости от возраста и пола. Людей, чей образ мысли, сознание сформировано «социалистическим образом жизни», настоящая ситуация привела ко многим разочарованиям, порой к утрате смысла жизни. Изменения жизненных смыслообразований связаны также с опытом, накапливаемым годами. Каждая социальная роль (сын, дочь, ученик, студент, специалист, муж, жена, мать, отец и т. п.), «проигранная», пережитая индивидом в личностном опыте, накапливает все новый потенциал осмысления жизненных приоритетов, выкристаллизовывая цели, обозначающие перспективное движение в бытии. Эмпирические наблюдения показывают, что только личный опыт в той или иной жизненной коллизии, выполненной социальной роли дает возможность личности глубже проникать в суть явлений, разбираться в многозначности нравственных перипетий, устанавливать личностные ценностные приоритеты и смыслы. Счастье. Вопрос о смысле жизни тесно связан с содержанием понятия счастья. Связь обнаруживается в том, что счастье — это высшее проявление реализованности смысла жизни личности. Без осознания смысла человеческого бытия невозможно понять, каким образом человек может быть счастлив. В понятии о счастье преобладает эмоционально-чувственная сторона морального сознания и отражается высокая степень внутренней удовлетворенности человека всей своей жизнедеятельностью или отдельными ее моментами на основе самореализации личных потребностей и способностей, интересов и целей, желаний и идеалов. Определение нормативного содержания счастья было главной задачей этики с момента ее возникновения. Из множества индивидуальных восприятий мыслители стремились вывести общее понятие истинного человеческого счастья. Как же исторически решалась проблема счастья? Речи Сократа противоречили общепринятым мнениям, ставили их под сомнение и неоднозначно воспринимались слушателями. Он говорил, что счастье — вовсе не радость удовольствий, оно — в другом: во внутреннем состоянии души, в обладании добродетелями, главная из которых — справедливость. Он был серьезно озабочен вопросом; как сделать граждан лучше, как совершенствовать душу? Ибо мыслитель был убежден, что счастливым может быть только человек прекрасный душой, справедливый, тот, чья душа не затронута злом или тот, кто, оступившись, стремится освободиться от зла. Слава, почет, деньги не дают подлинного счастья, настаивает Сократ, это иллюзия, но подлинное, истинное счастье — это забота о своей душе, ориентация на разум, истину и добродетель, никогда не отвечать злом на зло, несправедливостью на несправедливость, всегда оставаться человеком, сохранить свое внутреннее достоинство. По стопам Сократа идет и Платон, считая, что счастье — это добродетель, а наивысшая добродетель — справедливость. Именно она, справедливость, является ключом к счастью. Платон находит справедливость в государстве как форме гармоничного сосуществования трех сословий, занятых своим делом. Государственное устройство, объединяющее всех индивидов в целое, усмиряющее индивидуализм в разных его проявлениях, только и способно, по Платону, обеспечить счастье. Но у Платона это счастье не личное, а счастье целого государства. Сократ в понимании счастья сосредоточился на внутреннем, духовном. Несколько иных взглядов придерживался Эпикур: красота чувственного наслаждения, упоение жизнью — вот ценности человеческой души, которая не вечна, она распадется, исчезнет в вечности, а счастье — явление земное, прижизненное. Да пребудут наслаждения — таков, казалось бы, девиз эпикуреизма. Однако, настаивая на наслаждении, Эпикур на живую, яркую стихию чувств накладывает запреты и нормы разумного, утверждая, что, живя разумно и нравственно, можно жить приятно. Блаженство и счастье — это путь к свободе, освобождению от страхов, печалей, страданий. Эпикур выступил против святого: он стремился освободить человека от страха перед неведомым — волей богов, роком, судьбой и открыть человеку путь к бесстрашию, вере в себя. Именно свобода от страхов, запретов делает человека счастливым. А счастливый человек не будет творить зло, испытывать ненависть, зависть. Поэтому у Эпикура достижение счастья является основным путем к нравственности. Христианская религия запрещала человеку любовь к самому себе, чувственные радости и удовольствия. Земная жизнь кратковременна и задачи у нее иные: подготовка себе рая в другом, потустороннем мире, где и ожидает счастье. Гуманисты Возрождения, а вслед за ними французские материалисты восстали против этой догмы. Они были своего рода продолжателями идей Эпикура, но их воззрения были детищами своего времени, где исходной проблемой был поиск возможности сочетания личных и общественных интересов, личного и общественного счастья. Так, размышляя над тем, в чем заключается счастье отдельного человека, Гельвеций утверждает, что это удовлетворение личного интереса, в котором соединяется и жизненное начало, и единственный двигатель духовного мира. Удовлетворение личных интересов, себялюбия, т. е. благородных интересов, и есть человеческое счастье. Но человек может не знать, в чем состоит истинный личный интерес. Страсти, движущие людьми, могут быть пагубными для общества, а могут способствовать его благоденствию. Задачу просвещения индивидов, направления их страстей к общественному благу Гельвеции полностью связывает с формой правления. Дело государства рассеять иллюзии, создать идеальные законы и дать совершенное воспитание, побуждающее к действительному счастью. Канта волновала антитеза: долг — личное счастье. Он разводит эти понятия, считая, что счастье абсолютно поклоняется выгоде, пользе, предает добро, т. е. противоречит нравственности. Самое прекрасное в человеке — служение долгу, верность ему вопреки влечениям, успеху. По Канту, счастье — это нравственнее счастье, оно дается человеку за нравственно достойную жизнь. Философско-этические представления о счастье до Гегеля исходили из понимания счастья как удовольствия, наслаждения, себялюбия. Гегель же связывает эту проблему с назначением общественного человека. Назначение человека как разумного, духовного существа Гегель видит в его способности активно вмешиваться во внешние обстоятельства, подчинять их себе, свободно избирать свою судьбу, приобщаясь к миру человеческой культуры, к всеобщим духовным ценностям. Это действенное взаимодействие с человеческим опытом обусловливает человечность человека и позволяет ему осуществиться как человеку. На этом пути человек сталкивается со множеством противоречий, но разум позволяет не прятаться от них, а преодолевать их. Счастье пробивается через муки и страдания, оно активно, деятельно работает для своего осуществления. Построение формулы счастья — классическая философская проблема. Многие попытки реализации теоретических схем общего счастья не завершились успехом. Новые теоретические схемы не отвечали потребностям большинства. Философская формула счастья предполагает счастье нелегкое, трудное, возможность быть счастливым при любых условиях жизни и предписывает желающему счастья остерегаться внешних благ, ограничивать свои потребности, избегать удовольствий. Обыденные же представления о счастье, напротив, уповают на удачу, благоприятное стечение обстоятельств, на достижение всего, к чему влечет и что хочет иметь человек. Эти две стороны счастья всегда сосуществуют в общественном сознании, подтверждая и опровергая друг друга, преображаясь в личностных пониманиях. Особенность счастья состоит в том, что для него нет рамок, оно всегда новое, неожиданное, невозвратное, оно в постоянном движении, становлении. Понимание счастья одного индивида не совпадает со счастьем другого. Бесспорно, счастье — это состояние души. Л. Н. Толстой замечательно отметил, что счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. По всей видимости, первое, что обусловливает счастье, это способность к счастью. Чтобы быть самим собой, счастье требует узнавания в состоянии, ощущении счастья, что, в свою очередь, есть проявлением глубины и талантливости личности, то есть способности быть счастливым. Переживание счастья, несомненно, связано с состоянием подъема жизненных сил, раскрытия своих возможностей, способностей, творческого достижения, воплощения жизненного замысла, т. е. счастье — чувственно-эмоциональная форма возможностей самореализации личности, что, в свою очередь, базируется на генеральных целях, смыслах и идеалах жизни. Счастье — это ощущение, осознание и интегральное положительное отношение субъекта к своей нравственной деятельности на основе собственного понимания смысла жизни, переживаемое в виде оптимистического умонастроения, удовлетворения полнотой своего бытия, реализации целей.
§ 3. Зміст і особливості моральної самосвідомості: совість, честь, достоїнство Совість — одна из ведущих категорий этики, наиболее сложное структурно-функциональное образование нравственного самосознания личности, инструмент общественной оценки и самооценки нравственности личности. Достаточно сложным вопросом в этике всегда был вопрос о природе совести, ее возникновении, многообразии ее проявлений, ведь совесть регулирует такие действия человека, о которых известно только ему самому, и только совесть оказывается единственным нравственным судьей человека, безликой, но беспощадной силой самообуздания и самоконтроля личности. Понятие совести уже существовало в элементарной форме у первобытного человека. Существует точка зрения, что чувство совести на низшей ступени развития общества возникло в основном из простого чувства страха перед жестоким наказанием. Действительно, на формирование и развитие совести людей родового строя влияли родовые обычаи, суеверия, предрассудки, связанные с мифологическими воззрениями. Отдельная личность, оставаясь, безусловно, подчиненной коллективным требованиям, за несоблюдение заповедей, запретов несла суровое наказание. Но такая мера была обусловлена угрозой бедствия всему племени из-за нарушения предписаний старейшин. Вместе с тем, как показывают многочисленные этнографические исследования, чувство совести сложилось тогда, когда человек сам стал ощущать моральную потребность совершать определенные поступки, исходя из собственных убеждений, соотнося их с общественными требованиями. Человек родового строя нередко следовал велению совести, побеждая страх перед наказанием. В греческой мифологии проявление совести связывалось с образом богинь мести Эриний, задача которых отыскивать грехи всех людей, поскольку им принадлежало право наказания за содеянное зло. И в эту же эпоху в древнегреческих литературных источниках находим линию развития представлений о совести, где герои (например, в трагедиях Еврипида) страдают уже не от мести богинь и не только от общественного мнения, а от собственных угрызений совести, от сознания совершенного проступка. Теоретическое объяснение категории совести неразрывно связано с общими философскими и этическими позициями мыслителей. В домарксистских этических учениях можно выделить несколько основных направлений, исследующих данную категорию с различных позиций. Религиозно-идеалистические теории, в которых совесть рассматривается как производное вечных, абсолютных идей или априорного нравственного закона, как нечто врожденное или данное Богом. Важно выделить теории, обосновывающие земные источники совести, определяющие ее реальными условиями жизни людей, их потребностями, интересами, отношениями, признающими значимость воспитания, просвещения в формировании этого чувства и понятия. Наконец, натуралистические представления, которые связывают идею совести с биологическим происхождением человека. Впоследствии теологи, воспользовавшись идеалистическим объяснением понятия совести для обоснования божественного ее происхождения, находили в ней самое реальное присутствие и откровение Бога в человеке. Совесть, утверждали они, есть голос Бога, находящийся в душе человека. Религиозное учение требует чистой совести перед Богом, поскольку то, что делается против совести, есть грех, презрение к Богу. Наряду с этим теология, признавая греховность человека, предоставляет возможность ему очистить свою совесть путем покаяния и исповедания. Требуя от верующих осознания бессовестных поступков, религия культивирует личное нравственное совершенствование. Но, с другой стороны, лишает совестливость бескорыстия, притупляет чувство ответственности человека за свое поведение перед другими людьми. В своем этическом учении значительное место отводил категории совести Кант, который считал, что совесть не есть нечто приобретаемое и не существует обязанности приобрести ее, но каждый человек, как нравственное существо, имеет в себе совесть от рождения. Совестью Кант назвал такое отношение личности к себе, при котором возникает мучительное ощущение не до конца выполненного долга: высокий смысл морального закона при сопоставлении с несовершенством реального человека порождает «самоотрицание и упреки к себе» со стороны внутреннего «обвинителя». То есть философ устанавливал за совестью функцию определения соответствия совершенного поступка закону нравственности. А поскольку, по Канту, нравственный закон, а значит и совесть, каждое разумное существо носит в себе, то природа совести, ее социальная сущность не могли быть им объяснены. Если Кант противопоставляет нравственность и естественные стремления человека, то Гегель пытается согласовать мораль с жизнью, с чувствами и склонностями. По форме Гегель «замыкает» совесть на самом субъекте, она выступает утверждением единства субъективного знания того, что есть в себе и для себя, а именно представления о том, что есть право, долг, добро. По содержанию в идеалистических интерпретациях Гегеля содержится немало ценного: он отстаивает обусловленность морального поведения внутренней убежденностью; пытается рассматривать совесть с точки зрения ее зависимости от общественной нравственности, подчеркивая ее решающее значение для индивидуального морального интереса. Для философов противоположного направления, материалистического обоснования совести характерно ее осмысление, исходя из действительной жизни. Первые попытки такого обоснования находим уже в древнегреческой философии. Так, Демокрит был первым, кто пытался сформулировать понятие совести, подчеркнув при этом ее характерную черту — самоконтроль человеческого поведения. Воздерживаться от дурных поступков следует, исходя не из страха, а из внутренних убеждений, считал он, более всего стыдиться нужно самого себя, даже если проступок не стал известен другим. Демокрит утверждал моральную ответственность не только за действия человека, но и за его намерения. Аристотель, первый систематизатор этики, прямо отстаивает невозможность появления совести у человека вне общества, поскольку стремление человека к общежитию неотъемлемо от него и невозможно. Подобных взглядов придерживался и философ XVII в. Б. Спиноза, который стремился объяснить происхождение понятия совести исходя из реальных потребностей человеческой жизни, придавая главное значение при этом воспитанию, в противовес платоновским врожденным идеям. Спиноза представляет чувство совести как приобретенное в процессе жизни путем воспитания. Д. Локк, впервые исследовавший опытное происхождение нравственности, также доказы вал, что совесть есть продукт среды и воспитания. Его идеи о социальной обусловленности и общественном содержании совести были развиты французскими материалистами XVIII в. Они противопоставили религиозной морали «земную» нравственность, связывая свои этические воззрения с политикой и законодательством. По мнению П. А. Гольбаха, совесть человека должна руководствоваться разумом и общественным мнением. Он отмечал, что люди приобретают чувство совести путем воспитания, которое укрепляется или ослабляется общественным мнением, привычкой, примерами окружающих. Натуралистические теории совести появляются в XIX в. Представители этих концепций (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П. Кропоткин и др.) видели истоки совести человека в общественных инстинктах животных, то есть совесть человека — продолжение совести животных. Натуралисты исключили из совести божественное начало, дали ей антропологическое толкование, но не видели принципиального различия, которое существует между животными инстинктами и человеческим сознанием — продуктом исторического развития общества. Историческое возникновение морали, как отражение специфичной взаимосвязи личности и общества доказывает социально-историческая концепция. Здесь содержание понятия совести выводится из общественно-экономического бытия. Марксизм обосновывает, что возникает совесть на определенной ступени развития человеческого общества и ее содержание носит конкретно-исторический характер. Она порождена потребностями человеческого общежития, социальными отношениями людей в процессе их общественно-трудовой практики. Совесть, как способность человека контролировать свои действия, наполняется конкретным содержанием вследствие не простого общения с другими людьми, а вследствие принадлежности человека к определенной социальной группе, классу. Связывая природу совести с социальной сущностью человека, марксизм подчеркивает классовый характер ее содержания. Содержание понятия совести, как и осмысление категории «совесть», исторически менялось. В самом общем виде следует подчеркнуть, что совесть — специфическая форма отражения объективного мира. Объективный источник ее формирования и развития — в установленных обществом нормах морали, которые, в конечном счете, отражают экономический строй общества. На основе установленных, принятых в обществе норм морали, общего мировоззрения человек вырабатывает собственные нравственные убеждения и руководствуется не только установленными требованиями и нормами, но и своими внутренними убеждениями, под влиянием которых и производится оценка поступков, мыслей, чувств, т. е. действует совесть. Знание того, что такое добро и в чем состоит дол г каждого, способность применять критерии к оценке других являются необходимыми, но не достаточными условиями активности совести. Усвоенные личностью представления о добре, справедливости, долге только тогда становятся внутренним основанием совести, когда превращаются в убеждения. Если человек не убежден в своем долге творить добро, то не испытывает потребности поступать справедливо, т. е. не обладает совестью. Совесть структурно и функционально выступает как ядро нравственного самосознания, а нравственные убеждения — сердцевина совести. В этом смысле совесть служит субъективным выражением нравственной сущности личности, показателем уровня ее социальной, нравственной зрелости. Свидетельством нравственной развитости человека являются такие его нравственные привычки, которые позволяют поступать в соответствии с внутренними нравственными убеждениями — как подсказывает совесть, В совести как нравственном явлении следует выделить три составных элемента: рациональный, эмоционально-чувственный, волевой. Рациональная часть совести: разумное сознание нравственного значения совершаемых действий, которое носит характер осуждения или одобрения. Характерно, что суд совести, как внутренняя активность самосознания, происходит вне зависимости от осведомленности других людей о предмете индивидуальной совести. Разумному суждению нравственного значения совершаемых действий способствует соответствующее чувство, благодаря которому эмоциональный характер совести проявляется в виде чувства нравственного удовлетворения или неудовлетворенности собой. Чувство недовольства собой принимает форму раскаяния, угрызений совести, чувства стыда, являющихся одними из самых сильных человеческих эмоций. В совести непременно присутствует и волевой момент. Совесть повелевает, вынуждает поступать определенным образом, тем самым придавая ценность всякому суждению и чувству. Этот элемент совести характеризует общее направление всего поведения в особых, противоречивых человеческих ситуациях, ту силу душевного напряжения личности, которая открывается в ней в процессе внутренней борьбы между добрыми и злыми намерениями, мотивами, целями. Совесть не возникает внезапно и не исчезает бесследно, а постепенно формируется в процессе нравственной деятельности личности, прогрессируя или деградируя в зависимости от многих объективных и субъективных причин. Она постоянно присутствует в самосознании морально зрелой личности как потенциальная способность или реальный процесс. Итак, совесть — категория этики, характеризующая способность личности осознавать нравственные общественные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков, осуществлять самоконтроль. Это одно из проявлений нравственного самосознания личности.
Достоинство и честь. Термином «достоинство» обозначают положительные свойства, признаки и преимущества любых материальных и духовных явлений и предметов, используемых человеком в жизнедеятельности. Положительным считается все то, что удовлетворяет материальные и духовные потребности, интересы и цели человека. Положительными свойствами и качествами может обладать и человек. Так, здоровье, сила, красота, образованность и т. п. являются положительными свойствами человека, а значит, и его достоинствами. У человека есть как физические, так и духовные достоинства. В обеих сферах можно выделить прирожденные и социально приобретенные свойства и качества. Положительные нравственные свойства человека также относятся к достоинствам человека. Понятие о достоинствах человека, его преимущественных перед другими свойствах и качествах следует отличать от понятия человеческого достоинства. Категорией «достоинство» в этике принято обозначать объективную ценность личности, ее социальную значимость как соответствующую, адекватную человеческой сущности, т. е. то качество, при котором человек поступает так, как подобает его сущности и назначению, как должен поступать именно человек. В широком смысле слова достоинство означает ценность человека для других людей, для общества независимо от его социального положения, профессии, национальности. Каждый человек, хотя и в разной степени, осознает целостную ценность своей личности и нуждается в сохранении и признании этой ценности другими людьми. Достоинство в узком смысле — это оценка человеком себя как нравственной личности, значимой для окружения, для общества. В данном случае мы имеем дело с положительным оценочно-эмоциональным отношением к себе в форме сознания и чувства собственного достоинства. Уважение самого себя или чувство собственного достоинства — это то, что больше всего возвышает человека. Хотя приходится встречаться и с неадекватной формой самовозвышения человека. Обладая низким моральным достоинством и дурной репутацией, индивид в то же время способен испытывать необоснованное уважение к себе и, наоборот, — при высоком достоинстве и авторитете иметь явно заниженное самоуважение. Чувство собственного достоинства не является априорным и универсальным. Оно формируется в процессе общения и воспитания по-разному, в зависимости от представлений о достойном и недостойном, от характера нравственной деятельности личности и отношения к ней окружающих, от ее социального статуса. Понятие достоинства настолько тесно связано с понятием чести, что бывает достаточно сложно четко определить различия в их содержании. Честь и достоинство — показатели моральной ценности человека. Посредством их определяется нравственность и отдельного человека, и коллектива, и даже общества. Но между этими понятиями существует разница, состоящая в том, что достоинство — это нравственное отношение к самому себе, внутреннее признание, самоуважение, а честь означает внешнее признание, оценку личности со стороны других. Представления о чести в своем классическом виде сформировались в феодальной морали, где ведущей моральной установкой чести было утверждение достоинства сословия путем соблюдения образа жизни и действий, системы моральных норм, принятых в данной социальной группе. Соблюдение кодекса чести было и внешним признаком принадлежности к сословию, и способом осознания своего места в нем. В дальнейшем понимание чести личности связывается с ее зависимостью от социального положения, но во внимание принимаются, прежде всего, личные заслуги человека, его труд, мера человечности, что и определяет меру почета и уважения. Ни один человек не может избежать оценки своих суждений, поступков, деятельности во мнениях друзей, родных, коллектива. Общественное мнение — величайший повелитель и регулятор поведения и взаимоотношений людей. Ориентация на него и вынуждает человека формировать свою жизнедеятельность должным, принятым в обществе образом. Признание ценности личности во многом зависит от ее репутации в обществе, в коллективе. Репутация — это целостное представление о человеке, о его духовном богатстве или нищете, о его практических способностях, достижениях и недостатках. Репутация может быть положительной и отрицательной («высокой» и «дурной») и выявляется во мнении большинства коллектива о преобладающих достоинствах или пороках индивида. Положительная репутация вызывает общественное уважение, что оказывает честь человеку. Иногда, в целях завоевания определенной репутации, человек может создать некий свой образ в глазах окружающих или имидж (имидж «рубахи-парня», интеллектуала, модницы, радикально мыслящего человека и т. п.), что связано с проявлением продуманного соответствующего стиля поведения и взаимоотношений. Отношение коллектива, группы к имиджу конкретного индивида, его принятие, одобрение могут влиять на меру уважения, на честь личности. Таким образом, категория чести в этике связывается с общественной оценкой и признанием моральных заслуг и достоинств человека как представителя определенной общности (нации, государства, города, трудового коллектива и т. п.), как исполнителя Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.) |